/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :71

БОГОСЛОВИЕ

Малков Петр Юрьевич

Учение прп. Максима Исповедника об образе и подобии Божиих в человеке: синергийный аспект

Малков П. Ю. Учение прп. Максима Исповедника об образе и подобии Божиих в человеке: синергийный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 11-29

DOI: 10.15382/sturI201771.11-29
Статья посвящена учению прп. Максима Исповедника об «образе» и «подобии» Божиих в человеке. В статье указывается на своеобразие позиции прп. Максима, утверждавшего, что «образ Божий» относится к человеческой природе в целом, а «подобие Божие» есть реализация и раскрытие данного «образа» в каждой конкретной ипостаси. Богоуподобление есть плод людской ипостасной активности; в то же время богоуподобление есть акт синергии Бога и человека. Важным инструментом в достижении богоподобия является людская ипостасная гномическая воля. В статье также прослеживается тесная взаимосвязь между учением об «образе» и «подобии» Божиих с учением прп. Максима об обожении. Различая образ и подобие Божии в человеке, преподобный Максим считает состояние обожения ситуацией, где в полноте реализуется «образ». При этом богоуподобление приближает и возводит христианина к обожению. Вместе с тем прп. Максим различает понятия богоподобия и обожения: в отличие от богоподобия, обожение есть дар одного лишь Бога. Обожение уже не плод синергии Бога и человека, но действие в человеческой природе одних Божественных энергий. Помимо этого здесь анализируется учение Исповедника об эсхатологическом измерении понятий «образа» и «подобия» Божиих в человеке. В эсхатологической перспективе в результате теснейшего единения обоживающей благодати с природой обоживаемых произойдет фактическая «деактивация» человеческой природной энергийной активности, когда святые свободно уступят свое самовластие Богу и в них будет действовать один лишь Господь. Вместе с тем, поскольку понятие «подобия» тесно связано в учении прп. Максима с бытием человека именно как существа ипостасного, неповторимоиндивидуального, можно предположить, что эсхатологическое состояние совершенного «подобия» обоженных христиан Богу окажется фундаментальным основанием для сохранения их личной ипостасной уникальности.
прп. Максим Исповедник, обожение, образ Божий, подобие Божие, синергия, логос, тропос, энергия, воля, гномическая воля, природная воля, антропология, эсхатология, сотериология
Глущенко А., диак. Значение антропологии прп. Максима Исповедника для современной православной апологетики. К., 2013.
Малков П. «Не упуская собственный логос» (преподобный Максим Исповедник о «логосах ипостасной особенности») // XXVI Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Материалы. М., 2016. С. 44–53.
Garrigues J.-M. Maxime le Confesseur. La charité avenir divin de l’homme, P., 1976.
Larchet J.-C. Saint Maxime le Confesseur. Ambigua. P., 1994.
Larchet J.-C. La divinization de l’homme selon saint Maxim le Confesseur. P., 1996.
Larchet J.-C. The Mode of Deification // The Oxford Handbook of Maximus the Confessor / P. Allen, B. Neil, eds. Oxford, 2015. P. 341–359.
Thunberg L. Microcosm and Mediator: The Theological Anthropology of Maximus the Confessor. Chicago, 1995.

Малков Петр Юрьевич


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: заведующий кафедрой теологии ПСТГУ, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: malkovpu@mail.ru.
Крючков Тимофей Олегович

Имя и энергия между сущностью и ипостасью (к некоторым темам современной критики имяславия)

Крючков Т. О. Имя и энергия между сущностью и ипостасью (к некоторым темам современной критики имяславия) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 30-49

DOI: 10.15382/sturI201771.30-49
Статья посвящена вопросам православного понимания категории «энергия» в контексте формулы имяславия «Имя Божие есть энергия Божия». На примере работ С. С. Хоружего и П. Ю. Малкова проведен критический анализ опытов современных русских богословов и философов по поиску противоречий учения об энергийной природе имени и представлений об энергии как агенте сущности. Затрагивается ряд аспектов, связанных с видением в концепции имениэнергии магизма, якобы позволяющего через знание имени Божиего детерменировать Бога. Нашли отражение вопросы о понимании энергии как символе, т. е. категории, предполагающей иноприродный по отношению к сущности, к которой относится энергия, элемент. Учение об энергии как агенте сущности не означает, что конкретное лицо лишено статуса действующего. При этом в контексте споров с моноэнергистами и монофелитами такое атрибутирование энергии сущности призвано было указать на характер действия, но не на отсутствие у ипостаси связи с энергией. Это лишает почвы отождествление имяславия, видящего энергийность именно в личных именах, с моноэнергистскими концепциями действия. Анализ текстов свт. Григория Паламы показывает противоречивость попыток современных богословов противопоставить идею об имени как энергии позициям, выработанным в ходе паламитских споров в XIV в. в вопросе о связи категорий «энергия» и «ипостась». Приведенные тексты свт. Григория Паламы показывают, что они не исключают категориальную связь понятий ипостаси и энергии.
Имяславие, имя, энергия, ипостась, сущность, меон, моноэнергитизм, диэнергитизм, символ, исихазм
Брейе Э. Как я понимаю историю Философии // Он же. Философия Плотина. СПб., 2012. С. 277–288.
Лосев А. Ф. Имяславие // Он же. Личность и Абсолют. М., 1999. С. 226–238.
Лосев А. Ф. Философия имени у Платона // Начала. 1995. № 1–4. С. 206–214.
Малков П. Ю. Имя Божие и православная икона в контексте святоотеческого богословия // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С. 136–154.
Малков П. Ю. Сотериологический аспект православного учения об Имени Божием // Он же. По образу Слова: Статьи. М., 2007. С. 120–135.
Месяц С. В. Есть ли «ипостась» у Первоначала / ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М.: Круг, 2013. С. 318–337.
Петров В. В. ΥΠΑΡΧΩ и ΥΦΙΣΤΗΜΙ // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М.: Круг, 2013. С. 339– 375.
Петров В. В. Символ и священнодействие в позднем неоплатонизме и в «Ареопагитском корпусе» // ΠΛΑΤΩΝΙΚΑ ΖΗΤΕΜΑΤΑ: Исследования по истории платонизма. М., 2013. С. 264–317.
Хоружий С. С. Имяславие и культура серебряного века: феномен московской школы христианского неоплатонизма» // Булгаков С. Н. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., 2003. С. 191–207.
Шуфрин А. Развитие понятия «ипостась» у Василия Великого // Проблемы теологии. Екатеринбург, 2006. Вып. 3. Ч. 2. С. 3–28.

Крючков Тимофей Олегович


Место работы: аспирант Философского факультета МГУ им. Ломоносова 119234, Москва, Ленинские горы, МГУ;
Электронный адрес: email: timofeusk@yandex.ru.
Михайлов Петр Борисович

Концепция эллинизации христианства в истории теологии

Михайлов П. Б. Концепция эллинизации христианства в истории теологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 50-68

DOI: 10.15382/sturI201771.50-68
В статье предпринимается аналитический обзор историко-теологической исследовательской концепции эллинизации христианства от XVI в. до начала XXI в.: становление проблемы в ходе межконфессиональной полемики между католиками и протестантами от начала Реформации до начала XIX в.; концептуализация проблемы в немецком протестантизме XIX в.; наконец, попытки решения проблемы в традиционных конфессиях уже в XX в. Прослеживаются ее истоки, предлагаются обобщения для периодизации — этапы: полемический, критический и апологетический; наконец, формируется типология основных версий концепции: «теория конвергенции», «теория распада, или разрыва», «теория аккомодации», «теория преемства». В качестве главных свидетелей истории концепции привлекаются историки древнего христианства и богословы, обращавшиеся к его наследию за ответами на исконные вопросы о сущности евангельского учения, о спасении в Церкви и ценности христианской истории и культуры: И. Л. Мосхейм, Ф. Баур, А. Гарнак, Р. Зееберг, протоиерей Георий Флоровский и др. Сам же исторический феномен эллинизации христианства автор предлагает рассматривать в трех основных аспектах: 1) язык и создание основного корпуса основополагающих текстов христианства, 2) античная метафизика и использование философских средств для богословской работы и, наконец, 3) классическая культура, формализованная в понятии «пайдейя». Острота проблемы измеряется прямой постановкой вопроса: сохранила ли христианская традиция поздней античности, византийского и средневекового периодов, а также современности идентичность с первохристианской общиной или же безвозвратно ее утратила в результате грандиозного синтеза с греческой культурой и цивилизацией, осуществленного в поздней античности? Поиски ответов на этот вопрос и предлагает настоящее исследование.
эллинизм, эллинизация христианства, история теологии, метафизика, греческая пайдейя, либеральная теология, историческая теология, А. Гарнак, протоиерей Г. В. Флоровский, неопатристический синтез
Вевюрко И. С. Септуагинта: древнегреческий текст Ветхого Завета в истории религиозной мысли. М., 2013.
Гарнак А. История догматов // Раннее христианство: В 2 т. М., 2001. Т. 2. С. 87−508.
Гарнак А. Сущность христианства. М., 2001.
Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. М., 1993.
Даниелу Ж. Истоки латинского христианства // Символ. 1994. № 31. С. 7−92.
Даниелу Ж. Эллинизм, иудаизм, христианство (Из книги «Ответы Симоне Вейль») // Вестник РХД. 2000. № 180. С. 164−180.
Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории / Собрание сочинений. М., 2000. Т. 1.
Дройзен И. Г. История эллинизма. М.; Киров, 2011. Т. 1.
Йегер В. Раннее христианство и греческая пайдейя. М., 2014.
Морескини К. История патристической философии. М., 2011.
Пылаев М. А. Христианские рецепции античной культуры в контексте теологической проблемы «эллинизации христианства» // Религиоведение. 2002. № 1. С. 3–13.
Трубецкой С. Н. Сочинения. М., 1994.
Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937.
Флоровский Г. В. Христианство и цивилизация // Он же. Христианство и цивилизация: Избранные труды по богословию и философии. СПб., 2005. С. 641−649.
Clément de Rome. Épître aux Corinthiens / A. Jaubert, éd. P., 1971 (SC; 167).
Crouzel H. Origène. P., 1985.
Daniélou J. Les origines du christianisme latin. Les origines du christianisme latin. P., 1978, 1991 (Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée; 3).
Daniélou J. Message évangélique et culture hellénistique aux IIe et IIIe siècles. P., 1961; 1991 (Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée; 2).
Daniélou J. Théologie du Judéo-christianisme. P., 1958, 1991 (Histoire des Doctrines chrétiennes avant Nicée; 1).
Florovsky G. Patristics and Modern Theology // Diakonia. A quarterly devoted to advancing Orthodox-Catholic dialogue. 1969. Vol. 4. № 3. P. 227−232.
Florovsky G. The Christian Hellenism // The Orthodox Observer. 1957. № 442. P. 9–10.
Gavrilyuk P. L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Oxford, 2013.
Georges Florovsky: Russian Intellectual, Orthodox Churchman / A. Blane, ed. Crestwood; N. Y., 1993.
Glawe W. Die Hellenisierung des Christentums in der Geschichte der Theologie von Luther bis auf die Gegenwart. B., 1912 (19732).
Harl M., Dorival G., Munnich O. La Bible grec des Septante. Du judaïsme hellénistique au christianisme ancien. P., 1988.
Harnack A. von. Das Wesen des Christentums. Tübingen, 2005.
Loofs F. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle, 19515. T. 1.
Markschies C. Hellenisierung des Christentums: Sinn und Unsinn einer historischen Deutungskategorie. Leipzig, 2012.
Meijering E. P. Adolf von Harnack und das Problem des Platonismus // Patristique et Antiquité tardive en Allemagne et en France de 1870 à 1930. Influences et échanges. Actes du Colloque franco-allemand de Chantilly (25−27 octobre 1991). P., 1993. Р. 155–164.
Meijering E. P. Diе Hellenisierung des Christentums im Urteil Adolf von Harnacks. Amsterdam, 1985.
Meij ering E. Theologische Urteile über die Dogmengeschichte. Ritschls Einfluss auf von Harnack. Leiden, 1978.
Momigliano A. Alien Wisdom. The Limits of Hellenization. Cambridge, 1975.
Pelikan J. Christianity and Classical Culture. The Metamorphosis of Natural Theology in the Christian Encounter with Hellenism. Gifford Lectures at Aberdeen, 1992−1993. New Heaven; L., 1993.
Scheff czyk L. Tendenzen und Brennpunkte der neueren Problematik um die Hellenisierung des Christentums. München, 1982.
Schillebeeckx E. Church: the Human Story of God. N. Y., 1990.
Tatianus. Diatessaron // Welles C. B. The excavations at Dura-Europos: final report 5, pt. 1. New Haven, 1959.
Zahnhuber J. Theology as Science in Nineteenth-Century Germany.
From F. C. Baur to Ernst Troeltsch. Oxford, 2013.

Михайлов Петр Борисович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, научный сотрудник сектора философии религии ИФ РАН, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: locuspetri@rambler.ru.
Пилипенко Евгений Анатольевич

Карл Ранер, Вальтер Каспер и Ганс Кюнг о положении, задачах и путях современного богословия

Пилипенко Е. А. Карл Ранер, Вальтер Каспер и Ганс Кюнг о положении, задачах и путях современного богословия // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 69-86

DOI: 10.15382/sturI201771.69-86
Политическая история, философия, культура и наука XX в. стали важными факторами развития христианской богословской мысли, в первую очередь в Западной Европе. Назревшие вопросы о соотношении церковного мировоззрения с современным научным знанием, сформировавшимися с эпохи Нового времени философскими концепциями, со светской этикой требовали переосмысления многих устоявшихся богословских позиций, разработки новой методологии для решения актуальных теоретических, пастырских и миссионерских задач. Одной из ярких конструктивных реакций на вызовы современности стал прошедший в 1962–1965 гг. II Ватиканский собор Римско-Католической Церкви. Важную лепту в этот процесс обновления внесли немецкоязычные богословы, из которых первым по значимости следует назвать Карла Ранера. Ранеру удалось указать для богословия пути к выходу на адекватный уровень историко-критической научности и придать ему антропологическую направленность, сделав человека и его практику веры объектом и существенным элементом новой богословской программы. Уже не формально-схоластическая унификация доктрины, не прямое утверждение позитивных догм со стороны церковного учительства, а именно выявленные Ранером богословские плюрализм и исторический динамизм, необходимость герменевтического анализа догматических высказываний и их языковых норм, наконец, принятие во внимание невыразимого мистического опыта Откровения должны теперь стать способом сохранения содержательного единства вероисповедания Церкви. Вальтер Каспер, опираясь на идеи Ранера, выделяет научность, церковность и практическую обращенность к миру важнейшими характеристиками современного богословия. При этом, по его мнению, нельзя при всей пользе междисциплинарного взаимообмена совершенно отказываться от метафизики и сводить богословскую работу к набору отдельных научно-исследовательских направлений. Каспер отмечает также необходимость постоянного обращения систематического богословия к Св. Писанию и церковному Преданию, поиска баланса между новаторством и традицией, между свободой богословского творчества и формами доктринального контроля церковной иерархии. Программе смены богословской парадигмы опального швейцарского богослова Ганса Кюнга несвойственно стремление к выработке такого баланса. Скорее она направлена на снятие традиционных и религиозно конфессиональных границ, как и на фактическое упразднение «внешнего» учительного авторитета. Учитывая, что в размышлениях всех рассматриваемых авторов отводится место богословским усилиям в межконфессиональном и межрелигиозном направлении, именно у Кюнга «критическая экуменичность» помещается во главу угла и становится по сути центральной формой современного богословия.
богословский плюрализм, вероучительное единство, смена парадигмы, антропология, методы богословия, герменевтика, открытость миру, экуменический диалог, практическое богословие, К. Ранер, В. Каспер, Г. Кюнг, II Ватиканский cобор
Geiselmann J. R. Die katholische Tübinger Schule: Ihre theologische Eigenart. Freiburg i. Br., 1964. S. 515–526.
Jhi J.-H. Das Heil in Jesus Christus bei Karl Rahner und in der Theologie der Befreiung. München, 2006.
Kasper W. Johann Adam Möhler — Wegbereiter des modernen Katholizismus // Die Internationale katholische Zeitschrift Communio. 1988. Bd. 17. S. 433–443.
Kasper W. Situation und Aufgaben gegenwärtiger systematischer Theologie // Idem. Theologie im Diskurs. Freiburg; Basel; Wien, 2015. S. 179–196.
Kasper W. Wissenschaftliche Freiheit und lehramtliche Bindung der katholischen Theologie // Idem. Theologie im Diskurs. Freiburg; Basel; Wien, 2015. S. 30–71.
Kuhn Th. S. The Structure of Scientific Revolutions. Chicago, 1962.
Küng H. Ein neues Grundmodell von Theologie? Divergenzen und Konvergenzen // Das neue Paradigma von Theologie: Strukturen und Dimensionen / H. Küng, D. Tracy (Hrsg.). Zürich, 1986. S. 205–216.
Küng H. Paradigmenwechsel in der Theologie: Versuch einer Grundlagenerklärung // Theologie — wohin? Auf dem Weg zu einem neuen Paradigma / H. Küng, D. Tracy (Hrsg.). Zürich etc., 1984. S. 37–75.
Küng H. Projekt Weltethos. München, 1990.
Metz J. B. Zum Begriff der neuen politischen Theologie: 1967–1997. Mainz, 1997.
Pröpper Th. Freiheit als philosophisches Prinzip der Dogmatik: Systematische Refl exionen im Anschluß an W. Kaspers Konzeption der Dogmatik // Dogma und Glaube: Bausteine für eine theologische Erkenntnislehre. Festschrift für Bischof Walter Kasper / E. Schockenhoff, P. Walter (Hrsg.). Mainz, 1993. S. 165–192.
Rahner K. Der Pluralismus in der Theologie und die Einheit des Bekenntnisses in der Kirche // Rahner K. Sämtliche Werke. Freiburg i. Br., 2013. Bd. 22/1. Tlbd. 1. T. A. S. 339–354
Rahner K. Die neue Kirchlichkeit der Theologie // Rahner K. Gnade als Freiheit. Freiburg i. Br., 1968. S. 131–143.
Rahner K. Die praktische Theologie im Ganzen der theologischen Disziplinen // Idem. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1967. Bd. 8. S. 133–149.
Rahner K. Hörer des Wortes: Zur Grundlegung Religionsphilosophie. München, 1941. Rahner K. Philosophie und Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1965. Bd. 6. S. 91–103.
Rahner K. Philosophie und Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1965. Bd. 6. S. 91–103.
Rahner K. Zum heutigen Verhältnis von Philosophie und Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Zürich, 1972. Bd. 10. S. 70–88.
Rahner K. Überlegungen zur Methode der Theologie // Rahner K. Sämtliche Werke. Freiburg i. Br., 2013. Bd. 22/1. Tlbd. 1. Tl. A. S. 301–335
Rahner K. Zur Geschichtlichkeit der Theologie // Rahner K. Schriften zur Theologie. Einsiedeln, 1967. Bd. 8. S. 88–110.
Ratzinger J., Boff L. Dokumente eines Konfliktes um die Theologie der Befreiung: Das Buch «Kirche: Charisma und Macht» in der Diskussion. Frankfurt am Main, 1982.
Streitgespräch um Theologie und Lehramt: Die Instruktion über die kirchliche Berufung des Theologen in der Diskussion / P. Hünermann, Hrsg. Frankfurt am Main, 1991.

Пилипенко Евгений Анатольевич


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Общецерковная аспирантура во имя свв. Кирилла и Мефодия, Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» 105120, Москва, Нижняя Сыромятническая ул., 10 А, стр. 1;
Электронный адрес: email: dep.aspirantura@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Богословы о богословии: метатеологические программы XX века» при поддержке Фонда развития ПСТГУ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Самарина Татьяна Сергеевна

Из истории исламоведения: А. М. Шиммель и классическая феноменология религии

Самарина Т. С. Из истории исламоведения: А. М. Шиммель и классическая феноменология религии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 89-103

DOI: 10.15382/sturI201771.89-103
В статье проводится анализ ключевых трудов известного классика исламоведения, специалиста по суфизму Анны-Мари Шиммель и показывается, что в ее творчестве методология классической феноменологии религии нашла свое оригинальное приложение в исследовании ислама. Вначале в статье делается акцент на некоторых моментах биографии А.-М. Шиммель, оказавших влияние на ее академическую карьеру, затем анализируется ее феноменологический подход и показывается, как она выстраивает свою систему описания ислама путем систематизации религиозных феноменов, восходя от внешних форм (материальные предметы) к центру религии (Богу), при этом всегда обращаясь к темам Бога, Корана, Мухаммада. Далее система А.-М. Шиммель иллюстрируется на основных примерах. Отмечается, что для нее феноменологический анализ ислама предполагает комплексное понимание и описание религиозных явлений, начиная с восприятия камня, праздника, одежды, мифа простыми верующимимусульманами и заканчивая сложными богословскими построениями, обращается внимание на то, что феноменологический подход к исламу, предложенный ею, учитывал специфику lived religion до появления этого направления, таким образом, наследие Шиммель вписывается в контекст современных религиоведческих исследований. Во второй части статьи рассматривается влияние концепций ведущих классиков феноменологии религии Мирчи Элиаде, Герардуса Ван дер Леу, Фридриха Хайлера на исследования А.-М. Шиммель. Делается вывод, что положительная рецепция ее работ как среди ученых-исламоведов, так и среди верующих мусульман свидетельствует о том, что язык феноменологического описания религии — язык религиозного диалога.
феноменология, религиоведение, ислам, мистицизм, А.-М. Шиммель, М. Элиаде, Г. Ван дер Леу, Ф. Хайлер
Андерхилл Э. Мистицизм: Опыт исследования природы и законов развития духовного сознания человечества. К., 2000.
Отто Р. Священное / А. М. Руткевича, пер. СПб., 2008.
Пылаев М. А. Западная феноменология религии. М., 2006.
Самарина Т. С. Феноменология религии Ф. Хайлера // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. 2016. № 2. С. 22–33.
Шиммель А. М. Мир исламского мистицизма. М., 2012.
Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998.
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 2001.
Элиаде М. Миф о вечном возвращении. М., 2000.
Das Heilige als Problem der gegenwärtigen Religionswissenschaft / W. Gantke, V. Serikov, Hrsg. Frankfurt am Main, 2015.
Das Thema des Weges und der Reise im Islam. Düsseldorf, 1994.
Die Religionen der Menschheit in Vergangenheit und Gegenwart. Stuttgart, 1962.
Heiler F. Das Gebet: Eine religionsgeschichtliche und religionspsychologische Untersuchung. München, 1920.
Heiler F. Der Gottesbegriff der Mystik // Numen: International review for the history of religions. 1954. Vol. 1. S. 161–183.
Heiler F. Erscheinungsformen und Wesen der Religion. Stuttgart, 1961.
Hermeneutics, Politics and the History of Religions / C. Wedemeyer, W. Doniger, eds. Oxford, 2010.
Leaman O. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // British Journal of Middle Eastern Studies. 1996. Vol. 23. P. 96–97.
Leeuw G. Einführung in die Phänomenologie der Religion. München, 1925.
Leeuw Van der G. Phänomenologie der Religion. Stuttgart, 1956.
Leeuw Van der G. Religion in Essence and Manifestation. Princeton, 2014. P. IX–XIX.
Librande L. T. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // Journal of the American Academy of Religion. 1996. Vol. 64. P. 672–674.
Lived Religion in America: Toward a History of Practice / D. Hall, ed. Princeton, 1997.
Mahmutcehajic R. Bosnia the Good: Tolerance and Tradition. Budapest, 2000.
MehdiI. Annemarie Schimmmel: On Deciphering the Signs of God // Iqbal review: Journal of the Iqbal Academy Hyderabad. 2003. Vol. 12. URL: http://www.jaihoon.com/349.htm (дата обращения: 06.05.2017).
Mujiburrahman. The Phenomenological Approach in Islamic Studies: An Overview of a Western Attempt toUnderstand Islam // The Muslim World. 2001. Vol. 91. P. 437–439.
Nasr S. H. The Need for a Sacred Science. Albany, 1993.
Netton I. R. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // Journal of the Royal Asiatic Society. 1996. Vol. 6. P. 418–420.
Rahman F. Approaches to Islam in Religious Studies: Review Essay // Approaches to Islam in Religious Studies / R. C. Martin, ed. Oxford, 2001. P. 189–202.
Schimmel A.-M. A life of learning. N. Y., 1993.
Schimmel A.-M. As Through a Veil: Mystical Poetry in Islam. N. Y., 1982.
Schimmel A.-M. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam. Albany, 1994.
Schimmel A.-M. The Mystery of Numbers. Oxford, 1993.
Waardenburg J. Islam. Historical, social, and political perspectives. B., 2002.
Waardenburg J. Islamisch-Christliche Beziehungen. Geschichtliche Streifzüge // Religionswissenschaftliche Studien. Würzburg, 1993. Bd. 23.
Wheeler B. M. Deciphering the Signs of God: A Phenomenological Approach to Islam by Annemarie Schimmel // History of Religions. 1997. Vol. 36. P. 283–285.

Самарина Татьяна Сергеевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Институт философии РАН 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Электронный адрес: email: t_s_samarina@bk.ru.
Глушаев Алексей Леонидович

Раскол в баптизме: "инициативникии" "религиозный экстремизм" в интерпретациях советской атеистической литературы 1960–1980-х гг.

Глушаев А. Л. Раскол в баптизме: "инициативникии" "религиозный экстремизм" в интерпретациях советской атеистической литературы 1960–1980-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 104-118

DOI: 10.15382/sturI201771.104-118
Автор рассматривает специфическую документальную базу по истории раскола евангельских христиан-баптистов в СССР 1960–1980-х гг. — научноатеистическую и пропагандистскую литературу. Опираясь на некоторые идеи М. Ю. Смирнова и К. М. Антонова о советском алгоритме работы с материалом религии, в статье исследуются речевые конструкции и концепты, с помощью которых интерпретировали деятельность баптистов-инициативников, сторонников Совета церквей ЕХБ. Ракурс критики источников позволяет отложить на время вопрос о научной ценности большинства атеистических текстов и сосредоточить внимание на темах и сюжетах, находившихся в фокусе внимания как советских историков и социологов религии, так и пропагандистов атеизма, обличающих сторонников церковного разделения. Автор показывает, что характеристики данного явления формировались под влиянием политических и правовых оценок своего времени. В атеистической литературе обращали внимание на противозаконность и нелегальность деятельности инициативников, обвиняли руководство СЦЕХБ в антисоветизме и религиозном экстремизме. Однако советский дискурс о баптистах-инициативниках включал научноисследовательский план, благодаря которому фиксировались исторические события, совершенствовались исследовательские инструменты изучения церковного разделения баптистов. В начале 1990-х гг. советский антирелигиозный дискурс исчезает. Содержание терминов «инициативники», «религиозный экстремизм» меняется. Однако если название «инициативники» превратилось в исторический термин, то религиозный экстремизм остается концептом, насыщенным негативными оценками. Автор делает вывод об актуальности опыта критического изучения антирелигиозного дискурса 1960-х — первой половины 1980-х гг., освещавшего деятельность СЦЕХБ, и нацеливает на выявление рецидивов советского прошлого в современных научных исследованиях.
евангельские христиане-баптисты, ВСЕХБ, баптизм, Инициативная группа, инициативники, религиозный экстремизм, церковный раскол, СЦЕХБ, атеистическая литература, советская пропаганда, идеология
Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. М., 1960.
Клибанов А. И., Митрохин Л. Н. Кризисные явления в современном баптизме. М., 1967.
Кто такие «инициативники» у евангельских христиан-баптистов? // Наука и религия. 1966. № 7. С. 24–25.
Курилов В. А. Понятия секты, религиозного экстремизма и клерикализма в отечественных исследованиях второй половины XX — начала XXI в. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. № 2. Т. 2. С. 221–229.
Ленсу М. Я. Кто такие «инициативники»? Минск, 1967.
Лещинский А. Н., Погасий А. К. Типологизация и классификация церковных разделений в христианстве // Религиоведение. 2010. № 2. С. 91–101.
Лялина Г. С. Баптизм: иллюзия и реальность. М., 1977.
Лялина Г. С. Новые тенденции в идеологии баптизма. М., 1979.
Митрохин Л. Н. Баптизм. М., 1966.
Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность: Философско-социологические очерки. СПб., 1997.
Никольская Т. К. История движения баптистов-инициативников // Альманах по истории русского баптизма. СПб., 2004. Вып. 3. С. 63–94.
Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905–1991 годах. СПб., 2009.
Плетт И. И. История евангельских христиан-баптистов 1944–1990 гг.: Пособие для библейских курсов. Б. м.: Изд-во «Христианин» МСЦ ЕХБ, 2010.
Погасий А. К. Религиозные разделения как фактор мировой истории (к вопросу о типологии религиозных расколов) // Религиоведение. 2009. № 4. С. 3–15.
Савинский С. Н. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии. Ч. II: 1917–1967. СПб., 2001.
Смирнов М. Ю. Религиоведение в России: Проблема самоидентификации // Вестник Московского университета. Сер. 7: Философия. 2009. № 1. С. 90–106.
Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России. СПб., 2013.
Степанова Р., Парахин А. Неуважение к закону нетерпимо. Письмо в редакцию // Правда. 19 февр. 1966. С. 2.
Трапезников С. П. На крутых поворотах истории: Из уроков борьбы за научный социализм, против ревизионистских течений. М., 1972.
Филимонов Э. Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. М., 1983.
Флетчер У. Советские верующие // Социологические исследования. 1987. № 4. С. 28–35.
Яшин П. П. Кризис современного баптизма: О сущности «нового» раскола ЕХБ. Харьков, 1969.
Bourdeaux M. Religious Ferment in Russia: Protestant Opposition to Soviet Religious Policy. L.; N. Y., 1968.

Глушаев Алексей Леонидович


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Пермский государственный институт культуры 614000, г. Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18;
Электронный адрес: email: perst-ur@mail.ru.
Пантелеева Анна Владимировна

От религиозных практик к религиозным нарративам как смыслообразующим моделям поддержания солидарности в сообществе

Пантелеева А. В. От религиозных практик к религиозным нарративам как смыслообразующим моделям поддержания солидарности в сообществе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 119-130

DOI: 10.15382/sturI201771.119-130
На основании базового допущения Э. Дюркгейма о солидаризирующей роли религии в обществе в статье предпринимается попытка проследить динамику изменения тех механизмов, которые позволяют религии выполнять эту роль в меняющихся условиях. В статье мы продемонстрируем, каким образом теоретическая программа Э. Дюркгейма, постулирующая первичность ритуальных практик, используемых для решения проблемы социального порядка и достижения культурных конвенций, обеспечивающих внутреннюю солидарность сообществ и регулирующих их взаимодействие с социумом, интерпретируется одним из его последователей, основателем культурсоциологии Дж. Александером, и используется в культурсоциологической методологии. Мы обращаем внимание на тот факт, что Дж. Александер остается внутри предложенной Э. Дюркгеймом парадигмы, в рамках которой когнитивные и социальные структуры соотносятся и взаимодействуют, но при этом он развивает веберовский подход, подчеркивающий важную роль таких символических систем, как язык, миф, нарратив в формировании человеческого поведения и сознания. Оставаясь на границе двух фундаментальных подходов к пониманию религии, Дж. Александер переопределяет религию как дискурс, как серию нарративов, транслирующих, с одной стороны, определенную традицию описания социальной реальности, но, с другой стороны, позволяющих эту реальность переописать, придав ей иной смысл. Автор статьи демонстрирует актуальность базового допущения Э. Дюргейма о солидаризирующей роли религии, прослеживает преемственность подходов к изучению этого вопроса и вызванное этим процессом постепенное смещение акцента с легитимирующей функции религиозных практик к смыслообразующей функции религиозных нарративов.
Э. Дюркгейм, солидарность, религиозные нарративы, функции религии, дискурс
Александер Дж. К. Обещание культурной социологии: технологический дискурс и сакральная и профаннная информационные машины // Контексты современости / С. А. Ерофеев, сост., ред. Казань, 20012. С. 91–98.
Александер Дж. Смыслы социальной жизни. М., 2013.
Борисенкова А. В. Методология социального познания в трактовке Поля Рикера: критический анализ оснований теории нарративов. Автореф. дис. … канд. соц. наук. М., 2011.
Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29–42.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.
Матурана У. Варела Ф. Древо познания. М., 2001.
Рикер П. История и истина. СПб., 2002.
Роулз Э. Дюркгей мовская трактовка практики: альтернатива конкретных практик и представлений как оснований разума // Социологическое обозрение. 2005. Вып. 4. С. 3–30.
Троцук И. В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // Вестник РУДН. Сер.: Социология. 2004. № 6–7. C. 56–74.
Щюц А. Методология социальных наук // Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004. С. 7–50.
Durkheim E. Suicide. A study in sociology. Glencoe (Illinois), 1997.
The Cambridge Companion to Durkheim / J. C. Alexander, Ph. Smith, eds. Cambridge, 2005.

Пантелеева Анна Владимировна


Место работы: соискатель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова 119992, Москва, Ломоносовский пр., д. 27, корп. 4;
Электронный адрес: email: panteleeva.a.v@gmail.com.

РЕЦЕНЗИИ

Вевюрко Илья Сергеевич

Рец. на кн.: Is There a Judeo-Christian Tradition? A European Perspective / eds. E. Nathan, A. Topolski. Walter de Gruyter, 2016

Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 133-140 — Рец. на кн.: Is There a Judeo-Christian Tradition? A European Perspective / eds. E. Nathan, A. Topolski. Walter de Gruyter, 2016
PDF

Вевюрко Илья Сергеевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. препод. кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры Богословского факультета ПСТГУ, ст. препод. кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета МГУ МГУ им. М. В. Ломоносова 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр.;
Электронный адрес: email: vevurka@mail.ru.
Небольсин Антал Гергей

Рец. на кн.: Sommer M. Der Tag der Plagen. Studien zur Verbindung der Rezeption von Ex 7-11 in den Posaunen-und Schalenvisionen der Johannesoff enbarung und der Tag des Herrn-Tradition. Mohr-Siebeck, 2015

Небольсин А. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 141-144 — Рец. на кн.: Sommer M. Der Tag der Plagen. Studien zur Verbindung der Rezeption von Ex 7-11 in den Posaunen-und Schalenvisionen der Johannesoff enbarung und der Tag des Herrn-Tradition. Mohr-Siebeck, 2015
PDF

Небольсин Антал Гергей


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: gyula@mail.ru.
Шилов Евгений Вадимович, священник

Рец. на кн.: Zheng Sh. Zhu Xi and Meister Eckhart: Two Intellectual Profi les. Peeters, 2016

Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 144-148 — Рец. на кн.: Zheng Sh. Zhu Xi and Meister Eckhart: Two Intellectual Profi les. Peeters, 2016
PDF

Шилов Евгений Вадимович, священник


Место работы: ПСТГУ, 127051 Москва , Лихов пер ., д . 6, стр . 1;
Электронный адрес: email: evgeny_shilov@mail.ru.
Носачёв Павел Георгиевич

"Ложь" очевидца — Рец. на кн.: Алешин Д. Азиатская одиссея. Издательство книжного магазина Циолковский, 2017

Носачёв П. Г. "Ложь" очевидца // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 71. С. 149-154 — Рец. на кн.: Алешин Д. Азиатская одиссея. Издательство книжного магазина Циолковский, 2017
PDF

Носачёв Павел Георгиевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ ВШЭ 105066, Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: pavel_nosachev@bk.ru.