/

Пылаев Максим Александрович; Морозова Екатерина Сергеевна

Философская теология Ф. Шлейермахера


Морозова Е. С. Философская теология Ф. Шлейермахера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 56-68.

DOI: 10.15382/sturI201557.56-68

Аннотация

В статье рассматриваются два этапа философско-теологического творчества Шлейермахера. Первый, связанный с «Речами о религии» (1799), и второй - с «Введением в вероучение» (1822) в контексте развития европейской философской и богословской мысли Нового времени и XX века. Устанавливаются истоки концепции Шлейермахера и ее влияние на последующую богословскую мысль. На первом этапе Шлейермахер понимает религию как «чувство и вкус к бесконечному», при этом авторы исключают как субъективистскую и психологическую, так и пантеистическую и детерминистскую интерпретации этого опыта безусловного. С их точки зрения, Шлейермахер, подобно К. Барту, стремится сохранить за религией и Откровением собственную уникальную сферу. У автора «Речей о религии» и в имплицитной, и в эксплицитной форме можно встретить все основные элементы философского дискурса священного. На втором этапе Шлейермахер использует понятие более точное, чем чувство: «непосредственное самосознание». Авторы анализируют представления Шлейермахера о структуре и развитии самосознания человека. Высшей ступенью становления самосознания становится благочестие. Благочестивое сознание становится материей для догматических положений. Авторы анализируют конкретные формы генезиса догматических положений лютеранского вероучения у Шлейермахера. Они полагают, что его догматика успешно справляется с задачей выразить керигму, сохраняя ее нередуцируемость; ассимилируя достижения современной ему философии, она сохраняет неповторимый облик христианского вероучения.

Ключевые слова

Шлейермахер, философская теология, чувство зависимости, священное, благочестие, самосознание, доматика

Список литературы

1. Барт К. Церковная догматика. М., 2007. Т. 1.
2. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998. Т. 1.
3. Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Zürich, 1994.
4. Moretto G. Das Heilige im Denken, Münster, 2005.
5. Pannenberg W. Problemgeschichte der neueren evangelischen Theologie in Deutschland, Göttingen, 1997.

Данные об авторе

Пылаев Максим Александрович


Морозова Екатерина Сергеевна