/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :75

БОГОСЛОВИЕ

Андреев Александр Андреевич

Об изменениях в чинопоследовании утрени во время книжной справы в XVII  в.

Андреев А. А. Об изменениях в чинопоследовании утрени во время книжной справы в XVII  в. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturI201875.11-27
В статье рассматриваются изменения в структуре чинопоследования утрени, зафиксированные в первопечатном славянском издании Ирмология, вышедшем в Москве в 1657 г. в ходе справы богослужебных книг и литургической реформы при патриархе Никоне. Автор сравнивает структуру утрени по Ирмологию 1657 г. и по дореформенным старопечатным книгам и указывает на следующие изменения: отмену непорочных за воскресным всенощным бдением при исполнении полиелея, изменения в структуре полиелея и отмену величаний, изменения в структуре блока песнопений по Псалме 50 в подготовительные недели перед Великим постом, изменения в структуре библейских песней, отмену исполнения канона Октоиха в будние дни Великого поста и изменения в порядке исполнения катавасий. Для каждого из этих изменений автор указывает на источники путем сравнения со старопечатными книгами Юго-Западной Руси и греческими венецианскими изданиями. В большинстве случаев автор показывает, что источником послужили венецианские печатные издания Типикона и Ирмология. Таким образом, озвученный в исторической литургике тезис об исправлении чина Божественной литургии в XVII в. по греческим венецианским изданиям подтверждается также и для утреннего богослужения.
Византийский обряд, утреня, утреннее богослужение, Типикон, Ирмологий, непорочны, полиелей, эклоги, величание, избранный псалом, канон, ирмос, катавасия, библейские песни, Достойно есть, реформа богослужения, книжная справа, корректурный экземпляр, Евфимий Чудовский, патриарх Никон
  1. Андреев А. А. О некоторых изменениях в чинопоследовании утрени: по материалам Ирмология 1657 г. // Материалы IX международной студенческой научно-богословской конференции. СПб., 2017. С. 7–15.
  2. Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1891–1894. Т. 2.
  3. Вознесенский А. В. История славянской печатной Псалтири: московская традиция XVI–XVII веков: простая Псалтирь: Дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2008.
  4. Дмитриевский А. А. Исправление книг при Патриархе Никоне и последующих патриархах / А. Г. Кравецкий, ред. М., 2004.
  5. Кантер А. А. Пророческие Песни в Иерусалимском уставе дониконовской редакции // Мир старообрядчества: Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований. М., 1998. Вып. 4. С. 435–441.
  6. Карабинов И. А. К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне // Христианское чтение. 1911. № 5–6. С. 627–643.
  7. Крылов Г., прот. Книжная справа XVII века: богослужебные Минеи. М., 2009.
  8. Крылов Г., прот. Книжная справа Типикона в XVII веке. URL: http://www.bogoslov.ru/text/592807.html (дата обращения: 10.01.2018).
  9. Мансветов И. Д. Церковный устав (типик). М., 1885.
  10. Мансветов И. Д. Как у нас правились Типик и Минеи: Очерк из истории книжной справы в XVII столетии // Прибавления к изданию творений Святых отцов… 1884. Т. 33. № 1.
  11. Никольский К., прот. Материалы для истории исправления богослужебных книг: Об исправлении Устава церковного в 1682 году и месячных Миней в 1689–1691 гг. СПб., 1896.
  12. Пентковский А. М. Типикон патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001.
  13. Сазонова Н. И. Исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654–1666 гг.): Требник и Часослов: Сб. документов. Томск, 2007.
  14. Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. К., 1910.
  15. Слива Е. Э. Часословы студийской традиции в славянских списках XIII–XV вв. // Труды Отдела древнерусской литературы. 1999. Т. 51. С. 91–106.
  16. Успенский Н. Д. Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII веке // Богословские труды. 1975. Т. 13. С. 148–171.
  17. Швецов О. В.(Арсений, еп. РПСЦ). Краткий устав церковной службы. Уральск, 1908.
  18. Arranz M. Le typicon du Monastère du Saint-Sauveur à Messine. R., 1969.
  19. Frøyshov S. Byzantine Rite // The Canterbury Dictionary of Hymnology. Norwich: Canterbury Press, 2013
  20. Frøyshov S. Erlangen University Library A2, A.D. 1025: A Study of the Oldest Dated Greek
  21. Horologion // Rites and Rituals of the Christian East / B. Groen et. al., eds. Leuven, 2014. P. 201–254.
  22. Mateos J. Quelques problèmes de l’orthros byzantin // Proche Orient Chrétien. 1961. Vol. 11. P. 17–35.
  23. Meyendorff P. Russia, Ritual, and Reform: The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century. N. Y., 1991.
  24. Schneider H. Die biblischen Oden im christlichen Altertum // Biblica. 1949. Bd. 30/1. S. 28–65.
  25. Schneider H. Die biblischen Oden in Jerusalem und Konstantinopel // Biblica. 1949. Bd. 30/3. S. 433–452.
  26. Taft R. F. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite // Dumbarton Oaks Papers. 1988. Vol. 42. P. 179–194.

Андреев Александр Андреевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Санкт-Петербургская духовная академия; Российская Федерация, 191167, г. Санкт-Петербург, набережная Обводного Канала, д. 17;
Должность: ассистент Кафедры древних языков;
ORCID: 0000-0001-8706-8398;
Электронный адрес: aleksandr.andreev@gmail.com.
Ермилов Павел Валерьевич, священник

Образ Церкви в творениях священномученика Дамаскина Цедрика

Ермилов П. В. Образ Церкви в творениях священномученика Дамаскина Цедрика // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 28-47

DOI: 10.15382/sturI201875.28-47
Главным направлением в развитии учения о Церкви в православном богословии XX в. закономерным образом стала так называемая евхаристическая экклесиология, в рамках которой структурообразующим элементом церковной организации мыслится евхаристическая община во главе с епископом. Большой вклад в становление данного подхода внесли русские богословы, жившие за рубежом. На фоне получивших широкую известность идей богословов-эмигрантов и их последователей несколько в тени оказались другие модели Церкви, разрабатывавшиеся в первой половине XX в. русскими новомучениками. Пребывая в ссылках и тюрьмах, вдали от храмов, нередко скрываясь от людей или живя в атмосфере недоверия и подозрительности, многие верующие и представители духовенства оказывались в ситуации невозможности регулярного участия в одном общем евхаристическом собрании и зачастую пребывали вне общения со своими епископами. Очевидно, что их церковную жизнь трудно было описать с помощью классической модели евхаристической экклесиологии, подразумевающей жизнь церковной общины в нормальных условиях. Возможно поэтому в среде новомучеников предпринимались попытки сформулировать иные подходы к описанию природы церковного общения, приложимые к ситуации гонения и внутренних церковных нестроений. Нечто похожее можно встретить в творениях епископа Дамаскина (Цедрика), принявшего мученическую кончину в 1937 г. В его представлениях можно усмотреть подобие пастырской модели Церкви, в которой Церковь мыслится как таинственный союз верующих, образуемый через «духовно-благодатные связи между пастырями и пасомыми». Епископ представлен здесь как архипастырь, не просто администрирующий, а реально руководящий духовной жизнью верующего народа. Большое внимание при таком подходе уделяется «массе верующих», которую св. Дамаскин считал «живым телом Церкви», способным выражать в своей совокупности всецерковное сознание. Данная статья является попыткой привлечь внимание к малоизвестным богословским представлениям русского новомученика.
Дамаскин Цедрик, правая церковная оппозиция, экклесиология новомучеников, пастырская модель Церкви, духовные отношения, церковная иерархия, епископское служение, масса верующих, всецерковное сознание, духовное чувство, авторитет в Церкви
  1. Аксаков И. С. Полное собрание сочинений. М., 1886. Т. 4.
  2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917–1943 / М. Е. Губонин, сост. М., 1994.
  3. Бергсон А. Собрание сочинений. СПб., 1914. Т. 3.
  4. Бердяев Н. А. Философия неравенства / О. А. Платонов, сост. М., 2012.
  5. Во имя правды и достоинства Церкви: Жизнеописание и труды священномученика Кирилла Казанского в контексте исторических событий и церковных разделений XX в. / А. В. Журавский, сост. М., 2004.
  6. Дамаскин (Орловский), иером. Житие священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Тверь, 1997.
  7. Е. А. А. Наши практический папизм и практическое протестантство: (К современным церковным вопросам). Б. м., Б. г.
  8. Косик О. В. Истинный воин Христов: Книга о священномученике епископе Дамаскине (Цедрике). М., 2009.
  9. Лопушанская Е. Епископы-исповедники. Сан Франциско, 1971.
  10. Мазырин А., свящ. Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х годах. М., 2006.
  11. Мазырин А., свящ. Вопрос о призвании служителей Церкви в эпоху гонений: два взгляда современников // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2011. Вып. 43. С. 70–82.
  12. Мазырин А., свящ. К вопросу о богословии новомучеников // Церковь. Богословие. История: Материалы IV Международной научно-богословской конференции (Екатеринбург, 5–6 февраля 2016 г.). Екатеринбург, 2016. С. 81–91.
  13. Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917). М., 2008.
  14. Киреев А. А. Сочинения: Ч. 1–2. СПб., 1912.
  15. Озерская М. В. Иосифляне и последователи митрополита Кирилла (Смирнова) о соборности в церковном управлении и проблеме евхаристического единства Русской церкви // Свет Христов просвещает всех: Альманах Свято-Филаретовского православно-христианского института. 2016. № 19. С. 103–120.
  16. Сщмч. Сергий Мечев. Тайны богослужения: духовные беседы, письма из ссылки. М., 2001.
  17. Хомяков А. С. Полное собрание сочинений. М., 18863. Т. 2.
  18. Шкаровский М. В. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви, особенности положения среди других церковных течений // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2011. Т. 1. С. 307–315.
  19. Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб., 1999.

Ермилов Павел Валерьевич, священник


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: Заведующий Лабораторией исследований церковных институций;
ORCID: 0000-0003-0881-2866;
Электронный адрес: pavel_ermilov@mail.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Модели Церкви в русском богословии XX века» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.
Овчаренко Артем Владимирович, диакон

Красота после эстетики: Становление новой богословской категории

Овчаренко А. В. Красота после эстетики: Становление новой богословской категории // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 48-64

DOI: 10.15382/sturI201875.48-64
Опыт переживания красоты является значительным аспектом Предания Восточной Церкви. И как понятие, и как ценность красота фигурирует в христианской письменности с самых ее истоков. Но при этом среди святоотеческих произведений нет ни одного, специально посвященного этой теме. Вместе с тем в Новое время зарождается течение светской мысли, позднее наименованное «эстетикой», которое в известном смысле узурпирует красоту в качестве своей категории. Лишь к ХХ в. эстетика отвергнет красоту, и потребуется путь в несколько поколений религиозных мыслителей, чтобы стало возможным взглянуть на красоту независимо от эстетики — как на специфически богословскую проблему. В статье осуществляется обзор этого пути: богословская эстетика Ганса Урса фон Бальтазара, богословие красоты Павла Евдокимова и Дэвида Бентли Харта. Проводится сопоставительный анализ подходов указанных авторов при разработке проблематики красоты, анализируются причины возникновения нового течения богословской мысли.
красота, прекрасное, проблематика красоты, светская эстетика, богословская эстетика, богословие красоты, метафизика, персонализм, Ганс Урс фон Бальтазар, Павел Евдокимов, Девид Бентли Харт
  1. Булгаков С. Н. Первообраз и образ: Сочинения: В 2 т. СПб.; М., 1999.
  2. Бычков В. В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995.
  3. Бычков В. В. Проблемы и «болевые точки» современной эстетики // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М., 2005. Вып. 1. С. 3–37.
  4. Бычков В. В. Эстетика. М., 2012.
  5. Бычков О. В. О перспективах новейших научных исследований в эстетике // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. М.: 2010. Вып. 4. С. 127–149.
  6. Гартман Н. Эстетика. К., 2004.
  7. Гулыга А. В. Принципы эстетики. М., 1987.
  8. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1973.
  9. Евдокимов П. Искусство иконы: Богословие красоты. Клин, 2007.
  10. Касаткина Т. А. «Мир спасет красота…». URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?id=39388 &s=24&ss=2 (дата обращения: 11. 05. 2017).
  11. Коначева С. А. Совпадение красоты и бесконечности как основание христианской онтологии // Ежегодник по феноменологической философии. М., 2015. Вып. 4. С. 73–86.
  12. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Теория. М., 1920.
  13. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Харьков; М., 2000.
  14. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. М., 2000. Кн. 2.
  15. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  16. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1964.
  17. Новикова Е. «Мир спасет красота» Ф. М. Достоевского и русская религиозная философия конца XIX — первой трети XX в. // Достоевский и XX век / Т. А. Касаткина, ред. М., 2007. Т. 1. С. 97–124.
  18. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988.
  19. Татаркевич В. История шести понятий. М., 2002.
  20. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М., 2003.
  21. Харт Д. Б. Красота бесконечного: Эстетика христианской истины. М., 2010.
  22. Balthasar H. U., von. Herrlichkeit. Eine theologische Ästhetik. Einsiedeln, 1988. Bd. 1; 1989. Bd. 3, 2. Tl. 1; 2009. Bd. 3, 1. Tl. 1.
  23. Balthasar H. U., von. Presence and Thought. Essay on the Religious Philosophy of Gregory of Nyssa. San Francisco, 1995.
  24. Bender M. The Dawn of the Invisible: The Reception of the Platonic Doctrine on Beauty in the Christian Middle Ages: Pseudo-Dionysius the Areopagite, Albert the Great, Thomas Aquinas, Nicholas of Cusa. Münster, 2010
  25. Hart D. B. The Beauty of the Infi nite: The Aesthetics of Christian Truth. Grand Rapids (MI), 2003.
  26. Oakes E. T. Pattern of Redemption. The Theology of Hans Urs von Balthasar. N. Y.; L., 2005.
  27. Sammon B. Th. God Who Is Beauty: Beauty as a Divine Name in Thomas Aquinas and Dionysius the Areopagite. Eugene (Oregone), 2013.
  28. The Analogy of Beauty. The Theology of Hans Urs von Balthasar / J. Riches, ed. Edinburg, 1986.
  29. The Cambridge Companion to Hans Urs Von Balthasar / E. T. Oakes, D. Moss, eds. Cambridge, 2004.
  30. Theological Aesthetics after von Balthasar / O. V. Bychkov, J. Fodor, eds. Hampshire; Burlington, 2008.
  31. Viladesau R. Theological Aesthetics: God in Imagination, Beauty and Art. Oxford, 1999.

Овчаренко Артем Владимирович, диакон


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия; Российская Федерация, Москва, 115035, ул. Пятницкая, 4/2с1;
ORCID: 0000-0001-5031-4778;
Электронный адрес: ovchaart@gmail.com.
Выражаю благодарность своему научному руководителю Петру Борисовичу Михайлову за профессиональную помощь, а также за моральную поддержку.

ФИЛОСОФИЯ

Ваганова Наталья Анатольевна

Гносеология или мистагогия? Концепция живой религии в творчестве о. Павла Флоренского

Ваганова Н. А. Гносеология или мистагогия? Концепция живой религии в творчестве о. Павла Флоренского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 67-78

DOI: 10.15382/sturI201875.67-78
Начальные строки «Столпа и утверждения Истины» в известном определении «живого религиозного опыта как единственного законного способа познания догмата» предписывают, что философская рефлексия и теологическое умозрение всегда должны отправляться от живой жизни. Последняя рассматривается в личностном аспекте как духовная автобиография, включающая дорефлексивные переживания детства. Позже они находят свое отражение в научном, личном и религиозном опыте взрослой жизни и становятся органическим элементом творчества Флоренского, включающего представление о двоемирии как основе реальности. Невидимым центром такой системы является таинство, на которое указывают видимые слои культа и символы, которыми полон обыденный мир. Символ — это реальность особого рода, несущая в себе энергию (º νέργεια) таинства. Эпистемология религиозного опыта Флоренского ориентирована на традицию, восходящую к Ареопагитикам и Бонавентуре, и является скорее мистагогией под сциентистской оболочкой. Это своего рода мистическая эвристика, символическое духовное восхождение к Истине, при котором указующие к ней символы, включая «человека Павла», не являются самоценными и становятся ненужными после того, как цель достигнута. В этом смысле очень важно, что религиозный опыт, обладающий «жизнью» как своей сущностью, становился основой религиозности нового типа, пока представлявшейся лишь как проект.
Флоренский, религиозный опыт, детство, мистика, магизм, символ, таинство, центр, периферия, эпистемология, мистагогия
  1. Резниченко А. И. Флоренский и Хайдеггер об λήθεία: забвение и/или сокрытость? // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2017. № 1 (7). С. 47–62.
  2. «Философствовать в религии». Материалы конференции, посвященной столетию выхода книги «Столп и утверждение Истины о. Павла Флоренского. М., 2017.
  3. Флоренский П. А. Магичность слова // Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 252–280.
  4. Флоренский П. А. Общечеловеческие корни идеализма: [Пробная лекция] // Богословский вестник. 1909. Т. 1. № 2. С. 384–397.
  5. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины // Сочинения. М., 1990. Т. 1 (I).
  6. Флоренский П. С. Имеславие как философская предпосылка // Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 281–338.
  7. Флоренский П., свящ. Детям моим. М., 1992.
  8. Флоренский П., свящ. Разум и диалектика [Вступительное слово перед защитою на степень магистра книги «О Духовной Истине». Москва, 1912 г.] // Богословский вестник. 1914. Т. 3. № 9. С. 86–98.
  9. Флоренский П. А. Философия культа. М., 2004. С. 174.
  10. Хагемейстер М. «Новое Средневековье» Павла Флоренского / Н. Бонецкая, пер. // Звезда. 2006. №11. URL:http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/11/ bo20.html (дата обращения: 01.01.2018).
  11. Хоружий С. С. Обретение конкретности // Флоренский П. А. Сочинения. М., 1990. Т. 2. С. 3–33.

Ваганова Наталья Анатольевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитрарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры философии;
ORCID: 0000-0002-7706-9810;
Электронный адрес: arbarus@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Русская религиозная мысль второй половины XIX — начала XX в.: проблема немецкого влияния в условиях кризиса духовной культуры» при поддержке Фонда развития ПСТГУ.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Донати Пьерпаоло

Загадка социального отношения: пролегомены к реалистической реляционной социологии

Донати П. Загадка социального отношения: пролегомены к реалистической реляционной социологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 81-101

DOI: 10.15382/sturI201875.81-101
В статье представлен очерк проекта реляционной социологии П. Донати, которая рассматривает общество и человека как «конституированных реляционно», т. е. конституированных социальными отношениями. Господствующие сейчас социологические теории понимают отношения как эманацию индивида, в то время как на самом деле идентичность индивида зависит от отношений. Заблуждение индивидуализма связано с тем, что эти теории избегают «загадки отношения», т. е. порядка реальности, способного объединить различающихся, сохраняя и даже поддерживая их различия. Этот новый подход понимает отношения как реальность sui generis, несводимую к сторонам отношения и их свойствам, поскольку отношение «эмерджентно». Таким образом, преодолеваются проблемы субъективизма и объективизма в понимании природы социальной реальности и высвечивается загадка отношения с ее реляционностью. Такой подход основывается на новой социальной (реляционной) онтологии, согласно которой субстанция и отношение в равной мере являются принципами бытия. Такая онтология нуждается в особой «теологической матрице», поскольку каждое общество зависит от некоего «символического кода», который определяет уникальность его структур и социокультурную динамику. Символические коды всегда имеют религиозное происхождение (при широком понимании религии как латентных предельных ценностей данного общества). В рамках западного мышления можно наблюдать три таких символических кода (или теологических матрицы) в зависимости от того, как трактуется различие между Я и Другим: 1) в рамках диалектического символического кода различие между Я и Другим понимается как точка постоянного конфликта и обсуждения; теория Ю. Хабермаса служит ярким примером этого кода; 2) бинарная матрица, представленная работами Н. Лумана, полагает различие между Я и Другим как непреодолимое разделение; 3) реляционный код понимает различие как социальное отношение, т. е. как настоящий взаимообмен между сторонами, порождающий эмерджентный эффект. Реляционная матрица восходит к христианству и его теологической матрице Троицы.
социальное отношение, реляционная социология, реалистическая социальная онтология, Я и Другой, различие, теологическая матрица, Троица, общество после-модерна
  1. Borch C. Niklas Luhmann. N. Y., 2011.
  2. Donati P. Teoria relazionale della società. Milano, 1991.
  3. Donati P. Relational sociology: a new paradigm for the social sciences. L., 2012.
  4. Donati P. La famiglia: il genoma che fa vivere la società. Soveria Mannelli, 2013.
  5. Donati P. La Familia como raíz de la sociedad. Madrid, 2013.
  6. Donati P. Sociologia della relazione. Bologna, 2013.
  7. Donati P. Morphogenic Society and the Structure of Social Relations // Late modernity: trajectories towards morphogenic society Social morphogenesis. N. Y., 2014. P. 143–172.
  8. Fadelle J. Le prix à payer. P., 2010.
  9. Fitzi G. A «Transnormative» View of Society Building: Simmel’s Sociological Epistemology and Philosophical Anthropology of Complex Societies // Theory, Culture & Society. 2012. Vol. 29. № 7–8. P. 177–196.
  10. Guardini R. Der Gegensatz: Versuche zu einer Philosophie des Lebendig-Konkreten. Mainz, 1998.
  11. Hall J. A Framework to Measure the Progress of Societies. 2010/ URL: http://staging.ilo.org/public/libdoc/igo/2010/462669.pdf (дата обращения 29.11.2017).
  12. Luhmann N. Sistemi sociali: fondamenti di una teoria generale. Bologna, 1990.
  13. Luhmann N. Social systems. Stanford, 1995.
  14. Lyotard J.-F. Le diff érend. P., 1983.
  15. Maspero G. Uno perché Trino: breve introduzione al trattato su Dio. Siena, 2011.
  16. Maspero G. Essere e relazione: l’ontologia trinitaria di Gregorio di Nissa. R., 2013.
  17. Nietzsche F. et al. Aphorisms on love and hate. L., 2015.
  18. Parsons T. Christianity and Modern Industrial Society // Sociological Theory and Modern Society. N. Y., 1967. P. 385–421.
  19. Parsons T., Fox R., Lidz V. The «Gift of Life» and Its Reciprocation // Social Research. 1972. Vol. № 3. P. 367–415.
  20. Ricoeur P. Soi-même comme un autre. P., 1990.
  21. Rossi G. et al. The social generative action of the third sector: comparing international experiences. Milano, 2008.
  22. Sachs J. The age of sustainable development. N. Y., 2015.
  23. Simmel G. Philosophie des Geldes. Leipzig, 1907.
  24. Splett J. Die Trinitätslehre G. W. F. Hegels. Freiburg, 1965.
  25. Splett J. La dottrina della trinità in Hegel. Brescia, 1993.
  26. Stiglitz J. E., Sen A., Fitoussi J .P. Report by the Commission on the Measuring of Economic Performance and Social Progress. 2009/ URL: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/118025/118123/Fitoussi+Commission+report (дата обращения 29.11.2017).
  27. Teubner G. Self-subversive Justice: Contingency or Transcendence Formula of Law? // Modern Law Review. 2009. Vol. 72. № 1. P. 1–23.
  28. Lessico della sociologia relazionale. Bologna, 2016.

Донати Пьерпаоло


Ученая степень: доктор социологии;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Болонский университет (Италия); 33 Via Zamboni, Bologna 40126, Italy;
ORCID: 0000-0002-9794-132X;
Электронный адрес: socrel.pstgu@gmail.com.
Орел Елена Владимировна

Советская психология религии в 60–70-х гг. ХХ века: заметки на полях

Орел Е. В. Советская психология религии в 60–70-х гг. ХХ века: заметки на полях // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 102-110

DOI: 10.15382/sturI201875.102-110
Представленный небольшой очерк посвящен истории становления психологии религии в СССР. Автор концентрируется на анализе исторического, социального, идеологического контекста, т. е. тех специфических условий начала 1960-х гг., когда отечественные гуманитарные мыслители обратились к теме психологии религии. Особое внимание уделяется роли так называемой хрущевской «оттепели» в становлении и развитии данного научного направления. Ключевая метафора текста: пространство становления психологии религии в СССР — своеобразная «полынья» среди холодных льдов советской диктатуры. Дается характеристика основных тенденций и тем в рамках теоретических дискуссий по психологии религии 1960-х — начала 1970-х гг. Идеологическое толкование места и роли психологии религии в советской науке приводится по материалам работ одного из самых влиятельных авторов того периода — Д. М. Угриновича. Выдвигается предположение, что со сменой идеологического фона в начале 1970-х гг. отказ большинства авторов от работы в этом направлении и «переключение» на проблематику социологии религии был вполне закономерен.
История религиоведения, оттепель, психология религии, СССР, Угринович, Попова
  1. Бурлацкий Ф. После Сталина: Заметки о политической оттепели // Новый мир. 1988. № 10.
  2. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев, ред. М., 1995.
  3. Пихоя Р. Медленно тающий лед (март 1953 — конец 1957 г.) // Международный исторический журнал. 2000. № 7.
  4. Платонов К. К. Психологические корни религии // Вопросы научного атеизма. М., 1971. Вып.11. C. 29–42.
  5. Угринович Д. М. Атеистическое воспитание и преодоление религиозной психологии // Вопросы философии. 1961. № 4.
  6. Угринович Д. М. О предмете психологии религии и ее месте в системе наук // Вопросы научного атеизма. М., 1971. Вып. 11. С. 9–28.
  7. Угринович Д. М. Психология религии. М., 1986.
  8. Угринович Д. М. Философские проблемы критики религии. М., 1965.
  9. Шахнович М. И. «О “психо-аналитическом методе” изучения первобытной религии (По поводу статьи А. А. Попова)» // Советская этнография. 1958. № 5. С. 71–76.
  10. Huhn U. Die Wiedergeburt der Ethnologie aus dem Geist des Atheismus. Zur Erforschung des «zeitgenössischen Sektierertums» im Rahmen von Chruscevs antireligiöser Kampagne // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. 2016. Bd. 64. S. 260–298.

Орел Елена Владимировна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 105066, г. Москва, ул. Старая Басманная ул., 21/4;
Должность: доцент факультета гуманитарных наук;
ORCID: 0000-0001-6115-3535;
Электронный адрес: Lendail@ya.ru.
Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ (РФФИ) «Психология религии в России XIX — начала XXI века» (проект № 16-03-00799).
Тихонова Виктория Владимировна

Проблемы типологии движения Трансцендентальной медитации (ТМ)

Тихонова В. В. Проблемы типологии движения Трансцендентальной медитации (ТМ) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 111-127

DOI: 10.15382/sturI201875.111-127
Одна из важнейших задач современного религиоведения — составление единой подробной систематизации новых религиозных движений. Для выяснения вопроса, какое место в ней займет движение Трансцендентальной медитации, в статье рассматриваются различные оценки учения, практики, социальных особенностей этого движения, предлагаемые исследователями новых религиозных движений и представителями самой организации; выявляются проблемы типологии, главная из которых состоит в том, что разные мнения о соотношении идей индуизма с элементами современной науки в учении Махариши Махеш Йоги обозначаются в научной и учебной литературе разными терминами, которые вместе с тем неоднозначны и нуждаются в пояснении. Это показано в статье на примере разбора семантики и идентификации 13 наиболее общих определений, характеризующих доктрину изучаемого движения. В заключение предлагаются варианты стратифицированной типологии, раскрывающие целостную картину происхождения и трансформации учения и практик движения Трансцендентальной медитации. Первый вариант ориентирован на включение в единую классификацию религий, которую предлагается расширить по принципу, применяемому другими научными системами, учитывающими несколько уровней обобщения, второй — может быть использован при составлении каталога новых религиозных движений.
Трансцендентальная медитация, движение ТМ, Махариши Махеш Йоги, классификация НРД, индуизм, неоиндуизм, неоориентализм
  1. Александр (Милеант), архим. Семиглавый дракон: Индийско-оккультные учения в свете христианства // Миссионерский листок. № 69. Лос-Анджелес, 1996.
  2. Байерле П. Аюр-веда Махариши. Пропуск в бессмертие. М., 1995.
  3. Балагушкин Е. Г. Проблемы морфологического анализа религий. М., 2003.
  4. Балагушкин Е. Г., Шохин В. К. Религиозный плюрализм в современной России: новые религиозные движения на постсоветском этапе // Мир России. 2006. Т. 15. № 2. С. 62–78.
  5. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. М., 1999.
  6. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. М., 2002.
  7. Баркер А. Новые Религиозные Движения. СПб., 1997.
  8. Баркер А. «Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!» // Религиоведение. 2003. № 4. С. 93–113.
  9. Ведическая астрология. 2001. №1.
  10. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Н. Новгород, 2008.
  11. Евдокимов А. Ю. Новые религиозные движения: Учеб. пособие. М., 2011.
  12. Жизнь растений: В 6 т. М., 1982. Т. 6.
  13. История религий / И. Н. Яблоков, ред. М., 2002.
  14. Казьмина О. Е., Пучков П. И. Религиозные организации современного мира. М., 2010.
  15. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в США и России: сравнительный анализ // Религиоведение. 2001. № 1. С. 143–157.
  16. Кнорре Б. Движение «Трансцендентальная медитация» (ТМ) // Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания / М. Бурдо, С. Б. Филатов, ред. М., 2005. Т. 3. C. 420–429.
  17. Колкунова К. А. Теологические корни концепций квазирелигий // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 62–75.
  18. Конь Р. М. Введение в сектоведение. Н. Новгород, 2008.
  19. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1998.
  20. Куликов И. Трансцендентальная медитация: Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера: Справочник. М., 2000.
  21. Макдауэлл Дж., Стюарт Д. «Обманщики». М., 1994.
  22. Махариши Махеш Йоги. Видео-записи: Селисберг, 2.12.1977, 26.02.1978, 1.03.1978, 20.05.1978.
  23. Махариши Махеш Йоги. Наука Бытия и искусство жития. М., 2000.
  24. Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1971. Лекция № 13.
  25. Махариши Махеш Йоги. Наука Созидательного Разума. 1976. Лекция № 2.
  26. Махариши Махеш Йоги. О Бхагават-Гите (1965). СПб., 1996.
  27. Митрохин Л. Н. Религиозные культы в США. М., 1984.
  28. Московский церковный вестник. 1992. № 5.
  29. Нейдер Т. Есть одна вещь… (расшифровка выступления). URL: http://ezoterik.info/forum/viewtopic.php?f=8&t=4670#p31379 (дата обращения: 10.01.2017).
  30. Обозрение научных исследований по Трансцендентальной медитации и программе ТМ-Сидхи. М., 1993.
  31. Ожиганова А. А., Филиппов Ю. В. Новая религиозность в современной России: учения, формы и практики. М., 2006.
  32. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме». Декабрь 1994 г.
  33. Основы религиоведения / И. Н. Яблоков, ред. М., 1994.
  34. Пучков П. И. К вопросу о классификации религий // Этнос и религия. М., 1998.
  35. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995.
  36. Тимощук А. С. Ведийская культура: Сущность и метаморфозы. Владимир, 2002.
  37. Ткачева А. А. «Новые религии» Востока. М., 1991.
  38. Трансцендентальная медитация. М., 1991.
  39. Трофимчук Н. А., Свищев М. П. Экспансия. М., 2000.
  40. Фаликов Б. З. «Новый век»: назад в будущее // Континент. 1997. Вып. 94. № 4. С. 194–215.
  41. Фаликов Б. З. Неоиндуизм и западная культура. М., 1994.
  42. Чернышова З. Е. Новые Религиозные Движения: Методологический подход. Екатеринбург, 2001.
  43. Frisk L. Nya religiösa rölerser I Sverige: Relation till samhälle världen, ansluttin och engagemang. Abo, 1993.
  44. Greil A., Rudy D. Is Alcoholics Anonymous a religious organization? Meditations on marginality // Sociological Analysis. 1989. Vol. 50/1. P. 41–51.
  45. Haak F. W., Gandow T. Transcendentale Meditation. München, 1992.
  46. Jezus Chrystus dawcą wody żywej — chrześcij ańska refl eksja na temat New Age. Kraków, 2003.
  47. Melton G. Encyclopedia of American religion. Detroit, 19893.
  48. Smith A. B. TM: an Aid to Christian Growth. Essex, 1983.
  49. Wallis R. The Elementary Forms of the New Religious Life. L., 1984.

Тихонова Виктория Владимировна


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0003-2341-2641;
Электронный адрес: vic.tihonova@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Воронцов Сергей Александрович

Рец. на кн.: Donato A. Boethius’ Consolation of Philosophy as a Product of Late Antiquity. Bloomsbury, 2015. 221 p.

Воронцов С. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 131-134 — Рец. на кн.: Donato A. Boethius’ Consolation of Philosophy as a Product of Late Antiquity. Bloomsbury, 2015. 221 p.
PDF

Воронцов Сергей Александрович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация 127051 Москва, Лихов пер., д.6, стр.1;
ORCID: 0000-0002-6035-325X;
Электронный адрес: 249035@gmail.com.
Михайлов Петр Борисович

Международные исследования православного богословия: смена парадигмы? — Рец. на кн.: Louth A. Modern Orthodox Thinkers. From the Philokalia to the present. London: SPCK, 2015. 382 p.; Mong A. Purification of Memory. A Study оf Modern Orthodox Theologians from a Catholic Perspective. Cambridge: James Clarke & Co, 2015. 212 p.

Михайлов П. Б. Международные исследования православного богословия: смена парадигмы? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 135-145 — Рец. на кн.: Louth A. Modern Orthodox Thinkers. From the Philokalia to the present. London: SPCK, 2015. 382 p.; Mong A. Purification of Memory. A Study оf Modern Orthodox Theologians from a Catholic Perspective. Cambridge: James Clarke & Co, 2015. 212 p.
PDF

Михайлов Петр Борисович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-3492-5055;
Электронный адрес: locuspetri@rambler.ru.
Кольцов Александр Валерьевич

Был ли Гуссерль верующим христианином? Новое исследование о религиозных обращениях в Вене начала ХХ века — Рец. на кн.: Schweighofer A. Religiöse Sucher in der Moderne: Konversionen vom Judentum zum Protestantismus in Wien um 1900. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015 (Arbeiten zur Kirchengeschichte; 126). S. XXIV, 493.

Кольцов А. В. Был ли Гуссерль верующим христианином? Новое исследование о религиозных обращениях в Вене начала ХХ века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 146-150 — Рец. на кн.: Schweighofer A. Religiöse Sucher in der Moderne: Konversionen vom Judentum zum Protestantismus in Wien um 1900. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015 (Arbeiten zur Kirchengeschichte; 126). S. XXIV, 493.
PDF

Кольцов Александр Валерьевич


Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: преподаватель;
ORCID: 0000-0003-0791-2371;
Электронный адрес: avk-23@yandex.ru.
Забаев Иван Владимирович

Рец. на кн.: Religion as a Category of Governance and Sovereignty / T. Stack, N. Goldenberg, T. Fitzgerald, eds. Leiden: Brill, 2015. X, 328 p.

Забаев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 75. С. 151-155 — Рец. на кн.: Religion as a Category of Governance and Sovereignty / T. Stack, N. Goldenberg, T. Fitzgerald, eds. Leiden: Brill, 2015. X, 328 p.
PDF

Забаев Иван Владимирович


Ученая степень: кандидат социологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9876-9093;
Электронный адрес: zabaev-iv@yandex.ru.