/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение

Вестник ПСТГУ I :2 (64)

БОГОСЛОВИЕ

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Г. В.)

К вопросу о демифологизации новозаветной науки

Алфеев Г. В. (Митрополит Волоколамский Иларион). К вопросу о демифологизации новозаветной науки // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 9-19

DOI: 10.15382/sturI201664.9-19
На протяжении веков ни одна историческая личность не привлекала к себе такого внимания, ни одна не вызывала столько ожесточенных споров и противоречивых мнений о себе, как личность Иисуса Христа. Эти споры начались еще при Его жизни, и они ярко отражены на страницах Евангелий и других книг Нового Завета. В настоящее время перед ученым сообществом стоит насущная задача демифологизации новозаветной науки, т. к. в течение более двухсот лет новозаветная наука развивалась под воздействием мифов, создаваемых учеными. Тот или иной миф сначала возникал в уме исследователя или группы исследователей, затем другие ученые его подхватывали, начинали анализировать, дополнять, развивать, оспаривать. В результате сюжетом научного поиска становился миф, а не сам евангельский текст, который использовался лишь в качестве подспорья для доказательства правоты создателей мифа. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее направление новозаветных исследований. Автор обозначает некоторые основные мифы новозаветной науки, освобождение от которых откроет перспективы дальнейшего развития библеистики.
Иисус Христос, Новый Завет, Евангелие, евангелисты, христианство, Марк, Лука, Матфей, Иоанн, апостолы, мифы, догмы, иудеи, община, библеистика.
1. Мецгер Б. Новый Завет. Контекст, формирование, содержание. М., 2013.
2. Bauckham R. 1998 “For Whom Were the Gospels Written?”, in Bauckham R. (ed.) The Gospels for All Christians. Rethinking the Gospel Audiences, Grand Rapids, 1998. P. 9–48.
3. Blackburn B. Theios Anēr and the Marcan Miracle Tradition, Tübingen, 1991.
4. Bultmann R. The History of the Synoptic Tradition, Oxford, 1963.
5. Carruth S., Garsky A. Documenta Q. Reconstructions of Q Through Two Centuries of Gospel Research Excerpted, Sorted and Evaluated. Q 11: 2b-4, Leuven, 1996.
6. Carter W. Matthew. Storyteller, Interpreter, Evangelist, Peabody (Massachusetts), 2004.
7. Childs H. The Myth of the Historical Jesus and the Evolution of Consciousness, Atlanta (Georgia), 1988.
8. Conzelmann H. The Theology of St Luke, New York, 1961.
9. Deutsch C. Hidden Wisdom and the Easy Yoke, Sheffield, 1987.
10. Dibelius M. From Tradition to Gospel, New York, 1935.
11. Edwards J. R. The Hebrew Gospel and the Development of the Synoptic Tradition, Grand Rapids, 2009.
12. Ehrman B. D. How Jesus Became God. The Exaltation of a Jewish Preacher from Galilee, New York, 2014.
13. Farrer A. M. A Study in St. Mark, Westminster, 1951.
14. Farrer A. M. 1955 “On Dispensing with Q”, in Nineham D. E. (ed.) Studies in the Gospels: Essays in Memory of R. H. Lightfoot, Oxford, 1955, pp. 55–88.
15. Farrer A. M. St. Matthew and St. Mark. Westminster, 1954.
16. Goulder M. D. Luke: A New Paradigm, Sheffield, 1989, vol. 1–2.
17. Hahn F. The Titles of Jesus in Christology, London, 1969.
18. Keener C. H. The Historical Jesus of the Gospels, Grand Rapids, 2009
19. Kloppenborg J. S. Q, the Earliest Gospel. An Introduction to the Original Stories and Sayings by Jesus, Louisville, 2008.
20. Leisegang H. 1950 “Der Gottmensch als Archetypus“, in Eranos Jahrbuch, 1950, vol. 18, pp. 9–45.
21. Linnemann E. Biblical Criticism on Trial: How Scientific is “Scientific Theology”?, Grand Rapids, 1998.
22. Luz U. Studies in Matthew, Grand Rapids, 2005.
23. Mack B. L. The Lost Gospel. The Book of Q and Christian Origins, New York, 1993.
24. Manson W. Jesus the Messiah, London, 1943.
25. Meier J. P. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus, New York, 1994, vol. 2.
26. Meier J. P. Matthew, Collegeville (Minnesota), 1990.
27. Meier J. P. The Vision of Matthew: Christ, Church, and Morality in the First Gospel, Eugene (Oregon), 2004.
28. Nolland J. The Gospel of Matthew. A Commentary on the Greek Text, Grand Rapids, 2005.
29. Petersen D. N. The Origins of Mark. The Markan Community in Current Debate, Leiden, 2000.
30. Reicke B. Synoptic Prophecies on the Destruction of Jerusalem, Leiden, 1972.
31. Richardson A. The Miracle Stories in the Gospels, London, 1941.
32. Stanton G. N. A Gospel for a New People. Studies in Matthew, Edinburgh, 1992.
33. Stendahl K. The School of Matthew and Its Use of the Old Testament, Uppsala, 1954.
34. Taylor V. The Formation of the Gospel Tradition, London, 1935.
35. Thompson M. 1998 “The Holy Internet”, in Bauckham R. (ed.) The Gospels for All Christians. Rethinking the Gospel Audiences, Grand Rapids, 1998, pp. 49–70.
36. Thompson W. G. Matthew’s Advice to a Divided Community. Mt. 17:22–18:35, Rome, 1970.
37. Tuckett Ch. M. Q and the History of Early Christianity. Studies on Q, London; New York, 1996.
38. Turner D. L. Matthew, Grand Rapids, 2008.
39. Viviano B. T. What Are They Saying about Q?, New York, 2013.
40. Weinreich O. 1926 “Antikes Gottmenschentum“, in Neues Jahrbuch für Wissenschaft und Jugendbildung, 1926, vol. 2, pp. 633–651.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Г. В.)

Корякин Сергей Сергеевич

Современная протестантская дискуссия об искуплении

Корякин С. С. Современная протестантская дискуссия об искуплении // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 20-39

DOI: 10.15382/sturI201664.20-39
В статье исследуются некоторые аргументы современных протестантских библеистов и богословов, подвергающих критике традиционную протестантскую теорию искупления, известную как «теория заместительного наказания». Автор рассматривает доводы неизвестных или малоизвестных для отечественного богословия ученых: К. Маршалла, Д. Белусека, Ч. Додда, У. Лейна, С. Трэвиса, Дж. Грина, М. Бейкера, К. Гантона и др. В частности, показывается, что современные библейские исследования помогают по-новому интерпретировать ключевые для традиционного протестантского понимания искупления понятия: «праведность/справедливость», «умилостивление», «Божий гнев», «грех», «наказание». Аргументы критиков показывают, что сторонники теории заместительного наказания вкладывают в эти библейские понятия смыслы, характерные для западной судебно-правовой системы, но неестественные для еврейской традиции и культуры, в рамках которой жили и мыслили библейские авторы. Также в статье уделяется внимание вопросу метафорической природы библейского языка. Современные исследователи отмечают, что, говоря об искуплении, евангелисты и апостолы употребляют как минимум пять групп метафор/образов из разных сфер жизни древнего мира — судебной, торговой, богослужебной, военной, сферы личных взаимоотношений. Природа метафоры подсказывает, что толкователи имеют дело с опосредованным описанием тайны искупления, и поэтому недопустимо понимать библейские образы буквально. Кроме того, разнообразие метафор позволяет с разных сторон приблизиться к истолкованию значения смерти Христа и, соответственно, найти применение богословских истин об искуплении к различным жизненным ситуациям. Когда же эти библейские образы толкуются через призму судебных метафор, они теряют самостоятельное звучание и становятся частью единой теории, претендующей на исчерпывающее объяснение значения смерти Христа. Во главу угла ставится юридическое понимание взаимоотношений Бога и человека, что затрудняет применение учения об искуплении в различных жизненных ситуациях и культурных контекстах. Рассмотренные автором аргументы позволяют увидеть, что теория заместительного наказания нуждается в существенном пересмотре основных своих положений.
искупление, теория заместительного наказания, праведность, справедливость, умилостивление, Божий гнев, грех, ретрибутивная справедливость, наказание, метафора
1. Гнедич П. Догмат искупления в русской богословской науке (1893–1944). М., 2007.
2. Козлов М. Учение об искуплении в русской богословской мысли XIX–XX вв. // Искупление. Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 304–311.
3. Пиерард Р. Евангельское христианство (Evangelicalism) // Теологический энциклопедический словарь / У. Элвелл. ред. М., 2003. С. 430–433.
4. Пилипенко Е. Искупление в католическом богословии // Искупление. Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 24. С. 297–300.
5. Ратцингер Й. Введение в христианство: Лекции об Апостольском символе веры. Брюссель, 1988.
6. Тарасий (Курганский), иером. Перелом в древнерусском богословии. Варшава, 1927.
7. Флоровский Г. Пути русского богословия. Минск, 2006.
8. Aulén G. Christus Victor: An Historical Study of the Three Main Types of the Idea of Atonement. Eugene, 2003.
9. Baker M. D. Proclaiming the Scandal of the Cross: Contemporary Images of the Atonement. Grand Rapids, 2006.
10. Baker M. D. Which Courtroom and What Narrative Shapes Your Atonement Theology? // Direction. 2012. Vol. 41. No. 1. P. 97–110.
11. Baker M. D., Green J. B. Recovering the Scandal of the Cross: Atonement in New Testament & Contemporary Contexts. Downers Grove, 2011.
12. Barbour I. Myths, Models and Paradigms: A Comparative Study in Science and Religion. N. Y., 1976.
13. Bell D. M. Deliberating: Justice and Liberation // The Blackwell Companion to Christian Ethics / S. Hauerwas, S. Wells, eds. Malden, 2004. P. 182–195.
14. Belousek D. W. S. Atonement, Justice, and Peace: The Message of the Cross and the Mission of the Church. Grand Rapids, 2011.
15. Blocher H. Biblical Metaphors and the Doctrine of the Atonement // Journal of the Evangelical Theological Society, 2004. Vol. 47. No. 4. P. 629–645.
16. Boersma H. Violence, Hospitality, and the Cross: Reappropriating the Atonement Tradition. Grand Rapids, 2006.
17. Boyd R. Metaphor and Theory Change: What is “Metaphor” a Metaphor For? // Metaphor and Thought / A. Ortony, ed. Cambridge, 1993. P. 481–532.
18. Brauch M. T. 1977 “Perspectives on “God’s righteousness” in Recent German Discussion”, in Paul and Palestinian Judaism: A Comparison of Patterns of Religion, Philadelphia, 1977, pp. 523–542.
19. Brümmer V. The Model of Love: A Study in Philosophical Theology, Cambridge; New York, 1993.
20. Carroll J. T., Green J. B., Voorst R. E. Van, Marcus J., Senior D. The Death of Jesus in Early Christianity, Colorado Springs, 1995.
21. Clifford R., Anatolios K. 2005 “Christian Salvation: Biblical and Theological Perspectives”, in Theological Studies, 2005, vol. 66/4, pp. 739–769.
22. Dodd C. H. The Epistle to the Romans, New York, 1932.
23. Dodd C. H. 1957 “Atonement”, in The Bible and the Greeks, London, 1957, pp. 82–95.
24. Driver J. Understanding the Atonement for the Mission of the Church, Scottdale, 1986.
25. Dunn J. D. G. The Theology of Paul the Apostle, Grand Rapids, 2006.
26. Green J. 2009 “Kaleidoscopic View”, in Beilby J. K., Eddy P. R. (eds.) Nature of the Atonement, Downers Grove, 2009, pp. 157–185.
27. Green J. B., Baker M. D. Recovering the Scandal of the Cross: Atonement in New Testament & Contemporary Contexts, Downers Grove, 2000.
28. Grensted L. W. A Short History of the Doctrine of the Atonement, Manchester, 1920.
29. Gunton C. E. The Actuality of Atonement: A Study of Metaphor, Rationality, and the Christian Tradition, London, 2003.
30. Jeffery S., Ovey M., Sach A. Pierced for Our Transgressions: Rediscovering the Glory of Penal Substitution, Wheaton, 2007.
31. Jersak B. 2007 “Nonviolent Identification and the Victory of Christ”, in Jersak B., Hardin M. (eds.) Stricken by God?: Nonviolent Identifi cation and the Victory of Christ, Grand Rapids, 2007, pp. 18–53.
32. Lane T. 2001 “The Wrath of God as an Aspect of the Love of God”, in Vanhoozer K. J. (ed.) Nothing Better, Nothing Greater: Theological Essays on the Love of God, Cambridge, 2001, pp. 138–167.
33. MacIntyre J. The Shape of Soteriology: Studies in the Doctrine of the Death of Christ, Edinburgh, 1995.
34. Marshall C.D. Beyond Retribution: A New Testament Vision for Justice, Crime, and Punishment, Grand Rapids, 2001.
35. McFague S. Metaphorical Theology: Models of God in Religious Language, Philadelphia, 1982.
36. McGrath A. E. Iustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justification, Cambridge, 2005.
37. Morris L. L. The Apostolic Preaching of the Cross, Grand Rapids, 1965.
38. Nicole R. 1955 “C. H. Dodd and the Doctrine of Propitiation”, in Westminster Theological Journal, 1955, vol. 17/2, pp. 117–157.
39. Pelikan J. The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine: in 5 vols, Chicago; London, 1985, vol. 4; 1989, vol. 5.
40. Piper J. The Future of Justification: A Response to N. T. Wright, Wheaton, 2007.
41. Pomerleau W. P. Justice, Western Theories, in http://www.iep.utm.edu/justwest/ (Date: 16.08.2014).
42. Ricoeur P. Interpretation Theory: Discourse and the Surplus of Meaning, Fort Worth, 1976.
43. Schreiner T. R. 2009 “Penal Substitution View”, in The Nature of the Atonement: Four Views, Downers Grove, 2009, pp. 67–98.
44. Stott J. R. W. The Cross of Christ, Downers Grove, 2006.
45. Travis S. 1995 “Christ as Bearer of Divine Judgement in Paul’s Thought”, in Goldingay J. (ed.) Atonement Today: A Symposium at St John’s College, Nottingham, London, 1995, pp. 21–38.
46. Travis S. Christ and the Judgement of God: The Limits of Divine Retribution in New Testament Thought, Colorado Springs, 2009.
47. VanGemeren W. A. A Guide to Old Testament Theology and Exegesis, Grand Rapids, 1999.
48. Vidu A. Atonement, Law, and Justice: The Cross in Historical and Cultural Contexts, Grand Rapids, 2014.
49. Weaver J. D. The Nonviolent Atonement, Grand Rapids, 2010.
50. Wright N. T. The Cross and The Caricatures, in http://www.fulcrum-anglican.org.uk/articles/the-cross-and-the-caricatures/ (Date: 01.05.2016).
51. Wright N. T. Justification: God’s Plan & Paul’s Vision, Downers Grove, 2009.
52. Young N. 1976 “C. H. Dodd, “Hilaskesthai” and His Critics”, in Evangelical Quarterly, 1976, vol. 48, pp. 67–78.
53. Young N. 1983 ““Hilaskesthai” and Related Words in the New Testament”, in Evangelical Quarterly, 1983, vol. 55, pp. 169–176.

Корякин Сергей Сергеевич

ФИЛОСОФИЯ

Золотухин Всеволод Валерьевич

В полемике с Шеллингом: философия веры К. А. Эшенмайера

Золотухин В. В. В полемике с Шеллингом: философия веры К. А. Эшенмайера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 43-56

DOI: 10.15382/sturI201664.43-56
Статья посвящена рассмотрению философии веры К. А. Эшенмайера и двум его важнейшим дискуссиям с Ф. В. Й. Шеллингом, одна из которых приходится на 1803–1804 гг., а другая — на 1810–1812 гг. Автор статьи сосредоточивается прежде всего на работе «Философия в ее переходе к нефилософии» (1803), в которой фидеист Эшенмайер критикует шеллинговскую философию абсолютного тождества, указывая на неясность происхождения многого из всеединства, и показывает, что эта критика побудила Шеллинга несколько изменить свою позицию, создав учение об отпадении мира от Бога. В статье демонстрируется, как философская теология Эшенмайера становится полностью апофатической, а ее противоречия со спекулятивной мыслью Шеллинга — непримиримыми. Формат дискуссии позволяет рельефно выделить позиции обоих философов. Очевидной становится теоретическая тупиковость фидеизма: если всё упирается в чувство и веру, то рассуждать смысла больше нет, остается только верить, и философствование завершается, тогда как поздняя позитивная философия Шеллинга может быть представлена в качестве «третьего пути» между концептуально шатким рационализмом и фидеизмом, исчерпавшим свой эвристический потенциал.
Эшенмайер, Шеллинг, немецкий идеализм, вера, философская теология, дискуссия, апофатизм, натурфилософия, философия свободы, всеединство, фидеизм, рационализм.
1. Чернов С. А., Шевченко И. В. Фридрих Якоби: вера, чувство, разум. М., 2010.
2. Augusto R. 2007 “La polémica epistolar entre Schelling y Eschenmayer”, in Anuario Filosófico, Navarra, 2007, vol. 40/3, pp. 623–645.
3. Jantzen J. 1994 “Eschenmayer und Schelling. Die Philosophie in ihrem Übergang zur Nichtphilosophie“, in Jaeschke W. (ed.) Religionsphilosophie und spekulative Theologie. Der Streit um die Göttlichen Dinge (1799–1812), Hamburg, 1994, pp. 74–97.
4. Wuttke W. 1972 “Materialien zu Leben und Werk Adolph Karl August von Eschenmayers“, in Sudhoffs Archiv, 1972, vol. 56, pp. 255–296.

Золотухин Всеволод Валерьевич

Хориэ Хироюки

Был ли "cоциализм" идеалом священника Сергия Булгакова в первом десятилетии ХХ века?

Хориэ Х. Был ли "cоциализм" идеалом священника Сергия Булгакова в первом десятилетии ХХ века? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 57-72

DOI: 10.15382/sturI201664.57-72
В статье рассматривается целесообразность распространенного определения социальноэкономических взглядов Сергея Николаевича Булгакова (1871–1944) как «социалистических». Автор анализирует социально-экономическую теоретическую позицию Булгакова в первом десятилетии ХХ в. Отдельно рассматриваются его экономические и политические взгляды в их связи с социалистическими учениями. Автор усматривает в его экономических взглядах, с одной стороны, экономический социализм как базовую позицию, с другой — реалистическую оценку эффективности крестьянского хозяйства и этический подход, проявлявшийся в высокой оценке личностного фактора в производстве. Относительно политических взглядов автор обращает особое внимание на булгаковское понимание взаимоотношений государства и общества. В ходе исследования показано, что в этот период Булгаков, опираясь в основном на представление о гражданском обществе как активном противовесе бюрократическому государству, ставит на место социологического понятия гражданского общества свое понятие «христианская общественность» или «церковь-общественность», выступающее как религиозно и личностно мотивированное открытое пространство для формирования общественных мнений. Особое место в работе уделено анализу булгаковской иерархической теории ценностей, которая, по мнению автора, с философско-теоретической стороны обеспечивает открытость и не-догматизм данной «церкви-общественности» как места формирования общественных идеалов. В результате автор приходит к выводу, что социально-экономическая теория Булгакова в указанный период шла дальше парадигмы социализма, особенно в своих социальнополитических аспектах, и сохраняет актуальность и в настоящее время.
С. Н. Булгаков, христианство, христианский социализм, христианская общественность, церковь, общественные идеалы, социализм, самоуправление, бюрократия, философия хозяйства, регулятивные принципы.
1. Акулинин В. Н. Философия всеединства. Новосибирск, 1990.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма: Избранные произведения. М., 1990.
3. Вениамин (Новик), игум. Христианский социализм прот. Сергия Булгакова // С. Н. Булгаков: Религиозно-философский путь: Международная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. М., 2003. С. 155–169.
4. Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994.
5. Иннокентий (Павлов), игум. Учение С. Н. Булгакова об общественном идеале // Богослов, философ, мыслитель: Юбилейные чтения, посвященные 125-летию со дня рождения о. Сергия Булгакова (сентябрь 1996 г., Москва). М., 1999. С. 33–53.
6. Сомин Н. В. С. Н. Булгаков: логика развития социально-экономической мысли // Вестник ПСТГУ. Сер.I: Богословие. Философия. 2007. No 3(19). С. 57–70.
7. Evtuhov C. The Cross and the Sickle: Sergei Bulgakov and the fate of the Russian religious philosophy. L., 1997.

Хориэ Хироюки

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Мартинович Владимир Александрович

Идентификация сектантства

Мартинович В. А. Идентификация сектантства // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 75-89

DOI: 10.15382/sturI201664.75-89
Глубокий анализ места и роли нетрадиционной религиозности в современном обществе невозможен без изучения специфических особенностей восприятия сектантства в общественном дискурсе. Настоящая статья посвящена анализу процесса идентификации сектантства как неотъемлемой составляющей осмысленной реакции различных институтов общества на феномен новых религиозных движений. При этом акцент ставится на выявлении общего механизма работы данного процесса без привязки к конкретному времени и месту его протекания. Особое внимание уделяется анализу субъектов идентификации сектантства, критериям отнесения организаций к сектам, особенностям фильтрации материалов сектантских сообществ, а также интенциональности как существенной характеристике всего этого процесса. Разбираются факторы, влияющие на селективный характер восприятия сектантства в обществе, а также одно из основных его последствий — существование в любом социуме значительных сегментов нетрадиционной религиозности, которые не распознаются и не идентифицируются всеми институтами общества в качестве относящихся к сектантству. В этом контексте проводится различие между «наблюдаемой», «потенциальной» и «действительной» границами нетрадиционной религиозности, отражающими разные уровни возможной и реальной рефлексии в общественном дискурсе над общим объемом сектантства в той или иной стране мира. Подчеркивается избирательность и пассивность различных институтов общества в их реакции на феномен новых религиозных движений. Проводятся некоторые границы возможного объяснения процесса идентификации сектантства посредством теорий «расширения девиации» и «моральной паники». Выявляются некоторые последствия процесса идентификации сектантства как для основных институтов общества, так и для самих новых религиозных движений.
идентификация сектантства, нетрадиционная религиозность, новые религиозные движения, интенциональность сектоведения, границы нетрадиционной религиозности, секты и общество.
1. Мартинович В. А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Минск, 2015. Т. 1.
2. Cohen S. Folk Devils & Moral Panics. The Creation of the Mods and Rockers, Oxford, 1990.
3. Goode E., Ben-Yehuda N. Moral Panics. The Social Construction of Deviance, Oxford, 2009.
4. Hall J. R., Schuyler P. D. Trinh S. Apocalypse Observed: Religious Movements and Violence in North America, Europe and Japan, London; New York, 2000.
5. Hampshire A. P. 1983 “Religious Sects and the Concept of Deviance: The Mormons and the Moonies”, in British Journal of Sociology, 1983, vol. 34/2, pp. 208–229.
6. Wessinger C. How the Millennium Comes Violently, New York, 2000.
7. Wilkins L. T. Social Polity, Action and Research, London, 1964.

Мартинович Владимир Александрович

Клюева Вера Павловна; Рязанова Светлана Владимировна

Молитвенные практики в пятидесятнической среде: религиозная коммуникация ≪по вертикали≫

Рязанова С. В. Молитвенные практики в пятидесятнической среде: религиозная коммуникация ≪по вертикали≫ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 90-102

DOI: 10.15382/sturI201664.90-102
В статье анализируются основные тенденции в эволюции протестантизма с учетом многообразия его течений: индивидуализация личного религиозного опыта, высокая интенсивность религиозной жизни, актуальная включенность в жизнь сообщества верующих, усиление мистической ориентированности культовой практики. Определяются факторы увеличения прозелитического потенциала протестантизма. Уточняется понятие религиозной коммуникации как двусторонней связи между человеком и Богом на примере молитвенных практик российских пятидесятников в общинах классических и новых пятидесятников Урала, Тюменской области и ХМАО-Югры. Определяются основные векторы религиозной коммуникации. Устанавливается соотношение молитв, чтения Биб лии и прославления. Выделяется специфика пятидесятнических молитв, с учетом наличия апеллятивной (молитвы об исцелении и благословения) и экспликативной (молитва на языках, глоссолалия) частей. Производится классификация молитвенных практик по формам (индивидуальные и коллективные) и видам (общие/абстрактные или целевые). Особо анализируется специфика и соотношение индивидуальной и коллективной молитв. Специально уделяется внимание глоссолалии как специфической черте пятидесятнического движения, как классической, так и харизматической разновидности. Исследуется частотность произнесения молитв разной целевой направленности. Определяются основные формулы для молитв благословений и благодарности. Выделяется специфический характер молитвы об исцелении в пятидесятнической среде. Рассматривается роль мистического обращения к Богу как единственно возможной эмоции для данного вида коммуникации, дающей возможность личного общения с сакральным. Отмечается, что участие в молитвенных практиках осуществляет адаптирующую функцию, реализуя потребность верующего в осуществлении религиозного опыта в рамках сообщества верующих, и компенсаторную, ликвидируя состояние психологического дискомфорта.
эволюция религии, современный протестантизм, пятидесятники, харизматические церкви, молитва, классификация молитв, религиозная коммуникация, глоссолалия.
1. Андреева Л. Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий, или Измененные формы сознания (URL: http://www.religare.ru/2_19172.html (дата обращения: 12. 09. 2015)).
2. Бобырева Е. В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, стратегии: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Волгоградский государственный педагогический университет, 2007.
3. Бобырева Е. В. Сферы функционирования и особенности религиозного дискурса // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 5. С. 296–298.
4. Воронаев И. Е. О молитве // Евангелист. 1928. № 3–4. С. 3–8.
5. Гаврилов О. Ф., Гаврилов Е. О. Особенности религиозной коммуникации в современной России // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1–2 (61). С. 198–202.
6. Дьячкова Н. А. Религиозный и светский дискурс: Проблемы коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 37 (328). С. 34–36.
7. Еленский В. Христианство в XX веке: Уроки выживания (URL: http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=25&otv=230 (дата обращения: 12. 09. 2015)).
8. Ермакова Е. Исцеление в среде христиан веры евангельской // Этнографическое обозрение. 2011. № 3. С. 31–39.
9. Желновакова М. Ф. Система внешних религиозных коммуникаций в России // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 406.
10. Ickovich T. V. 2014 “Raznojazychie v sfere religioznoj kommunikacii” (Different Languages in Sphere of Religious Communication), in Aktual'nye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvistiki, 2014, vol. 16, pp. 185–188.
11. Kljueva V. P., Poplavskij R. O., Bobrov I. V. Pjatidesjatniki v Jugre (na primere obshhin RO CHVE HMAO) (Pentecostarians in Jugra (on Example of RO CHVE HMAO Communities)), Saint-Petersburg, 2013.
12. Lunkin R. 2009 “Protestantizm i globalizacija na prostorah Evrazii” (Protestantism and Globalization in Eurasian Space), in Religija i globalizacija na prostorah Evrazii, Moscow, 2009, pp. 91–125.
13. Mitrohin L. N. Baptisty v sovetskom obshhestve (Baptists in Soviet Society), in http://gn.h1.ru/lib/germ/lm.html (Date: 12.09.2015)).
14. Rjazanova S. V., Mihaleva A. V. Fenomen zhenskoj religioznosti v postsovetskom prostranstve (regional'nyj srez) (Phenomenon of Women Religiosity in Post-Soviet Space (Regional Cut)), Perm, 2011.
15. Fedorova M. V. 2014 “Religioznaja kommunikacija: sushhnost' i specifika sovremennogo sostojanija” (Religious Communication: Essence and Specifics of Modern State), in Science Time, 2014, vol. 4/4, pp. 230–240.
16. Fallding H. 1978 “Mainline Protestantism in Canada and The United States of America: An Overview”, in The Canadian Journal of Sociology, 1978, vol. 3/2, pp. 141–160.
17. Gross T. 2003 “Protestantism and Modernity: The Implications of Religious Change in Contemporary Rural Oaxaca”, in Sociology of Religion, 2003, vol. 64/4, pp. 479–498.
18. Leach W. H. 1922 “The Weakness of Protestantism in American Cities”, in The Journal of Religion, 1922, vol 2/6, pp. 616–623.
19. McNeill J. Th. 1926 “The Interpretation of Protestantism during the Past-Quarter Century”, in The Journal of Religion, 1926, vol. 6/5, pp. 504–525.
20. Means R. L. 1966 “Protestantism and American Sociology: Problems of Analysis”, in Sociological Analysis, 1966, vol. 27/3, pp. 128–137.

Клюева Вера Павловна


Рязанова Светлана Владимировна

РЕЦЕНЗИИ

Вевюрко Илья Сергеевич

Рец. на кн.: Brettler M. Z., Enns P., Harrington D. J. The Bible and the Believer. How to Read the Bible Critically & Religiously. Oxford University Press, 2015

Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 105-111 — Рец. на кн.: Brettler M. Z., Enns P., Harrington D. J. The Bible and the Believer. How to Read the Bible Critically & Religiously. Oxford University Press, 2015
PDF

Вевюрко Илья Сергеевич

Небольсин Антон Сергеевич

Рец. на кн.: Schedtler J. J. A Heavenly Chorus. The Dramatic Function of the Revelation’s Hymns. Mohr-Siebeck, 2014

Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 111-115 — Рец. на кн.: Schedtler J. J. A Heavenly Chorus. The Dramatic Function of the Revelation’s Hymns. Mohr-Siebeck, 2014
PDF

Небольсин Антон Сергеевич

Черный Алексей Иванович,

Рец. на кн.: Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer, W. Gunther, Hrsg. Peter Lang, 2014

Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 116-119 — Рец. на кн.: Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer, W. Gunther, Hrsg. Peter Lang, 2014
PDF

Черный Алексей Иванович,

Черный Алексей Иванович,

Рец. на кн.: Zulehner P. M. Mitgift. Autobiografi sches anderer Art. Patmos, 2014

Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 119-124 — Рец. на кн.: Zulehner P. M. Mitgift. Autobiografi sches anderer Art. Patmos, 2014
PDF

Черный Алексей Иванович,

Антонов Константин Михайлович

Академическое религиоведение между теологией и ≪научным атеизмом≫: пути Восточной Европы — Рец. на кн.: Studying Religions with the Iron Curtain Closed and Opened. The Academic Study of Religion in Eastern Europe / T. Bubik, H. Hoff mann, ed.

Антонов К. М. Академическое религиоведение между теологией и ≪научным атеизмом≫: пути Восточной Европы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 125-132 — Рец. на кн.: Studying Religions with the Iron Curtain Closed and Opened. The Academic Study of Religion in Eastern Europe / T. Bubik, H. Hoff mann, ed.
PDF

Антонов Константин Михайлович

Шохин Владимир Кириллович

Рец. на кн.: Сhristian Philosophy of Religion: Essays in Honor of Stephen Davis / C. P. Ruloff , ed. University of Notre Dame Press, 2014

Шохин В. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 133-142 — Рец. на кн.: Сhristian Philosophy of Religion: Essays in Honor of Stephen Davis / C. P. Ruloff , ed. University of Notre Dame Press, 2014
PDF

Шохин Владимир Кириллович

ДИСКУССИЯ

Ермилов Павел Валерьевич,

Secundus sine paribus: Cоображения по поводу критики ≪Позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви≫

Ермилов П. В. Secundus sine paribus: Cоображения по поводу критики ≪Позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви≫ // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 2 (64). С. 145-158
PDF

Ермилов Павел Валерьевич,