/

Ваганова Наталья Анатольевна

Гносеология или мистагогия? Концепция живой религии в творчестве о. Павла Флоренского


Ваганова Н. А. Гносеология или мистагогия? Концепция живой религии в творчестве о. Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 67-78.

DOI: 10.15382/sturI201875.67-78

Аннотация

Начальные строки «Столпа и утверждения Истины» в известном определении «живого религиозного опыта как единственного законного способа познания догмата» предписывают, что философская рефлексия и теологическое умозрение всегда должны отправляться от живой жизни. Последняя рассматривается в личностном аспекте как духовная автобиография, включающая дорефлексивные переживания детства. Позже они находят свое отражение в научном, личном и религиозном опыте взрослой жизни и становятся органическим элементом творчества Флоренского, включающего представление о двоемирии как основе реальности. Невидимым центром такой системы является таинство, на которое указывают видимые слои культа и символы, которыми полон обыденный мир. Символ — это реальность особого рода, несущая в себе энергию (º νέργεια) таинства. Эпистемология религиозного опыта Флоренского ориентирована на традицию, восходящую к Ареопагитикам и Бонавентуре, и является скорее мистагогией под сциентистской оболочкой. Это своего рода мистическая эвристика, символическое духовное восхождение к Истине, при котором указующие к ней символы, включая «человека Павла», не являются самоценными и становятся ненужными после того, как цель достигнута. В этом смысле очень важно, что религиозный опыт, обладающий «жизнью» как своей сущностью, становился основой религиозности нового типа, пока представлявшейся лишь как проект.

Ключевые слова

Флоренский, религиозный опыт, детство, мистика, магизм, символ, таинство, центр, периферия, эпистемология, мистагогия

Список литературы

  1. Резниченко А. И. Флоренский и Хайдеггер об λήθεία: забвение и/или сокрытость? // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2017. № 1 (7). С. 47–62.
  2. «Философствовать в религии». Материалы конференции, посвященной столетию выхода книги «Столп и утверждение Истины о. Павла Флоренского. М., 2017.
  3. Флоренский П. А. Магичность слова // Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 252–280.
  4. Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма: [Пробная лекция] // Богословский вестник. 1909. Т. 1. № 2. С. 384–397.
  5. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины // Сочинения. М., 1990. Т. 1 (I).
  6. Флоренский П. С. Имеславие как философская предпосылка // Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 281–338.
  7. Флоренский П., свящ. Детям моим. М., 1992.
  8. Флоренский П., свящ. Разум и диалектика [Вступительное слово перед защитою на степень магистра книги «О Духовной Истине». Москва, 1912 г.] // Богословский вестник. 1914. Т. 3. № 9. С. 86–98.
  9. Флоренский П. А. Философия культа. М., 2004. С. 174.
  10. Хагемейстер М. «Новое Средневековье» Павла Флоренского / Н. Бонецкая, пер. // Звезда. 2006. №11. URL:http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/11/ bo20.html (дата обращения: 01.01.2018).
  11. Хоружий С. С. Обретение конкретности // Флоренский П. А. Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 3–33.

Данные об авторе

Ваганова Наталья Анатольевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитрарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры философии;
ORCID: 0000-0002-7706-9810;
Электронный адрес: arbarus@yandex.ru.

Благодарности

Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины XIX — начала XX в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.