/
Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение
Вестник ПСТГУ I :69

БОГОСЛОВИЕ

Курдыбайло Дмитрий Сергеевич
Курдыбайло Д. С. О стратегиях патристической экзегезы фрагмента Быт 3. 22 // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 11-29 DOI: 10.15382/sturI201769.11-29
Статья посвящена исследованию патристических, преимущественно грекоязычных толкований на фрагмент стиха Быт 3. 22 «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло». Выделены три главные стратегии интерпретации этого фрагмента. Первая, наиболее распространенная (от сщмч. Иустина Философа до прп. Максима Исповедника), отмечает в нем иронию Бога, направленную на то, чтобы показать Адаму, что обещание змия «стать как боги» не осуществилось, и вместе с тем призвать Адама к покаянию. Выделены особенности армянской и антиохийской версий этой парадигмы, возможно восходящей к традиции псевдо-Климента. Вторая стратегия, выработанная в александрийской традиции (Ориген и Дидим Слепец), прочитывает «один из Нас» как «один из» первоначальной общности Бога и всех умных сил, среди которых был диавол, отпавший от Бога, и которому затем уподобился Адам в своем грехопадении. Третья стратегия разработана в контексте христологического богословия IV и VI Вселенских соборов (свт. Кирилл Александрийский и прп. Анастасий Синаит) и сама является христологической: «один из Нас» обозначает Слово Божие как вторую Ипостась Св. Троицы, а уподобление Адама Богу рассматривается с точки зрения фундаментальной аналогии Христа — второго Адама и Адама первого. Проведено сравнение аргументации, привлекаемой в каждой из стратегий, показаны внутренняя непротиворечивость каждой из них и сложности, возникающие при соотнесении их между собой.
экзегеза, патристика, Ветхий Завет, Книга Бытия, Адам, грехопадение, ирония, христология, Ориген, Дидим Слепец, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник, Анастасий Синаит
Агатангелос. История Армении / К. С. Тер-Давтян, С. С. Арешватян, пер., коммент. Ереван, 2004.
Агатангелос. История Армении // Armenian Classical Authors. Antelias-Lebanon, 2003. Vol. 2. (Ագաթանգեղոս. Պատմու թիւն Հայոց // Մատենագիրք Հայոց. Հ. Բ : Ե դար. Անթիլիաս-Լիբանան, 2003).
Адриан (Пашин), иером. Грехопадение, кожаные ризы. Ч. 1. URL: http://www.pravoslavie.ru/2995.html (дата обращения: 28.11.2016).
Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет / Т. К. Одэн и др., ред. Тверь, 2004. Т. 1.
Блаженный Августин. Творения: В 4 т. СПб.; К., 2000.
Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М., 2003. Т. 1.
Доброцветов П. К. Ефрем Антиохийский. Сочинения // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 19. С. 31.
Курдыбайло Д. С., Шагинян А. К. О некоторых особенностях раннесредневековой армянской библейской экзегезы в «Учении святого Григора» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17. Вып. 2. С. 25–39.
Ориген. О началах. Против Цельса / Л. Писарев, пер. СПб., 2008.
Преподобный Анастасий Синаит. Избранные творения. М., 2003.
Прп. Ефрем Сирин. Творения. М., 2014. Т. 6.
Сидоров А. И. Святой Ефрем, патриарх Антиохийский: Его жизнь, литературная деятельность и защита им Халкидонского Собора // Преподобный Анастасий Синаит: Избранные творения. М., 2003. С. 333–359.
Симеона Метафраста и Логофета списание мира от бытия и летовник. СПб., 1905.
Сочинения святого Иустина Философа и мученика. М.: 1892; 1995Р.
Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000.
Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1994.
Творения святого Епифания Кипрского. М., 1872. Т. 3.
Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. СПб., 1895–1906. Т. 1–12.
Эйделькинд Я. Д. Книга пророка Ионы // Православная энциклопедия. Т. 25. С. 380–382.
Anastasii Sinaitae. Sermones duo in constitutionem hominis secundum imaginem Dei necnon Opuscula adversus monotheletas II. 2. 48–70 / K.-H. Uthemann, ed. Turnhout; Leuven, 1985.
Bandstra B. L. Genesis 1–11 : A Handbook on the Hebrew Text. Waco (Texas), 2008.
Dialogus cum Tryphone. Die altesten Apologeten / E. J. Goodspeed, Hrsg. Gottingen, 1915.
Didyme l’Aveugle. Sur la Genese / P. Nautin, L. Doutreleau, eds. P., 1976.
Die Pseudoklementinen I. Homilien / B. Rehm, J. Irmscher, F. Paschke, Hrsg. B., 1969.
Epiphanius / K. Holl, Hrsg. Leipzig, 1922. Bd. 2.
Eslinger L. The Enigmatic Plurals like ≪One of Us≫ (Genesis I 26, III 22, and XI 7) in Hyperchronic Perspective // Vetus Testamentum. 2006. Vol. 56. Fasc. 2. P. 182–183.
Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae opera / I. Bekker, ed. Bonn, 1838–1839.
Hamilton V. P. The Book of Genesis: Chapters 1–17. Grand Rapids (Michigan), 1990.
Leonis Grammatici chronographia / I. Bekker, ed. Bonn, 1842.
Maximi Confessoris quaestiones ad Thalassium I. Quaestiones I–LV / C. Laga, C. Steel, eds. Turnhout, 1980.
Michaelis Glycae annales / I. Bekker, ed. Bonn, 1836.
Midrash Rabbah / H. Freedman, M. Simon, transl., eds. L., 1961R.
Origenes Werke / E. Preuschen, Hrsg. Leipzig, 1903. Bd. 4.
Origenes Werke / P. Koetschau, Hrsg. Leipzig, 1913. Bd. 5.
Origenis Hexaplorum, quae supersunt; sive Veterum interpretum Graecorum in totum Vetus vTestamentum fragmenta / F. Field, ed. Oxonii, 1875. T. 1.
Psalmenkommentare aus der Katenenuberlieferung / E. Muhlenberg, Hrsg. B., 1975–1977.
Pseudo-Gregory of Nyssa: Testimonies Against the Jews / M. C. Albl, ed. Atlanta, 2004.
Sumner P. The Genesis Plurals. URL: http://www.hebrew-streams.org/works/monotheism/genesis-plurals.html (data obrashcheniia: 18.12.2016).
The dialogues of Athanasius and Zacchaeus and of Timothy and Aquila / F. C. Conybeare, ed. Oxford, 1898.
Theodoreti Cyrensis quaestiones in Octateuchum / N. Fernandez Marcos, A. Saenz-Badillos, eds. Madrid, 1979.
Thomson R. W. Introduction // The teaching of Saint Gregory: An early Armenian catechism / R. W. Thomson, trans.
Cambridge (Massachusetts), 1970. P. 1–38.
Курдыбайло Дмитрий Сергеевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Русская христианская гуманитарная академия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, дом 15, литер А; науч. сотр. отдела информационных проектов;
Работа подготовлена в Санкт-Петербургском государственном университете при поддержке РНФ, проект No 15-18-00062 «Формирование культуры в диаспоре (на примере еврейской, армянской и греческой диаспор)». Автор благодарит проф. И.Р. Тантлевского, д.ист.н. А.К. Шагиняна и к.филос.н. прот. Максима Приходько за консультации по ряду обсуждаемых в статье вопросов, а также к.филос.н. О.И. Кулиева за любезно предоставленный перевод фрагмента комментария Оригена на Евангелие от Иоанна и ценные замечания по его интерпретации

ФИЛОСОФИЯ

Мровчинский-Ван Аллен Артур
Мровчинский-Ван А. А. После Запада и Востока. Икона и русское теополитическое воображение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 33-47 DOI: 10.15382/sturI201769.33-47
Исходя из нового метода для политической науки, предложенного Эриком Фёгелином, в статье демонстрируется актуальность мысли Евгения Трубецкого. В своих эссе под общим названием «Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе» мыслитель разрабатывает анализ, удивительно близкий к принципам представления и порядка, выработанных Фёгелином, а также выражает видение, являющееся абсолютно актуальным, в том числе и в терминах предложенного Вильямом Кавано теополитического воображения. Благодаря этому подходу оказывается, что наличие ясных экклезиологических и историософских основ на сегодняшний день дает нам пример и общую базу (как для православных, так и для католиков) для необходимого преодоления разделения между Востоком и Западом христианского мира. В этой статье предпринимается попытка показать, что разделение между Востоком и Западом, к изображению которого мы так привыкли, есть разделение совсем не церковное и не христианское, и что, наоборот, естественно церковное видение разделения заключается совсем в другом. Автор ставит своей задачей определить в теополитическом контексте, в чем именно состоит церковное видение раскола.
икона, Е. Н. Трубецкой, Э. Фёгелин, У. Т. Кавано, теополитическое воображение, Троица, церковно-государственные отношения, Восток и Запад, Церковь
Кирилл (Гундяев), митр. Замысел Божий о человеке и свобода воли: эсхатологическая перспектива. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/57597.html (дата обращения: 15.11.2016).
Трубецкой Е. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965.
Besancon A. La imagen prohibida. Una historia intelectual de la iconoclasia. Madrid, 2003.
Cavanaugh W. T. Foreword // Mrowczyński-Van Allen A. Between the Icon and the Idol: The Human Person and the Modern State in Russian Literature and Thought. Chaadayev, Soloviev, Grossman. Eugene (OR), 2013. P. IX–XII.
Cavanaugh W. T. Imaginacion theopolitica. La liturgia como acto politico en la epoca del consumismo global. Granada, 2007.
Cavanaugh W. T. Migrations of the Holy. God, state, and the political meaning of the Church. Cambridge, 2011.
MacIntyre A. A Partial Response to My Critics // After MacIntyre: Critical Perspectives on the Work of Alasdair MacIntyre / J. Horton, S. Mendus, eds. Notre Dame, 1994. P. 283–304.
Mondzain M.-J. Iconic Space and the Rule of Lands // Hypatia. 2000. Vol. 15. P. 58–76.
Paprocki H. Ksiaze Eugeniusz Trubieckoj // Trubieckoj E. Kolorowa kontemplacja. Bialystok, 1998.
Peterson E. El monoteismo como problema politico // Tratados Teologicos. Madrid, 1966. Р. 27–62.
Voegelin E. La nueva ciencia de la politica. Buenos Aires, 2006. P. 26.
Мровчинский-Ван Аллен Артур
Место работы: Международный центр по изучению христианского Востока, Plza. Alonso Cano nо 1, Granada, 18001, Espana; Институт философии Эдит Штайн, Paseo de Cartuja, 49 Granada 18011 Espana;
Электронный адрес: email:dpto.eslavo@icsco.org, arturm-vanallen@institutoifes.es.
Эта работа является результатом исследований при поддержке Национального научного центра Польши, научный грант номер 2014/15 / B / HS1 / 01620
Пущаев Юрий Владимирович
Пущаев Ю. В. Советские философы и религия: случай Ильенкова (марксизм как философия жизни и "белое пятно" смерти) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 48-68 DOI: 10.15382/sturI201769.48-68
В статье анализируются взгляды на религию виднейшего советского философа Э. В. Ильенкова и указывается на некоторые амбивалентные моменты, характеризующие его отношение к религии, например квазирелигиозный характер некоторых его воззрений и философских поступков. Таковыми, например, были его занятия со слепоглухими студентами МГУ и его воззрения на некоторые философско-психологические аспекты воспитания и обучения слепоглухих детей. Ильенковская интерпретация этих аспектов и история обучения слепоглухих студентов в МГУ, с которыми он дружил, получили название “Загорский эксперимент”. Также утверждается принадлежность философии марксизма к направлению философии жизни (понятому предельно широко) и указывается на режим скрытого благоприятствования самоубийству, который содержался в этой атеистической философии. В статье аргументируется, что этот режим скрытого благоприятствования во многом происходил из-за того, что смерть для марксизма и советских философов не является предметом рассмотрения и анализа. Вынесение феномена смерти и связанных с ним аспектов за скобки философии как предмета анализа и размышления являлось причиной в том числе и разного рода жизненных трагедий, как в случае с Ильенковым.
Э. В. Ильенков, марксизм, религия, советская философия, философия жизни, жизнь, смерть, самоубийство
Ильенков Э. В. Адское пламя и огонь мысли // Московский комсомолец. 1968. 14 июня.
Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 1991.
Ильенков Э. В. О положении с философией [Письмо в ЦК партии]. URL: http://caute.tk/ilyenkov/texts/epis/ckp.html(дата обращения: 18.12.16).
Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. К., 2006.
Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997.
Ильенков Э. В. Личность и творчество. М., 1999.
Майданский А. Д. История и общественные идеалы // Вопросы философии. 2010. № 2.
Мареев С. Н. Встреча с философом Э. Ильенковым. М., 1997.
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.
Науменко Л. К. Эвальд Ильенков: Портрет в интерьере времени URL:http://www.alternativy.ru/node/1104.
Суворов А. В. Об ильенковской философии религии. URL: http://www.vuzllib.su/articles/9973-%D0%9E%D0%B1_%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8/1.html(дата обращения: 08.01.17).
Маркс К.,Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. М., 1961. Т. 21; М., 1965. Т. 37.
Эвальд Васильевич Ильенков. М., 2008.
Пущаев Юрий Владимирович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: ст. науч. сотрудник ИНИОН РАН, 117997 г. Москва ул. Кржижановского, д. 15, к. 2;
Электронный адрес: email: putschaev@mail.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Метель Ольга Вадимовна
Метель О. В. Изучение религиозной проблематики в стенах Коммунистической академии: от кабинета религиозной идеологии к антирелигиозной секции // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 71-86 DOI: 10.15382/sturI201769.71-86
Автор настоящей статьи рассматривает историю изучения религиозной проблематики в стенах Коммунистической академии с точки зрения эволюции основных «комакадемических» институций, ответственных за данную исследовательскую область. Используя архивные документы и опубликованные материалы, она выделяет три этапа в институциональном оформлении религиоведческих исследований в данном учреждении. Первый этап (1926–1928) был связан с деятельностью М. А. Рейснера и предполагал создание кабинета (комиссии) по изучению религиозной идеологии с очень широкой научно-исследовательской программой. Результатом его работы, однако, стало только создание библиотеки религиоведческого профиля. На втором этапе (1928–1930) вместо кабинета была образована комиссия по истории религий, развернувшая широкую работу в нескольких основных направлениях: проведение научных исследований, организация учебной деятельности, популяризация полученных результатов. Результаты работы комиссии оказались не столь впечатляющими, как исходные планы: в 1928–1930 гг. члены комиссии занимались главным образом изучением степени религиозности московских рабочих. Третий этап институционального оформления религиоведческих исследований в стенах Комакадемии (1931– 1936) был связан с деятельностью антирелигиозной секции Института философии, члены которой занимались разработкой марксистко-ленинского учения о религии. Масштабные планы секции также не были полностью реализованы. Несмотря на то что в 1936 г. Коммунистическая академия была ликвидирована, она внесла свой вклад в развитие советского религиоведения, повлияв на становление отдельных исследовательских схем и подходов.
Коммунистическая академия, антирелигиозная работа в СССР, марксистско-ленинское учение о религии, марксистко-ленинские научно-исследовательские учреждения
Академия наук в решениях Политбюро ЦК РКП(б) — ВКП(б) — КПСС, 1922–1952 / В. Д. Есаков, сост. М., 2000.
Антирелигиозная работа научно-исследовательских учреждений // Антирелигиозник. 1932. № 10. С. 53–54.
Антонов К. М. Психология «страха смерти» vs социология «контрреволюционной идеологии»: полемика М. Н. Покровского и И. И. Скворцова-Степанова (1922–1923) и пути изучения религии в СССР // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5. С. 73–98.
Антонов К. М., Костылев П. Н., Фолиева Т. А. «Научный атеизм» как повод для дискуссии. Реакция авторов монографии на опубликованные отзывы // Государство, религия, церковь. 2015. № 1. С. 207–217.
Анчабадзе Ю. Д. С. А. Токарев: начало пути // Этнографическое обозрение. 2010. № 3. С. 120–133.
Апполонов А. Заключительные замечания к случаю профессора К. М. Антонова. URL:http://www.religiopolis.org/religiovedenie/10363-nauchnyj-etos-i-psevdonauka.html (дата обращения: 12. 12. 2016).
Бачинин В. А. Авангардистское правоведение М. А. Рейснера // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2006. № 5. С. 169–184.
Воскресный антирелигиозный университет, 1928/1928 уч. год: Программа. М., 1928.
Гольбах П. Д. Избранные антирелигиозные произведения: В 2 т. / А. Б. Ранович и М. С. Смелянов, ред. М., 1934.
Дамте Д. С. Исследователи советского периода о сближении психологии бессознательного и теологии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3. С. 101–111.
Деятельность Коммунистической академии при ЦИК СССР. К десятилетию ее существования (1918–1928). М., 1928.
Зыбковец В. Ф. Об одной дискуссии // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1959. Т. VII. С. 303–313.
Краткий отчет о работе Коммунистической академии за 1928/1929 гг. М., 1929.
Л. Д. 2-я Всесоюзная конференция научно-исследовательских учреждений по антирелигиозной работе // Антирелигиозник. 1934. № 4. С. 41–42.
Л. Т. Научно-исследовательская работа антирелигиозной секции Института философии Коммунистической академии СССР // Антирелигиозник. 1933. № 2. С. 41–43.
Лукреций Тит Кар. О природе вещей / И. Рачинский, пер.; В. Вандек, В. Тимоско, вступ.; А. Ранович, В. Сережников, примеч. М., 1933.
Маркс К., Энгельс Ф. О религии и борьбе с ней: В 2 т. / А. Т. Лукачевский, ред. М., 1933.
Меньшикова Е. В. Основные направления религиоведческих исследований в отечественной литературе 1920-х — 1930-х годов: Дис. … канд. филос. наук. М., 2009.
Михаил Андреевич Рейснер (1868–1928): Некролог // Советское право. 1928. № 5. С. 3–12.
«Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в. / К. М. Антонов, ред. М., 2014.
Об итогах работы и новых задачах, стоящих перед Коммунистической академией на новом этапе // Вестник Коммунистической академии. 1930. № 37–38. С. 5–14.
Преображенский Е. Ближайшие задачи Социалистической Академии // Вестник Социалистической академии. 1922. № 1. С. 7.
Рабочий Антирелигиозный Университет им. И. И. Степанова-Скворцова: Отчет за 1930-1931 уч. год. Л., 1931.
Румянцев Н. В. Смерть и воскресение спасителя (Исследования из области сравнительной мифологии). М., 1925. Т. I.
Румянцев Н. В. Дохристианский Христос. М., 1926.
Румянцев Н. В. Великий шантаж (реликвии Христа). М., 1926.
Сафронова Е. В., Скибина О. А. М. А. Рейснер: жизненный и научный путь // Наука и образование: хозяйство и экономика, предпринимательство; право и управление. 2013. № 10. С. 103–110.
Смирнов М. Ю. Российское общество между мифом и религией: историко-социологический очерк. СПб., 2006.
Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России. СПб., 2013.
Тюрина Л. О работе антирелигиозного сектора Института философии в 1931 г. // Вестник Коммунистической академии. 1931. № 10. С. 46–51.
Фридлянд Ц. С. Парижская коммуна в борьбе с религией и церковью. М., 1933.
Шахнович М. М. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006.
Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Музей истории религии Академии наук СССР и российское религиоведение (1932–1961). СПб., 2014.
Шахнович М. М. Дискуссии в Коммунистической академии и наука о религии в СССР (конец 1920-х — начало 1930-х гг.) // Религиоведение. 2015. № 4. С. 151–159.
Шахнович М. М. Культурная революция в СССР и наука о религии // Религиоведение. 2015. Т. 3. С. 127–135.
Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Идеология и наука: Изучение религии в эпоху культурной революции в СССР. СПб., 2016.
Шахнович М. М. Этос истории науки: о реконструкции российского религиоведения советского периода // Государство, религия, церковь. 2015. № 1. С. 185–198.
Элбакян Е. С. Феномен советского религиоведения // Религиоведение. 2011. № 3. С. 141-162.
Яблоков И. Н. Самоидентификация религиоведения в современной России. К дискуссии в отечественной литературе. URL: http://religious-life.ru/2014/10/yablokov-samoidentifikatsiya-religiovedeniya-v-sovremennoy-rossii-k-diskussii-v-otechestvennoyliterature (дата обращения: 12. 12. 2016).
Метель Ольга Вадимовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: ст. препод. кафедры всеобщей истории ОмГУ им. Ф. М. Достоевского 644077 г. Омск пр. Мира, 55a;
Электронный адрес: email: olgametel@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта No 16-01-50040 «Лаборатория марксистской мысли: история Коммунистической академии в контексте становления советской исторической науки (1918–1936 гг)
Дзоффоли Сара
Дзоффоли С. Современный антропологический кризис в творчестве Л. Джуссани // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 87-104 DOI: 10.15382/sturI201769.87-104
В статье производится анализ творчества малоизученного итальянского священника и мыслителя Луиджи Джуссани по отношению к кризису современного общества. Мысль Джуссани (1922–2005) анализируется в контексте католического антропологического богословия, представленного периодом XX–XXI вв. и такими авторами, как Й. Ратцингер, А. Милано, Х. М. Бергольо, А. Скола. В трудах Джуссани обнаруживается особенное созвучие с творчеством Й. Ратцингера. Близость между ними опирается на утверждение неразрывной связи между христианством и признанием величия человека, поскольку первое — это встреча, которая раскрывает человека в человеке и, таким образом, спасает его. Основными темами размышлений изучаемого автора являются концепция человека как образа Божьего и понятие persona как напряжение между отношением и индивидуальностью. В связи с этим автор исследует вопросы об экзистенциальности христианства, о Христе как новом Адаме, который завершает образ Бога, о зависимости от Бога как самой непосредственной онтологической истине сотворенного человека. При этом проявляются следующие особенности мысли Джуссани: христианство как встреча, принадлежность Иному, эпоха Возрождения как период, когда обнаруживаются первые признаки искажения христианской концепции человека, современная власть как сила, предпринимающая попытки отчуждения человеческой природы, современный нигилизм как порабощение властью.
католичество, Л. Джуссани, Й. Ратцингер, антропологический кризис, отношение, индивидуальность, экзистенциальность, католическая антропология, встреча, власть, гуманизм
Dzhussani L. V poiskakh chelovecheskogo litsa. Milan; M., 1997.
Dzhussani L. Zachem tserkov'? ≪Put'≫ Kniga tret'ia. M., 2004.
Dzhussani L. Mozhno li zhit' tak? M., 2007.
Dzhussani L. Put' k istine iavliaetsia opytom. M., 2006.
Dzhussani L. Religioznoe chuvstvo. ≪Put'≫ Kn. 1. M., 2004.
Dzhussani L. Riskovannoe delo vospitaniia. Seriate (Bg), 1997.
Dzhussani L. U istokov khristianskogo pritiazaniia. ≪Put'≫ Kn. 2. M., 2010.
Dzhussani L. Khristianstvo kak vyzov. M., 1993.
Dzhussani L. Chuvstvo Boga. Milan; M., 1996.
Dzhussani L. Ia, vlast', dela. Razmyshleniia, pocherpnutye iz opyta. M., 2004.
Makintair A. Posle dobrodeteli. Issledovaniia teorii morali. M., 2000.
Shmonin D.V. V teni Renassansa: vtoraia skholastika v Ispanii. SPb., 2006.
A Generative Thought. An Introduction to the Works of Luigi Giussani (ed. by Buzzi E.) Montreal, 2003.
Bellandi A. Fede Cristiana come “stare e comprendere”. La giustifi cazione dei fondamenti dellafede in Joseph Ratzinger. R., 1996.
Benedetto XVI. Udienza ai partecipanti all’assemblea generale della Fraternita sacerdotale di San Carlo Borromeo (6 febbraio 2013). https://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/it/speeches/2013/february/documents/hf_ben-xvi_spe_20130206_san-carlo.html (data obrashcheniia 14.11.2016).
Camisasca M. Comunione e Liberazione. Le origini (1954–1968). Cinisello Balsamo, 2001
Camisasca M. Comunione e Liberazione. La ripresa (1969–1976). Cinisello Balsamo, 2003.
Camisasca M. Comunione e Liberazione. Il riconoscimento (1976–1984). Cinisello Balsamo, 2006.
Camisasca M. Don Giussani. La sua esperienza dell’uomo e di Dio. Cinisello Balsamo, 2009.
De Lubac H. Il mistero del soprannaturale. Milano, 1978.
Francesco. Incontro con i rappresentanti del V Convegno nazionale della Chiesa italiana (10 novembre 2015). http://w2.vatican.va/content/francesco/it/speeches/2015/november/documents/papa-francesco_20151110_fi renze-convegno-chiesa-italiana.html (data obrashcheniia 14.11.2016)
Giussani L. All’origine della pretesa cristiana. Volume secondo del PerCorso. Milano, 2001.
Giussani L. Alla ricerca del volto umano. Milano, 1995.
Giussani L. Certi di alcune grandi cose (1979–1981). Milano, 2007.
Giussani L. Cio che abbiamo di piu caro (1988–1989). Milano, 2011.
Giussani L. Dall’utopia alla presenza (1975–1978). Milano, 2006.
Giussani L. Il cammino al vero e un’esperienza. Torino, 1995.
Giussani L. Il movimento di Comunione e Liberazione. Conversazioni con Robi Ronza. Milano, 1987.
Giussani L. Il rischio educativo. Come creazione di personalita e di storia. Torino, 1995.
Giussani L. Il senso di Dio e l’uomo moderno. Milano, 1994.
Giussani L. Il senso religioso. Volume primo del PerCorso. Milano, 1997.
Giussani L. Il tempo e il tempio. Dio e l’uomo. Milano, 1995.
Giussani L. In cammino (1992–1998). Milano, 2014.
Giussani L. L’avvenimento cristiano. Uomo, Chiesa, Mondo. Milano, 1993.
Giussani L. L’io rinasce in un incontro. (1986–1987). Milano, 2010.
Giussani L. L’io, il potere, le opere. Contributi da un’esperienza. Genova, 2000.
Giussani L. L’uomo e il suo destino. In cammino. Genova, 1999.
Giussani L. Perche la Chiesa? Volume terzo del PerCorso. Milano, 2003.
Giussani L. Porta la speranza. Primi scritti. Genova, 1997.
Giussani L. Qui e ora (1984–1985). Milano, 2009.
Giussani L. Realta e giovinezza. La sfi da. Torino, 1995.
Giussani L. Si puo (veramente?!) vivere cosi? Milano, 1996.
Giussani L. Si puo vivere cosi? Uno strano approccio all’esistenza cristiana. Milano, 1994. / L. Giussani.
Giussani L. Teologia protestante americana. Genova, 2003.
Giussani L. Un avvenimento di vita, cioe una storia. Itinerario di quindici anni concepiti e vissuti. Roma, 1993.
Giussani L. Un evento reale nella vita dell’uomo (1990–1991). Milano, 2013.
Giussani L. Uomini senza patria (1982–1983). Milano, 2008.
Giussani L., Alberto S., Prades J. Generare tracce nella storia del mondo. Nuove tracce d’esperienza cristiana. Milano, 1998.
Konrad M. Tendere all’ideale. La morale in Luigi Giussani. Genova; Milano, 2010.
Lortz J. Storia della Chiesa in prospettiva di storia delle idee. Vol. I–II. Milano, 1987.
Milano A. Persona in teologia. Alle origini del signifi cato di persona nel cristianesimo antico. Roma, 1996.
Milano A. Sull’idea di persona nella teologia e nella fi losofi a occidentale. / Identita e persona
nello spazio mediterraneo. Napoli, 1999. P. 17–41.
Papa Francesco. Lettera a chi non crede. Papa Francesco risponde al giornalista Eugenio Scalfari sul quotidiano “La Repubblica”. / Papa Francesco. 4.09.2013. URL: http://www.vatican.va/holy_father/francesco/letters/2013/documents/papa-francesco_20130911_eugenio-scalfari_it.html (data obrashcheniia 14.11.2016)
Ratzinger J. Dogma e predicazione. Brescia, 1974.
Ratzinger J. Elementi di teologia fondamentale. Brescia, 2005.
Ratzinger J. Fede, verita, tolleranza: il cristianesimo e le religioni del mondo. Siena, 2005.
Ratzinger J. Introduzione al cristianesimo. Brescia, 2005.
Savorana A. Vita di Luigi Giussani. Milano, 2013.
Scola A. Un pensiero sorgivo. Sugli scritti di Luigi Giussani. Genova, 2004.
Scola A., Marengo G., Prades Lopez J. La persona umana. Antropologia teologica. Milano, 2000.
Sperare nell’uomo. Giussani, Morin, MacIntyre e la questione educativa / G. Chiosso, ed. Torino, 2009.
Una certezza per l’esistenza / E. Belloni, A. Savorana. Milano, 2011.
Ventorino F. Luigi Giussani. La virtu dell’amicizia. Genova, 2012.
Ventorino F. Luigi Giussani. La virtu della fede. Genova, 2012.
Voegelin E. Ordine e storia. Volume I: Israele e la rivelazione. Milano, 2009.
Дзоффоли Сара
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: Новосибирский государственный университет 630090, г. Новосибирск, ул. Пирогова, 1;
Электронный адрес: email: sara.zopholi@gmail.com.

ПУБЛИКАЦИИ

Аляев Геннадий Евгеньевич; Резвых Татьяна Николаевна
Резвых Т. Н. Человек в глубинах смыслов (три конспекта лекций С. Л. Франка) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 107-133 DOI: 10.15382/sturI201769.107-133
Публикация представляет три конспекта докладов С. Л. Франка 1920– 1930-х гг. — «Смысл жизни», «Смысл любви», «Смысл страдания», — проливая дополнительный свет на деятельность Франка-лектора в обществах и организациях эмигрантской Европы. Все три конспекта в целом посвящены этической проблематике, из чего можно предположить, что они предназначались для студенческой аудитории. Темы докладов являются центральными для творчества зрелого Франка, его главных сочинений, и конспекты отражают процесс формирования ряда идей, в законченном виде вошедших в «Смысл жизни», «Непостижимое», «С нами Бог» и другие работы. Однако можно найти в них и оригинальные сюжеты: так, в конспекте «Смысл любви» содержится сравнительный анализ и критика двух концепций любви — платоновской и фрейдовской; «Смысл страдания» решает заявленную тему через типологизацию различных национально-культурных подходов к восприятию и осмыслению страдания, а также через различение двух подходов уже в рамках типично русского отношения к страданию, которые Франк называет «путем Достоевского» и «путем Пушкина». Кроме того, поскольку публикуемые тексты содержат отсылки к литературе, они отражают увлечения и интересы Франка-читателя в данный период его жизни, демонстрируя важность для Франка такого источника вдохновения, как русская и немецкая литература: Тютчев, Боратынский, Пушкин, Достоевский, Рильке. В этих текстах раскрыт взгляд Франка на тему, принципиальную для его творчества, — Россия и Европа. Доклад «Смысл страдания» добавляет, кроме того, важные штрихи к роли М. Шелера как интеллектуального единомышленника Франка.
смысл жизни, любовь, страдание, русская религиозная философия, С. Л. Франк, М. Шелер
Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877–1950. М., 2001.
Зак Л. В. Семен Людвигович Франк — мой брат // Сборник памяти Семёна Людвиговича Франка / прот. В. Зеньковский, ред. Мюнхен, 1954.
Переписка С. Л. Франка с В. Б. Ельяшевичем и Ф. О. Ельяшевич / Г. Аляев, Т. Резвых, публ., коммент. // Исследования по истории русской мысли [12]: Ежегодник за 2015 год. М., 2016. С. 125.
Резвых Т. Н. «Моя судьба меня не беспокоит…»: С. Л. Франк в оккупированной Франции // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С. Л. Франка: Сб. науч. ст. / К. М. Антонов, сост. М., 2015. С. 195–240.
Франк С. Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Нью-Йорк, 1988.
Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Франк С. Л. Макс Шелер (Некролог) // Путь. 1928. № 13.
Франк С. Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии. М., 1990.
Франк С. Л. Психоанализ как миросозерцание // Путь. 1930. № 25. С. 40–50.
Chronik russischen Lebens in Deutschland 1918–1941 / K. Schlogel, K. Kucher, B. Suchy, G. Thum, Hrsg. B., 1999.
Аляев Геннадий Евгеньевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Полтавский национальный технический университет им. Юрия Кондратюка Украина 36011 г. Полтава, Первомайский проспект, 24;
Электронный адрес: email: gealyaev@mail.ru.
Резвых Татьяна Николаевна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: препод. кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Факультета дополнительного образования ПСТГУ 109651 г. Москва, ул. Иловайская, д.9 к.2;
Электронный адрес: email: hamster-70@mail.ru.
Статья выполнена в рамках гранта Фонда развития ПСТГУ «Генеалогия идей богословского персонализма (на материале русской религиозной мысли XIX — начала XX века), договор No04-1215/КИП

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Антал Гергей
Небольсин А. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 137-140 — Рец. на кн.: Tot sacramenta quot verba. Zur Kommentierung des Apokalypse des Johannes von den Anfaengen bis ins 12. Jahrhundert. Aschendorff , 2014
PDF
Небольсин Антал Гергей
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: gyula@mail.ru.
Михайлов Петр Борисович
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 141-143 — Рец. на кн.: Casiday A. Remember the Days of Old. Orthodox Thinking on the Patristic Heritage. St Vladimir’s Seminary Press, 2014
PDF
Михайлов Петр Борисович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: locuspetri@rambler.ru.
Михайлов Петр Борисович
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 144-148 — Рец. на кн.: Gavrilyuk P. L. Georges Florovsky and the Russian Religious Renaissance. Oxford University Press, 2013
PDF
Михайлов Петр Борисович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент кафедры систематического богословия и патрологии Богословского факультета ПСТГУ, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: locuspetri@rambler.ru.
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Польсков К. О. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 148-152 — Рец. на кн.: McCutcheon R. T. A Modest proposal on Method. Essaying the Study of Religion. Brill, 2015
PDF
Польсков Константин Олегович, протоиерей
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент;
Электронный адрес: email: kpolskov@gmail.com.
Фолиева Татьяна Александровна; Борисов Леонид Андреевич
Борисов Л. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 153-157 — Рец. на кн.: The Oxford Handbook of Religious Conversion / L. R. Rambo, Ch. E. Farhadian, eds. Oxford University Press, 2014
PDF
Фолиева Татьяна Александровна
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: доцент кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: tatiana_folieva@yahoo.com.
Борисов Леонид Андреевич
Место работы: аспирант ПСТГУ;
Электронный адрес: email: leonidborisoff@gmail.com.
Рецензия подготовлена при поддержке гранта РНФ 14-18-03771 «Современная западная психология религии: адаптация в российском контексте», организация-адресат финансиро- вания — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Пруцкова Елена Викторовна; Маркин Кирилл Васильевич
Маркин К. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 69. С. 158-164 — Рец. на кн.: Lee L. Recognizing the Non-Religious: Reimagining the Secular. Oxford University Press, 2015
PDF
Пруцкова Елена Викторовна
Место работы: член рабочей группы научного проекта «Социология религии» ПСТГУ 127051, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: evprutskova@gmail.com.
Маркин Кирилл Васильевич
Место работы: науч. сотр. научной лаборатории «Социология религии», ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: markink20@gmail.com.