/

Донати Пьерпаоло

Загадка социального отношения: пролегомены к реалистической реляционной социологии


Донати П. Загадка социального отношения: пролегомены к реалистической реляционной социологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 81-101.

DOI: 10.15382/sturI201875.81-101

Аннотация

В статье представлен очерк проекта реляционной социологии П. Донати, которая рассматривает общество и человека как «конституированных реляционно», т. е. конституированных социальными отношениями. Господствующие сейчас социологические теории понимают отношения как эманацию индивида, в то время как на самом деле идентичность индивида зависит от отношений. Заблуждение индивидуализма связано с тем, что эти теории избегают «загадки отношения», т. е. порядка реальности, способного объединить различающихся, сохраняя и даже поддерживая их различия. Этот новый подход понимает отношения как реальность sui generis, несводимую к сторонам отношения и их свойствам, поскольку отношение «эмерджентно». Таким образом, преодолеваются проблемы субъективизма и объективизма в понимании природы социальной реальности и высвечивается загадка отношения с ее реляционностью. Такой подход основывается на новой социальной (реляционной) онтологии, согласно которой субстанция и отношение в равной мере являются принципами бытия. Такая онтология нуждается в особой «теологической матрице», поскольку каждое общество зависит от некоего «символического кода», который определяет уникальность его структур и социокультурную динамику. Символические коды всегда имеют религиозное происхождение (при широком понимании религии как латентных предельных ценностей данного общества). В рамках западного мышления можно наблюдать три таких символических кода (или теологических матрицы) в зависимости от того, как трактуется различие между Я и Другим: 1) в рамках диалектического символического кода различие между Я и Другим понимается как точка постоянного конфликта и обсуждения; теория Ю. Хабермаса служит ярким примером этого кода; 2) бинарная матрица, представленная работами Н. Лумана, полагает различие между Я и Другим как непреодолимое разделение; 3) реляционный код понимает различие как социальное отношение, т. е. как настоящий взаимообмен между сторонами, порождающий эмерджентный эффект. Реляционная матрица восходит к христианству и его теологической матрице Троицы.

Ключевые слова

социальное отношение, реляционная социология, реалистическая социальная онтология, Я и Другой, различие, теологическая матрица, Троица, общество после-модерна

Список литературы

  1. Borch C. Niklas Luhmann. N. Y., 2011.
  2. Donati P. Teoria relazionale della società. Milano, 1991.
  3. Donati P. Relational sociology: a new paradigm for the social sciences. L., 2012.
  4. Donati P. La famiglia: il genoma che fa vivere la società. Soveria Mannelli, 2013.
  5. Donati P. La Familia como raíz de la sociedad. Madrid, 2013.
  6. Donati P. Sociologia della relazione. Bologna, 2013.
  7. Donati P. Morphogenic Society and the Structure of Social Relations // Late modernity: trajectories towards morphogenic society Social morphogenesis. N. Y., 2014. P. 143–172.
  8. Fadelle J. Le prix à payer. P., 2010.
  9. Fitzi G. A «Transnormative» View of Society Building: Simmel’s Sociological Epistemology and Philosophical Anthropology of Complex Societies // Theory, Culture & Society. 2012. Vol. 29. № 7–8. P. 177–196.
  10. Guardini R. Der Gegensatz: Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten. Mainz, 1998.
  11. Hall J. A Framework to Measure the Progress of Societies. 2010/ URL: http://staging.ilo.org/public/libdoc/igo/2010/462669.pdf (дата обращения 29.11.2017).
  12. Luhmann N. Sistemi sociali: fondamenti di una teoria generale. Bologna, 1990.
  13. Luhmann N. Social systems. Stanford, 1995.
  14. Lyotard J.-F. Le diff érend. P., 1983.
  15. Maspero G. Uno perché Trino: breve introduzione al trattato su Dio. Siena, 2011.
  16. Maspero G. Essere e relazione: l’ontologia trinitaria di Gregorio di Nissa. R., 2013.
  17. Nietzsche F. et al. Aphorisms on love and hate. L., 2015.
  18. Parsons T. Christianity and Modern Industrial Society // Sociological Theory and Modern Society. N. Y., 1967. P. 385–421.
  19. Parsons T., Fox R., Lidz V. The «Gift of Life» and Its Reciprocation // Social Research. 1972. Vol. № 3. P. 367–415.
  20. Ricoeur P. Soi-même comme un autre. P., 1990.
  21. Rossi G. et al. The social generative action of the third sector: comparing international experiences. Milano, 2008.
  22. Sachs J. The age of sustainable development. N. Y., 2015.
  23. Simmel G. Philosophie des Geldes. Leipzig, 1907.
  24. Splett J. Die Trinitätslehre G. W. F. Hegels. Freiburg, 1965.
  25. Splett J. La dottrina della trinità in Hegel. Brescia, 1993.
  26. Stiglitz J. E., Sen A., Fitoussi J .P. Report by the Commission on the Measuring of Economic Performance and Social Progress. 2009/ URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/118025/118123/Fitoussi+Commission+report (дата обращения 29.11.2017).
  27. Teubner G. Self-subversive Justice: Contingency or Transcendence Formula of Law? // Modern Law Review. 2009. Vol. 72. № 1. P. 1–23.
  28. Lessico della sociologia relazionale. Bologna, 2016.

Данные об авторе

Донати Пьерпаоло


Ученая степень: доктор социологии;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Болонский университет (Италия); 33 Via Zamboni, Bologna 40126, Italy;
ORCID: 0000-0002-9794-132X;
Электронный адрес: socrel.pstgu@gmail.com.