/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :70

БОГОСЛОВИЕ

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей

Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии

Хондзинский П. В. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 11-27

DOI: 10.15382/sturI201770.11-27
Выявление генезиса персоналистических идей в русском богословии приводит к киевской школе как отправной точке процесса. Именно в Киевской духовной академии ранее, чем в других духовных школах, уделялось самое серьезное внимание изучению философии и психологии Нового времени. Именно в лекциях ее ректора свт. Иннокентия Херсонского в русле полемики с Кантом появились начальные интенции интересующего нас направления. Выпускник Киевской академии, профессор В. Н. Карпов стал родоначальником петербургской психологической школы, чей представитель, будущий епископ Михаил (Грибановский), предложил и первую персоналистическую концепцию, подразумевающую в человеке «двуначалие» личности и природы. Немного позже, усвоив предложенную свт. Иннокентием постановку вопроса и, очевидно, независимо от епископа Михаила, к аналогичным выводам пришел и представитель казанской школы — В. И. Несмелов, у которого мы находим оригинальное переосмысление терминов личность, я, самосознание. При этом с неизбежностью встает вопрос, как эти порожденные во многом новой философией и психологией концепции соотносятся с традиционными христианскими представлениями о человеке? Именно для ответа на него представляется важным сопоставить их с учением святителя Феофана Затворника. В статье показывается, что именно он, также будучи выпускником Киевской академии и так или иначе восприняв заданный в ее стенах философский посыл, сумел сохранить равновесие между традицией и антропологическими открытиями современности.
антропология, психология, персонализм, личность, русское богословие, святитель Феофан Затворник, святитель Иннокентий Херсонский, В. И. Несмелов, епископ Михаил (Грибановский)
Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1976.
Егоров Г., прот. Проблема дихотомии–трихотомии человеческой природы и парадокс личности в антропологии святителя Феофана // Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана Затворника. СПб., 2015. С. 17–22.
Иннокентий (Борисов), архиеп. Сочинения: В 6 т. СПб., 1908.
Прп. Иоанн Дамаскин. Источник знания. М., 2002.
Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописание. М., 2011.
Несмелов В. И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1994.
Никулина Е. Н. Понятие личности в антропологии святителя Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 2. С. 165–176.
Свт. Феофан Затворник. Душа и Ангел — не тело, а дух. М., 2014.
Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского вероучения. М., 2010.
Свт. Феофан Затворник. О различных предметах веры и жизни. М., 2007.
Свт. Феофан Затворник. Собрание писем: В 2 т. М., 2000.
Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М., 2004.
Свт. Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам (Гл. I–VIII). М., 2006.
Шеховцова Л. Ф. Проблема личности в трудах свт. Феофана Затворника и Вл. Лосского // Святитель Феофан Затворник — основатель христианской психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию свт. Феофана Затворника. СПб., 2015. С. 35–39.
Schubert G. H. v. Die Geschichte der Seele: In 2 Bd. Stuttgart und Tübingen, 1850.

Хондзинский Павел Владимирович, протоиерей


Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: декан Богословского факультета ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: paulum@mail.ru.
Ситало Алексей Юрьевич

К истокам протестантской экклезиологии: невидимая церковь, экуменизм, теория ветвей

Ситало А. Ю. К истокам протестантской экклезиологии: невидимая церковь, экуменизм, теория ветвей // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 28-44

DOI: 10.15382/sturI201770.28-44
Статья предлагает к рассмотрению в историко-богословской перспективе возникновения трех основных протестантских экклезиологических идей, не принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г.: учения о невидимой церкви, протестантского понимания вселенскости, то есть экуменизма и «теории ветвей». Экскурс делается в связи с необходимостью исторически показать несовместимость с точки зрения самого протестантизма возможности оставаться в протестантизме и пользоваться богатством православия, как предлагают некоторые западные исследователи. На основе материала первоисточников дается этимология терминов, контекст, в котором они были употреблены, делается попытка реконструкции их изначального понимания авторами, тех обстоятельств, в которых они были сформированы, дается краткое сопоставление с православным учением, где возможно, приводятся исторические факты столкновения носителей данных идей с православием. Основными предпосылками введения учения о невидимой церкви было учение блж. Августина о Божественном предведении, а также различные места Священного Писания у разных реформаторов. Первое употребление термина «экуменический» в протестантском смысле было сделано в творениях Графа Николая фон Цинцендорфа. Он нагружает этот термин, а также связанный с ним термин «диаспора» новым чуждым значением преодоления конфессиональных границ и развивает учение о невидимой церкви, создавая своеобразные межконфессиональные общины. В статье показана опасность «теории ветвей» с точки зрения последствий ее применения. Те, которые видят существенные различия в вере в различиях между тремя ветвями христианства, то есть православной, католической континентальной и британской, осуждаются этой теорией как раскольники.
невидимая церковь, экуменизм, теория ветвей, экклезиология, протестантизм, Юбилейный Архиерейский Собор, Лютер, Кальвин, Цвингли, Цинцендорф, Палмер
Васечко В., прот. Сравнительное богословие. М., 2012.
Доклад Синода о дозволении братьям гернгутерам селиться в России. 22 декабря 1763 г. // Русская старина. 1878. Т. 23. С. 712–713.
Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/418840.html (дата обращения: 23. 11. 2016).
Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром. URL: https:// mospat.ru/ru/2016/01/28/news127362/ (дата обращения: 23. 11. 2016).
Сараф М. Я. Понятие универсума в философии Г. В. Лейбница // Пространство и время. 2011. № 3(5). С. 15–19.
Шафф Ф. История Христианской Церкви. СПб., 2009. Т. 7.
Barth K. Die Kirchliche Dogmatik. Biel, 1953.
Clendenin D. Why I’m Not Orthodox. An evangelical explores the ancient and alien world of the Eastern church // Christianity Today. 1997. January 6.
Kahnis K. F. A. Über die Principien des Protestantismus. Leipzig, 1865.
Neuner P. Kleines Handbuch der Ökumene. Düsseldorf, 1984.
Palmer W. Notes of a Visit to the Russian Church in the Years 1840–1841. L., 1882.
Reichel L. The Early History of the Church of the United Brethren, (Unitas Fratrum) commonly called Moravians // North America. Nazareth (PA), 1888.
Teigeler O. Die Herrnhuter in Russland: Ziel, Umfang und Ertrag ihrer Aktivitäten. Göttingen, 2006.
The Oxford Handbook of Methodist Studies / W. J. Abraham, J. E. Kirby, eds. Oxford, 2009.
Vogt P. Nicholas Ludwig von Zinzendorf (1700–1760) // The Pietist Theologians. An Introduction to Theology in the Seventeenth and Eighteenth Centuries / C. Lindberg, ed. 2004. P. 207–223.
Wettach T. Kirche bei Zinzendorf. Leipzig, 1971.
Zimmerling P. Erneuerung der Theologie durch den älteren Pietismus // Schriften der Evangelisschen Hochschule Tabor / F. Lüdke, N. Schmidt, Hrsg. B., 2010. P. 181–201.
Zimmerling P. Gott in Gemeinschaft — Zinzendorfs Trinitätslehre. Hildesheim, 2002.
 Zinzendorf N. Reden über die vier Evangelisten. Barby, 1767.

Ситало Алексей Юрьевич


Место работы: аспирант, ОЦАД 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1.;
Электронный адрес: email: sitalo@rambler.ru.

ФИЛОСОФИЯ

Гаспаров Игорь Гарибович

Тождество личности и воскрешение мертвых

Гаспаров И. Г. Тождество личности и воскрешение мертвых // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 47-62

DOI: 10.15382/sturI201770.47-62
В статье рассматриваются аргументы известного американского аналитического философа религии, представителя «христианского материализма» Трентона Меррикса, которые он предлагает в защиту совместимости христианского учения о воскрешении мертвых с материалистическим пониманием природы человеческой личности. В статье «Воскрешение тела» Меррикс обсуждает два аспекта материалистической интерпретации учения о воскрешении тела. С одной стороны, он анализирует и пытается ответить на возражения против возможности всеобщего воскрешения тела в том случае, если материалистическое понимание природы человеческой личности было бы истинным, рассматривая прежде всего «проблему прерывающегося существования». С другой стороны, он приводит свои доводы, почему, с его точки зрения, материалистическое понимание лучше, чем его дуалистическая альтернатива, согласуется с учением о воскрешении мертвых. Автором дается критическая оценка аргументов Меррикса в поддержку материалистической интерпретации доктрины о воскрешении, а также показывается несостоятельность утверждения Меррикса о том, что учение о воскрешении не только совместимо с материалистическим пониманием человека, но и имеет смысл только в том случае, если мы полагаем себя тождественными со своим физическим телом. В заключение делается вывод, что апологетические аргументы Меррикса лишь частично достигают своей цели защитить учение о воскрешении мертвых от возражений, а само это учение представляется гораздо более осмысленным при принятии дуалистической интерпретации природы человека.
тождество личности, воскрешение мертвых, христианство, материализм, дуализм
Ермилов П. В. Понятие «равноангельности» в святоотеческой традиции // Богословский сборник. М., 2005. Вып. 13. С. 55–100.
Меррикс Т. Воскрешение тела // Окфордское руководство по философской теологии. М., 2013. С. 698–717.
Bigelow J. Presentism and Properties // Philosophical Perspectives / J. Tomberlin, ed. Oxford: Blackwell, 1996. Vol. 10. P. 35–52.
Bonum C. The Resurrection of the Body in Western Christianity. N. Y., 1995.
Drum P. On the resurrection of the body: discussion with Trenton Merricks // European Journal of Philosophy of Religion. 2011. Vol. 3. 2. P. 451–454.
Green J. Resurrection // Internet Encyclopedia of Philosophy. URL: http://www.iep.utm.edu./resurrec/ (дата обращения: 26. 11. 2016).
Hudson H. A Materialist Metaphysics of Human Persons. Ithaka; L., 2000.
Lowe E. J. Subjects of Experience. Cambridge, 1996.
Merricks Т. Persons and Objects. Oxford, 2001.
Merricks T. The Resurrection of the Body // The Oxford Handbook of Philosophical Theology. Oxford, 2009. P. 476–490.
Nevitt T. Survivalism, Corruptionism, and Intermittent Existence in Aquinas // History of Philosophy Quarterly. 2014. Vol. 31. 1. P. 1–19.
Shapiro R. The mystical bone of resurrection. 1987. URL: http://dx.doi.org/10.1148/ radiology.163.3.718 (дата обращения: 26. 11. 2016).
Van Inwagen P. The Possibility of Resurrection // International Journal for Philosophy of Religion. 1978. Vol. 9. 2. P. 114–121.
Zimmerman D. From Property Dualism to Substance Dualism // Proceedings of the Aristotelian Society, Supplementary. 2010. Vol. 84. P. 119–150.

Гаспаров Игорь Гарибович


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Воронежский государственный медицинский ун-т им. Н. Н. Бурденко 394036, Россия, г. Воронеж, ул. Студенческая, 10;
Электронный адрес: email: gasparov@mail.ru.
Зыгмонт Алексей Игоревич

Война и философия сакрального у Жоржа Батая

Зыгмонт А. И. Война и философия сакрального у Жоржа Батая // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 63-81

DOI: 10.15382/sturI201770.63-81
Статья посвящена рассмотрению различных концептуализаций феномена войны в творчестве французского философа Жоржа Батая в их связи с понятием сакрального. Выдвигается предположение, что этот мыслитель предложил такую постановку проблемы одним из первых и что она рождается на пересечении двух взаимосвязанных тезисов: об упадке сакрального в современном мире и о сущностном отличии Второй мировой войны от всех прежних, в результате чего становились возможны спекуляции на тему ее большей или меньшей «сакральности». Прослеживая эволюцию взглядов философа на сей счет с 30-х до 60-х гг., автор доказывает тезис о том, что на протяжении всего своего творческого пути он последовательно осуждал войну как вооруженный политический конфликт, противопоставляя ее религиозному восприятию жизни и свободному движению насилия в форме революции, трагедии или жертвоприношения и решительно отказывая ей в сакральном характере. Тем не менее, высказываясь против так называемой современной войны как прагматичной, механизированной, профанной и к тому же грозящей человечеству уничтожением, он противопоставляет ее двум другим — сакральным — типам войны: первый из них — «архаическая» война, сходная с жертвоприношением и преображающая человеческое существо в перспективе близости смерти; второй — «духовная брань», мистическая борьба субъекта против собственной субъектности, саму идею которой Батай почерпнул из средневековой католической мистики. Все эти различные концепции войны проистекают при этом из многообразия личного опыта самого философа.
Ж. Батай, война, сакральное, жертвоприношение, мистика, современная война, архаическая война, «духовная брань»
Зенкин С. Жорж Батай: политика в мировом масштабе // Новое литературное обозрение. № 116. URL:http://www.nlobooks.ru/node/2514 (дата обращения: 01. 03. 2017).
Зенкин С. Нетеологическая мистика Жоржа Батая // Батай Ж. Сумма Атеологии. Философия и мистика. М., 2016. С. 6–73.
Тимофеева О. Введение в эротическую философию Жоржа Батая. М., 2009.
«Contre-Attaque». Union de lutte des intellectuels revolutionnaires // Bataille G. Oeuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 379–383.
A ceux qui n’ont pas oublie la guerre du droit et de la liberte // Ibid. P. 399–401.
Bataille G. [Instruction pour la «rencontre» en foret // L’Apprenti sorcier. Textes, lettres et documents (1932–1939) rassembles, presentes et annotes par Marina Galletti. P., 1999. P. 359–362.
Bataille G. [La joie devant la mort. Texte de meditation, 1939 // L’Apprenti sorcier. Textes, lettres et documents (1932–1939) rassembles, presentes et annotes par Marina Galletti. P., 1999. P. 538–540.
Bataille G. Caprice et machinerie d’Etat a Stalingrad // OEuvres completes. P., 1988. T. 11. P. 472–479.
Bataille G. Histoire de l’oeil // OEuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 9–78.
Bataille G. La conjuration sacree // Ibid. P. 442–446.
Bataille G. La guerre et la philosophie du sacre // OEuvres completes. P., 1988. T. 12. P. 47–57.
Bataille G. La limite de l’utile // OEuvres completes. P., 1976. T. 7. P. 181–280.
Bataille G. La menace de guerre // OEuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 550–551.
Bataille G. La part maudite // OEuvres completes. P., 1988. T. 7. P.17–180.
Bataille G. La pratique de la joie devant la mort // Acephale. 1939. №5. P. 11–23.
Bataille G. La structure psychologique du fascisme // OEuvres completes. P., 1970. T. 1. P. 339-371.
Bataille G. La theorie de la religion // OEuvres completes. P., 1976. T. 7. P. 281–362.
Bataille G. Le bleu du ciel // OEuvres completes. P., 1971. T. 3. P. 377–487.
Bataille G. Le coupable // OEuvres completes. P., 1973. T. 5. P. 235–366.
Bataille G. L’Ėrotisme // OEuvres completes. P., 1987. T. 10. P. 7–270.
Bataille G. L’experience interieure // OEuvres completes. P., 1973. T. 5. P. 7–190.
Bataille G. Notes additionelles sur la guerre // OEuvres completes. P. 1970. T. 1.
Bataille G. Sommes-nous la pour jouer? ou pour etre serieux? // OEuvres completes. P., 1988. T. 12. P. 100–125.
Bataille G. Sur Nietzsche // OEuvres completes. P., 1973. T. 6. P. 7–208.
Caillois R. Bellone, ou la pente de la guerre. P., 2012.
Caillois R. L’homme et le sacre. P., 1950.
Carrier M. Georges Bataille. La communaute et la violence sacree // Cahiers des imaginaires. 2006. T. 6. P. 65–94.
Connor P. T. Georges Bataille and the Mysticism of Sin. Baltimore (Md.), 2003.
Cowdell S. Rene Girard and Secular Modernity. Notre Dame (Indiana), 2013.
Direk Z. Bataille on Immanent and Transcendent Violence // Bulletin de la Societe de Philosophie de Langue Francais. 2004. T. 14. 2. P. 29–49.
Feher M. Conjurations de la violence. Introduction a la lecture de Georges Bataille. P., 1981.
Freud S. Massenpsychologie und Ich-Analyse. W., 1921.
Georges Bataille. Choix de lettres, 1917–1962. P., 1997.
Girard R. Achever Clausewitz. P., 2011.
Grottanelli C. Fruitful Death: Mircea Eliade and Ernst Junger on Human Sacrifi ce, 1937–1945 // Numen. 1005. Vol. 52. 1. P. 116–145.
Hollier D. Les depossedes (Bataille, Caillois, Leiris, Malraux, Sartre). P., 1993.
Hollier D. La prise de la concorde. Essais sur Georges Bataille. P., 1974.
Hollywood A. Bataille and Mysticism: A «Dazzling Dissolution» // Diacritics. 1996. Vol. 26. 2.т P. 74–85.
Hussey A. The Inner Scar: The Mysticism of Georges Bataille. Amsterdam, 2000.
Kendall S. Georges Bataille. L., 2007.
Le College de Sociologie. 1937–1939 / D. Hollier, ed. P., 1995.
Noys B. Georges Bataille: A Critical Introduction. L., 2000.
Roger P. Caillois la guerre aux trousses // Critique. 2013. Vol. 788–789. P. 43–58.
Romi Mukherdjee S. Festival, Vacation, War: Roger Caillois and the Politics of Paroxysm // Durkheim and Violence / S. Romi Mukherdjee, ed. Malden (Mass.), 2009. P. 119–138.
Stoekl A. Bataille’s Peak. Energy, Religion and Postsustainability. Minneapolis (Mn.), 2007.
Surya M. Georges Bataille, la mort a l’oeuvre. P., 2012.
Surya M. Saintete de Bataille. P., 2012.

Зыгмонт Алексей Игоревич


Место работы: аспирант Школы философии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ 105066, Россия, г. Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: az09@mail.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Карасёва Светлана Геннадьевна; Шатравский Сергей Иосифович

Характеристики вовлеченности населения Беларуси в религию: мировоззренческий аспект

Шатравский С. И. Характеристики вовлеченности населения Беларуси в религию: мировоззренческий аспект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 85-109

DOI: 10.15382/sturI201770.85-109
В статье представлены некоторые результаты апробации многомерной модели религиозности, примененной в кросс-конфессиональном опросе в рамках продолжающегося республиканского исследования. Модель разработана в 2012 г. в Беларуси как инструмент изучения поликонфессиональных сред и предназначена для выявления универсальных типов религиозности. Ключевые понятия модели (религия, религиозность) определены максимально широко. Религия трактуется как возникающее в связи с трансцендентной идеей единство опыта и системы символически выражающих его представлений, деятельности, институтов. Религиозность — как вовлеченность в сложный комплекс указанных измерений религии, каждое из которых раскрывается через ряд показателей. Показатели имеют универсальный характер, что обеспечивает сопоставимость позиций приверженцев разных исповеданий. Сопоставление производится на основе гипотетически заданной последовательности степеней религиозной вовлеченности от номинальной через слабую и среднюю до сильной. Сочетание степени религиозности с комплексом раскрывающих ее характеристик формирует интегральное значение — кросс-конфессиональный тип религиозности. Анализ данных опроса, проведенного на основе модели, позволяет осуществить кросс-конфессиональную типологию религиозного населения. В данной статье автономно анализируются два показателя измерения вовлеченности в систему представлений, соотношение которых отражает степень осмысленности исповедного выбора респондентов в самом общем, мировоззренческом, плане — это показатели исповедной принадлежности и осведомленности в ключевых истинах выбранного исповедания. Они сопоставляются по мировоззренческому содержанию, т.е. по заключенным в них универсальным представлениям о происхождении, структуре и функционировании, а также о конечной судьбе мира и человека в нем. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о мировоззренческой осмысленности религиозного выбора респондентов.
религия, религиозность, поликонфессиональная среда, многомерная модель религиозности, кросс-конфессиональный подход, степени религиозности, типы религиозности, типы мировоззрений
Дунаева И. Н. Основные закономерности в религиозном сознании населения РБ в современных условиях // Социологические исследования, учитывающие тенденции религиозного поведения населения и ценностные ориентации представителей различных христианских конфессий в период после Чернобыльской катастрофы / И. Н. Дунаева, Л. Г. Новикова, Н. Б. Дмитрович, С. И. Артюх, ред. Минск, 1995.
Канфесіі на Беларусі (к. XVIII–XX ст.) / В. В. Грыгор’ева, У. М. Завальнюк, У. І. Навіцкі, изд. Мінск, 1988.
Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Многомерный кросс-конфессиональный подход к исследованию религиозности в Беларуси: актуальность и концептуализация // Социология. 2012. № 3. С. 123–133.
Карасева С. Г., Шкурова Е. В., Шатравский С. И., Доманская А. И., Казмирук М. В. Некоторые особенности религиозного населения Беларуси (по материалам исследования «Типология религиозности в современной Беларуси», 2012–2015) // Философия и социальные науки. 2016. № 1. С. 82–91.
Котляров И. В. Вера в человеческом измерении. Социологические модели верующих // Філасофская думка. 2013. № 10. C. 90–95.
Морозова С. А. Религия // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана, ред. Минск, 2009. С. 137–146.
Морозова С. А. Религия // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана, ред. Минск, 2009. С. 126–49.
Новикова Л. Г. «Религиозный бум» в Беларуси: миф или реальность // Социология. 1999. № 2. С. 29–36.
Новикова Л. Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления (социологический аспект). Минск, 2001.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1968.
Отношение населения к религии и оценка межконфессиональных отношений // Республика Беларусь в зеркале социологии. Сборник материалов социологических исследований за 2011 год / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Минск, 2012. С. 44–46.
Отношение населения к религии и оценка межконфессиональных отношений // Республика Беларусь в зеркале социологии. Сборник материалов социологических исследований за 2014 год / Информационно-аналитический центр при Администрации Президента Республики Беларусь. Минск, 2015. С. 100–103.
Пирожник И. И., Новикова Л. Г., Озем Г. З., Морозова С. А. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? // Социология. 2006. № 4. С. 46–55.
Пирожник И. И., Озем Г. З., Сидоренко В. П., Морозова С. А., Тарасенок А. И. Социально-географические тенденции изменения конфессиональной структуры населения Беларуси // Вестник БГУ. 2007. № 1. С. 76–83.

Карасёва Светлана Геннадьевна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: кафедра философии культуры Белорусского государственного университета 220030, г. Минск, Республика Беларусь пр. Независимости, 24;
Электронный адрес: email: karassyova@mail.ru.

Шатравский Сергей Иосифович


Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: доцент кафедры религиоведения Института теологии им. св. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета 220030, г. Минск, Республика Беларусь пр. Независимости, 24, Институт теологии;
Электронный адрес: email: s-shatr@mail.ru.
Носачёв Павел Георгиевич

Блеск и нищета "социологии оккультного": Теория оккультуры К. Партриджа

Носачёв П. Г. Блеск и нищета "социологии оккультного": Теория оккультуры К. Партриджа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 110-125

DOI: 10.15382/sturI201770.110-125
В статье реконструируется история «социологии оккультного», возникшего в 1960-е гг. направления социологических исследований, изучающего «девиантную религиозность». Основные этапы ее развития разбираются на примере трудов К. Кэмпбелла, Э. Тириакьяна, М. Труцци, Дж. Уэбба. Последним выражением идей этого направления стала теория оккультуры, предложенная британским религиоведом и исследователем культуры К. Партриджем. В своей теории Партридж совместил достижения социологии оккультного с современными теориями исследования западного эзотеризма. Его концепция оккультуры направлена на выявление следов западного эзотеризма в современной массовой культуре. В статье показывается эвристическая значимость теории Партриджа, анализируются основные формы оккультуры, сформированные под влиянием восточных учений и христианской демонологии. Теория Партриджа вписывается в общий контекст исследований западного эзотеризма и соотносится с концепцией западного эзотеризма В. Ханеграаффа. В завершение статьи теория оккультуры соотносится с четырьмя подходами изучения эзотеризма и делается вывод, что по своей методологической наполненности она отвечает самым современным наработкам в сфере исследований религии и культуры, что характерно для «европейского подхода» изучения эзотеризма, но при этом благодаря своей укорененности в социологии оккультного, характеризующей эзотеризм как «историю ошибок», в ней сильны черты «рационального подхода». Теория Партриджа является переходной формой между этими двумя подходами.
социология, оккультное, западный эзотеризм, культовая среда, лоскутная религиозность, К. Кэмпбелл, Э. Тириакьян, К. Партридж
Носачев П. Г. «Отреченное знание»: Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М., 2015.
Уилсон К. Оккультное. М., 2006.
Aleister Crowley and Western Esotericism / H. Bogdan, ed. Oxford, 2012.
Asprem E. Arguing with Angels: Enochian Magic & Modern Occulture. N. Y., 2012.
Asprem E. The Problem of Disenchantment: Scientifi c Naturalism and Esoteric Discourse 1900-1939. Leiden, 2014.
Campbell C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization // A Sociological Yearbook of Religion in Britain. 1972. № 5. P. 119–136.
Dub In Babylon: The Emergence and Infl uence of Dub Reggae in Jamaica and Britain from King Tubby to Post-punk. L., 2010.
Granholm K. Sociology and the occult // The Occult world. N. Y., 2015. P. 720–731.
Hanegraaff W. Empirical Method in the Study of Esotericism // Method & Theory in the Study of Religion. 1995. Vol. 7. 2. P. 99–129.
Hanegraaff W. Esotericism // Dictionary of gnosis and western esotericism. Leiden, 2006. P. 336–340.
Horror: The Film Reader / M. Jancovich, ed. L., 2002.
Jancovich M. Horror. L., 1983.
Matheson T. Alien Abduction: Creating A Modern Phenomenon. N. Y., 1998.
McKay G. Senseless Acts of Beauty: Cultures of ResistenceSince the Sixties: Cultures of Resistance. L., 1996.
On the Margin of the Visible: Sociology, the Esoteric, and the Occult / E. Tiryakian, ed. N. Y., 1974.
Partridge C. The Re-Enchantment of the Wes. L., 2004. Vol. 1; 2005. Vol. 2.
Stark R., Bainbridge W. The Future of Religion: Secularization, Revival and Cult Formation. Berkley, 1985.
The Lure of the Dark Side: Satan & Western Demonology in Popular Culture. L., 2008.
The Occult world. N. Y., 2015.
Tiryakian E.Toward the Sociology of Esoteric Culture // American Journal of Sociology. 1972. Vol. 78. 3. P. 491–511.
Truzzi M. Defi nition and Dimensions of the Occult: Towards a Sociological Perspective // On the Margin of the Visible: Sociology, the Esoteric, and the Occult / E. Tiryakian, ed. N. Y., 1974. P. 243–257.
Truzzi M. The Occult Revival as Popular Culture: Some Random Observations on the Old and the Nouveau Witch // The Sociological Quarterly. 1972. Vol. 13. 1. P. 16–36.
Webb J. Occult Underground. LaSalle, 1974.
Williams R. Culture. L., 1981.

Носачёв Павел Георгиевич


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ ВШЭ 105066, г. Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: email: pavel_nosachev@bk.ru.

РЕЦЕНЗИИ

Алексеев Анатолий Алексеевич

Рец. на кн.: Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: В 6 кн. Книга первая: Начало Евангелия. Издательство Сретенского монастыря, 2016

Алексеев А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 129-133 — Рец. на кн.: Иларион (Алфеев), митр. Иисус Христос. Жизнь и учение: В 6 кн. Книга первая: Начало Евангелия. Издательство Сретенского монастыря, 2016
PDF

Алексеев Анатолий Алексеевич


Ученая степень: доктор филологических наук;
Место работы: профессор;
Электронный адрес: email: alexeev.anatoly@gmail.com.
Головнина Наталья Геннадьевна

Рец. на кн.: The Canons of Our Fathers: Monastic Rules of Shenoute / B. Layton, intr., ed., transl., comment. Oxford University Press, 2014

Головнина Н. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 133-137 — Рец. на кн.: The Canons of Our Fathers: Monastic Rules of Shenoute / B. Layton, intr., ed., transl., comment. Oxford University Press, 2014
PDF

Головнина Наталья Геннадьевна


Место работы: ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: n_golovnina@list.ru.
Ермилов Павел Валерьевич,

О правде и неправде Православия Рец. на сб.: Правда Православия / С. В. Троицкий, ред. ФИВ, 2015 — Рец. на кн.:

Ермилов П. В. О правде и неправде Православия Рец. на сб.: Правда Православия / С. В. Троицкий, ред. ФИВ, 2015 // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 138-145
PDF

Ермилов Павел Валерьевич,


Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ст. преп. кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: pavel_ermilov@mail.ru.
Работа подготовлена в рамках проекта «Исторические и богословские предпосылки со- временных расхождений по вопросу о первенстве в Православной Церкви» при поддержке Фонда развития ПСТГУ
Шохин Владимир Кириллович

Cтоит ли философии религии быть чем угодно? — Рец. на кн.: Философия религии: учебник для академического бакалавриата / М. М. Шахнович, ред. Юрайт, 2016

Шохин В. К. Cтоит ли философии религии быть чем угодно? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 146-157 — Рец. на кн.: Философия религии: учебник для академического бакалавриата / М. М. Шахнович, ред. Юрайт, 2016
PDF

Шохин Владимир Кириллович


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: профессор;
Электронный адрес: email: vladshokhin@yandex.ru.
Колкунова Ксения Александровна

Рец. на кн.: Making religion: theory and practice in the discursive study of religion / F. Wij sen, K. von Stuckrad, eds. Brill, 2016

Колкунова К. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 158-161 — Рец. на кн.: Making religion: theory and practice in the discursive study of religion / F. Wij sen, K. von Stuckrad, eds. Brill, 2016
PDF

Колкунова Ксения Александровна


Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. препод. кафедры ФРИРАК Богословского факультета ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., 6;
Электронный адрес: email: ksenia.kolkunova@gmail.com.
Бердникова Александра Юрьевна

Русский философ во Франции: материалы к размышлению — Рец. на кн.: Ворожихин К. В. Лев Шестов и его французские последователи. ИФРАН, 2016

Бердникова А. Ю. Русский философ во Франции: материалы к размышлению // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 162-165 — Рец. на кн.: Ворожихин К. В. Лев Шестов и его французские последователи. ИФРАН, 2016
PDF

Бердникова Александра Юрьевна


Место работы: аспирантка МГУ 119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4;
Электронный адрес: email: alekser015@yandex.ru.