/
Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия
Вестник ПСТГУ I :6 (62)

БОГОСЛОВИЕ

Литвин Татьяна Валерьевна
Литвин Т. В. «Парусия» в Первом Послании к Фессалоникийцам Апостола Павла. О непереводимости некоторых эсхатологических терминов // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 9-22 DOI: 10.15382/sturI201562.9-22
Статья посвящена эсхатологической проблематике Павла в Первом послании к Фессалоникийцам. В качестве задач рассмотрены следующие аспекты: во-первых, вопрос о воскресении (4. 13-18), во-вторых, особенности стилистики в описании ожидания второго пришествия (5. 1-11), в-третьих, возможная интерпретация термина «καιρ6ς» (5. 1) и, в-четвертых, интерпретация феноменологии XX в. для понятия парусии в этом Послании. Гипотеза нашего рассмотрения заключается в том, что учение о парусии может рассматриваться как идея особого опыта со-присутствия Бога в настоящем, что не противоречит идее ожидания события его будущего пришествия.
парусия, Первое послание к Фессалоникийцам Апостола Павла, кайрос, эсхатология, феноменология времени
1. Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология ХХ века. М., 2010.
2. МакДональд У. Библейские комментарии для христиан // http://bibleist.ru/biblio.php?q=003/00005&f=13.html (дата обращения: 30. 04. 2014).
3. Мень А., прот. Кумранская община и христианство // Мир Библии. 1993. Вып. 1 (URL: http://www.alexandrmen.ru/books/mirbibl/kumran.html#_ftn1 (дата обращения: 30.04.2014)).
4. Стивенсон Дж. Р. Эсхатология // Лютеранская догматика. М., 2001. Т. 13 (URL: http://www.skatarina.ru /library/bog/eshat/eshat08.htm (дата обращения: 30.04.2014)).
5. Тиллих П. Кайрос // Избранное. Теология Культуры. М., 1995. С. 216–235.
6. Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию / В. Д. Дерксен, ред. СПб., 1994.
7. Dunn J. D. G. The Theology of Paul the Apostle, Grand Rapids, 1998.
8. Howard T. L. 1988 “The Literary Unity of 1 Thessalonians 4. 13–5. 11”, in Grace Theological Journal, 1988, vol. 9/2, pp. 163–190.
9. Marshall H. 1982 “Pauline Theology in the Thessalonian Correspondence”, in Hooker M. D., Wilson S. G. (eds.) Paul and Paulinism. Essays In honour C. K. Barrett, London, 1982, pp. 173–183.
10. Peterson E. Die Einholung des Kyrios // Zeitschrift für systematische Theologie. 1930. № 7. S. 682–702.
11. Plevnik J. 1999 “1 Thessalonians 4, 17: The Bringing in of the Lord or the Bringing in of the Faithful?”, in Biblica, 1999, vol. 80, pp. 545–546.
12. Strawson P. F. Individuals: An Essay in Descriptive Metaphysics, London, 1959.
13. Witherington B. 1 and 2 Thesssalonians: A Socio-Rhetorical Commentary, Downers Grove (Ill.), 2006.
Литвин Татьяна Валерьевна
Оме Хайнц
Оме Х. Карл Бет (1872-1959) и Карл Холль (1866-1926). Два пионера сравнительного конфессионального исследования православных Церквей на Берлинском богословском факультете // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 23-34 DOI: 10.15382/sturI201562.23-34
Статья повествует о двух малоизвестных немецких протестантских исследователях конца XIX — начала XX в., которые внесли ощутимый вклад в конфессиональные исследования православных Церквей. Несмотря на сложившееся в протестантской науке отрицательное восприятие православного мира, который одни называли «почти языческим», другие — темным и закоснелым, они смогли преодолеть устоявшиеся предрассудки и исследовали православие изнутри, путем живого непосредственного общения с носителями православного исповедания. Карл Бет много путешествовал по Средиземноморью и был свидетелем того, как жизнь верующих сопрягается с евангельским духом и находит выражение в литургических практиках. Карл Холль, со своей стороны, глубоко погрузился в русское православие и детально изучал духовную культуру по произведениям русских классиков на оригинальном языке. Такой опыт позволил им сменить негативное мнение в отношении православия и переоценить методику конфессиональных исследований в протестантской научной среде.
Карл Бет, Карл Холль, сравнительное конфессиональное богословие, восточное христианство, Православие, православное богослужение, религиозный опыт, русская культура, духовность, Евхаристия, религиозный синкретизм.
1. Benz E. Die Ostkirche im Lichte der protestantischen Geschichtsschreibung von der Reformation bis zur Gegenwart, Freiburg; München, 1952.
2. Die Religionswissenschaft der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Leipzig, 1926.
3. Elliger W. 150 Jahre Theologische Fakultät Berlin, Berlin, 1960.
4. Holl K. (ed.) Epiphanius: Ancoratus und Panarion, Berlin, 1933.
5. Harnack A. von. Das Wesen des Christentums, Gütersloh, 1999.
6. Harnack A. von. Das Wesen des Christentums, Leipzig, 1900.
7. Harnack A. von. 1916 “Der Geist der morgenländischen Kirche im Unterschied von der abendländischen“, in Idem. Aus der Friedens- und Kriegsarbeit, Gießen, 1916, pp. 101–140.
8. Herder J. G. V. Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit XVII. 3, Frankfurt, 1989.
9. Kattenbusch F. Lehrbuch der vergleichenden Confessionskunde, Freiburg, 1892, vol. 1.
10. Lilie R.-J. Byzanz. Kaiser und Reich, Köln, 1994.
11. Schneider E. 1953 “Das Lebenswerk Karl Beths“, in Theologische Literaturzeitung, 1953, vol. 78, pp. 695–704.
12. Stupperich R. 1972 “Karl Holls Oststudien und ihr Einfluß auf sein politisches Denken“, in Historische Zeitschrift, 1972, vol. 215, pp. 345–367.
13. Wallmann J. 1978 “Karl Holl und seine Schule“, in Zeitschrift für Theologie und Kirche, 1978, vol. 4, pp. 1–33.
Оме Хайнц

ФИЛОСОФИЯ

Чагинский Андрей Александрович
Чагинский А. А. Понятие мифа в русской религиозной философии 20-х гг. ХХ в // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 37-52 DOI: 10.15382/sturI201562.37-52
Проблема мифа для русской мысли не нова — основные подходы к ее решению были заложены еще в 40-х гг. XIX в., — поэтому отечественные исследования в области мифа в начале XX столетия основывались не только на работах европейских мыслителей, но и на сформировавшейся к тому моменту отечественной традиции. В частности, в статье рассматриваются подходы к пониманию мифа, разработанные в московской интеллектуальной среде 20-х гг. XX в. Отправной точкой исследования является концепция Вячеслава Иванова, в которой, во многом вослед идеям, высказанным Шеллингом, понятие мифа определяется через символ и смысл. Материалом послужили труды философов, сотрудничавших и общавшихся с Вяч. Ивановым в Москве до 1922 г., — Франка, Шестова, Флоренского, Вышеславцева, Булгакова, Лосева, Бердяева. В ходе рассмотрения ряда концепций особое внимание уделяется как специфическим характеристикам мифа, так и связям «миф — мифологема — смысл» и «миф — символ», выявленным каждым конкретным мыслителем. Особо рассматривается оригинальная теория мифа — чуда, предложенная А. Ф. Лосевым, которая не только включает в себя и согласует между собой многие элементы ранних концепций, но выводит понимание проблемы мифа на новый уровень. Получаемый таким образом широкий спектр актуальных на тот момент решений проблемы мифа позволяет по-новому взглянуть как на роль трудов А. Ф. Лосева в русской мысли, так и на русскую религиозную философию начала XX в. в целом.
символ, миф, мифология, религия, чудо, русская философия
1. Антонов К. М. Проблемы философии религии в «Непостижимом» С. Л. Франка // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 72–92.
2. Антонов К. М. Философия религии раннего С. Л. Франка // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 2007. № 5. С. 63–76.
3. Блискавицкий А. А. Философия искусства Вячеслава Иванова: Дис. … канд. филос. наук: 09.00.4. М., 2013.
4. Буббайер Ф. С. Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа. 1877–1950. М., 2001. С. 82–89.
5. Гарбер Х. Против воинствующего мистицизма А. Ф. Лосева // Алексей Федорович Лосев: из творческого наследия: Современники о мыслителе / А. А. Тахо-Годи, В. П. Троицкий, ред. М., 2007. С. 545–546.
6. Ильин В. Н. Шесть дней творения: Библия и наука о творении и происхождении мира. Минск, 2006.
7. Конева Л. А. Н. А. Бердяев: миф как особое произведение // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 1/2. С. 10–16.
8. Лосев А. Ф. Теория мифического мышления у Э. Кассирера / В. П. Троицкий, публ., коммент. // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998. С. 730–800.
9. Русская философия: Энциклопедия / М. А. Маслин, ред.; П. П. Апрышко, А. П. Поляков, сост. М., 2007. С. 203.
10. Сычева С. Г. Платон и Вячеслав Иванов: мифология и символизм // Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 319. Вып. 6. С. 99–101.
11. Тахо-Годи А. А. «Философ хочет все понимать». «Диалектика мифа» и дополнение к ней // Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М., 2001. C. 5–30.
12. Тахо-Годи А. А. Лосев. М., 2007.
Чагинский Андрей Александрович

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Раздъяконов Владислав Станиславович
Раздъяконов В. С. Духовные авторитеты секулярного века: спиритический дневник М. П. Сабуровой // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 55-69 DOI: 10.15382/sturI201562.55-69
В фокусе внимания статьи — спиритический дневник отечественной спиритуалистки Марии Петровны Сабуровой. Дневник раскрывает социальный, психологический, идеологический контексты спиритической практики. Статья включает в себя подробное описание источника, а также характеристику социальных отношений главных действующих лиц дневника. Автор приходит к следующим выводам: 1) спиритическая практика использовалась как религиозное средство терапии кризисных семейных ситуаций; 2) спиритическая идеология выступала в качестве формы протеста против традиционного социального порядка, в том числе представлений о правильном распределении мужских и женских гендерных ролей, однако в российском контексте эти изменения ориентировались на традиционный «мужской» образец; 3) спиритические представления о загробном мире соответствовали бюрократическому идеалу социального лифта; 4) отстаиваемый спиритуалистами принцип социального и духовного индивидуализма основывался на вере в духовный авторитет, служивший основанием для социальных преобразований. Спиритуализм в России, судя по дневнику М. П. Сабуровой, представлял собой консервативное течение, ориентировавшее своих адептов в первую очередь на подражание идеальным образцам духовного мира, а не на активное преобразование социальной действительности, исходящее из потребностей и интересов каждого отдельного индивида. Хотя специфической особенностью риторики спиритуалистов было активное использование модернистского дискурса, прежде всего идеи об освобождении человека от социальных и культурных авторитетов, он был основан не на принципе субъективной достоверности, а исключительно на авторитете духов.
Россия, история религии, социальная история, дворяне, XIX век, спиритизм, спиритуализм, гендер, М. П. Сабурова
1. Brackett E. A. Materialized Apparitions. If not Beings from Another Life What Are They, Boston, 1885.
2. Braude A. Radical Spirits. Spiritualism and Women’s Rights in Nineteenth Century America, Bllomington, 2001.
3. Caroll B. E. 1997 “Spiritualist Religion and the Search for Order”, in Spiritualism in Antebellum America, Bloomington, 1997, pp. 1–15.
4. Du Prel K. Die Philosophie der Mystik, Leipzig, 1885.
5. Edmonds J., Dexter G. T. Spiritualism, New York, 1853, vol. 1; 1855, vol. 2.
6. Gibier P. Physiologie Transcendentale: Analyse des Choses, Paris, 1890.
7. Isaacs E. 1983 “The Fox Sisters and American Spiritualism”, in The Occult in America: New Historical Perspectives, Urbana, 1983, pp. 79–110.
8. Owen A. 2004 “At Home with the Theobald Family”, in The Darkened Room: Women, Power and Spiritualism in Late Victorian England, Chicago, 2004, pp. 75–106.
9. Pezanni А. Une Philosophie Nouvelle, Paris, 1872.
10. Todd T. O. Hydesville: the Story of the Rochester Knockings, which Proclaimed the Advent of Modern Spiritualism, Sunderland, 1905.
11. Гелленбах Л. Человек, его сущность и назначение с точки зрения индивидуализма. СПб., 1885.
Раздъяконов Владислав Станиславович
Воронцова Елена Владимировна
Воронцова Е. В. Пути трансляции религиозных знаний в среде современных старообрядцев-беспоповцев на юге Вятского края (полевые заметки) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 70-80 DOI: 10.15382/sturI201562.70-80
Данный текст — попытка осмысления вклада современной семьи и общины в воспитание индивидов на материалах полевых исследований. В статье анализируются материалы, собранные при участии автора в ходе недавних комплексных полевых исследований старообрядцев-беспоповцев Кировской области. Автор приходит к выводу, что высокая жизнестойкость местных общин обусловлена сохранением традиционных воспитательных моделей и стратегий. При рассмотрении состава беспоповской общины условно выделяются следующие группы верующих: ядро, внешний круг и периферия. В качестве критерия для такого деления автор использует ряд значимых для самой общины и часто упоминаемых в интервью понятий: «держать чашку», «вынести пост». В статье выделяются следующие наиболее значимые факторы религиозного образования в среде вятских старообрядцев: 1) присутствие включенных в религиозную жизнь родственников в ближайшем окружении крещенного в старообрядчество ребенка; 2) участие старообрядцев, не входящих в ядро общины в праздничных молениях и поминовениях усопших; 3) внимание грамотных членов общины к «новичкам». Размышления об опыте локальных конфессиональных групп вписаны в более широкий контекст современной образовательной политики в России. Кроме того, в данной статье автор обращается к теории общественных систем Н. Лумана и демонстрирует несводимость современной российской действительности к модели функционально дифференцированного общества.
старообрядчество, религиозное образование, федосеевцы, филипповцы, поморцы, семья, община, полевые исследования
1. Антоновский А. Ю. Никлас Луман: эпистемологическое введение в теорию социальных систем. М., 2007.
2. Бойко Е. С. Материнская речевая деятельность в социуме староверов на Енисее: монография (второй выпуск). Красноярск, 2013.
3. Великая Н. Н. Религиозное образование у гребенских казаков-старообрядцев в XVIII–начале ХХ в. // Вопросы казачьей истории и культуры. Майкоп, 2011. Вып. 7 (URL: http://www.slavakubani.ru/education/cossack-history-education/detail-3295-religioznoe_obrazovanie_u_grebenskikh_ kazakov_staroobryadtsev_v_xviii_nachale_khkh_vv (дата обращения 20.08.2015)).
4. Воронцова Е. В. Современное бытование духовных стихов в среде старообрядцев (по материалам полевых исследований на Вятке): Дис. … канд. филос. наук. М., 2015.
5. Градобойнова Е. В. Конфликт как сущностная характеристика старообрядческой среды // Традиционная книга и культура позднего русского Средневековья: Труды Всероссийской научной конференции к 40-летию полевых археографических исследований Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Ярославль, 2008. Ч. 2. С. 237–255.
6. Кривошеина Е. И. Специфика образования в старообрядческой культуре в Вятском регионе в период социализма // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 2. С. 102–108.
7. Куприянова И. В. Школьное дело в старообрядческих сообществах Алтая в конце XIX — начале XX века // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5 (48). С. 261–263.
8. Мосунов Б. А. Книгопечатник Лука Гребнев: Повесть и очерки. Киров, 2008.
9. Плавская Е. Л. Формирование системы музыкального образования в культуре российского старообрядчества начала ХХ века (на материале периодических изданий) // Омский научный вестник. Культурология. Искусствоведение. 2011. № 2 (96). С. 205–207.
10. Рысакова П. И. Концепция воспитания Н. Лумана: системно-функциональный подход // Социологическое обозрение. 2008. № 2. С. 141–145.
11. Сергеева (Воронцова) Е. В., Соколова А. Д., Юдкина А. Б. Распространение и вариативность заговора «Сон Богородицы» в Селивановском районе Владимирской области // Религиоведение. 2009. № 2. С. 37–50.
12. Фишман М. О. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003.
13. Чернышева М. Б. Музыкальная культура русского населения Верхокамья // Русские письменные и устные традиции и народная культура. М., 1982. С. 129–138.
Воронцова Елена Владимировна
Колкунова Ксения Александровна
Колкунова К. А. «Духовные, но не религиозные» респонденты в современных исследованиях // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 81-93 DOI: 10.15382/sturI201562.81-93
С начала 1990-х гг. социологи и психологи религии фиксируют появление среди респондентов в США и Европе группы респондентов, идентифицирующих себя как духовные, но не религиозные. Слово «духовность» приобретает популярность на политическом, публицистическом, научном уровнях. Впервые об этой группе заговорили на примере американских «бэби-бумеров» — первого послевоенного поколения, обнаруживая у них непривычно высокий уровень индивидуализма, неприятия религиозных институтов и стремления к поиску личного опыта. Сейчас такие группы исследователи обнаруживают в самых разных странах. Есть они и в России. В статье рассматриваются результаты различных опросов и интервью, проведенных религиоведами в США, Великобритании, Австрии. Опросы показывают, что группа духовных, но не религиозных респондентов почти всегда неоднородна, и объединяющим для них фактором является не общее понимание духовности, а скорее общее недоверчивое отношение к религии. При этом лишь небольшая их часть является активными «бриколерами», то есть конструируют собственную систему взглядов, используя для этого элементы восточных и западных религий, системы взглядов Нью Эйдж, нерелигиозные источники.
духовность, религиозность, социология религии, психология религии
1. Каргина И. Г. Социологические рефлексии современного религиозного плюрализма. М., 2014
2. Колкунова К. А., Малевич Т. В. Понятие «духовность» в современной российской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). C. 72–88.
3. Ореханов Ю. Л. Patchwork-Religiosität («лоскутная религиозность»): особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62).
4. Ореханов Ю. Л. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. Серия 1. Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101–118.
5. Религиоведение // Энциклопедический словарь / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М, 2006.
6. Степанова Е. А. Новая духовность и старые религии // Свободная мысль. 2010. № 11 (1618). С. 113–126.
7. Фолиева Т. А. Религиозная самосоциализация взрослых как бриколаж (по данным качественного исследования) // Социология религии в обществе позднего модерна. Белгород, 2014. С. 283–287.
8. Barker E. “The Church without and the God within: Religiosity and/or Spirituality?”, in The Centrality of Religion in Social Life…, pp. 187–202.
9. Beckford J. A. 2003 “Social Movements as Free-floating Religious Phenomena”, in Fenn R. K. (ed.) The Blackwell Companion to Sociology of Religion, 2003.
10. Bellah R. N., Madsen R., Sullivan W. M., Swidler A., Tipton S. M. Habits of the Heart: Individualism and Commitment in American Life, Berkeley; Los Angeles, 1985.
11. Bucher A. Psychologie der Spiritualität. Handbuch, Beltzt, 2007.
12. Dillon M., Wink P., Fay K. 2003 “Is Spirituality Detrimental to Generativity?”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2003, vol. 42, pp. 427–442.
13. Fuller R. Spiritual, but not Religious: Understanding Unchurched America, Oxford, 2001.
14. Furseth I., Repstad P. An Introduction to the Sociology of Religion. Classical and Contemporary Perspectives, Aldershot, 2006.
15. Garcia-Zamor J.-C. 2003 “Workplace Spirituality And Organizational Performance”, in Public Administration Review, 2003, vol. 63, pp. 355–363.
16. Hanegraaff W. J. 1999 “New Age Spiritualities as Secular Religion: a Historian’s Perspective”, in Social Compass, 1999, vol. 46.
17. Heelas P., Woodhead L. The Spiritual Revolution: Why Religion is Giving Way to Spirituality, Malden (MA), 2004.
18. Hervieu-Leger D. 2008 “Religious individualism, Modern Individualism and Self-Fulfilment: a Few Reflections on the Origins of Contemporary Religious Individualism”, in Barker E. (ed.) The Centrality of Religion in Social Life: Essays in Honour of James A. Beckford, Burlington (VA), 2008.
19. Hill P. C., Pargament K. II., Hood R. W., McCullough Jr., M. E., Swyers J. P., Larson D. B. Zinnbauer B. J. 2000 “Conceptualizing Religion and Spirituality: Points of Commonality, Points of Departure”, in Journal for the Theory of Social Behavior, 2000, Vol. 30.
20. Houtman D., Aupers S. 2007 “The Spiritual Turn and the Decline of Tradition: The Spread of Post-Christian Spirituality in 14 Western Countries, 1981–2000”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2007, vol. 46.
21. Johnson T. J., Sheets V. L., Kristeller J. 2008 “Empirical Identification of Dimensions of Religiousness and Spirituality”, in Mental Health, Religion, & Culture, 2008, vol. 11, pp. 745–767.
22. Lyon D. Jesus in Disneyland: Religion in Postmodern Times, Oxford, 2000.
23. Marler P., Hadaway C. K. 2002 “«Being Religious» or «Being Spiritual» in America: A Zero-Sum Proposition?”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 2002, vol. 41, pp. 289–300.
24. Martin D. A General Theory of Secularization, New York, 1978.
25. Miller W. R., Martin J. E. 1988 “Spirituality and Behavioral Psychology: Toward Integration”, in Miller W. R., Martin J. E. (eds.) Behavior Therapy and Religion: Integrating Spiritual and Behavioral Approaches to Change, Newbury Park (CA), 1988.
26. Palmisano S. 2010 “Spirituality and Catholicism in Italy”, in Journal of Contemporary Religion, 2010, vol. 25, pp. 221–241.
27. Popp-Baier U. 2010 “From Religion to Spirituality: Megatrend in Contemporary Society or Methodological Artefact? A Contribution to the Secularization Debate from Psychology of Religion”, in Journal of Religion in Europe, 2010, vol. 3/1, pp. 34–67.
28. Possamai A. 2003 “Alternative Spiritualities and the Cultural Logic of Late Capitalism”, in Culture and Religion, 2003, vol. 4, pp. 31–45.
29. Rao K., Ball D., Hampton R. 2006 “Spiritual but not Religious: Insights from an Online Panel”, in Midwest Association for Public Opinion Research Conference, 2006, in http://www.kumarrao.net/wp/2006/11/spiritual-but-not-religious-insights-from-an-online-panel/ (Date: 07.10.2015)).
30. Roof W. C. A Generation of Seekers, San Francisco, 1993.
31. Schmidt L. E. Restless Souls: The Making of American Spirituality, San Francisco, 2005.
32. Shorto R. 1997 “Belief by the Numbers”, in The New York Times Magazine, December 7. 1997.
33. Streib H. 2008 “More Spiritual than Religious: Changes in the Religious Field Require New Approaches”, in Streib H., Dinter A., Söderblom K. (eds.) Lived Religion — Conceptual, Empirical and Practical-Theological Approaches. Essays in Honor of Hans-Günter Heimbrock, Leiden, 2008, pp. 53–67.
34. Streib H., Hood R. W. 2011 “«Spirituality» as Privatized Experience-Oriented Religion: Empirical and Conceptual Perspectives”, in Implicit Religion, 2011, vol. 14/4, p. 437.
35. Voas D., Bruce S. 2007 “The Spiritual Revolution: Another False Dawn for the Sacred”, in Flanagan K., Jupp P. C. (eds.) A Sociology of Spirituality, Aldershot, 2007.
36. Wilson B. Religion in Sociological Perspective, Oxford, 1982.
37. Wuthnow R. After Heaven: Spirituality in America since the 1950s, Berkeley, 1998.
38. Wuthnow R. Remaking the Heartland: Middle America since the 1950s, Princeton, 2013.
39. Zinnbauer B. J. et al. 1997 “Religion and Spirituality: Unfuzzying the Fuzzy”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 1997, vol. 36, pp. 549–564.
40. Zinnbauer B. J., Pargament K. I., Scott A. B. 1999 “The Emerging Meanings of Religiousness and Spirituality: Problems and Prospects”, in Journal of Personality, 1999, vol. 67.
41. Zwingmann C., Klein C., Büssing A. 2011 “Measuring Religiosity/Spirituality: Theoretical Differentiations and Categorization of Instruments”, in Religions, 2011, vol. 2.
Колкунова Ксения Александровна
Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей
Ореханов Ю. Л. «Patchwork-religiosität» «лоскутная религиозность»: особенности изучения явления в современном немецком контексте // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 94-112 DOI: 10.15382/sturI201562.94-112
Статья посвящена актуальной в западном религиоведении теме — анализу феномена так называемой лоскутной религиозности (Patchwork-Religiosität) в современной молодежной среде. Автор полагает, что «лоскутная религиозность» является одной из существенных черт современной религиозной ситуации. Выявляются три основных аспекта анализа: субстанциальный, функциональный и дискурсивный. В первой части статьи рассматривается осмысление содержания феномена «лоскутной религиозности» в современном немецком богословии, социологии и психологии религии. Во второй части — различные подходы, в рамках которых этот феномен становится предметом анализа как социологический казус, как проблема церковных организаций, как вызов богословию. В итоге автор на материале немецких исследований показывает, что «лоскутная религиозность» становится одной из эффективных форм сопротивления очарованию того мира, в котором живет современный молодой европеец и в котором ему становится очень неуютно. В то же время этот феномен уже на протяжении 25 лет в Германии является реальным вызовом для традиционных церковных сообществ. Значительную роль в его изучении могут играть не только социологические, но и психологические подходы. В фокусе данной статьи находится рассмотрение некоторых религиозных тенденций в молодежной среде в контексте современного немецкого опыта. Можно констатировать, что актуальной научной темой сегодня становится одна из важнейших тенденций религиозной жизни современной молодежи — наличие процесса расцерковления и появления признаков религиозности особого рода, для которой определяющее значение имеет наличие собственного, уникального религиозного опыта, характеризующегося следующими тремя общими признаками1: а) субкультурный контекст, т. е. религиозное самоопределение в рамках определенной субкультуры; б) сингулярный разрыв, т. е. тотальный отход от традиционных представлений о религии вообще и о христианстве в частности и, как следствие, отвержение «веры отцов»; в) наконец, «Patchwork-идентичность», или «Patchwork-религиозность», — явление в религиозной жизни современной европейской молодежи, характеризующееся стремлением индивида самостоятельно выстраивать свою религиозную шкалу и формулировать нравственные принципы, причем материалом для такой работы могут служить совершенно разнородные теории и практики. Представляется, что хотя «лоскутная религиозность» как религиозный феномен известна и изучается в Европе уже приблизительно 40 лет, в отечественной историографии в качестве научной проблемы она представлена неполно. Подробному описанию этого феномена на материале немецких исследований посвящена настоящая статья.
религиозность, индивидуализация религиозного опыта, влияние традиции, функциональные аспекты религии
1. Aca C. 2010 “«Ich bin meine eigene Sekte». Volkskundliche Religionsforschung und Patchwork — Religiosität“, in Mohrmann R. (ed.) Alternative Spiritualität heute, Berlin, 2010, pp. 9–18.
2. Barz H. 1992 “«Wer glaubt denn heute noch an die sieben Gebaute?». Ergebnisse und Provokationen der empirischen Studie «Jugend und Religionen»“, in Arbeitsgemeinschaft der Evangelischen Jugend in der Bundesrepublik Deutchland. Studientexte, Stuttgart, 1992, vol. 2.
3. Barz H. Jugend und Religion, Opladen, 1992/1993.
4. Barz H. Was Jugendlichen heilig ist!? Prävention im Bereich Sinnfragen, Patchwork-Religion, Heilsversprechen, Okkultismus, Freiburg, 1998.
5. Beck U. Der eigene Gott. Von der Friedensfähigkeit und den Gewaltpotential der Religionen, Frankfurt am Main, 2008.
6. Bochinger C., Engelbrecht M., Gebhardt W. Die unsichtbare Religion in der sichbaren Religion — Formen spiritueller Orientierung in der religiösen Gegenwartskultur, Stuttgart, 2009.
7. Bucher R. 2005 “Entmonopolisierung und Machtverlust. Wie kam die Kirche in die Krise?“, in Bucher R. (ed.) Die Provokation der Krise. Zwölf Fragen und Antworten zur Lage der Kirche, Würzburg, 2005, pp. 11–29.
8. Först J. 2013 “Abschied von der «Patchwo rkreligiosität»?: von der pastoralen Kompetenz, moderne religiöse Orientierungen existentiell zu entschlüsseln und theologisch zu deuten“, in Bibel und Liturgie, 2013, vol. 86/2.
9. Först J. 2005 “Esoterik in der Basilika? Suchbewegungen im kirchlichen Binnenraum pastoraltheologisch betrachtet“, in Bibel und Liturgie, 2005, vol. 78/3, pp. 175–185.
10. Friedrich W. Graf. Missbrauchte Götter. Zum Menschenbilderstreit in der Moderne, München, 2009.
11. Friesl Ch., Polak R. 2002 “Theoretische Weichenstellungen“, in Polak R. (ed.) Megatrend Religion? Neue Religiosität in Europa, Ostfildern, 2002.
12. Gebhardt W. 2013 “Believing without Belonging? Religiöse Individualisierung und neue Formen religiöser Vergemeinschaftung“, in Kreutzer A., Gruber F. (ed.) Im Dialog. Systematische Theologie und Religionssoziologie, Freiburg, 2013.
13. Gensicke Th. 2006 “Jugend und Religiosität“, in Jugend 2006. Eine pragmatische Generation unter Druck, Frankfurt am Main, 2006, p. 209.
14. Großbölting Т. Der verlorene Himmel. Glaube in Deutschland seit 1945, Göttingen, 2013.
15. Hempelmann R. 2008 “Patchwork-Religiosität — ein Thema von bleibender Aktualität“, in Evangelische Zentralstelle für Weltanschauungsfragen, Stuttgart, 2008, vol. 71/4, p. 123.
16. Kögler I. 2014 “«Nun sag, wie hast du’s mit der Religion?». Am Beispiel jugendlicher Religiosität“, in Österreichisches Religionspädagogisches Forum, 2014, vol. 22, p. 12.
17. Kögler I. 2010 “Patchworkreligion, Theodiversität und eigener Gott: nicht nur eine kommunikative Herausforderung“, in Theologisch-praktische Quartalschrift, 2010, vol. 158/1, p. 11.
18. Kögler I. 2001 “Soundtrack des Lebens und Sehnsucht nach Erlösung“, in Kabus W. (ed.) Popularmusik und Kirche — kein Widerspruch, Frankfurt am Main, 2001, p. 143f.
19. Friesl Ch., Kromer I., Polak R. (eds.) Lieben-Leisten-Hoffen. Die Wertewelt junger Menschen in Österreich, Wien, 2008.
20. Luckmann T. 1979 “The Structural Conditions of Religious Consciousness in Modern Societies”, in Japanese Journal of Religious Studies, 1979, vol. 6, pp. 121–137.
21. Matthes J. 1992 “Auf der Suche nach dem «Religiösen». Reflexionen zu Theorie und Empirie religionssoziologischer Forschung“, in Sociologia Internationalis, 1992, vol. 30, pp. 129–142.
22. Polak R., Friesl Ch. Die Suche nach der religiösen Aura. Analysen zum Verhältnis von Jugend, Transzendenz und Religion, Wien, 1988.
23. Schenker D. 2009 “Religion: Jugendliche als Seismografen“, in Dermot O., Schenker D. Ansichten vom Göttlichen. 22 Jugendliche, Zürich, 2009, p. 193f.
24. Schimank U. Die Entscheidungsgesellschaft. Komplexität und Rationalität der Moderne, Wiesbaden, 2005.
25. Streib H. 2012 “Jugendtheologie als narrativer Diskurs“, in Schlag T., Sweitzer F. u. a. Jugendtheologie. Grundlagen — Beispiele — kritische Diskussion, Neukirchen-Vluyn, 2012, p. 163.
26. Streib H., Gennerich C. Jugend und Religion. Bestandsaufnahmen, Analysen und Fallstudien zur Religiosität Jugendlicher, Weinheim; München, 2011.
27. Thonak S. Religion in der Jugendforschung. Eine kritische Analyse der Shell Jugendstudien in religionspädagogischer Absicht, Leipzig, 2003.
28. Ореханов Г., прот. Секуляризация и постмодерн: религиозные процессы в молодежной среде в современной России и Европе и их социально-богословская рефлексия // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. 2014. Вып. 6 (56). С. 101–118.
Ореханов Юрий Леонидович, протоиерей

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Антон Сергеевич
Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 115-118 — Рец. на кн.: Boxall I. Patmos in the Reception History of the Apocalypse. Oxford, 2013
PDF
Небольсин Антон Сергеевич
Михайлов Петр Борисович
Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 119-122 — Рец. на кн.: Ramelli Ilaria L. E.The Christian Doctrine of Apokatastasis. A Critical Assessment from the New Testament to Eriugena. Brill, 2013
PDF
Михайлов Петр Борисович
Грацианский Михаил Вячеславович
Грацианский М. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 122-126 — Рец. на кн.: Kötter J.-M. Zwischen Kaisern und Aposteln. Das Akakianische Schisma (484-519) als kirchlicher Ordnungskonflikt der Spätantike. Franz Steiner Verlag, 2013
PDF
Грацианский Михаил Вячеславович
Шохин Владимир Кириллович
Шохин В. К. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 127-134 — Рец. на кн.: Plantinga A. Knowledge and Christian Belief. Eerdmans, 2015
PDF
Шохин Владимир Кириллович
Шилов Евгений Вадимович, священник
Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 134-139 — Рец. на кн.: Exploring Lost Dimensions in Christian Mysticism: Opening to the Mystical /L. Nelstrop, S. D. Podmore, eds. Ashgate, 2013
PDF
Шилов Евгений Вадимович, священник
Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 139-144 — Рец. на кн.: Defining magic: A reader / B-C.Otto, M. Stausberg, eds. Equinox, 2013
PDF
Носачев Павел Георгиевич
Рязанова Светлана Владимировна
Рязанова С. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 144-150 — Рец. на кн.: Белякова Н. А., Добсон М. Женщины в евангельских общинах послевоенного СССР. 1940-1980-е гг.: Исследование и источники. Индрик, 2015
PDF
Рязанова Светлана Владимировна
Горевой Дмитрий Александрович
Горевой Д. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 6 (62). С. 151-153 — Рец. на кн.: Єленський В. Велике повернення: релігія у глобальній політиці та міжнародних відносинах кінця ХХ- початку XXI століття. Видавництво Українського католицького університету, 2013
PDF
Горевой Дмитрий Александрович