/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :74

БОГОСЛОВИЕ

Захаров Георгий Евгеньевич

Свт. Григорий Богослов и свт. Дамас Римский: компаративный анализ богословских и церковно-политических позиций

Захаров Г. Е. Свт. Григорий Богослов и свт. Дамас Римский: компаративный анализ богословских и церковно-политических позиций // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 11-24

DOI: 10.15382/sturI201774.11-24
Статья посвящена сравнительному анализу богословских и церковно-политических позиций двух важнейших представителей никейского течения на завершающем этапе арианских споров — свт. Дамаса Римского и свт. Григория Богослова. Автор указывает на совпадение взглядов двух епископов на проблему Антиохийской схизмы, однако отмечает факт непризнания Римским престолом свт. Григория законным епископом Константинополя из-за нарушения им 15-го правила Никейского собора, запрещающего переход епископов с кафедры на кафедру. В то же время Дамас воздерживался от прямой критики свт. Григория, резко осудив при этом его соперника в борьбе за Константинопольский престол — Максима Киника. С точки зрения богословских взглядов можно определенно говорить о совпадении позиций и даже аргументации двух святителей в отношении христологической ереси Аполлинария, что объясняется, видимо, знакомством свт. Григория с постановлениями Римского собора 378 г. В области триадологии оба епископа демонстрируют определенную терминологическую гибкость в рамках никейской традиции, однако их интерпретации никейской веры расходятся в деталях: если для свт. Григория единство Троицы обусловлено ипостасными свойствами, а именно монархией Отца, то свт. Дамас концентрирует свое внимание на обладании Лицами Троицы единым Божеством, которое связывается в первую очередь со Отцом.
раннее христианство, патристика, свт. Григорий Богослов, свт. Дамас Римский, церковные соборы, Антиохийская схизма, Аполлинарий, триадология, арианские споры
  1. Захаров Г. Е. Послание Римского собора Confidimus quidem в контексте взаимоотношений Церквей Запада и Востока в 70-е гг. IV в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4(71). С. 7–20.
  2. Захаров Г. Е. Тема власти в латинском тринитарном богословии IV в. // Божественная власть, церковная иерархия и духовный авторитет в раннехристианской латинской традиции / Под ред. Г. Е. Захарова. М., 2016. С. 4–12.
  3. Мейендорф И., прот. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск, 2007.
  4. Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
  5. Ayres L. Nicaea and its Legacy. An Approach to Fourth-Century Trinitarian Theology. Oxford; N. Y, 2004.
  6. Beeley Ch. A. Divine Causality and the Monarchy of God the Father in Gregory of Nazianzus // Harvard Theological Review. 2007. 100:2. P. 199–214.
  7. Beeley Ch. A. Gregory of Nazianzus on the Trinity and the Knowledge of God: in your Light we shall see Light. Oxford, 2008.
  8. Behr J. Formation of Christian Theology. Vol. II.: The Nicene Faith. Crestwood, 2004. Pt. 2.
  9. Cavallera F. Le Schisme d'Antioche (IVe–Ve siècle). P., 1905.
  10. Cross R. Divine Monarchy in Gregory of Nazianzus // Journal of Early Christian Studies. 2006. 14:1. P. 105–116.
  11. Egan J. P. αἴτιος / ‘Author’, αἰτία / ‘Cause’ and ἀρχή / ‘Origin’: Synonyms in Selected Texts of Gregory Nazianzen // Studia Patristica. Vol. 32. Leuven, 1997. P. 102–107.
  12. Egan J. P. Primal Cause and Trinitarian Perichoresis in Gregory Nazianzen's Oration 31 // Studia Patristica. Vol. 27. Leuven, 1993. P. 21–28.
  13. Halleux A., de. “Hypostase” et “personne” dans la formation du dogme trinitaire (ca 375–381) // Halleux A., de. Patrologie et Oecuménisme. Leuven, 1990. P. 113–214.
  14. Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318–381. Grand Rapids, 2005.
  15. Jourjon M. La doctrine des “discours théologiques” // Grégoire de Nazianze. Discours 27–31. (SC. 250). P., 2008. P. 29–65.
  16. Markschies Ch. Was ist lateinischer “Neunizänismus”? Ein Vorschlag für eine Antwort // Markschies Ch. Alta Trinità beata. Gesammelte Studien zur altkirchlichen Trinitätstheologie. Tübingen, 2000. S. 238–264.
  17. Moreschini C. I Padri Cappadoci: storia, letteratura, teologia. Roma, 2008.
  18. Noble T. A. Paradox in Gregory Nazianzen’s Doctrine of the Trinity // Studia Patristica. Vol. 27. Leuven, 1993. P. 94–99.
  19. Reutter U. Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen, 2009.
  20. Simonetti M. Dal nicenismo al neonicenismo. Rassegna di alcune pubblicazioni recenti // Simonetti M. Studi di cristologia postnicena. Roma, 2006. P. 269–289.

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Взаимоотношения Восточных и Западных Церквей в эпоху арианских споров», осуществляемого при поддержке Фонда развития ПСТГУ. Автор выражает благодарность свящ. Павлу Ермилову за ряд ценных замечаний, которые были учтены в данной работе.

ФИЛОСОФИЯ

Раздъяконов Владислав Станиславович

Физиологи против Теологии: наука как источник секуляризации в идеологии научного материализма XIX столетия

Раздъяконов В. С. Физиологи против Теологии: наука как источник секуляризации в идеологии научного материализма XIX столетия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 27-43

DOI: 10.15382/sturI201774.27-43
Объектом исследования настоящей статьи являются сочинения немецких популяризаторов науки 1850–1860-х гг. XIX в. — Якоба Молешотта (1822–1893), Карла Фохта (1817–1895) и Людвига Бюхнера (1824–1899), известных в отечественной историографии представителей философского направления «вульгарного материализма». Цель исследования — показать, как научные исследования, прежде всего по физиологии человека, использовались ими для обоснования их социально-политических взглядов прежде всего на место религии в обществе и его постепенную секуляризацию. Автор решает следующие задачи: а) критически переосмыслить содержание устоявшейся в отечественной историографии категории «вульгарные материалисты»; б) определить специфику понимания «вульгарными материалистами» философии, теологии, религии и науки как основных категорий используемого ими дискурса; в) выявить взаимосвязь между исследованиями в области физиологии и общественно-политическими взглядами «вульгарных материалистов» в их отношении к идеям революционного и эволюционного развития общества. Хотя ни «научный материализм», ни «научный натурализм» не могут претендовать на роль научной идеологии, сама научная деятельность может выступать как секуляризующая сила тогда, когда оправдывающие себя принципы научного исследования и добытые с их помощью результаты экстраполируются на общественную и политическую жизнь.
материализм, наука, религия, теология, секуляризация, XIX столетие
  1. Beiser F.C. After Hegel German Philosophy: 1840-1900. Princeton, 2014.
  2. Brooke J.H. Science and Secularization // The Cambridge Companion to Science and Religion. – Cambridge, 2010. P. 103-124.
  3. Buchner L. Last Words on Materialism and Kindred Subjects. London, 1901.
  4. Clark C., Kaiser W. (ed.) Culture Wars. Secular-Catholic Conflict in Nineteenth Century Europe. Cambridge, 2009.
  5. Coleman W. Biology in the Nineteenth Century: Problems of form, function and transformation. Cambridge, 1978. 200p.
  6. Funkenstein A. Theology and Scientific Imagination from the Middle Ages to the Seventeenth Century. Princeton, 1986.
  7. Galaty D.H. The Philosophical Basis of Mid-Nineteenth Century German Reductionism // Journal of the History of Medicine and Allied Sciences, 1974. Vol. 29. P. 295-31.
  8. Goodday G. 'Nature' in the Laboratory: Domestication and Discipline with the Microscope in Victorian Life Science // The British Journal for the History of Science. 1991. Vol. 24. P. 307-341.
  9. Gregory F. S. Scientific materialism in Nineteenth century Germany. Springer, 1977. 280p.
  10. Gregory F.S. Scientific versus Dialectical Materialism: a Clash of Ideologies in Nineteenth Century German Radicalism // Isis. 1977. №68. P. 206-23.
  11. Harrison P. Science and Secularization // Intellectual History Review. 2017. Vol.27. P. 47-70
  12. Harrison P. Territories of Science and Religion. The University of Chicago Press, 2015.
  13. Holton G. Scientific Optimism and Societal Concerns // The Hastings Center Report. 1975. Vol. 5. pp. 39-47.
  14. Lenoir T. Strategy of Life. Teleology and Mechanics in Nineteenth Century German Biology. – Dordrecht, London, 1982. P.5
  15. Lightman B. Victorian Popularizers of Science: Designing Nature for new Audiences. Chicago, 2007.
  16. Meneghello L. Jacob Moleschott and the conception of science in the 19th century. Scientific materialism as “totalizing” worldview. Master Thesis. 2010.
  17. Mitchell I. Marxism and German Scientific materialism // Annals of Science. 1978. Vol. 35. P. 379-400.
  18. Olson R.G. Science and Scientism in Nineteenth-Century Europe. – Chicago, 2008.
  19. Rectenwald M. Nineteenth Century British Secularism: Science, Religion and Literature. New-York, 2016.
  20. Turner F.M. Contesting Cultural Authority. Essays in Victorian Intellectual Life. Cambridge, 1993.
  21. Weir T.H. (ed.) Monism: Science, Philosophy and Religion, the History of a Worldview. Pallgrave MacMillan, 2012.
  22. Weir T. Secularism and Religion in Nineteenth-Century Germany. The Rise of the Forth Dimension. – Cambridge, 2016.
  23. Бюхнер Л. Бог и Наука. Идея о божестве и ее значение в настоящее время. СПб., 1907. 93с.
  24. Бюхнер Л. Природа и наука. Этюды и критические очерки. Киев, 1881. 217с.
  25. Бюхнер Л. Психическая жизнь животных. СПб., 1902. 472с.
  26. Бюхнер Л. Сила и материя. Общедоступные очерки естественного мирового порядка. С приложением этики, построенной на естественно-научном познании. СПб., 1907. 265с.
  27. Бюхнер Л. Дарвинизм и социализм или борьба за существование и современное общество. СПб., 1907. 77с.
  28. Бюхнер Л. Физиологические картины. М., 1862. 232с.
  29. Вера и наука или согласие христианских истин с новейшими открытиями науки. СПб., 1867. 351с.
  30. Гексли Т.Г. Наши сведения о причинах явлений в органической природе. СПб.-М., 1866. 226с.
  31. Гельмгольц Г. Мышление в медицине. М., 1907. 47 с.
  32. Гельмгольц Г. Факты в восприятии. СПб., 1880.
  33. Дю-Буа-Реймонд Э. О пределах познания природы. Могилев-на-Днепре, 1878.
  34. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. 745с.
  35. Материалы для разоблачения материалистического нигилизма. СПб., 1864.
  36. Молешотт Я. Единство науки с точки зрения учения о жизни. Вступительная лекция к курсу физиологии, читанная Як. Молешоттом 11 января 1879 г. в Сапиенце, в Риме. СпБ., 1879. 29с.
  37. Молешотт Я. Круговорот жизни. Харьков, 1866. 239с.
  38. Молешотт Я. Физиологические эскизы. М., 1865. 277с.
  39. Оствальд В. Несостоятельность научного материализма. Рига, 1895.
  40. Спенсер Г. Основные начала. СпБ., 1897. 467с.
  41. Тимирязев К. Развитие естествознания в России в эпоху 60-х годов. М., 1920.
  42. Фогт К. Человек и место его в природе. Публичные лекции. СпБ., 1863.
  43. Фогт К. Человек и место его в природе. СпБ., 1865. Т.2.
  44. Фогт К. Статьи по естествоведению и другие. СПб., 1866.
  45. Челпанов Г. Психология и марксизм. М., 1924.
  46. Юшманов Н.З. Критика вульгарного материализма и его современной интерпретации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Киев, 1965. 33с.

Раздъяконов Владислав Станиславович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-3073-6476;
Электронный адрес: razdyakonov.vladislav@gmail.com.
Исследование было проведено при финансовой поддержке Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Буланенко Максим Евгеньевич, диакон

Уроки И.В. Киреевского для современной философии

Буланенко М. Е. Уроки И.В. Киреевского для современной философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 44-66

DOI: 10.15382/sturI201774.44-66
В статье предпринимается попытка систематической интерпретации философии И.В. Киреевского (1806 – 1856) на основе его поздних произведений. В качестве главных тем его философии выделяются целостность познающего разума, её духовно-исторические истоки, её значение для познания действительности. Отмечаются недостатки типологического подхода И.В. Киреевского к истории, неясность центральных понятий его философии (таких как духовная цельность и вера), необъяснимое отсутствие в его философии специфически христианских тем. Автор полагает, что философская программа И.В. Киреевского может получить дальнейшее конструктивное развитие в наши дни при обязательном уточнении как её теоретических оснований, так и центральных понятий.
И.В. Киреевский, С.Н. Трубецкой, Гегель, Шеллинг, Запад, Россия, восточнохристианская традиция, немецкий идеализм, типологический подход, критика рационализма, цельный разум, вера, основания философии, христианская философия
  1. Антонов К.М. Философия И.В. Киреевского: антропологический аспект. М., 2006.
  2. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012.
  3. Гвоздев А.В. Святоотеческие корни антропологии и гносеологии И.В. Киреевского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 142-167.
  4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.
  5. Катасонов В.Н. Христианство. Культура. Наука. М., 2012.
  6. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979.
  7. Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2002.
  8. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.
  9. Хомяков А.С. Сочинения в двух томах. Том 1. Работы по историософии. М., 1994.
  10. Bocheński J.M. Formale Logik. Freiburg, München, 1956.
  11. Gaiser K. Platons ungeschriebene Lehre. Studien zur systematischen und geschichtlichen Begründung der Wissenschaften in der Platonischen Schule. Stuttgart, 1963.
  12. Kutschera F., von. Wert und Wirklichkeit. Paderborn, 2010.
  13. Kutschera F., von. Die Idee der Autonomie in der neuzeitlichen Geistesgeschichte. Paderborn, 2016.
  14. Louth A. St John Damascene: tradition and originality in Byzantine theology. Oxford, 2002.
  15. Müller E. Russischer Intellekt in europäischer Krise: Ivan V. Kireevskij (1806 – 1856). Köln, Graz, 1966.
  16. Rose M.C. The Christian Platonism of C.S. Lewis, J.R.R. Tolkien, and Charles Williams // Neoplatonism and Christian thought / D.J. O’Meara, ed. Albany, 1982. P. 203-212.
  17. Ware K. Scholasticism and Orthodoxy: theological method as a factor in the schism // Eastern Churches Review. 1973. № 3 (vol. 5). P. 16-27.

Буланенко Максим Евгеньевич, диакон


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Россия 690001, г. Владивосток, ул. Пушкина 89, каб. 45;
Должность: доцент кафедры философии;
ORCID: 0000-0002-4977-9559;
Электронный адрес: bulanenko@list.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Малевич Татьяна Владимировна; Колкунова Ксения Александровна; Кожевников Денис Дмитриевич

Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление

Малевич Т. В., Колкунова К. А., Кожевников Д. Д. Православные репрезентации Бога и имплицитное антропоморфное мышление // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 67-90

DOI: 10.15382/sturI201774.67-90
Теологическая некорректность является результатом сосуществования двух уровней религиозных понятий, разделенных по когнитивной сложности. Гипотеза о наличии имплицитных, интуитивных антропоморфных понятий у знающих догматику верующих проверялась на выборке православных студентов-теологов (N = 28, средний возраст — 24,93±5,36) посредством классической экспериментальной парадигмы, предложенной Дж. Барреттом и Ф. Кейлом. Процент корректных ответов на вопросы, служившие мерой имплицитного неантропоморфного мышления, оказался значительно ниже процента корректных ответов на контрольные вопросы, несмотря на высокий показатель эксплицитного неантропоморфного мышления. Эти данные подтверждают кросскультурную универсальность и устойчивость феномена теологической некорректности: при когнитивной нагрузке сложные и затратные для когнитивной обработки теологические понятия подвергаются систематической деформации и оптимизации и приобретают качества, соответствующие имплицитному уровню. Подобная деформация, по-видимому, не зависит от теологических репрезентаций и наблюдается, несмотря на высокий уровень эксплицитной «неантропоморфной» концептуализации Бога.
антропоморфизм, религиозные агенты, религиозные понятия, когнитивное религиоведение, психология религии, когнитивные схемы, когнитивные искажения
  1. Андреева Л.А. Религиозность молодежи российских высших учебных заведений в контексте религиозности россиян, 2010 // ReligioPolis – Информационный ресурс Центра религиоведческих исследований [http://www.religiopolis.org/documents/840-la-andreeva-religioznost-molodezhi-rossijskih-vysshih-uchebnyh-zavedenij-v-kontekste-religioznosti-rossijan-materialy-mezhdunarodnoj-nauchnoj-konferentsii-svoboda-religii-i-demokratii-starye-i-novye-vyzovy-kiev-avg, доступ от 16.07.2017].
  2. Гарнак А. История догматов // Библиотека Якова Кротова [http://www.krotov.info/history/04/alymov/harn_00.html, доступ от 30.06.2017];
  3. Горевой Д.А. «Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5(61). С. 75–90.
  4. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия. Беседа XVII // Азбука веры [http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_01/17, доступ от 30.06.2017].
  5. Лосский В.Н. Догматическое богословие // Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Бровары: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2004.
  6. Малевич Т.В., Фолиева Т.А. «Естественность» религии и «естественная религия» в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. Т. 11(83). С. 1605–1617.
  7. Православные чудеса в XX веке. Свидетельства очевидцев / Сост. В.А. Губанов // Бесплатная православная библиотека художественной литературы [http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-2/, http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-chudesa-v-xx-veke-svidetelstva-ochevidcev-kn-3/, доступ от 30.06.2017].
  8. Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы // Официальный сайт книги архимандрита Тихона [http://www.ot-stories.ru/book.htm, доступ от 30.06.2017]
  9. Фолиева Т.А. На грани: формирование идентичности и религиозности в приграничных районах // Межкультурный диалог в современном российском регионе: историческая ретроспектива и проблема построения. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2013. С. 40–52.
  10. Baron-Cohen S. The extreme male brain theory of autism// Trends in Cognitive Sciences. 2002. 6(6). P. 248–254.
  11. Barrett J.L. Cognitive constraints on Hindu concepts of the divine// Journal for the Scientific Study of Religion. 1998. 37(4). P. 608–619.
  12. Barrett J.L. The naturalness of religious concepts: An emerging cognitive science of religion// P. Antes et al. (eds.) New Approaches to the Study of Religion. Berlin: Walter de Gruyter, 2004. Vol. 2. P. 403.
  13. Barrett J.L. Theological correctness: Cognitive constraint and the study of religion// Method & Theory in the Study of Religion. 1999. 11. P. 325–339
  14. Barrett J.L., Keil F. Conceptualizing a nonnatural entity: Anthropomorphism in God concepts// Cognitive Psychology 1996. 31. P. 219–247.
  15. Barrett J.L., Richert R.A. Anthropomorphism or preparedness? Exploring children’s God concepts// Review of Religious Research. 2003. 44. P. 300–312;
  16. Boyer P. What makes anthropomorphism natural: intuitive ontology and cultural representations// The Journal of the Royal Anthropological Institute. 1996. 2(1). P. 83–97.
  17. Bransford J.D., McCarrell N.S. A sketch of a cognitive approach to comprehension: Some thoughts about understanding what it means to comprehend// W. Weimer and D. Palermo (eds.) Cognition and the symbolic processes. New York: Lawrence Erlbaum, 1974. P. 189–229
  18. Caporael L.R., Heyes C. Why anthropomorphize? Folk psychology and other stories// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, Anecdotes, and Animals. Albany, NY: SUNY Press, 1997. P. 59–73.
  19. Chilcott T., Paloutzian R.F. Relations between Gauḍīya Vaiṣṇava devotional practices and implicit and explicit anthropomorphic reasoning about Kṛṣṇa// Journal of Cognition and Culture. 2016. 16. P. 107–121.
  20. Ester E.F., Vogel E.K., Awh E. Discrete resource limits in attention and working memory// M.I. Posner (ed.) Cognitive neuroscience of attention. New York: The Guilford Press, 2012. 2nd ed. P. 99–110.
  21. Guthrie S.E. Animal animism: evolutionary roots of religious cognition// I. Pyysiäinen and V. Anttonen (eds.) Current approaches in the cognitive science of religion. London: Continuum, 2002.
  22. Guthrie S.E. Faces in the clouds: a new theory of religion. New York: Oxford University Press, 1993.
  23. Heider F., Simmel M. An experimental study of apparent behavior// The American Journal of Psychology. 1944. Vol.57(2). P. 243–259.
  24. Herzog H.A., Galvin, S. Common sense and the mental lives of animals: An empirical approach// R.W. Mitchell, N.S. Thompson, and H.L. Miles (eds.) Anthropomorphism, anecdotes, and animals. New York: SUNY Press, 1997. P. 237–253;
  25. Hutson M. The 7 laws of magical thinking: How irrational beliefs keep us happy, healthy, and sane. New York: Hudson Street Press, 2012. P. 165–181.
  26. Peirce J.W. PsychoPy – psychophysics software in Python// Journal of Neuroscience Methods. 2007. 162(1–2). P. 8–13.
  27. Piaget J. Child’s Conception of the World. London: Routledge, 2001.
  28. Scheele D., Schwering C., Elison J.T., Spunt R., Maier W., Hurlemann R. A human tendency to anthropomorphize is enhanced by oxytocin// European Neuropsychopharmacology. 2015. Vol. 25(10). P. 1817–1823.
  29. Serpell J.A. Anthropomorphism and anthropomorphic selection – beyond the “cute response”// Society & Animals. 2003. 11(1). P. 83–100.
  30. Slone D.J. Theological incorrectness: Why religious people believe what they shouldn’t. Oxford: Oxford University Press, 2004
  31. Tam K.P., Lee S.L., Chao M.M. Saving Mr. Nature: Anthropomorphism enhances connectedness to and protectiveness toward nature// Journal of Experimental Social Psychology. 2013. 49(3). P. 514–521;
  32. Urquiza-Haas E.G., Kotrschal K. The mind behind anthropomorphic thinking: attribution of mental states to other species// Animal Behaviour. 2015. Vol. 109. P. 167–176.
  33. Waytz A., Cacioppo J., Epley N. Who sees human? The stability and importance of individual differences in anthropomorphism// Perspectives on Psychological Science. 2010. Vol. 5. P. 219–232
  34. Waytz A., Heafner J., Epley N. The mind in the machine: Anthropomorphism increases trust in an autonomous vehicle// Journal of Experimental Social Psychology. 2014. Vol.52. P. 113–117.

Малевич Татьяна Владимировна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-3928-6248;
Электронный адрес: t.v.malevich@gmail.com.

Колкунова Ксения Александровна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: старший преподаватель;
ORCID: 0000-0003-4655-6488;
Электронный адрес: ksenia.kolkunova@gmail.com.

Кожевников Денис Дмитриевич


Место работы: независимый исследователь;
ORCID: 0000-0003-0602-2908;
Электронный адрес: coffeegirl@inbox.ru.
Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 "Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте"

ДИСКУССИЯ

Шичалин Юрий Анатольевич

Ошибка перспективы, или еще раз о России и Европе

Шичалин Ю. А. Ошибка перспективы, или еще раз о России и Европе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 93-112

DOI: 10.15382/sturI201774.93-112
В статье рассматривается понятие европейской цивилизации преимущественно в информационном срезе, то есть с точки зрения возникновения средств хранения и передачи информации и создания всей необходимой для этого инфраструктуры. В связи с этим в первую очередь уясняется несводимость понятия европейской цивилизации к западно-европейской культуре (или к понятию Запада). Рассматривается неудовлетворительность привычной схемы античность—средние века—новое время и вводится понятие «носитель европейской цивилизации». В связи с этим рассматривается смена носителей европейской цивилизации начиная с греков и вплоть до современной эпохи, когда европейская цивилизация – единственная на Земле – посредством создания соответствующих институций приобрела планетарное распространение. В первой части статьи рассмотрены греки и римляне, создание греко-римской цивилизации, бремя несения всех достижений которой берет на себя новый народ – христиане, обеспечившие поддержание и развитие греко-римской христианской культуры в течение первого тысячелетия по Р.Х. Во второй части статьи рассматриваются народы, в той или иной мере приобщившиеся к европеизму до XV века, когда благодаря университетам и академиям (научным центрам) инициатива несения европейской цивилизации и ее развития переходит преимущественно к народам Европы, сменявшим и дополнявшим друг друга (таковы прежде всего Италия, Франция, Нидерланды, Англия, Германия и Россия), а также к получившим независимость американским колониям, сформировавшим Соединенные Штаты Америки. В течение XIX создаются условия для планетарного распространения европейской цивилизации, что сопровождается кризисом в Европе постепенным доминированием Америки как ведущего носителя европеизма. В третьей части статьи рассматривается эволюция институтов и идей европеизма со времени Первой мировой войны и вплоть до окончания эпохи холодной войны, оценивается современное состояние европеизма, уже получившего планетарное распространение, и перспективы появления его новых носителей.
Европа, европеизм, Европейская цивилизация, информационный срез, Западная Европа, Запад, греческая культура, греко-римская культура, христианство, национальные культуры, школа, университет, научный центр
  1. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. М., 2008.
  2. Шичалин Ю. А. «Осевые века» европейской истории // Вопросы философии. №6. 1995.

Шичалин Юрий Анатольевич


Ученая степень: доктор философских наук;
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности;
ORCID: 0000-0002-1799-2021;
Электронный адрес: graecolatinum@gmail.com.
Антонов Константин Михайлович

Актуализация классики vs научная история философии (по поводу статьи диакона М. Е. Буланенко)

Антонов К. М. Актуализация классики vs научная история философии (по поводу статьи диакона М. Е. Буланенко) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 113-119

DOI: 10.15382/sturI201774.113-119
Данный материал является дискуссионным откликом на статью диак. М. Буланенко, опубликованную в данном номере.
Киреевский, философия, идеализм, автономия, вера, платонизм

Антонов Константин Михайлович


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманиатрынй университет. Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: заведующий Кафедрой философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0003-0982-2513;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Алексеев Анатолий Алексеевич

Рец. на кн.: Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга вторая: Нагорная проповедь. Издательство Сретенского монастыря; Эксмо, 2016.

Алексеев А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 123-128 — Рец. на кн.: Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение. Книга вторая: Нагорная проповедь. Издательство Сретенского монастыря; Эксмо, 2016.
PDF

Алексеев Анатолий Алексеевич


Ученая степень: доктор филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: СПбГУ;
Должность: Заведующий кафедрой библеистики;
ORCID: 0000-0003-0243-8703;
Электронный адрес: alexeev.anatoly@gmail.com.
Небольсин Антал Гергей

Рец. на кн.: The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Conference, June 2013 / A. Puig i Tarrech, J. M. G. Barclay, J. Frey eds., O. McFarland assist. Mohr Siebeck, 2015.

Небольсин А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 129-133 — Рец. на кн.: The Last Years of Paul. Essays from the Tarragona Conference, June 2013 / A. Puig i Tarrech, J. M. G. Barclay, J. Frey eds., O. McFarland assist. Mohr Siebeck, 2015.
PDF

Небольсин Антал Гергей


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6;
Должность: профессор кафедры библеистики Богословского факультета;
ORCID: 0000-0002-0037-8674;
Электронный адрес: gyula@mail.ru.
Черный Алексей Иванович, священник

Рец. на кн.: Gäckle V. Allgemeines Priestertum. Zur Metaphorisierung des Priestertitels im Frühjudentum und Neuen Testament. Mohr Siebeck, 2014.

Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 134-138 — Рец. на кн.: Gäckle V. Allgemeines Priestertum. Zur Metaphorisierung des Priestertitels im Frühjudentum und Neuen Testament. Mohr Siebeck, 2014.
PDF

Черный Алексей Иванович, священник


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник научного Центра истории богословия и богословского образования, старший преподаватель кафедры практического богословия;
ORCID: 0000-0002-7287-0860;
Электронный адрес: lexschwarz@gmail.com.
Захаров Георгий Евгеньевич

Рец. на кн.: Abogado J. Hilary of Poitiers on Conciliating the Homouseans and the Homoeouseans: An Inquiry on the Fourth-Century Trinitarian Controversy. Peter Lang, 2016.

Захаров Г. Е. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 138-141 — Рец. на кн.: Abogado J. Hilary of Poitiers on Conciliating the Homouseans and the Homoeouseans: An Inquiry on the Fourth-Century Trinitarian Controversy. Peter Lang, 2016.
PDF

Захаров Георгий Евгеньевич


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой систематического богословиә и патрологии, доцент кафедры всеобщей истории;
ORCID: 0000-0002-3406-2088;
Электронный адрес: g.e.zakharov@gmail.com.
Забаев Иван Владимирович

Рец. на кн.: Mutch A. Religion and National Identity Governing Scottish Presbyterianism in the Eighteenth Century. Edinburgh University Press, 2015.

Забаев И. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 142-145 — Рец. на кн.: Mutch A. Religion and National Identity Governing Scottish Presbyterianism in the Eighteenth Century. Edinburgh University Press, 2015.
PDF

Забаев Иван Владимирович


Ученая степень: кандидат социологических наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета;
ORCID: 0000-0001-9876-9093;
Электронный адрес: zabaev-iv@yandex.ru.
Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей; Лаврентьев Андрей Валентинович

Рец. на кн.: Streib H., Keller B. Was bedeutet Spiritualität? Befunde, Analysen und Fallstudien aus Deutschland. Vandenhoeck & Ruprecht, 2015.

Ореханов Ю. Л., Лаврентьев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 146-151 — Рец. на кн.: Streib H., Keller B. Was bedeutet Spiritualität? Befunde, Analysen und Fallstudien aus Deutschland. Vandenhoeck & Ruprecht, 2015.
PDF

Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей


Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: проректор по международной работе;
ORCID: 0000-0002-1492-5974;
Электронный адрес: georgorehanov@mail.ru.

Лаврентьев Андрей Валентинович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Российский православный университет им. св. Иоанна Богослова, Российская Федерация, 127473, г. Москва, переулок Чернышевского, д. 11 А, стр. 1;
Должность: младший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0003-4533-8972;
Электронный адрес: receiver.a@bk.ru.
Носачев Павел Георгиевич

«Вчерашняя рыба в завтрашней науке»: магия как часть истории философии — Рец. на кн.: Copenhaver B. P. Magic in Western Culture: from Antiquity to the Enlightenment. Cambridge University Press, 2015.

Носачев П. Г. «Вчерашняя рыба в завтрашней науке»: магия как часть истории философии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 74. С. 152-158 — Рец. на кн.: Copenhaver B. P. Magic in Western Culture: from Antiquity to the Enlightenment. Cambridge University Press, 2015.
PDF

Носачев Павел Георгиевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0002-0884-4705;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.