/

Малков Петр Юрьевич

Учение прп. Максима Исповедника об образе и подобии Божиих в человеке: синергийный аспект


Малков П. Ю. Учение прп. Максима Исповедника об образе и подобии Божиих в человеке: синергийный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 11-29.

DOI: 10.15382/sturI201771.11-29

Аннотация

Статья посвящена учению прп. Максима Исповедника об «образе» и «подобии» Божиих в человеке. В статье указывается на своеобразие позиции прп. Максима, утверждавшего, что «образ Божий» относится к человеческой природе в целом, а «подобие Божие» есть реализация и раскрытие данного «образа» в каждой конкретной ипостаси. Богоуподобление есть плод людской ипостасной активности; в то же время богоуподобление есть акт синергии Бога и человека. Важным инструментом в достижении богоподобия является людская ипостасная гномическая воля. В статье также прослеживается тесная взаимосвязь между учением об «образе» и «подобии» Божиих с учением прп. Максима об обожении. Различая образ и подобие Божии в человеке, преподобный Максим считает состояние обожения ситуацией, где в полноте реализуется «образ». При этом богоуподобление приближает и возводит христианина к обожению. Вместе с тем прп. Максим различает понятия богоподобия и обожения: в отличие от богоподобия, обожение есть дар одного лишь Бога. Обожение уже не плод синергии Бога и человека, но действие в человеческой природе одних Божественных энергий. Помимо этого здесь анализируется учение Исповедника об эсхатологическом измерении понятий «образа» и «подобия» Божиих в человеке. В эсхатологической перспективе в результате теснейшего единения обоживающей благодати с природой обоживаемых произойдет фактическая «деактивация» человеческой природной энергийной активности, когда святые свободно уступят свое самовластие Богу и в них будет действовать один лишь Господь. Вместе с тем, поскольку понятие «подобия» тесно связано в учении прп. Максима с бытием человека именно как существа ипостасного, неповторимоиндивидуального, можно предположить, что эсхатологическое состояние совершенного «подобия» обоженных христиан Богу окажется фундаментальным основанием для сохранения их личной ипостасной уникальности.

Ключевые слова

прп. Максим Исповедник, обожение, образ Божий, подобие Божие, синергия, логос, тропос, энергия, воля, гномическая воля, природная воля, антропология, эсхатология, сотериология

Список литературы

Глущенко А., диак. Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К., 2013.
Малков П. «Не упуская собственный логос» (преподобный Максим Исповедник о «логосах ипостасной особенности») // XXVI Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. М., 2016. С. 44–53.
Garrigues J.-M. Maxime le Confesseur. La charité avenir divin de l’homme, P., 1976.
Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. Ambigua. P., 1994.
Larchet J.-C. La divinization de l’homme selon saint Maxim le Confesseur. P., 1996.
Larchet J.-C. The Mode of Deification // The Oxford Handbook of Maximus the Confessor / P. Allen, B. Neil, eds. Oxford, 2015. P. 341–359.
Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Chicago, 1995.

Данные об авторе

Малков Петр Юрьевич


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: заведующий кафедрой теологии ПСТГУ, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: malkovpu@mail.ru.