/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия

Вестник ПСТГУ I :5 (61)

БОГОСЛОВИЕ

Максимов Алексей Сергеевич

От этноцентризма к инкультурации. Культура и цивилизация в истории католических миссий

Максимов А. С. От этноцентризма к инкультурации. Культура и цивилизация в истории католических миссий // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 9-26

DOI: 10.15382/sturI201561.9-26
В статье в исторической перспективе рассматриваются проблемы культурной рецепции в католических миссиях. Автор показывает формирование и развитие различных форм культурной аккомодации и влияние на них как теологических, так и социальнополитических и цивилизационных воззрений различных эпох. Особое место уделяется рассмотрению роли и места национальных культур в процессе христианизации, а также эволюции взглядов на дихотомию «Евангелие—культура» — от концепции tabula rasa к инкультурации, одного из центральных положений современной католической богословской рефлексии.
Католическая Церковь, миссия, христианизация, теология, культура, цивилизация, этноцентризм, культурная адаптация, культурная рецепция, инкультурация.
1. 1492–1992: Cinque secoli di evangelizzazione in America Latina: Un bilancio, Bologna, 1998.
2. Anchukandam Th. Roberto de Nobili’s responsio (1610): a Vindication of Inculturation and Adaptation, Bangalore, 1996.
3. Des Benoist J.-R. de. 2005 “Réductions jésuites du Paraguay (XVIIe–XVIIIe s.) aux villages de liberté des Missionaires d’Afrique du Soudan occidental”, in Comby J. (ed.) Diffusion et acculturation du christianisme (XIXe–XXe s.): Vingt-cinq ans de recherches missiologiques par le CREDIC, Paris, 2005, pp. 153–167.
4. Bernarski A. F. La cultura: Riflessione teologica, Torino, 1981.
5. Bevans S., Schroeder R. Constants in context: A Theology of Mission for Today, Maryknoll, 2004.
6. Bosch D. J. Transforming Mission: Paradigm Shifts in Theology of Mission, Maryknoll, 1991.
7. Boxer C. R. The Christian Century in Japan 1549–1650, [New York], 1951.
8. Brading D. 1984 “Prophet and Apostle: Bartolomé de Las Casas and the Spiritual Conquest of America”, in New Blackfriars, 1984, vol. 65/774, pp. 513–534.
9. Cronin V. Matteo Ricci: le sage venu de l’Occident, Paris, 2010.
10. Daniel E. R. The Franciscan Concept of Mission in the High Middle Ages, Lexington (KY.), 1975.
11. Danieluk R. «Œcuménisme» au XIXe siècle: Jésuites russes et union des Églises d’après les archives romaines de la Compagnie de Jésus, Rome, 2009.
12. 1956 “El Rito oriental en la Compañia de Jesus: su historia y realización”, in Reunión, 1956.
13. Elizondo V. Guadalupe: madre della nuova creazione, Cittadella, Assisi, 2000.
14. Etinson A. Of Cannibals, Kings and Culture: The Problem of Ethnocentricity, in http://opinionator.blogs.nytimes.com/2013/02/17/on-ethnocentrism/?_r=0 (Date: 03.08.2015)).
15. Fernández F. G. 2001 “L’attività missionaria in Africa tra Ottocento e Novecento”, in Martina G., Dovere U. (eds.) Il cammino dell’evangelizzazione: Problemi storiografici (Atti del XII Convegno di studio dell’Associazione Italiana dei Professori di Storia della Chiesa, Palermo, 19–22 settembre 2000), Bologna, 2001, pp. 209–257.
16. Fontana M. Matteo Ricci: un gesuita alla corte dei Ming, Milano, 2005.
17. Giglioni P. Inculturazione: Teoria e prassi, Città del Vaticano, 1999.
18. Gutiérrez G. Alla ricerca dei poveri di Gesù Cristo: Il pensiero di Bartolomé de Las Casas, Brescia, 1995.
19. Inglot M. La Compagnia di Gesù nell’Impero Russo (1772–1820) e la sua parte nella restaurazione generale della Compagnia, Roma, 1997.
20. Jenkins Ph. The Next Christendom: The Coming of Global Christianity, New York, 2002.
21. Vaccaro L. (ed.) L’Europa e l’evangelizzazione del Nuovo Mondo, Milano, 1995.
22. Landau P. 1996 “Patronat“, in Theologische Realenzyklopädie, 1996, vol. 26, pp. 106–114.
23. Las Casas B. De. Brevissima relazione della distruzione delle Indie, Fiesole, 1991.
24. Latourette. K. S. A History of the Expansion of Christianity, New York, 1941, vol. 4.
25. Luca A. Alessandro Valignano: La missione come dialogo con i popoli e le culture, Bologna, 2005.
26. Luzbetak L. J. The Church and Cultures: New perspectives in Missiological Anthropology, Maryknoll, 1988.
27. Masson M. (ed.) Matteo Ricci un jésuite en Chine: les savoires en partage au XVIIe siècle, Paris, 2010.
28. Matteo Ricci: tra Vangelo e cultura, Padova, 2010.
29. Meier J. 1998 “Patronat in den Missionen“, in Lexikon für Theologie und Kirche, 1998, vol. 7, pp. 1484–1486.
30. Metzler J. La Santa Sede e le missioni: La politica missionaria della Chiesa nei secoli XIXe–XX, San Paolo, 2002.
31. Monsterleet J. L’Église du Japon des temps féodaux à nos jours: histoire et problèmes missionnaires, Toulouse, 1958.
32. Morales M. 2011 “Violencia y misión en la antigua provincia del Paraguay”, in Studia Missionalia, 2011, vol. 60, pp. 235–255.
33. Morales Padron F. Historia del descubrimiento y conquista de América, Madrid, 1990.
34. Pavone S. Una strana alleanza: La Compagnia di Gesù in Russia dal 1772 al 1820, Napoli, 2008.
35. Phan P. Mission and Catechesis: Alexandre de Rhodes and Inculturation in Seventeenth-Century Vietnam, New York, 1998.
36. Portrait of a Jesuit: Matteo Ricci, Macau, 2010.
37. Poupard P. 1992 “Eglise et culture. L’Evangile au cœur de l’homme et de l’humanité“, in Humanistica e Teologia, 1992, vol. 13, pp. 121–140.
38. Ross A. A Vision Betrayed: The Jesuits in Japan and China, 1542–1742, Maryknoll, 1994.
39. Ross A. 1999 “Alessandro Valignano SJ”, in Missiology: An International Review, 1999, vol. 27/4, pp. 503–513.
40. Sanderlin G. Witness: Writings of Bartolomé de Las Casas, Maryknoll, 1992.
41. Saraiva Martines J. Missione e cultura, Roma, 1986.
42. Schmidlin J. 1920 “Missionswissenschaft und Missionspraxis“, in Zeitschrift für Missionswissenschaft und Religionswissenschaft, 1920, vol. 10, pp. 1–11.
43. Schurhammer G. Franz Xaver: Sein Leben und seine Zeit, Freiburg, 1955–1973.
44. Simon C. Pro Russia: The Russicum and Catholic Work for Russia, Roma, 2009.
45. Sorge G. Il cristianesimo in Giappone e il De Missione, Bologna, 1988.
46. Staedler E. 1937 “Die «donatio Alexandrina» und die «diviso mundi» von 1493“, in Archiv für katholisches Kirchenrecht, 1937, vol. 117, pp. 363–402.
47. Dussel E. (ed.) The Church in Latin America: 1492–1992, Maryknoll, 1992.
48. The Society of Jesus at the Service of the Evangelizing Mission of the Church, Roma, 2011.
49. Tornese N. Roberto di Nobili (1577–1656): Contributo al Dialogo coi non-Cristiani, Cagliari, 1972.
50. Trento A. Il cristianesimo felice: Riduzioni gesuitiche, Milano, 2003.
51. Valignano A. Cerimoniale per i missionari del Giappone, Roma, 1946.
52. Zerbi P. Il Medioevo come categoria storiografica negli ultimi 50 anni: nascità d’Europa?, Milano, 1989.
53. Адоратский И. Исторический очерк католической пропаганды в Китае. Казань, 1885.
54. Бош Д. Преобразования миссионерства: Сдвиги парадигмы в богословии миссионерской деятельности. СПб., 1997.
55. Виноградов А. Исторический очерк западных христианских миссий в Китае. Казань, 1886.
56. Виноградов А. Миссионерские диалоги Маттео Риччи с китайскими учеными о христианстве и язычестве и обзор китайско-церковной, римско-католической литературы с XVI по XVIII столетия. СПб., 1886.
57. Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552–1775 гг.) М., 2000.
58. Калитин П. В. Россия без русских // Тайные наставления для руководства в Обществе Иисуса. М., 1996. С. 62–70.
59. Киселева В. В. История католического миссионерства в Китае: Дис. … канд. ист. наук. М., 1996.
60. Ломанов А. В. Проблема культурной адаптации в деятельности христианских миссий в Китае: Автореф. дис. М., 2000.
61. Максимов А. С. «Русский католицизм» как социокультурный феномен первой половины XIX века // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сб. статей VII Международной научно-практической конференции, МФЮА. М., 2008. С. 183–188.
62. Пчелин Н. Г. Миссия иезуитского ордена в Китае, 1579–1842 гг.: Дис. … канд. ист. наук. СПб., 1999.
63. Цимбаева Е. Н. Русский католицизм: Забытое прошлое российского либерализма». М., 1999.
64. Шмонин Д. В. О философии иезуитов, или «Три крупицы золота в шлаке схоластики»: Молина, Васкес, Суарес // Вопросы философии. 2002. № 5. С. 141–153.

Максимов Алексей Сергеевич

Дзоффоли Сара

Человек является открытостью. Анри де Любак и его полемика против дуализма природного и сверхприродного

Дзоффоли С. Человек является открытостью. Анри де Любак и его полемика против дуализма природного и сверхприродного // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 27-37

DOI: 10.15382/sturI201561.27-37
Статья посвящена творчеству французского теолога А. де Любака (1896–1991). Де Любак особым образом интерпретирует теорию «естественного/сверхъестественного» в католическом богословии и философии и полагает, что ее развитие привело к современной секуляризации. Подобный дуализм, по мнению де Любака, не принимает во внимание категорию, лежащую в основании теории личности в католицизме — «открытость человека иному». Де Любак как один из основателей движения «новой теологии» призывает вернуться к отцам Церкви, чтобы вновь животворно открыть связь между мыслью и жизнью и не допустить превращения христианства в категоричную систему спекулятивных истин. «Открытостью» де Любак называет высшую характеристику человеческой природы, которая выявляется апофатическим методом.
де Любак, открытость, католичество, дуализм, человек, сверхприродное, неотомизм, Фома Аквинский, желание, человеческая природа, апофатизм.
1. Лосский В. Н. Богословские труды. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1972.
2. Мартинез Х. «По ту сторону секулярного разума» // Православное богословие и Запад в ХХ веке. История встречи. Материалы международной конференции Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви и итальянского Фонда «Христианская Россия». М., 2006. С. 11–43.
3. Проспери П. Возвращение к Отцам: «Sources chretiennes» // Там же. С. 75–94.
4. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). В начале сотворил Бог… О творении и грехопадении. М., 2009.
5. Ратцингер Й. Введение в христианство. М., 2006.
6. Bellandi A. Fede cristiana come «stare e comprendere». La giustifi cazione dei fondamenti della fede in Joseph Ratzinger, Roma, 1996.
7. Bertoldi F. De Lubac. Cristianesimo e modernità, Bologna, 1994.
8. Boyer C. 1947 “Nature pure et surnaturel”, in Gregorianum, 1947, vol. 28, pp. 379–395.
9. Boulnois O. 1998 “Surnaturel”, in Dictionnaire critique de la theologie, sous la direction de Lacoste J.Y., Paris, 1998, pp. 980–995.
10. Chantraine G. 1997 “La Théologie de Surnaturel selon Henri de Lubac”, in Nouvelle Revue Théologique, 1997, vol. 119/2, pp. 218–235.
11. Gherardini B. 1982 “Soprannaturale: ancora una precisazione”, in Doctor communis, 1982, vol. 35, pp. 336–348.
12. Gioia G. 1982 “Nota sul «Mistero del Soprannaturale». In margine agli scritti di Henri de Lubac”, in Schede Medievali, 1982, vol. 2, pp. 54–66.
13. Giussani L. Il movimento di Comunione e Liberazione. Conversazioni con Robi Ronza, Milano, 1987.
14. Guerriero E. 1991 “L’uomo ha desiderio di Soprannaturale. In memoria di Henri de Lubac”, in Communio. Rivista Internazionale di Teologia e Cultura, 1991, vol. 119, pp. 114–140.
15. Milbank J. The suspended Middle. Henri de Lubac and the Renewed Split in Modern Catholic Theology, Cambridge, 2014.
16. Prades J. 2005 “La «unidad dual» alma-cuerpo en la situacion cultural de nuestros dias”, in Sobre el alma. El Escorial 2004, Madrid, 2005, pp. 17–58.
17. Scola A., Marengo G., Prades Lopez J. La persona umana. Antropologia teologica, Milano, 2000.
18. Sesboué B. 1992 “Le surnaturel chez de Lubac. Un conflit autor d’une théologie”, in Recherches de Science Religieuse, Paris, 1992, vol. 80, pp. 373–408.

Дзоффоли Сара

ФИЛОСОФИЯ

Шохин Владимир Кириллович

Как была сделана классическая метафизика?

Шохин В. К. Как была сделана классическая метафизика? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 41-58

DOI: 10.15382/sturI201561.41-58
Хотя европейскую метафизику вполне можно описать как континуальную традицию, до настоящего времени еще работающую с «заданиями», переданными Академией и Ликеем, ее история также прошла путь смены парадигм, связанной с изменениями в ее самоосознании. В статье демонстрируется процесс перехода от традиционной стадии, которая охватывает два тысячелетия, к стадии классической через структуризацию ее предметного пространства, которое приходится на эпоху Нового вреени и завершается эпохой раннего Просвещения, определяющую роль в котором сыграли отнюдь не хрестоматийные «великие философы», но малоизвестные немецкие «школьные философы» конца XVI — начала XVII в. Исследование завершается размышлениями о значении классической метафизики для позднейших периодов континентальной философии и о востребованности постулата К. Тимплера и Я. Лорхарда о том, что предметом метафизики должно быть не столько сущее, сколько интеллигибельное для современной теологии.
метафизика, «первая философия», онтология, космология, психология, теология, сущее, интеллигибельное, аристотелизм, «школьная философия».
1. Круглов А. Н. И. Н. Тетенс и его сочинение «О всеобщей спекулятивной философии» // Тетенс И. Н. О всеобщей спекулятивной философии / А. Н. Круглов, введ., пер., примеч., Н. Хинске, предисл. М., 2013.
2. Cуарес Ф. Предисловие к книге «Метафизические рассуждения» и 1-й раздел первого рассуждения «О природе первой философии, метафизике» // Историко-философский ежегодник. М., 1987. C. 218–241.
3. Шохин В. К. Агатология: современность и классика. М., 2014.
4. Kremer K. 1984 “Ontologie“, in Gründer K. (ed.) Historisches Wörterbuch der Philosophie, Basel; Stuttgart, 1984, vol. 6, pp. 1189–1198.
5. Kobusch T. 1980 “Metaphysik II: Aristoteles“, in Gründer K. (ed.) Historisches Wörterbuch der Philosophie, Basel; Stuttgart, 1980, vol. 5, pp. 1188–1196.
6. Kobusch T. 1980 “Metaphysik III: Antike bis Hochmittelalter“, in Gründer K. (ed.) Historisches Wörterbuch der Philosophie, Basel; Stuttgart, 1980, vol. 5, pp. 1196–1217.
7. Lamanna M. 2014 “Ontology Between Goclenius and Suárez”, in Novak L. (ed.) Suárez’s Metaphysics in Its Historical and Systematic Context, Berlin, 2014, pp. 135–152.
8. Lorhard J. Diagraph of Metaphysic or Ontology, in www.illc.uva.nl/Research/ Publications/Reports/X-2008 04.text.pdf/ (Date: 22.07.2015)
9. Øhrstrøm P., Schärfe H., Uckelman S.L. 2008 “Jacob Lorhard’s Ontology: a 17th Century Hypertext on the Reality and Temporality of the World of Intelligibles”, in Ecklund P., Haemmerle O. (eds.) Conceptual Structures: Knowledge, Visualization and Reasoning, Berlin, 2008, pp. 74–87.
10. Sparn W. Wiederkehr Der Metaphysik. Die Ontologische Frage in der Lutherischen Theologie des 17. Jahrhunderts, Stuttgart, 1976.
11. Vollrath E. 1962 “Die Gliederung der Metaphysik in Eine Metaphysica generalis und Eine Metaphysica specialis“, in Zeitschrift für philosophische Forschung, 1962, vol. 16, pp. 258–284.
12. Wollgast S. Philosophie in Deutschland zwischen Reformation und Aufklärung, Berlin, 1988.
13. Wundt M. Die deutsche Schulmetaphysik des 17. Jahrhunderts, Tübingen, 1939.

Шохин Владимир Кириллович

Моисеева Евгения Владимировна

От греха к спасению. «Delectatio» в философии блаженного Августина

Моисеева Е. В. От греха к спасению. «Delectatio» в философии блаженного Августина // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 59-72

DOI: 10.15382/sturI201561.59-72
Статья посвящена исследованию понятия «delectatio» и его развития в ранних трудах блаженного Августина. «Delectatio» — это внутренний «двигатель» воли, который дает ей силы превращать желания в действия. Настоящее исследование показывает, как понятие «delectatio» зарождается и развивается вместе с концептом воли, становясь ключевым моментом взаимодействия человеческой воли и божественной благодати в вопросе о спасении души. Развитие концепции исследуется на основании трех работ Августина: «О музыке», «О восьмидесяти трех различных вопросах» (вопросы 68–70), «О различных вопросах к Симплициану». Шестая книга «О музыке» выступает в качестве отправной точки, поскольку здесь мы впервые видим, как воля человека связана с «delectatio» и какую роль воля и удовольствие играют в спасении души, — пока без каких-либо отсылок к божественной благодати. В трактате же «К Симплициану» мы находим прочтение взаимодействия между волей и божественной благодатью, основанное на том, что «delectatio» — это внутренний источник движения воли; благодать, возвращая душе способность наслаждаться умозрительным мирой, воздействует на волю, освобождая, а не принуждая. Работа с указанными текстами позволяет понять, как Августин решает вопрос о сосуществовании благодати и свободной воли до начала пелагианских споров.
Августин Блаженный, удовольствие, воля, грех, спасение, благодать, привычка, Бог.
1. Babcock W. S. 1979 “Augustine’s interpretation of Romans (A.D. 394–396)”, in Augustinian Studies, 1979, vol. 10, pp. 55–74.
2. Bochet I. Saint Augustin et le désir de Dieu, Paris, 1982.
3. Bochet I. Firmament de l’Écriture, Paris, 2004.
4. Bourke V. J. Joy in Augustine’s Ethics. Villanova, 1978.
5. Chapman E. Saint Augustine’s Philosophy of Beauty, New York, 1939.
6. De Lubac H. Surnaturel. Etudes historiques, Paris, 2010.
7. Finaert G., Thonnard F.-J. 1947 “Introduction”, in Dialogues philosophiques IV. La musique. Bibliothèque Augustinienne, Paris, 1947, vol. 7.
8. Gilson E. Introduction à l’étude de saint Augustin, Paris, 1969.
9. Mayer C. 1998 “Delectatio (delectare)”, in Mayer C. (ed.) Augustinus Lexikon, Bâle, 1998, vol. 2, col. 267–285.
10. Prendiville J. G. 1972 “The Development of the Idea of Habit in the Thought of Saint Augustine”, in Traditio, 1972, vol. 28, pp. 29–99.
11. Solignac A. 1988 “Les excès de l’ intellectus fi dei dans la doctrine d’Augustin sur la grâce”, in Nouvelle Revue Théologique, 1988, vol. 110, pp. 825–849.
12. Torchia J. 1990 “Pondus meus amor meus. The Weight-Metaphor in St. Augustine Early Philosophy”, in Augustinian Studies, 1990, vol. 21, pp. 163–176.
13. Van Bavel T. J. 1993 “Fruitio, Delectatio and Voluptas”, in Augustinus, 1993, vol. 37, pp. 499–510.
14. Фокин А. P. Краткий очерк учения блаженного Августина о соотношении свободного человеческого действия и божественной благодати в спасении (по сочинениям 386–397 гг.) // Блаженный Августин. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика / А. Р. Фокин, ред. М., 2005. C. 8–40.

Моисеева Евгения Владимировна

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Горевой Дмитрий Александрович

«Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность

Горевой Д. А. «Антропоморфизм» как источник возникновения религиозных представлений: история и современность // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 75-90

DOI: 10.15382/sturI201561.75-90
В статье рассматриваются различные варианты теории антропоморфного происхождения религии. Кратко останавливаясь на философских концепциях Ксенофана и Фейербаха, автор переходит к рассмотрению теорий антропоморфизма, возникших в рамках научного изучения религии. Первым примером такого рода является концепция анимизма как минимума религии Э. Б. Тайлора. Однако основное внимание автора сосредоточено на двух научных традициях: российской антропологической школе конца XIX — начала XX в. и современном когнитивном религиоведении. К основным представителям первого направления относятся: Л. Я. Штернберг, В. Г. Богораз, В. Н. Харузина, Е. Г. Кагаров. Среди представителей второго автор выделяет С. Гатри, Дж. Баррета и П. Буайе. Проведенное исследование показало, что все российские антропологи в той или иной мере строили свои концепции на основании анимизма/аниматизма. Центральным пунктом данных концепций была антропоморфизация человеком окружающего мира. Исследователи выделяли такие причины данного процесса, как «борьба за выживание» (Штернберг, Богораз), «интеллектуальный» поиск причинности (Кагаров) или постоянный контакт с животным миром (Харузина). Открытия в области психологии, биологии и когнитивистики позволили вновь обратиться к данной проблематике в конце XX — начале XXI в. Представители когнитивного религиоведения пытаются описать конкретные механизмы работы познавательных способностей человека, лежащие в основе антропоморфизации мира и формирования религиозных представлений. Автор отмечает концептуальную близость двух развивавшихся независимо друг от друга научных традиций. Перспектива дальнейших исследований феномена антропоморфизма заключается, с его точки зрения, в применении методов экспериментальной психологии для верификации или фальсификации теоретических положений теории антропоморфного происхождения религии.
антропоморфизм, когнитивное религиоведение, антропологическая школа в России, анимизм, аниматизм, происхождение религии.
1. 2005 “Animism and Animatism”, in Encyclopedia of Religion, 2005, vol. 1, pp. 362–368.
2. 2005 “Anthropomorphism”, in Encyclopedia of Religion, 2005, vol. 1, pp. 388–392.
3. Atran S. A. 1998 “Folk Biology and the Anthropology of Science: Cognitive Universal and Cultural Particulars”, in Behavioral & Brain Sciences, 1998, vol. 21/4, pp. 547–609.
4. Barrett J. L. 1998 “Cognitive Constrains on Hindu Concepts of the Divine”, in Journal for the Scientific Study of Religion, 1998, vol. 37/4, pp. 608–619.
5. Barrett J. L. Cognitive Science, Religion and Theology: From Human Minds to Divine Minds, West Conshohocken, 2011.
6. Barrett J. L. 2000 “Exploring the Natural Foundations of Religion”, in Trends in Cognitive Sciences, 2000, vol. 4/1, pp. 29–34.
7. Barrett J. L. 1999 “Theological Correctness: Cognitive Constraint and the Study of Religion”, in Method & Theory in the Study of Religion, 1999, vol. 11, pp. 325–339.
8. Barrett J. L. 2008 “Why Santa Claus is Not a God”, in Journal of Cognition and Culture, 2008, vol. 8/1–2, pp. 149–161.
9. Barrett J. L. Why Would Anyone Believe in God?, Walnut Creek (CA), 2004.
10. Barrett J. L., Keil. F. C. 1996 “Conceptualizing a Nonnatural Entity: Anthropomorphism in God Concepts”, in Cognitive Psychology, 1996, vol. 31, pp. 219–247.
11. Barrett J. L., Richert R. A. 2003 “Anthropomorphism or Preparedness? Exploring children’s God concepts”, in Review of Religious Research, 2003, vol. 44/3, pp. 300–312.
12. Bogoraz W. 1904 “Religious Ideas of Primitive Man, from Chukchee Material”, in Internationaler Amerikanisten-Kongress, Stuttgart, 1904, vol. 1, pp. 129–136.
13. Boyer P. The Naturalness of Religious Ideas. A Cognitive Theory of Religion, Berkeley, 1994.
14. Boyer P. 1996 “What Makes Anthropomorphism Natural: Intuitive Ontology and Cultural Representation”, in The Journal of the Royal Anthropological Institute, 1996, vol. 2/1, pp. 83–97.
15. Guthrie S. E. 1980 “A Cognitive Theory of Religion”, in Current Anthropology, 1980, vol. 21/2, pp. 181–203.
16. Guthrie S. E. 2002 “Animal Animism: Evolutionary Roots of Religious Cognition”, in Pyysiäinen I., Anttonen V. (eds.) Current Approaches in the Cognitive Science of Religion, London, 2002, pp. 38–67.
17. Guthrie S. E. 2007 “Anthropology and anthropomorphism in religion”, in Whitehouse H., Laidlaw J. (eds.) Religion, Anthropology and Cognitive Science, Durham (NC), 2007, pp. 37–62.
18. Guthrie S. E. Faces in the Clouds: A New Theory of Religion, New York, 1993.
19. Keil F. C. Semantic and Conceptual Development: An Ontological Perspective, Cambridge (MA), 1979.
20. Petrovich O. 1997 “Understanding of Non-Natural Casuality in Children and Adults: A Case Against Artificialsim”, in Psyche en Geloof, 1997, vol. 8, pp. 151–165.
21. Piage J. The Child Conception of the World, New York, 1929.
22. Анофриев И. С. Понятие «контринтуитивность» в когнитивном религиоведении // Точки. Puncta. 2012. № 1–4 (11). С. 155–159.
23. Антонов К. М. От дореволюционной науки о религии к советскому религиоведению: становление «советской» формации дискурса о религии и судьба системы научно-исследовательских программ // «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России ХХ — начала ХХI в. / К. М. Антонов, сост., предисл., общ. ред. М., 2014. С. 27–59.
24. Богораз В. Г. К вопросу о применении марксистского метода к изучению этнографических явлений // Этнография. 1930. № 1–2. С. 4–56.
25. Богораз В. Г. Чукчи: Религия. Л., 1939.
26. Кагаров Е. Г. Типичное развитие религиозно-мифологического творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Харьков, 1913.Т. 5. С. 372–416.
27. Костылев П. Н. Когнитивное религиоведение: современное состояние исследований // Дні науки філософського факультету. Матеріали доповідей та виступів. К., 2008. Ч. 5. С. 16–17.
28. Малевич Т. В. Когнитивные детерминанты «естественной религии» в концепции Джастина Барретта // Человек и религия: Материалы международной науч.-практ. конференции. Минск, 2013. С. 310–315.
29. Малевич Т. В., Фолиева Т. А. «Естественность» религии и «естественная религия» в когнитивном религиоведении // Философия и культура. 2014. № 11 (83). С. 1605–1617.
30. Религиоведческий словарь. Классики мирового религиоведения / А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян, А. П. Забияко, ред. М., 1996. Т. 1.
31. Сергиенко Р. А. «Проблема Микки Мауса» и «Проблема Зевса» в современном когнитивном религиоведении // Вестник КемГУ. 2011. № 4. С. 236–241.
32. Сергиенко Р. А. Когнитивный подход к объяснению природы религии и религиозных представлений // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2011. Т. 2. № 3 (17). С. 36–44.
33. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.
34. Харузина В. Н. Этнография. М., 1909–1914.
35. Шахнович М. М. Когнитивная наука и исследования религии // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 32–63.
36. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.

Горевой Дмитрий Александрович

Антонов Константин Михайлович

Концепция религиозного опыта У. Джеймса в русской религиозной мысли первой трети XX в

Антонов К. М. Концепция религиозного опыта У. Джеймса в русской религиозной мысли первой трети XX в // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 91-111

DOI: 10.15382/sturI201561.91-111
В статье рассматривается роль дискуссии вокруг книги американского философа и психолога У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта» в становлении отечественной философии и психологии религии. Осуществляется аналитический обзор российской рецепции философии и психологии религии Джеймса, поскольку они связаны с понятием религиозного опыта. Основное внимание уделяется восприятию идей американского философа в начале XX в. (и его продолжению в русской эмиграции). Автор представляет краткие резюме обсуждения идей Джеймса в крупнейших русских философских и богословских изданиях: «Вопросы философии и психологии», «Логос», «Русская мысль», «Богословский вестник», «Вера и разум», а затем обращает внимание на тех авторов, которые представили свое осмысление идей американского философа вне периодики. Несмотря на то, что рецепция в целом имела в большей степени философский характер (развивать психологию религии «в духе Джеймса» в наибольшей степени оказались готовы представители духовных академий), можно говорить о том, что в ее рамках намечалось формирование психологии религии как особого поля исследования и, что может быть еще важнее, психологизма как определенной формы познавательного интереса в религиоведческом поле. Не только философы и психологи, но и богословы на уровне «само собой разумеющегося» приучались смотреть на религию прежде всего как на психологический феномен, «переживание». Именно это понятие постепенно выдвигалось в центр психологического изучения религии как его собственный, специфический предмет.
религиозный опыт, переживание, психология религии, философия религии, мистицизм, У. Джеймс, русская религиозная философия, духовные академии.
1. Grossman J. D., Rischin R. (eds.) William James and Russian Culture, Oxford, 2003.
2. Антонов К. М. Религиозный опыт, творчество и догмат в русской мысли начала XX века // Религиоведение. 2007. № 1. С. 128–142.
3. Библиография // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910. Кн. 1. С. 273.
4. Ванчугов В. В. Русская философия конца ХIХ — начала ХХ в. и американские мыслители «золотого века»: Главные направления теоретического взаимодействия. Дис. … д-ра филос. наук. 09.00.03. М., 2002.
5. Гаристова Е. Ю. Критика западноевропейского философского позитивизма и прагматизма в русском духовно-академическом теизме XIX — нач. XX века. Дис. … канд. филос. наук. 09.00.03, Хабаровск, 2010.
6. Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: проект и памятник. М., 2005. С. 13–72.
7. Марченко О. В. К истокам замысла «Истории русской философии» В. В. Зеньковского // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2006. Вып. 1 (16) С. 105–113.
8. Марченко О. В. Спор В. Ф. Эрна и С. Л. Франка о специфике русской философии (к вопросу о метафизике социокультурного бытия в русской мысли XX века // «Самый выдающийся русский философ»: Философия религии и политики С. Л. Франка. М., 2015. С. 22–37.
9. Мотовникова Е. Н. «Под знаменем марксизма» — «Мысль»: герменевтическая коллизия 1922 г. // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 123–136.

Антонов Константин Михайлович

Филиппов Борис Алексеевич

О волне духовного напряжения конца 60-х гг. XX в — начала XXI в

Филиппов Б. А. О волне духовного напряжения конца 60-х гг. XX в. — начала XXI в // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 112-130

DOI: 10.15382/sturI201561.112-130
В предлагаемой статье автор продолжает размышления о волнообразном характере религиозной (духовной) жизни. В последней трети XX — начале XXI в. мир столкнулся с затронувшим все мировые религии глобальным явлением, описываемым социологами и религиоведами как «десекуляризация», «религиозное возрождение» или «духовное пробуждение». Автор предпринял попытку структурировать это явление, показать этапы его развития (подъем, высшая точка и спад), основные черты и особенности. Началом волны автор считает массовый уход хиппи в секты в конце 60-х — начале 70-х гг. и образование католических «базовых общин» в Латинской Америке. Первые сигналы об изменении отношения молодежи к религии советские социологи получили уже в 1969 г. На индивидуальном уровне новая религиозная волна в европейских странах (в том числе в СССР) началась с увлечения пришедшими с Востока разнообразными духовными практиками и поисками путей духовного самосовершенствования. Новое религиозное возрождение было во многом «межконфессиональным и неинституциональным». Об этом свидетельствует быстрый рост новых религиозных движений (НРД) и прежде всего харизматического движения. Новая религиозность совершенно не связана ни с религиозным образованием, ни с элементарной богословской грамотностью. Окончание подъема волны хронологически совпало со становлением во всем мире новой информационнокоммуникационной среды — Интернета, который стал «самым органичным для религиозных организаций медийным каналом». К началу второго десятилетия XXI в. религиозное напряжение исчерпало себя.
волны, циклы, напряжение, возрождение, тип благочестия, секуляризация / десекуляризация, харизматизм, катехизация, харизматизация христианства, фундаментализм, Интернет, В. Бюне, Э. Паин, Д. Белл, Иоанн Павел II, П. Бергер, Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов
1. Berger P. L. 1999 “The Desecularization of the World: A Global Overview” // Berger P. L. (ed.) The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics, Washington (DC), 1999.
2. Dorsz W., ks. Chrystofobia Nietolerancja i dyskryminacja chrześcijan w Europie (Christophobia, Non Tolerance and Discrimination of Christians in Europe), in www.laskawa.pl/sites/default/.../Chrystofobia.pdf (Date: 12. 02. 2014).
3. Eberstadt M. Jak zachód utracił Boga (How West Lost God), Kraków, 2014.
4. Global index of religiosity and atheism — 2012. Press Release, in http://www.wingia.com/ web/fi les/news/14/fi le/14.pdf (Date: 12. 05. 2014)).
5. Górski J., ks. Spotkanie z religiami (Meeting with Religions), Katowice, 2007.
6. Gromadzki R. 2013 “Katolicy do getta!” (Catholics to Ghetto!), in Przewodnik katolicki, Poznań, 2013, vol. 7.
7. Hervieu-Léger D. La religion en mouvement: le pèlerin et leconverti, Paris, 1999.
8. Hervieu-Léger D., Champion F. Vers un nouveau christianisme. Introduction à la sociologie du christianisme occidental, Paris, 1986.
9. Karpov V. 2010 “Desecularization: A Conceptual Framework”, in Journal of Church and State, 2010, vol. 52, pp. 232– 270.
10. Łakomy H. Państwo a Kościół we Francji. Historia i współczesność (State and Church in France. History and Modernity), Kraków, 1999.
11. 2013 “Ludność świata coraz bardziej religijna” (World Population More Religious), in KAI, Warszawa, 2013, 13 czerw.
12. Mariański J., ks. 2012 “Europa: religie na wolnym rynku” (Europe: Religion at Free Market), in Znak, 2012, vol. 681, Luty.
13. Micklethwait J., Wooldridge A. Powrót Boga. Jak globalne ożywienie wiary zmienia świat (Return of God. How Global Religion Renaissance Changes World), Poznań, 2011.
14. Pawlina K., ks. 2006 “Religijność mlodego pokolenia” (Religiosity of Young Generation), in Niedziela, Częstochowa, 2006, vol. 46, p. 20.
15. Libiszowska-Żółtkowska M., Grotowska S. (eds.) Religijność i duchowość — dawne i nowe formy (Religiosity and Spirituality — Old and New Forms), Kraków 2010.
16. Religion Among the Millennials, in http://www.pewforum.org/Age/ReligionAmong-the-Millennials.aspx (Date: 13. 06. 13).
17. Shouler K. The Everything World’s Religions Book: Explore the Beliefs, Traditions and Cultures of Ancient and Modern Religions, Avon (MA), 2010.
18. Suchocka H. 1991 “Nauczanie religii w szkole w świetle konstytucji i ustawodawstwa wybranych państw europejskich” (Religion Study in School in Light of Constitution and Law of Selected European Countries), in Nauczanie religii w szkole w państwie demokratycznym, Lublin, 1991, pp. 85–99.
19. 2013 “Wprowadzienie” (Introduction), in Pomiędzy sekularyzacją i religij nym ożywieniem. Podobieństwa i różnicew przemianach religij nych w Polsce i w Niemczech, Kraków, 2013.
20. Zbytek D. Fundamentalizm religijny we współczesnym świecie (Religious Fundamentalism in Modern World), in http://www.racjonalista.pl/kk.php/s,5257 (Date: 16. 09. 2013).
21. Антиклерикализм. Круглый стол (Ресурс: http://polit.ru/article/2012/06/17/anticlericalism_seminar/ (дата обращения: 15. 07. 2014).
22. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Введение. М., 1999.
23. Бергер П. Социальная реальность религии // Ресурс: https://sites.google.com/site/piter0berger/ home/socialnaa-realnost-religii (дата обращения: 27. 05. 13).
24. Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2012. №2 (30). С. 8–20.
25. Бюне В. Игра с огнем. М., 1991.
26. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. 1995. № 11. C. 81–91.
27. Гостюшева Е. Доступ к образованию в странах третьего мира // Ресурс: http://tmun.utmn.ru/wp-content/uploads/Obrazovanie.pdf (дата обращения:11. 08. 2013).
28. Забаев И. Жив ли М. Вебер и живет ли он в Гватемале?: критический анализ работ Д. Мартина, посвященных современной экспансии пятидесятничества и его хозяйственной этике // Материалы семинара «Социология религии». 2010. № 6. С. 1–25.
29. Зенкин С. Трансформации сакрального. Конференция «Сакральное вне религий». Париж, 7 и 8 февраля 2005 // НЛО. 2005. №75 (Ресурс: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ze38.html (дата обращения: 16. 07. 2013)).
30. Йоас Х. Будущее христианства // Социологические исследования. 2009. № 11. C. 78–88.
31. Каргина И. Г. Новые религиозности: социологические рефлексии // Вестник МГИМО – Университета. 2012. №2 (23). С. 186–194.
32. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство. Религия. Церковь. 2012. № 2 (30). С. 114–164.
33. Колкунова К. А. Религии Нового века как религиоведческая проблема // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 14 декабря 2012 г. М., 2013. С. 103–112.
34. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самоосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах: материалы международной конференции. М., 1994. С. 35–70.
35. Кублицкая Е. А. Развитие процесса десекуляризации в мегаполисе (мониторинговые исследования) // Социология религии в обществе Позднего Модерна: Материалы IV Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / С. Д. Лебедев, ред. Белгород, 2014. С. 171–175.
36. Кырлежев А. И. Религиозный фундаментализм // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 280–281.
37. Лункин Р. Н. Евангельские церкви в Европе // Социология религии в обществе Позднего Модерна : Материалы IV Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / С. Д. Лебедев, ред. Белгород, 2014. С. 175.
38. Лученко К. В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России (Автореферат дисс). М., 2009.
39. Мир становится менее религиозным, считают социологи (Ресурс: http://www.newsru.com/religy/31jul2012/ religiositaet.html (дата обращения: 23. 04. 2014)).
40. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / П. Бергер, С. Хантингтон, ред. М., 2004
41. Неронов А. В. Новая нетрадиционная религиозность в культуре современной России (Автореферат дис.). СПб., 2013.
42. Олбрайт М. Религия и мировая политика. М., 2007.
43. Паин Э. А. О природе процесса этнического и религиозного возрождения // Ценности и смыслы. 2010. № 5 (8). С. 33–49.
44. Пузырев Д. А. Религиозный фактор в международных отношениях // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2007. № 2. С. 72–88.
45. Росман М. Сколько еврейского в еврейской истории? М., 2014.
46. Синелина Ю. Религия в современном мире // Эксперт. 2012. №1. 24 дек.
47. Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян (1989–2012) // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю. Ю. Синелиной): Материалы III Международной научной конференции. 13 сентября 2013 г. Белгород, 2013. С. 324–343.
48. Титаренко В. В. Харизматизм в христианстве как основной прогнозный тренд его модернизации // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Мат. междн. научно-практ. конф. Москва. 14 декабря 2012 г. СПб., 2013. С. 135–145
49. Тишков В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 3–21.
50. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2004.
51. Туроу Л. Будущее капитализма. Религиозный фундаментализм. Новосибирск, 1999.
52. Узланер Дм. Антиклерикализм информационных поводов // Нескучный сад (Ресурс: http://www.nsad.ru/articles/antiklerikalizm-informacionnyh-povodov (дата обращения: 03. 09. 2012))
53. Фаликов Б. З. От церковной реальности бегут в Интернет. Всемирная информатизация бросает вызов организованной религии // НГ-религии. 2014. 16 апр.
54. Филатов С. Б. Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70–80-е г.) (Автореферат дис.). М., 1984.
55. Филиппов Б. А. Иоанн Павел II. Польша. Политика. М., 2013.
56. Филиппов Б. А. О волнах и циклах духовного (религиозного) напряжения в истории // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 98–114.
57. Филиппов И. Б. In God We Trust // Ресурс: http://www.atheism.ru/library/Filippovi_2.phtml (дата обращения: 12. 07. 2013).
58. Чапнин С. Церковь в постсоветской России: возрождение, качество веры, диалог с обществом. Субъективные размышления о настоящем и будущем. М., 2013.
59. Шишкин Д., иерей. Что такое воцерковленность // Ресурс: http://www.pravmir.ru/chtotakoe-vocerkovlennost (дата обращения: 20. 08. 2013).
60. Шишков А. Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России // Государство. Религия. Церковь. 2012. № 2 (30). С. 165–177.
61. Штёкль К. «Возвращение религии» в социальную науку и политическую философию. Лекция в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия 10 февраля 2010 г. // Ресурс: http://www.bogoslov. ru/text/1489841.html (дата обращения: 10. 03. 2013).
62. Эрвье-Леже Д., Шампион Ф. Ожидать ли нового христианства? (Реферат книги: Hervieu-Leger D., Champion F. Vers unnouveau christianisme. Introduction a la sociologie du christianisme occidental. P., 1986) М., 1987.

Филиппов Борис Алексеевич

РЕЦЕНЗИИ

Вевюрко Илья Сергеевич

Рец. на кн.: Seizo S. Philosophical Interpretations of the Old Testament. Walter de Gruyter, 2014

Вевюрко И. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 133-139 — Рец. на кн.: Seizo S. Philosophical Interpretations of the Old Testament. Walter de Gruyter, 2014
PDF

Вевюрко Илья Сергеевич

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Рец. на кн.: Awad N. G. Orthodoxy in Arabic Terms: A Study of Theodore Abu Qurrah’s Theology in Its Islamic Context. Walter de Gruyter, 2015

Давыденков О. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 140-146 — Рец. на кн.: Awad N. G. Orthodoxy in Arabic Terms: A Study of Theodore Abu Qurrah’s Theology in Its Islamic Context. Walter de Gruyter, 2015
PDF

Давыденков Олег Викторович, протоиерей

Изотова Ольга Николаевна

Рец. на кн.: Tsakiridou C. A. Icons in Time, Persons in Eternity: Orthodox Theology and the Aesthetics of the Christian Image. Farnham, 2013

Изотова О. Н. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 147-150 — Рец. на кн.: Tsakiridou C. A. Icons in Time, Persons in Eternity: Orthodox Theology and the Aesthetics of the Christian Image. Farnham, 2013
PDF

Изотова Ольга Николаевна

Шилов Евгений Вадимович, священник

Рец. на кн.: Wendlinder A. Ch. Speaking of God in Thomas Aquinas and Meister Eckhart: Beyond Analogy. Ashgate, 2014

Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 151-153 — Рец. на кн.: Wendlinder A. Ch. Speaking of God in Thomas Aquinas and Meister Eckhart: Beyond Analogy. Ashgate, 2014
PDF

Шилов Евгений Вадимович, священник