/

Костылев Павел Николаевич

Кораническая антропология: на примере концепта «грудь» (sadr)


Костылев П. Н. Кораническая антропология: на примере концепта «грудь» (sadr) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 55-72.

DOI: 10.15382/sturI201558.55-72

Аннотация

Публикуемая статья посвящена анализу коранических представлений об устроении человека (дескриптивной религиозной антропологии). Кораническая антропология включает в себя прежде всего такие элементы, как «[плотская] душа» ( nafs ), «сердце» ( galb ) и «дух» ( ruh ). Помимо собственно «сердца» ( galb ), можно говорить о различных его аспектах, именуемых «грудь» ( sadr ), «предсердие» или «внутреннее сердце» ( fu’ad ), «сердечная тайна» ( sirr ) и «сердцевина [сердца]» ( lubb ). Непосредственный предмет статьи - концепт «грудь» ( sadr ) в Коране и его развитие в последовательности мотивов, таких как грудь как универсальный концепт (1); соотношение груди ( sadr ) и сердца ( qalb ), в т. ч. на примере мотивов «сердце - камень» (2); «то, что в груди» (3); «расширение» и «сокрытие» груди (4); хамартиологического (5) и сотериологического (6) мотивов.

Ключевые слова

Коран, ислам, религиозная антропология, исламская антропология, кораническая антропология, хамартиология, сотериология.

Список литературы

1. Белкин В. М. Карманный арабско-русский словарь: Ок. 9400 слов. 2-е изд., испр. и доп. М., 1986.
2. Васильцов К. С. Представление о душе в средневековой мусульманской религиознофилософской литературе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2008. № 2. С. 150–158.
3. Суворова А. А. Мусульманские святые Южной Азии XI–XV веков. М., 1999.
4. Танеева-Саломатшаева Л. З. Истоки суфизма в средневековой Индии: братство Чиштийа / Ин-т востоковедения РАН. М., 2009.
5. Ушаков В. Д. Фразеология Корана: Опыт сопоставлений фразеоречений Корана и арабского классического языка. М., 1996.
6. Фролов Д. В. Арабская филология: Грамматика, стихосложение, корановедение: Статьи разных лет. М., 2006.
7. Шукуров Ш. М. Образ человека в искусстве ислама. М., 2004.
8. Abu-Raiya H. 2012 “Towards a systematic Qura’nic theory of personality”, in Mental Health, Religion & Culture, 2012, vol. 15/3, pp. 217–233.
9. Akintola I. 2003 “Ruh (soul) in Islamic Eschatology”, in Hamdard islamicus, 2003, vol. 26/2, pp. 7–12.
10. Akintola I. 2001 “The Soul in Islamic Eschatology”, in Eschatology, Exegesis, Hadith: Islam-West Philosophical Dialogue. The Papers presented at the World Congress on Mulla Sadra (May 1999, Tehran), Tehran, 2001, vol. 10, pp. 285–294.
11. Aydin H. 2010 “Concepts of The Self in Islamic Tradition and Western Psychology. A Comparative Analysis”, in Studies in Islam and the Middle East, 2010, vol. 7/1, pp. 2–30.
12. Baig N. Theology of the Heart and Spiritual Care — Reflections from an Islamic Perspective, in http://ikstudiecenter.dk/wp-content/uploads/2014/02/Theology-of-the-heart-andspiritual-care.pdf) (Date: 17.02.2015.
13. Bakker D. Man in The Qur’ān, Amsterdam, 1965.
14. Calverley E. E. 1943 “Doctrines of the Soul (nafs and rūḥ) in Islam”, in Muslim World, 1943, vol. 4, pp. 254–264.
15. Tymieniecka A.-T. (ed.) Reason, Spirit and the Sacral in the New Enlightenment (Islamic Metaphysics Revived and Recent Phenomenology of Life), 2011, pp. 11–35.
16. Tymieniecka A.-T. (ed.) The Passions of the Soul in the Metamorphosis of Becoming, 2003, pp. 29–38.
17. Dalkilic M. 2007 “Is Ruh (Spirit): A Problem of the Invisible Word? Viewpoints of the Islamic Sects on Ruh (Spirit)”, in Hamdard islamicus, 2007, vol. 30/4, pp. 31–38.
18. Dastagir G. 1999 “Contextual Analysis of the Concept of Nafs”, in Copula, 1999, vol. 16.
19. McAuliffe J. D. (ed.) Encyclopaedia of the Qur’ān, Leiden; Boston; Köln, 2001, vol. 1–6.
20. Fraenkel S. De vocabulis in antiquis arabum carminibus et in corano peregrinus. Dissertatio inauguralis… publice defendet, Lugduni Batavorum, 1880.
21. Haque A. 2004 “Psychology from Islamic Perspective: Contributions of Early Muslim Scholars and Challenges to Contemporary Muslim Psychologists”, in Journal of Religion and Health, 2004, vol. 43/4, pp. 357–377.
22. Haque A. 2004 “Religion and Mental Health: The Case of American Muslims”, in Journal of Religion and Health, 2004, vol. 43/1, pp. 45–58.
23. Haque O. S. 2008 “Brain Death and Its Entanglements: A Redefinition of Personhood for Islamic Ethics”, in The Journal of Religious Ethics, 2008, vol. 36/1, pp. 13–36.
24. Izutsu T. God and Man in the Qur’an: Semantics of the Qur’anic Weltanschauung, Kuala Lumpur, 2008.
25. Kassis H. E. A Concordance of the Qur’an, Los Angeles, 1983.
26. Kukkonen T. 2008 “The Self as Enemy, the Self as Divine: A Crossroads in the Development of Islamic Anthropology”, in Remes P., Sihvola J. (eds.) Ancient Philosophy of the Self, 2008, pp. 205–224.
27. Macdonald D. 1932 “The Development of The Idea of Spirit in Islam”, in Muslim World, 1932, vol. 22/1, pp. 25–42.
28. Macdonald D. 1932 “The Development of The Idea of Spirit in Islam [II]”, in Muslim World, 1932, vol. 22/1, pp. 153–168.
29. Pavlis N. A. An Early Sufi Concept of Qalb: Hakim al-Tirmidhi’s Map of the Heart / A Thesis Submitted to the Faculty of Graduate Studies and Research in Partial Fulfilment of the Requirements of the Degree of Master of the Arts, Institute of Islamic Studies, McGill University, Montreal, June, 2001.
30. Picken G. 2005 “Tazkiyat al-nafs: The Qur’anic Paradigm”, in Journal of Qur’anic Studies, 2005, vol. 7/2, pp. 101–127.
31. Schimmel A. 1955 “Zur Anthtopologie des Islam“, in Bleeker C. J. (ed.) Anthropologie religieuse: L’homme et sa destinée à la lumière de l’histoire des religions, Leiden, 1955, pp. 140–154.
32. Sells M. 1991 “Sound, Spirit, and Gender in Sūrat Al-Qadr”, in Journal of the American Oriental Society, 1991, vol. 111/2, pp. 239–259.
33. Shihadeh A. 2012 “Classical Ash‘arī Anthropology: Body, Life and Spirit”, in Muslim World, 2012, vol. 102/3–4, pp. 433–477.
34. Skinner R. 2010 “An Islamic Approach to Psychology and Mental Health”, in Mental Health, Religion & Culture, 2010, vol. 13/6, pp. 547–551.
35. Smith H. B. 1954 “The Muslim Doctrine of Man: Its Bearing on Social Policy and Political Theory”, in Muslim World, 1954, vol. 44/3–4, pp. 202–214.
36. Smith J. I. 1979 “The Understanding of Nafs and Rūh in Contemporary Muslim Considerations of The Nature of Sleep and Death”, in Muslim World, 1979, vol. 69/3, pp. 151–161.
37. Sviri S. 1999 “Hakîm Tirmidhî and the Malâmatî Movement in Early Sufism”, in Lewisohn L. (ed.) The Heritage of Sufism: Classical Persian Sufism from its Origins to Rumi, 700–1300, Oxford, 1999, pp. 583–613.
38. Tapper R. 1995 ““Islamic anthropology” and “anthropology of Islam””, in Anthropological Quarterly, 1995, vol. 68/3, pp. 185-193.
39. Tritton A. S. 1971 “Man, nafs, rūh, ‘aql”, in Bulletin of the School of Oriental and African Studies, University of London, 1971, vol. 34/3, pp. 491–495.
40. Wielandt R. 2007 “Man and his ranking in the Creation: On the fundamental understanding of Islamic anthropology”, in Bsteh A. (ed.) Islam Questioning Christianity: Lectures, Questions, Interventions, Mödling, 2007, pp. 75–106.

Данные об авторе

Костылев Павел Николаевич