/

Горевой Дмитрий Александрович

«Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность


Горевой Д. А. «Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 75-90.

DOI: 10.15382/sturI201561.75-90

Аннотация

В статье рассматриваются различные варианты теории антропоморфного происхождения религии. Кратко останавливаясь на философских концепциях Ксенофана и Фейербаха, автор переходит к рассмотрению теорий антропоморфизма, возникших в рамках научного изучения религии. Первым примером такого рода является концепция анимизма как минимума религии Э. Б. Тайлора. Однако основное внимание автора сосредоточено на двух научных традициях: российской антропологической школе конца XIX — начала XX в. и современном когнитивном религиоведении. К основным представителям первого направления относятся: Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз, В. Н. Харузина, Е. Г. Кагаров. Среди представителей второго автор выделяет С. Гатри, Дж. Баррета и П. Буайе. Проведенное исследование показало, что все российские антропологи в той или иной мере строили свои концепции на основании анимизма/аниматизма. Центральным пунктом данных концепций была антропоморфизация человеком окружающего мира. Исследователи выделяли такие причины данного процесса, как «борьба за выживание» (Штернберг, Богораз), «интеллектуальный» поиск причинности (Кагаров) или постоянный контакт с животным миром (Харузина). Открытия в области психологии, биологии и когнитивистики позволили вновь обратиться к данной проблематике в конце XX — начале XXI в. Представители когнитивного религиоведения пытаются описать конкретные механизмы работы познавательных способностей человека, лежащие в основе антропоморфизации мира и формирования религиозных представлений. Автор отмечает концептуальную близость двух развивавшихся независимо друг от друга научных традиций. Перспектива дальнейших исследований феномена антропоморфизма заключается, с его точки зрения, в применении методов экспериментальной психологии для верификации или фальсификации теоретических положений теории антропоморфного происхождения религии.

Ключевые слова

антропоморфизм, когнитивное религиоведение, антропологическая школа в России, анимизм, аниматизм, происхождение религии.

Список литературы

1. 2005 “Animism and Animatism”, in Encyclopedia of Religion, 2005, vol. 1, pp. 362–368.
2. 2005 “Anthropomorphism”, in Encyclopedia of Religion, 2005, vol. 1, pp. 388–392.
3. Atran S. A. 1998 “Folk Biology and the Anthropology of Science: Cognitive Universal and Cultural Particulars”, in Behavioral & Brain Sciences, 1998, vol. 21/4, pp. 547–609.
4. Barrett J. L. 1998 “Cognitive Constrains on Hindu Concepts of the Divine”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 1998, vol. 37/4, pp. 608–619.
5. Barrett J. L. Cognitive Science, Religion and Theology: From Human Minds to Divine Minds, West Conshohocken, 2011.
6. Barrett J. L. 2000 “Exploring the Natural Foundations of Religion”, in Trends in Cognitive Sciences, 2000, vol. 4/1, pp. 29–34.
7. Barrett J. L. 1999 “Theological Correctness: Cognitive Constraint and the Study of Religion”, in Method & Theory in the Study of Religion, 1999, vol. 11, pp. 325–339.
8. Barrett J. L. 2008 “Why Santa Claus is Not a God”, in Journal of Cognition and Culture, 2008, vol. 8/1–2, pp. 149–161.
9. Barrett J. L. Why Would Anyone Believe in God?, Walnut Creek (CA), 2004.
10. Barrett J. L., Keil. F. C. 1996 “Conceptualizing a Nonnatural Entity: Anthropomorphism in God Concepts”, in Cognitive Psychology, 1996, vol. 31, pp. 219–247.
11. Barrett J. L., Richert R. A. 2003 “Anthropomorphism or Preparedness? Exploring children’s God concepts”, in Review of Religious Research, 2003, vol. 44/3, pp. 300–312.
12. Bogoraz W. 1904 “Religious Ideas of Primitive Man, from Chukchee Material”, in Internationaler Amerikanisten-Kongress, Stuttgart, 1904, vol. 1, pp. 129–136.
13. Boyer P. The Naturalness of Religious Ideas. A Cognitive Theory of Religion, Berkeley, 1994.
14. Boyer P. 1996 “What Makes Anthropomorphism Natural: Intuitive Ontology and Cultural Representation”, in The Journal of the Royal Anthropological Institute, 1996, vol. 2/1, pp. 83–97.
15. Guthrie S. E. 1980 “A Cognitive Theory of Religion”, in Current Anthropology, 1980, vol. 21/2, pp. 181–203.
16. Guthrie S. E. 2002 “Animal Animism: Evolutionary Roots of Religious Cognition”, in Pyysiäinen I., Anttonen V. (eds.) Current Approaches in the Cognitive Science of Religion, London, 2002, pp. 38–67.
17. Guthrie S. E. 2007 “Anthropology and anthropomorphism in religion”, in Whitehouse H., Laidlaw J. (eds.) Religion, Anthropology and Cognitive Science, Durham (NC), 2007, pp. 37–62.
18. Guthrie S. E. Faces in the Clouds: A New Theory of Religion, New York, 1993.
19. Keil F. C. Semantic and Conceptual Development: An Ontological Perspective, Cambridge (MA), 1979.
20. Petrovich O. 1997 “Understanding of Non-Natural Casuality in Children and Adults: A Case Against Artificialsim”, in Psyche en Geloof, 1997, vol. 8, pp. 151–165.
21. Piage J. The Child Conception of the World, New York, 1929.
22. Анофриев И. С. Понятие «контринтуитивность» в когнитивном религиоведении // Точки. Puncta. 2012. № 1–4 (11). С. 155–159.
23. Антонов К. М. От дореволюционной науки о религии к советскому религиоведению: становление «советской» формации дискурса о религии и судьба системы научно-исследовательских программ // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., общ. ред. М., 2014. С. 27–59.
24. Богораз В. Г. К вопросу о применении марксистского метода к изучению этнографических явлений // Этнография. 1930. № 1–2. С. 4–56.
25. Богораз В. Г. Чукчи: Религия. Л., 1939.
26. Кагаров Е. Г. Типичное развитие религиозно-мифологического творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1913.Т. 5. С. 372–416.
27. Костылев П. Н. Когнитивное религиоведение: современное состояние исследований // Дні науки філософського факультету. Матеріали доповідей та виступів. К., 2008. Ч. 5. С. 16–17.
28. Малевич Т. В. Когнитивные детерминанты «естественной религии» в концепции Джастина Барретта // Человек и религия: Материалы международной науч.-практ. конференции. Минск, 2013. С. 310–315.
29. Малевич Т. В., Фолиева Т. А. «Естественность» религии и «естественная религия» в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. № 11 (83). С. 1605–1617.
30. Религиоведческий словарь. Классики мирового религиоведения / А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян, А. П. Забияко, ред. М., 1996. Т. 1.
31. Сергиенко Р. А. «Проблема Микки Мауса» и «Проблема Зевса» в современном когнитивном религиоведении // Вестник КемГУ. 2011. № 4. С. 236–241.
32. Сергиенко Р. А. Когнитивный подход к объяснению природы религии и религиозных представлений // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2011. Т. 2. № 3 (17). С. 36–44.
33. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
34. Харузина В. Н. Этнография. М., 1909–1914.
35. Шахнович М. М. Когнитивная наука и исследования религии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 32–63.
36. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

Данные об авторе

Горевой Дмитрий Александрович