/

Овчаренко Артем Владимирович,

Красота после эстетики: Становление новой богословской категории


Овчаренко А. В. Красота после эстетики: Становление новой богословской категории // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 48-64.

DOI: 10.15382/sturI201875.48-64

Аннотация

Опыт переживания красоты является значительным аспектом Предания Восточной Церкви. И как понятие, и как ценность красота фигурирует в христианской письменности с самых ее истоков. Но при этом среди святоотеческих произведений нет ни одного, специально посвященного этой теме. Вместе с тем в Новое время зарождается течение светской мысли, позднее наименованное «эстетикой», которое в известном смысле узурпирует красоту в качестве своей категории. Лишь к ХХ в. эстетика отвергнет красоту, и потребуется путь в несколько поколений религиозных мыслителей, чтобы стало возможным взглянуть на красоту независимо от эстетики — как на специфически богословскую проблему. В статье осуществляется обзор этого пути: богословская эстетика Ганса Урса фон Бальтазара, богословие красоты Павла Евдокимова и Дэвида Бентли Харта. Проводится сопоставительный анализ подходов указанных авторов при разработке проблематики красоты, анализируются причины возникновения нового течения богословской мысли.

Ключевые слова

красота, прекрасное, проблематика красоты, светская эстетика, богословская эстетика, богословие красоты, метафизика, персонализм, Ганс Урс фон Бальтазар, Павел Евдокимов, Девид Бентли Харт

Список литературы

  1. Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Сочинения: В 2 т. СПб.; М., 1999.
  2. Бычков В. В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.
  3. Бычков В. В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М., 2005. Вып. 1. С. 3–37.
  4. Бычков В. В. Эстетика. М., 2012.
  5. Бычков О. В. О перспективах новейших научных исследований в эстетике // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М.: 2010. Вып. 4. С. 127–149.
  6. Гартман Н. Эстетика. К., 2004.
  7. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987.
  8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1973.
  9. Евдокимов П. Искусство иконы: Богословие красоты. Клин, 2007.
  10. Касаткина Т. А. «Мир спасет красота…». URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?id=39388 &s=24&ss=2 (дата обращения: 11. 05. 2017).
  11. Коначева С. А. Совпадение красоты и бесконечности как основание христианской онтологии // Ежегодник по феноменологической философии. М., 2015. Вып. 4. С. 73–86.
  12. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Теория. М., 1920.
  13. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Харьков; М., 2000.
  14. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 2000. Кн. 2.
  15. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  16. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1964.
  17. Новикова Е. «Мир спасет красота» Ф. М. Достоевского и русская религиозная философия конца XIX — первой трети XX в. // Достоевский и XX век / Т. А. Касаткина, ред. М., 2007. Т. 1. С. 97–124.
  18. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988.
  19. Татаркевич В. История шести понятий. М., 2002.
  20. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М., 2003.
  21. Харт Д. Б. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
  22. Balthasar H. U., von. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Einsiedeln, 1988. Bd. 1; 1989. Bd. 3, 2. Tl. 1; 2009. Bd. 3, 1. Tl. 1.
  23. Balthasar H. U., von. Presence and Thought. Essay on the Religious Philosophy of Gregory of Nyssa. San Francisco, 1995.
  24. Bender M. The Dawn of the Invisible: The Reception of the Platonic Doctrine on Beauty in the Christian Middle Ages: Pseudo-Dionysius the Areopagite, Albert the Great, Thomas Aquinas, Nicholas of Cusa. Münster, 2010
  25. Hart D. B. The Beauty of the Infi nite: The Aesthetics of Christian Truth. Grand Rapids (MI), 2003.
  26. Oakes E. T. Pattern of Redemption. The Theology of Hans Urs von Balthasar. N. Y.; L., 2005.
  27. Sammon B. Th. God Who Is Beauty: Beauty as a Divine Name in Thomas Aquinas and Dionysius the Areopagite. Eugene (Oregone), 2013.
  28. The Analogy of Beauty. The Theology of Hans Urs von Balthasar / J. Riches, ed. Edinburg, 1986.
  29. The Cambridge Companion to Hans Urs Von Balthasar / E. T. Oakes, D. Moss, eds. Cambridge, 2004.
  30. Theological Aesthetics after von Balthasar / O. V. Bychkov, J. Fodor, eds. Hampshire; Burlington, 2008.
  31. Viladesau R. Theological Aesthetics: God in Imagination, Beauty and Art. Oxford, 1999.

Данные об авторе

Овчаренко Артем Владимирович,


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, Москва, 115035, ул. Пятницкая, 4/2с1;
ORCID: 0000-0001-5031-4778;
Электронный адрес: ovchaart@gmail.com.

Благодарности

Выражаю благодарность своему научному руководителю Петру Борисовичу Михайлову за профессиональную помощь, а также за моральную поддержку.