/

Карасёва Светлана Геннадьевна; Шкурова Елена Валерьевна

Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011–2013 гг., г. Минск)


Шкурова Е. В. Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011–2013 гг., г. Минск) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 4 (60). С. 89-109.

DOI: 10.15382/sturI201560.89-109

Аннотация

С целью изучения отношения белорусской общественности к возможному включению в школьную программу курса о религии Центр религиоведческих исследований (ЦРИ) факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета (ФФСН БГУ) инициировал комплексное изучение вопроса на основе сочетания количественных и качественных методов социологии. Были проведены анкетные опросы старшеклассников и родителей школьников (2011 г.), а также фокусированные интервью и анкетный опрос педагогов и руководителей школ (2012–2013 гг.) г. Минска. В результате было установлено, что перечисленные группы респондентов не возражают против включения курса о религии в школьную программу в том случае, если он будет иметь светский характер, изучаться по выбору, рассказывать о разных религиях. При этом старшеклассники и родители занимают выжидательную позицию относительно посещения занятий: предпочитают сначала составить мнение о курсе, затем принимать решение. Педагоги отмечают, что в случае, если курс будет введен в обязательном порядке, лучше, чтоб он читался на всех ступенях школы и чтобы для преподавания курса был подготовлен полный комплект учебно-методических материалов и организована долгосрочная система переподготовки педагогов. Анализу полученных данных в статье предшествует характеристика религиозной ситуации, а также правовых принципов и практики взаимодействия религиозных и образовательных институтов в Беларуси.

Ключевые слова

Беларусь, религия и образование, знания о религии в программе учреждений общего среднего образования, курс о религии, социологическое исследование

Список литературы

1. Карасева С. Г., Шкурова Е. В. Предпосылки и перспективы включения курса о религии / религиях в школьную программу в Беларуси (по результатам социологического исследования 2011–2013 гг., г. Минск) // Социология. 2014. № 2. С. 130–141.
2. Карасева С., Шкурова Е. Религия и образование: к вопросу о курсах религиозной тематики в школах Беларуси // Релігієзнавчі нариси. 2013. № 4. С. 62–73.
3. Лебедев Д. С. Конфессионально ориентированные практики в российском образовании как социально-политический консенсус // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. № 4 (9). С. 120–126.
4. Лебедев Д. С. Отношение к религии и социальный заказ на конфессионально ориентированное образование в светском обществе (на примере «Православной культуры» в России) // Тематски зборник «Духовна култура некад и данас — различити контексти и традиције» / И. Тодоровић, Г. Благојевић, ур. Београд, 2012. С. 35–56.
5. Морозова С. А. Религия // Ценностный мир современного человека: Беларусь в проекте «Исследование европейских ценностей» / Д. М. Булынко, А. Н. Данилова, Д. Г. Ротмана, ред. Минск, 2009. С. 137–164.
6. Новикова Л. Г., Белая Е. А. О специфике религиозного поведения верующих основных христианских конфессий в современной Беларуси // Социология. 2007. № 4. С. 140–150.
7. Пирожник И. И., Новикова Л. Г., Озем Г. З., Морозова С. А. Беларусь после «религиозного бума»: что изменилось? // Социология. 2006. № 4. С. 46–55.
8. Старостенко В. В. Религия и образование: правовые основы и практика взаимоотношений в республике Беларусь | ReligioPolis: Центр религиоведческих исследований // Ресурс: http://www.religiopolis.org/documents/ 3189-vvstarostenko-religij a-i-obrazovaniepravovye-osnovy-i-praktika-vzaimootnoshenij-v-respublike-belarus-moskva-uzkoesentjabr-2011-goda.html (дата обращения: 15. 05. 2015).
9. Сухотский Н. Н. Взаимодействие учреждений общего среднего образования и религиозных организаций Беларуси в воспитании учащихся: социологический анализ. [Автореферат дис. … канд. социол. наук]. Минск, 2014.
10. Шкурова Е. В., Карасева С. Г. Взаимодействие светских и религиозных институтов в образовательном процессе (в оценках педагогических работников учреждений общего среднего образования г. Минска): Отчет о научно-исследовательской работе. № гос. регистрации 20122671. Минск, 2014.
11. Шкурова Е. В., Карасева С. Г. Религия в образовании: к вопросу о введении в школьную программу курса о религии (религиях) // Социология. 2011. № 3. С. 108–115.
12. Шкурова Е. В., Карасёва С. Г., Белов А. А. Отношение старшеклассников и родителей школьников г. Минска к перспективе изучения факультативного курса о религии / религиях: отчет о результатах социологического исследования. Минск, 2011.
13. Danilovich Y., Chernyak Y., Schweitzer Fr. 2014 “Sonntagsschulen in Wießrussland. Eine empirische Untersuchung“, in Zeitschrift für Pädagogik und Theologie. Evangelische Erzieher, 2014, März, vol. 1, pp. 55–68.
14. Halstead J. M. 2007 “Religious Education”, in Jones L. (ed.) Encyclopedia of Religion, London, 2007, vol. 11, pp. 7731–7736.
15. Hyde K. Religion in Childhood and Adolescence: A Comprehensive Review of the Research, Birmingham (AL), 1990.
16. Jackson R. Rethinking Religious Education and Plurality. Issues on Diversity and Pedagogy, London, 2004.
17. Kuburic Z., Vukomanovic M. 2009 “Religious Education: the Case of Serbia”, in Merdjanova I., Brodeur P. (eds.) Religion as a Conversation Starter: Interreligious Dialogue for Peacebuilding, 2009.
18. Kuyk E., Jensen R., Lankshear D.W., Loh Manna E., Schreiner P. et al. Religious Education in Europe: Situation and Current Trends in Schools, Oslo, 2007.
19. REDCо (Religion in Education). A contribution to Dialogue or a factor of Conflict in transforming societies of European Countries. Final report (2009), in http://cordis.europa.eu/result/rcn/47525_en.html (Date: 8. 06. 2015).
20. Shakhnovich M. 2015 “Religion in Contemporary Public Education in Russia”, in Berglund J., Lunden T., Strandbrink P. (eds.) Crossing and Crosses. Borders, Education, and Religious in Nothern Europe, Berlin, Boston, 2015, pp. 123–138.
21. Jackson R. (ed.) Signposts — Policy and Practice for Teaching about Religions and Non-Religious World Views in Intercultural Education, Strasbourg, 2014.
22. 2013 “Special Issue: RE in the Nordic Countries”, in Alberts W., Jensen T. (eds.) Temenos: Nordic Journal of Comparative Religion, 2013, vol. 49/2, pp. 137–254.
23. Davis D., Miroshnikova Е. (eds.) The Routledge International Handbook of Religious Education, New York, 2013.

Данные об авторе

Карасёва Светлана Геннадьевна


Шкурова Елена Валерьевна