/

Гагинский Алексей Михайлович

Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии


Гагинский А. М. Дискуссия о различии сущности и энергии в контексте византийской онтологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 23-39.

DOI: 10.15382/sturI201876.23-39

Аннотация

В статье рассматриваются онтологические предпосылки дискуссии о божественных энергиях в XIV в. А именно, поскольку бытие сводилось к сущности, статус энергии оказывался под вопросом, ибо бессущностная энергия не может называться существующей. Автор показывает, что экзистенциальное измерение концепции энергии, разработанное Аристотелем, в эпоху христологической полемики уходит на задний план, а концептуальный аппарат онтологии становится настолько узким, что стремится к вытеснению всего, что не вписывается в рамки оппозиции сущность/сопутствующее. В статье показывается, что это обстоятельство является философским основанием паламитских споров, их важнейшей теоретической предпосылкой. Обычно в научной литературе эти споры рассматриваются с богословской точки зрения, а потому остается непонятной мотивация антипаламитов, которые по личным соображениям могли не принимать, например, исихастские практики, но отрицать концепцию энергий их все-таки побуждала собственная «ментальная онтология».

Ключевые слова

Бог, бытие, сущность, энергии, паламизм, антипаламизм, онтология, теология

Список литературы

  1. Бибихин В. В. Энергия. М., 2010.
  2. Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. М., 1999.
  3. Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю. СПб., 2012.
  4. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012. С. 23–77.
  5. Гагинский А. М. Онто-теология и преодоление метафизики: М. Хайдеггер, Ж.-Л. Марион и христианская традиция // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. М., 2015. Вып. 4 (60). С. 55–71.
  6. Гагинский А. М. Философские категории в паламитских спорах // Богословский вестник. Сергиев Посад, 2017. №. 24–25, Вып. 1–2. С. 181–185.
  7. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.
  8. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
  9. Фокин А. Р. Трансформация аристотелевских категорий в теологии и космологии Максима Исповедника // Философский журнал. М., 2017. Т. 10. № 2. С. 43–45.
  10. Хайдеггер М. Тождество и различие. М.: Логос, 1997.
  11. Bradshaw D. The presence of Aristotle in Byzantine theology // The Cambridge Intellectual History of Byzantium / A. Kaldellis, N. Siniossoglou, eds. Cambridge, 2017. P. 381–396.
  12. Chen Ch.-H. Diff erent Meanings of the Term ¢ν£ργεια in the Philosophy of Aristotle // Philosophy and Phenomenological Research. Malden, 1956. Vol. 17 (1). P. 56–65
  13. Fehér I. Heideggers Kritik der Ontotheologie // Religion und Gott im Denken der Neuzeit. Paderborn: Ferdinand Schöningh, 2000. S. 200–223.
  14. Gutas D., Siniossoglou N. Philosophy and «Byzantine philosophy» // The Cambridge Intellectual History of Byzantium / A. Kaldellis, N. Siniossoglou, eds. Cambridge, 2017. P. 271–295.
  15. Jaran F. L’onto-théologie dans l’oeuvre de Martin Heidegger: Récit d’une confrontation avec la pensée Occidentale // Philosophie. P., 2006. Vol. 91/4. P. 37–62.
  16. Larchet J.-C. Théologie des énergies divines: Des origines à st. Jean Damascène. P., 2010.
  17. Les Catégories et leur histoire / O. Bruun, L. Corti, éds. P., 2005
  18. Lilla S. Clement of Alexandria: A Study in Christian Platonism and Gnosticism. Oxford university press, 1971.
  19. Menn S. The Origins of Aristotle’s Concept of ¢νέργεια: ¢νέργεια and δžναμις // Ancient
  20. Philosophy. Pittsburgh, 1994. Vol. 14 (1). P. 73–114
  21. Philoponus and the Rejection of Aristotelian Science / R. Sorabji, ed. N. Y., 1987.
  22. Μόσχος Δ. Πλατωνισμς õ Χριστιανισμς; Ο φιλοσοφικς προϋποθσεις το ùντιησυχασμο το Νικηφρου ΓρηγορÊ (1293–1361). ùθýνα, 1998.
  23. Sorabji R. Time, Creation and the Continuum: Theories in Antiquity and the Early Middle Ages. L.: Duckworth, 1983.

Данные об авторе

Гагинский Алексей Михайлович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-9412-9064;
Электронный адрес: algaginsky@gmail.com.