/

Эндель Мария Иосифовна

«Спиноза без малейшаго сумнения каббалиствует»: о ранее неизвестном переводе на русский язык книги Иоганна Вахтера «Elucidarius cabbalisticus» («Объяснение каббалы») XIX в.


Эндель М. И. «Спиноза без малейшаго сумнения каббалиствует»: о ранее неизвестном переводе на русский язык книги Иоганна Вахтера «Elucidarius cabbalisticus» («Объяснение каббалы») XIX в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 77. С. 100-117.

DOI: 10.15382/sturI201877.100-117

Аннотация

В данной статье рассматривается ранее неизвестный перевод на русский язык книги немецкого философа XVII в. Иоганна Вахтера «Elucidarius cabbalisticus». Эта книга посвящена философии Бенедикта Спинозы, которую автор понимает в связи с еврейской мистикой, каббалой. Перевод на русский язык был выполнен Семеном Новиковым в 1820 г., но так и остался неопубликованным. В статье подробно излагается содержание рукописи, а также сам манускрипт рассматривается в широком контексте масонской литературы XVIII–XIX вв., связанной с каббалой. Главная идея книги Вахтера заключается в том, что каббала — древнее учение, форма некоторой изначальной философии или мудрости, передающаяся у иудеев. Передается она тайно, во избежание профанизации. Именно поэтому каббала существует в двух формах — Маасе Брейшит и Маасе Меркава — каббала для элиты и каббала для народа. Философия Спинозы — форма элитарной каббалы, происхождение которой он скрывает, избегая иврита и лишних отсылок к каббалистическим текстам. Главное совпадение Спинозы и каббалы в формуле: «Природа есть Бог, но Бог не есть природа» или, говоря словами Вахтера: «Бог и натура как причина и произведение разняться». Перевод книги Вахтера, выполненный Семеном Новиковым, еще одно свидетельство интереса к еврейской мистике, а также того, что русские масоны были не только проводниками западных ценностей и западной философии, но и впервые осмысляли на русском языке значительный объем европейского гуманитарного знания, составной частью которого, безусловно, является каббала.

Ключевые слова

Спиноза, каббала, еврейская мистика, Иоганн Вахтер, масонство, история масонства в России, философия Спинозы, Феофан Прокопович, еврейская философия, эзотеризм, традиция

Список литературы

  1. Антонов К. М. Предисловие. Основные проблемы изучения истории религиоведения советского времени // «“Наука о религии”, “научный атеизм”, “религиоведение”: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в.» /сост., предисл., общ. ред. К. М. Антонов. М., 2014. С. 6.
  2. Бурмистров К. Европейская философия и каббала. История, проблемы, влияния. М., 2013.
  3. Бурмистров К. Ю. Иоганн Петер Шпет (Moshe Germanus): от христианского пиетизма к еврейской каббале // Judaica Rossica. М., 2003. Вып. 3. С. 51–79.
  4. Бурмистров К. Ю. Спиноза и каббала: Конфликты, влияния, источники // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2017. C. 10–33.
  5. Бурмистров К. Ю., Эндель М. И. «Сефер йецира» в еврейской и христианской традициях // Judaica Rossica. М., 2002. Вып. 2. С. 49–80.
  6. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Л. М. Брагина, ред. М., 1999.
  7. Кауфман И. С. Спиноза в контексте еврейской мысли // Judaica Petropolitana. СПб., 2015. № 3. С. 99–116.
  8. Кауфман И. Философия Спинозы в России. Первая Часть. 1774–1884 // Историко-философский ежегодник. М., 2005. С. 312–344.
  9. Лейбниц Г. В. Сочинения: В 4 т. М., 1989. Т. 4.
  10. Моше бен Маймон. Путеводитель растерянных. М., 2000.
  11. Нечипуренко В. Н. Еврейская философия и каббала. Ростов н/Д., 2007.
  12. Одоевский В. Секта идеалистико-елеатическая, отрывок из словаря Истории Философии // Мнемозина. М., 1824. Ч. 4. С. 160–213.
  13. Серков А. Русское масонство. 1731–2000: Энциклопедический словарь. М., 2001.
  14. Худшина И. Шварц. URL: https://iphlib.ru/greenstone3/library/library/collection/newphilenc/document/HASH0108924e2d320d69 ff 553108 (дата обращения: 16.02.2018).
  15. Эндель М. И. Оригинальные каббалистические концепции в масонском кодексе «О сфирот» (кон. XVIII в.) // Тирош. Труды по иудаике. М., 2001. Вып. 5. С. 37–50.
  16. Эндель М. И. Станислав Пинас Эли — врач, масон, каббалист // Контакты и конфликты в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2017. C. 33–50.
  17. Эндель М. Об одном каббалистическом кодексе в русской масонской литературе // Тирош: Труды по иудаике. М., 2000. Вып. 4. С. 57–66.
  18. Bayer N. Spreading the light: European Freemasonry and Russia in the eighteenth century. Нouston, 2007.
  19. Beltran M. The Infl uence of Abraham Cohen de Herrera’s Kabbalah on Spinoza’s Metaphysics. Leiden, 2016.
  20. Burmistrov K. Endel M. The Place of Kabbalah in the Doctrine of Russian Masons // Aries: Journal for the Study of Western Esotericism. Leiden, 2004. Vol. 4/1. P. 27–68.
  21. Burmistrov K. The Kabbalah as Primordial Tradition In Russian Secret Societies // Constructing Tradition Means and Myths of Transmission in Western Esotericism. Leiden, 2010. P.
  22. Burmistrov K., Endel M. Kabbalah in Russian Masonry: Some Preliminary Observations // Kabbalah: Journal for the Study of Jewish Mystical Texts. Los Angeles, 1999. Vol. 4. P. 9–59.
  23. Coudert A. P. The Impact of the Kabbalah in the Seventeenth Century: The Life and Thought of Francis Mercury Van Helmont (1614–1698). Leiden, 1999.
  24. Liebes Y. On Sabbateanism and Its Kabbalah: Collected Essays. Jerusalem, 1995.
  25. Maciejko P. Christian Elements in Early Frankist Doctrine // GAL-ED. On the History and Culture of Polish Jewry. Tell-Aviv, 2006. Vol. 20. С. 21–29.
  26. Nassar D. The Romantic Absolute: Being and Knowing in Early German Romantic Philosophy 1795–1804. Chicago, 2014.
  27. Schmidt-Biggemann W. Geschichte der christlichen Kabbala. Stuttgart-Bad Cannstatt, 2013. Bd. 3.
  28. Scholem G. Die Wachtersche Kontroverse über den Spinozismus und ihre Folgen // Spinoza in der Frühzeit seiner religiösen Wirkung, Wolfenbütteler Studienzur Aufklärung. Heidelberg, 1984. Bd. 12. S. 15–25.
  29. Wachter J. Elucidarius Cabalisticus, Sive, Reconditae Hebraeorum Philosophiae Brevis & Succincta Recensio. R., 1706.
  30. Wolfson E. The Tree That Is All: Jewish-Christian Roots of a Kabbalistic Symbol in Sefer ha-Bahir // Journal of Jewish Thought and Philosophy. 1994. Vol. 3/1. P. 31–76.

Данные об авторе

Эндель Мария Иосифовна


Должность: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-3953-650X;
Электронный адрес: mariaendel@gmail.com.

Благодарности

Материалы собраны благодаря программе Центра «Сэфер» по поддержке исследований в области иудаики (проект осуществлен при поддержке Genesis Philanthropy Group) Автор выражает благодарность сотруднику РНБ Павлу Андреевичу Медведеву за помощь в работе.