/

Пылаев Максим Александрович

Философия и теология в «неоортодоксии» Карла Барта


Пылаев М. А. Философия и теология в «неоортодоксии» Карла Барта // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 6 (68). С. 26-40.

DOI: 10.15382/sturI201668.26-40

Аннотация

В предложенной статье исследуется концепция Слова Бога в теоцентристской теологии К. Барта, а также теология раннего К. Барта времени второго издания «Послания к Римлянам» в аспекте их фундированности философией. Автор сопоставляет блок философско-теологических тем, таких как теория темпоральности, диалектика, концепция начала (Ursprung) и другие, внутри типов философских дискурсов, использованных К. Бартом (платонизма, неокантианства, экзистенциализма, схоластики, феноменологической философии и других) с его теологией. В статье дается краткая реконструкция теологии Слова Бога у К. Барта в двух ее взаимодополняющих проекциях, как они представлены в «Эскизе христианской догматики» и в «Церковной догматике». В ходе изложения читатель также знакомится и с третьей проекцией концепции Слова Бога у К. Барта в момент ее генезиса в книге «Fides quaerens intellectum». В статье апробируется гипотеза о том, что и второе издание «Послания к Римлянам», и «Fides quaerens intellectum», и «Эскиз христианской догматики» вместе с «Церковной догматикой» эксплицируют ту форму христианской теологии, которая, впитывая в себя прежде всего важнейшие достижения философии ΧΙΧ–ΧΧ вв., тем не менее пытается оставаться свободной от них. Используя различные формы философских дискурсов, К. Барт реализует свою собственную задачу построить христианскую теологию вне метафизики, истории и человеческой экзистенции.

Ключевые слова

К. Барт, Слово Бога, Откровение, теология, диалектика, время, экзистенциализм, схоластика, феноменология, философия

Список литературы

1. Assman Ia. Egipet: teologiia i blagochestie drevnei tsivilizatsii. Moscow, 1999.
2. Bart K. Poslanie k Rimlianam. Moscow, 2005.
3. Bart K. Tserkovnaia dogmatika. Moscow, 2011. T. 1, 2.
4. Bol'nov O. Filosofiia ekzistentsializma. Moscow, 1999.
5. Frank S. L. Sochineniia. Moscow, 1990.
6. Khaidegger M. Vremia i bytie. Moscow, 1993.
7. Iaspers K. Filosofiia. Moscow, 2012. T. 2.
8. Adriaanse H. J. Zu den Sachen selbst. Gravenhage, 1974.
9. Balthasar H. U. Karl Barth. Darstellung und Deutung seiner Theologie. Einsiedeln, 1976.
10. Barth K. Die christliche Dogmatik im Entwurf. Zurich, 1982. Bd. 1.
11. Barth K. Die kirchlische Dogmatik. Munchen, 1932. Bd. 1.
12. Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert. Zurich, 1994.
13. Barth K. Fides quaerens intellectum. Zurich, 1931.
14. Beintker M. Die Dialektik in der «dialektischen Theologie» Karl Barths. Munchen, 1987.
15. Casper B., Hemmerle K., Hunermann P. Besinnung auf das Heilige. W., 1966.
16. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 2006.
17. Jungel E. Barth-Studien. Zurich, 1982.
18. Kung H. Rechtfertigung. Die Lehre Karl Barths und eine katholische Besinnung. Einsiedeln, 1957.
19. Lohmann J. F. Karl Barth und der Neukantianismus. B., 1995.
20. Pannenberg W. Problemgeschichte der neuren evangelischen Theologie in Deutschland. Gottingen, 1997.

Данные об авторе

Пылаев Максим Александрович


Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: профессор Учебно-научного центра изучения религии РГГУ; ПСТГУ;
Электронный адрес: emIL: maximpylajew@mail.ru.