/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия

Вестник ПСТГУ I :1 (57)

БОГОСЛОВИЕ

Изотова Ольга Николаевна

Игнатий Диакон о священных изображениях: богословие агиографа

Изотова О. Н. Игнатий Диакон о священных изображениях: богословие агиографа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 9-24

DOI: 10.15382/sturI201557.9-24
Статья посвящена теории церковных изображений Игнатия Диакона, византийского писателя рубежа VIII-IX вв., изложенной в некоторых фрагментах созданных им житий святых: Георгия Амастридского, Григория Декаполита, патриархов Константинопольских Тарасия и Никифора. Эти жития принадлежат к памятникам «агиографии высокого стиля»: они написаны изысканным языком, наполнены цитатами и пространными богословскими рассуждениями. Таким образом, можно найти довольно обширный материал для исследования. Игнатий Диакон представляет развернутую апологию священных изображений, рассуждает о воздействии их на зрителя, широко пользуется понятием о так называемых «живых образах добродетели», создаваемых подвижниками в своем собственном лице. Для защиты священных изображений Игнатий привлекает разнообразные аргументы и обращается к различным темам иконопочитательского богословия.
Игнатий Диакон, иконоборчество, теория образа, икона, священные изображения, агиография
1. Alexander P. The Patriarch Nicephorus of Constantinople, Oxford, 1958.
2. Anastos M. 1954 “The Ethical Theory of Images Formulated by Iconoclasts in 754 and 815”, in Dumbarton Oaks Papers, 1954, vol. 8, pp. 151–160.
3. Baranov V. A. 2005 “The Vita Tarasii as a Source for Reconstruction of the Iconoclastic Theology”, in Muravjew A., Lurje V. (eds.) Universum Hagiographicum. Mémorial R. P. Michel van Esbroeck, s.j. (1934–2003), Saint-Petersburg, 2005, pp. 89–97.
4. Brubaker L. Vision and Meaning in Byzantium, Cambridge, 1999.
5. Efthymiadis S. 1991 “On the Hagiographical Work of Ignatius the Deacon”, in Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1991, vol. 41, pp. 73–83.
6. Kazhdan A. “George of Amastris”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 2, p. 837.
7. Kazhdan A., Patterson-Ševčenko N. “Gregory of Decapolis”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 2, p. 880.
8. Kazhdan A. “Tarasios”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 3, p. 2011.
9. Kazhdan A. “Nicephoros I”, in The Oxford Dictionary of Byzantium, vol. 3, p. 1477.
10. Makris G. Ignatios Diakonos und die Vita des Hl. Gregorios Dekapolites, Stuttgart; Leipzig, 1997.
11. Ševčenko I. 1977 “Hagiography of the Iconoclast Period”, in Iconoclasm, Birmingham, 1977, pp. 113–131.
12. Treadgold W. 1988–1989 “Three Byzantine Provinces and the First Byzantine Contacts with the Rus”, in Harvard Ukrainian Studies, 1988–1989, vol. 12–13, pp. 132–144.
14. Wolska-Conus W. 1980 “Une programme iconographique du patriarche Tarasios?“, in Revue des études byzantines, 1980, vol. 38, pp. 247–254.
15. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб., 2004.
16. Афиногенов Д. Е. Игнатий Диакон // Православная энциклопедия. Т. 21. P. 147–148.
17. Афиногенова О. Н. Георгий Амастридский // ПЭ. Т. 10. С. 656–658.
18. Бычков В. В. Феномен иконы. М., 2009.
19. Бычков В. В. Формирование основных принципов византийской эстетики // Культура Византии IV – первая половина VII в. М., 1984. С. 478–203.
20. Васильевский В. Г. Труды. Т. III. Петроград, 1915.
21. Заплатников С. В. Концепция зрительного Писания в трудах патриарха Германа Константинопольского // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 97–110.
22. Каждан А. П. История византийской литературы (650–850 гг.). СПб., 2002.
23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А., Желтов М., диак., Шевченко Э. В. Григорий Декаполит // Православная энциклопедия. Т. 12. С. 716–719.
24. Стасюк В., иерей. Карл Великий и Седьмой Вселенский собор. Каролингские книги. М., 2012.

Изотова Ольга Николаевна

Шишков Андрей Владимирович

Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии

Шишков А. В. Структура церковного управления в евхаристической экклезиологии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 25-38

DOI: 10.15382/sturI201557.25-38
В статье рассматривается вопрос о структуре церковного управления в одной из наиболее влиятельных современных экклезиологических моделей - евхаристической экклезиологии. В ее основе лежит представление о том, что собранный на евхаристию народ Божий, причащаясь тела Христова и соединяясь тем самым с Христом, становится единым телом Христовым, которое, по апостолу Павлу, есть Церковь. В силу этого единство евхаристического собрания как эмпирического проявления тела Христова требует того, чтобы местная церковь действовала как единое тело. Автор рассматривает, как действует и принимает решения евхаристическое собрание (местная церковь), и как в теле местной церкви распределена власть, на примере двух евхаристических моделей, принадлежащих прот. Николаю Афанасьеву и митр. Иоанну Зизиуласу соответственно. В статье, в частности, отмечается, что в этих моделях народу Божьему, который призван осуществлять рецепцию действий епископа, отводится достаточно пассивная роль. Автор также касается вопроса о возможности/невозможности негативной рецепции деятельности предстоятеля народом. Также в статье утверждается тезис о принципиальной нечувствительности евхаристической экклезиологии в отношении любых проявлений индивидуального в процессе принятия решений.
евхаристия, епископ, Иоанн Зизиулас, корпоративная личность, народ Божий, Николай Афанасьев, первенство, структура власти, тело Христово, церковная власть, экклезиология
1. Афанасьев Н. Две идеи вселенской Церкви // Путь. 1934. № 45. С. 16–29.
2. Афанасьев Н. О церковном управлении и учительстве // Церковный Вестник Западно-Европейского Православного Экзархата. 1956. № 60. С.18–25.
3. Афанасьев Н., прот. «Стацио орбис» // Православная община. 1999. 1(49), доступна на ресурсе: http://pravoslavnaya-obshina.ru/1999/no49/article/prot-nikolai-afanasev-stacioorbis/ (дата обращения: 20.11.2014).
4. Афанасьев Н., прот. Una Sancta // Православная община. 1996. 4(34), доступна на ресурсе: http://pravoslavnaya-obshina.ru/1996/no34/article/protopresviter-nikolai-afanasevuna-sancta/ (дата обращения: 20.11.2014).
5. Афанасьев Н., прот. Трапеза Господня. Рига, 1992.
6. Афанасьев Н., прот. Церковные соборы и их происхождение. М., 2003.
7. Афанасьев Н., прот. Церковь Духа Святого. Париж, 1971.
8. Afanassieff N. 1992 “The Сhurch Which Presides in Love”, in The Primacy of Peter, Crestwood, 1992, pp. 91–143.
9. Cavanaugh W. Torture and Eucharist: Theology, Politics, and the Body of Christ, Blackwell Publishing, 1998.
10. Guroian V. Incarnate Love: Essays in the Orthodox Ethics, Notre Dame, 1989.
11. Kantorowicz E.H. The King’s Two Bodies, Princeton, 1997.
12. Lubac H. de. Corpus Mysticum: The Eucharist and the Church in the Middle Ages, Notre Dame, 2007.
13. Manoussakis J. P. God After Metaphysics: A Theological Aesthetics, Indianapolis, 2007.
14. Marion J.-L. God Without Being, Chicago, 2012.
15. McPartlan P.G. The Eucharist Makes the Church: Henry De Lubac and John Zizioulas in Dialogue, Edinburgh, 1993.
16. Nichols A. Theology in the Russian Diaspora: Church, Fathers, Eucharist in Nikolai Afanas’ev (1893–1966), Cambridge, 1989.
17. Papanikolau A. The Mystical as Political: Democracy and Non-Radical Orthodoxy, Notre Dame, 2012.
18. Volf M. After Our Likeness. The Church as the Image of the Trinity, Grand Rapids, 1998.
19. Zizioulas J. Being as Communion: Studies in Personhood and the Church, Crestwood, 1997.
20. Zizioulas J. Eucharist, Bishop, Church: The Unity of the Church in the Divine Eucharist and the Bishop During the First Three Centuries, Brookline, 2001.
21. Zizioulas J. 1999 “Primacy in the Church: An Orthodox Approach”, in James F. (ed.) Petrine Ministry and the Unity of the Church: Toward a Patient and Fraternal Dialogue, Puglisi SA, Collegeville, 1999, pp. 115–126.
22. Zizioulas J. 2010 “The Bishop in the Theological Doctrine of the Orthodox Church”, in The One and the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today, Alhambra, 2010.
23. Zizioulas J. 2010 “The Development of Conciliar Structures to the Time of the First Ecumenical Council”, in The One and the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today, Alhambra, 2010.

Шишков Андрей Владимирович

ФИЛОСОФИЯ

Золотухин Всеволод Валерьевич

Две основные проблемы и два этапа немецкого спекулятивного идеализма

Золотухин В. В. Две основные проблемы и два этапа немецкого спекулятивного идеализма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 41-55

DOI: 10.15382/sturI201557.41-55
Статья посвящена философско-теологической проблематике немецкого спекулятивного идеализма. Автор исходит из того, что через весь немецкий идеализм проходят две ключевые идеи: идея божественного самосознания / самопознания и идея «балансирования» между теизмом и пантеизмом. В статье автор стремится выяснить, как они соотносятся в творчестве немецких идеалистов. При этом в число последних включаются не только И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг и Г. В. Ф. Гегель, но и так называемые спекулятивные теисты (И. Г. Фихте и другие), учения которых идейно и методологически близки к построениям Шеллинга и Гегеля. В статье на текстовых примерах показано, что две идеи могут быть соотнесены через понятие «творение». Если Бог осознаёт Себя в мире и через мир, то имеет смысл говорить о пантеистическом наполнении философской теологии. Если же божественное самосознание совершается онтологически прежде творения и является внутрибожественным актом, то перед нами теистическая система. В философских теологиях старшего поколения идеалистов творение либо вообще не встраивается в учение об Абсолютном (отрицается), либо совпадает с актом божественного самосознания. В системах же младшего поколения божественное самосознание онтологически предшествует акту творения. Автор полагает, что именно это позволяет различить системы, тяготеющие к пантеизму, и системы, тяготеющие к теизму. Учения старших идеалистов можно охарактеризовать как преимущественно пантеистические, а младших - как преимущественно теистические. Соответственно, немецкий спекулятивный идеализм может быть разделен на два одноименных периода.
И. Г. Фихте (старший), Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, И. Г. Фихте (младший), Г. Ульрици, Р. Роте, философская теология, божественное самосознание, теизм, пантеизм, творение
1. Drews A. Die deutsche Spekulation seit Kant mit besonderer Rücksicht auf das Wesen des Absoluten und die Persönlichkeit Gottes, Berlin, 1893, vol. 1; Leipzig, 1895, vol. 2.
2. Jaeschke W. 1981 “Absolute Idee — absolute Subjektivität. Zum Problem der Persönlichkeit Gottes in der Logik und in der Religionsphilosophie“, in Zeitschrift für philosophische Forschung, 1981, vol. 35, pp. 385–416.
3. Krötke H. Selbstbewusstsein und Spekulation, Berlin, 1999.
4. Leese K. Philosophie und Theologie im Spätidealismus, Berlin, 1929.
5. Schneider A. Personalität und Wirklichkeit, Würzburg, 2001.
6. Золотухин В. В. К вопросу об основной идее немецкого спекулятивного идеализма // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2014. Вып. 5. С. 16–28.
7. Чернышев Б. С. Предисловие к переводу // Бруно Б. Трубный глас страшного суда над Гегелем. М., 2010. С. 15–17.

Золотухин Всеволод Валерьевич

Пылаев Максим Александрович; Морозова Екатерина Сергеевна

Философская теология Ф. Шлейермахера

Морозова Е. С. Философская теология Ф. Шлейермахера // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 56-68

DOI: 10.15382/sturI201557.56-68
В статье рассматриваются два этапа философско-теологического творчества Шлейермахера. Первый, связанный с «Речами о религии» (1799), и второй - с «Введением в вероучение» (1822) в контексте развития европейской философской и богословской мысли Нового времени и XX века. Устанавливаются истоки концепции Шлейермахера и ее влияние на последующую богословскую мысль. На первом этапе Шлейермахер понимает религию как «чувство и вкус к бесконечному», при этом авторы исключают как субъективистскую и психологическую, так и пантеистическую и детерминистскую интерпретации этого опыта безусловного. С их точки зрения, Шлейермахер, подобно К. Барту, стремится сохранить за религией и Откровением собственную уникальную сферу. У автора «Речей о религии» и в имплицитной, и в эксплицитной форме можно встретить все основные элементы философского дискурса священного. На втором этапе Шлейермахер использует понятие более точное, чем чувство: «непосредственное самосознание». Авторы анализируют представления Шлейермахера о структуре и развитии самосознания человека. Высшей ступенью становления самосознания становится благочестие. Благочестивое сознание становится материей для догматических положений. Авторы анализируют конкретные формы генезиса догматических положений лютеранского вероучения у Шлейермахера. Они полагают, что его догматика успешно справляется с задачей выразить керигму, сохраняя ее нередуцируемость; ассимилируя достижения современной ему философии, она сохраняет неповторимый облик христианского вероучения.
Шлейермахер, философская теология, чувство зависимости, священное, благочестие, самосознание, доматика
1. Барт К. Церковная догматика. М., 2007. Т. 1.
2. Тиллих П. Систематическое богословие. СПб., 1998. Т. 1.
3. Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Zürich, 1994.
4. Moretto G. Das Heilige im Denken, Münster, 2005.
5. Pannenberg W. Problemgeschichte der neueren evangelischen Theologie in Deutschland, Göttingen, 1997.

Пылаев Максим Александрович


Морозова Екатерина Сергеевна

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Вевюрко Илья Сергеевич

Ветхозаветная антропология в переводе Септуагинты: состав человека (базовые термины)

Вевюрко И. С. Ветхозаветная антропология в переводе Септуагинты: состав человека (базовые термины) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 71-86

DOI: 10.15382/sturI201557.71-86
В статье выясняется значение корпуса книг Ветхого Завета в древнегреческом переводе Септуагинты для исследований в области библейской антропологии на основе существующих схем и классификаций последней, суммированных в обзорной работе Г. Вольфа; исследуется происхождение и уточняется изначальное значение терминов, оказавшихся ключевыми для учения о человеке на этапе истории религии между Ветхим и Новым Заветом. Постановка вопроса исходит из того, что перевод, сделанный в древности, подлежит анализу как памятник, с одной стороны, этимологии, а с другой стороны, интерпретации: во многих случаях он позволяет узнать более точно, как понимались не только слова, но и целые концепты. Термин «библейская антропология» принимается автором в «германском» значении описания природы человека и его положения в мире с библейской точки зрения, насколько она доступна для воспроизведения. Большое внимание автор уделяет семантике понятия «тело» (σcμα), слабо представленного в древнееврейском языке и в том значении, которое характерно для его употребления в Новом Завете, появляющегося в текстах Септуагинты. Показано, что «тело» служит большей объективированности образа человека и несет в себе определенные иконические функции. Своя новизна появляется и в понимании слова «дух» (πνεUμα), который в значении персонального существа начинает входить в антропологический лексикон, тем самым предваряя проблематику раннехристианской трихотомии.
Библия, Септуагинта, антропология, человек, перевод, терминология
1. Алексеев А. А. Септуагинта и ее литературное окружение // Богословские труды. Сб. 41. М.: Издательский совет РПЦ, 2007. С. 212—259.
2. Вайнгрин Дж. Введение в текстологию Ветхого Завета. М.: ББИ, 2002.
3. Кирсберг И. В. Феноменология жизни: Ветхий Завет и первые христиане. М.: «Древлехранилище», 2003.
4. Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань, 1906. Т. 2
5. Lang B. (ed.) Anthropological Approaches to the Old Testament, London, 1985.
6. Barr J. The Semantics of Biblical Language, Oxford, 1961.
7. The Cambridge History of the Bible, Cambridge, 1970, vol. 1.
8. Dorival G., Harl M., Munnich O. La Bible Grecque des Septante. Du judaïsme hellénistique au christianisme ancient, Paris, 1994.
9. Barclay J. (ed.) Early Christian Thought in its Jewish Context, Cambridge, 1996.
10. Kaiser O. 2000 “Die Bedeutung der griechischen Welt für die alttestamentische Theologie“, in Nachrichten der Akademie der Wissenschaften in Göttingen. I. Philologisch-historische Klasse, 2000, vol. 7.
11. Kümmel W. G. Römer 7 und das Bild des Menschen im Neuen Testament. Zwei Studien, München, 1974.
12. Pedersen J. Israel: It’s Life and Culture, Atlanta, 1991, vol. 1.
13. Prijs L. Jüdische Tradition in der Septuaginta, Leiden, 1948.
14. Robinson H.W. The Religious Ideas of the Old Testament, New York, 1921.
15. Rogerson J. W. Anthropology and the Old Testament, Oxford, 1978.
16. Rösel M. 2006 “Towards a “Theology of the Septuagint””, in Septuagint Research: Issues and Challenges in the Study of the Greek Jewish Scriptures, Atlanta, 2006, pp. 239—252.
17. Wolff H. W. Anthropologie des Alten Testaments, Gütersloh, 1994.

Вевюрко Илья Сергеевич

Головушкин Дмитрий Александрович

Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены?

Головушкин Д. А. Религиозный фундаментализм / религиозный модернизм: концептуальные противники или амбивалентные феномены? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 87-97

DOI: 10.15382/sturI201557.87-97
Статья посвящена теоретико-методологическим проблемам изучения религиозного фундаментализма и религиозного модернизма. Вопреки их традиционному противопоставлению в ней показано, что религиозный фундаментализм и религиозный модернизм - это амбивалентные феномены, способные активно взаимодействовать друг с другом и сближаться в содержательном плане. Предложено рассматривать дизъюнкцию религиозный фундаментализм / религиозный модернизм в качестве удобного эвристического механизма для анализа сложных форм религии и религиозности.
религиозный фундаментализм, религиозный модернизм, религиозное обновление, идентификация альтернативных религиозных идеологий
1. Ваторопин А. С. Религиозный модернизм и постмодернизм // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 84–92.
2. Головушкин Д. А. Феномен религиозного обновления: теоретико-методологические аспекты исследования // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 107–115.
3. Гуревич П. Фундаментализм и модернизм как культурные ориентации // Общественные науки и современность. 1995. № 4. С. 154–162.
4. Лебедев В. Ю., Прилуцкий А. М. К семиотике религиозного модернизма: семантика и хронологическое соотнесение // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2010. № 3. С. 37–46.
5. Оден Т. К. После модернизма. Что впереди…? Минск, 2003.
6. Степанова Е. А. Фундаментализм и мания идентичности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2008. Вып. 8. С. 94–116.
7. Троицкий С. В. Что такое модернизм: Энциклика Пия X «Pascendi Dominici gregis» и ее значение. СПб., 1908.
8. Фундаментализм / Отв. ред. З. И. Левин. М., 2003.
9. Челищев В. И. Фундаментализм и фундаменталисты. М., 2010.
10. Чельцов М., прот. Сущность церковного обновления. СПб., 1907.
11. Barr J. Fundamentalism, Philadelphia, 1978.
12. Beeman W. O. 2002 “Fighting the Good Fight: Fundamentalism and Religious Revival”, in Macclancy J. (ed.) Exotic No More: Anthropology on the Front Lines, Chicago, 2002, pp. 129–144.
13. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism, New York, 1976.
14. Brasher B. E. (ed.) Encyclopedia of Fundamentalism, New York, 2001.
15. Martym M. E., Appleby S. R. (eds.) Fundamentalisms Comprehended, Chicago, 1995.
16. Fundamentalisms Observed / M. E. Martym, S. R. Appleby, eds. Chicago, 1991.
17. Munson H. 2006 “Fundamentalism”, in Segal R. A., ed. The Blackwell Companion to the Study of Religion, Malden, 2006, pp. 255–269.
18. Riesebrodt M. 2004 “Die fundamentalistische Erneuerung der Religionen“, in Kindelberger K. (ed.) Fundamentalismus. Politisierte Religionen, Potsdam, 2004, pp. 10–27.
19. Caplan L. (ed.) Studies in Religious Fundamentalism, Albany, 1987.

Головушкин Дмитрий Александрович

Филиппов Борис Алексеевич

О волнах и циклах духовного (религиозного) напряжения в истории

Филиппов Б. А. О волнах и циклах духовного (религиозного) напряжения в истории // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 98-114

DOI: 10.15382/sturI201557.98-114
Понятия «религиозное пробуждение», «религиозное возрождение» отражают процессы, реально происходящие на протяжении истории в духовной жизни нашей европейской цивилизации. Об этом свидетельствует их активное использование в языке и в научной литературе. Споры среди социологов, религиоведов и политологов о природе и характере возникшего в последней трети XX - начале XXI в. и затронувшего все религии глобального явления, описываемого как «десекуляризация», «религиозное возрождение» или «духовное пробуждение», поставили вопрос о его месте в мировой истории. Автор предпринял попытку включить это явление в более широкий исторический контекст западноевропейской и отечественной истории последних 500 лет и рассмотреть его через призму циклично-волнообразной теории общественного развития. С этой целью он вводит понятие «духовное (религиозное) напряжение». Человеку и человечеству в целом не под силу находиться в состоянии постоянного духовного напряжения. Поэтому вслед за волной духовного напряжения (религиозного возрождения) идет (наступает) «возвратная волна» (период) духовного равнодушия (спокойствия). Вместе они составляют единый цикл. В качестве критерия для оценки наличия или отсутствия этого напряжения автор взял характеристики народного благочестия и духовной атмосферы кануна Реформации XVI в., чтобы наложить их как матрицу на подобные проявления в религиозной жизни других исторических эпох. Статья посвящена изложению теоретических аспектов проблемы и характеристике «возвратной волны 40-60-х гг. XX века», послужившей основой для создания теории секуляризации. Автор предполагает продолжить эту тему и дальше, посвятив свои следующие публикации характеристике духовного напряжения второй половины XX - начала XXI столетия.
волны, циклы, напряжение, возрождение, условия Спасения, тип благочестия, секты, секуляризация / десекуляризация, Реформация, антиклерикализм, Ясперс, Эйзенштадт, Шлезингер-мл., Бюне, С. Лебедев, Узланер, Филатов, Фурман, Каариайнен
1. Altermatt H. U. Katholizismus und Moderne. Zur Sozial- und Mentalitätsgeschichte der Schweizer Katholiken im 19. und 20. Jahrhundert, Zürich, 1989.
2. Aubert R. 1985 “O żywienie w duszpasterstwie“ (About Nutrition in Pastoral Care), in Aubert R. i in. Historia Kościoła, Warszawa, 1985, vol. 5. Od 1948 do czasów współczesnych, pp. 98–108.
3. Aubert R. 1985 “Początki katolicyzmu społecznego“ (Origins of Catholic Catholicism), in Idem. Historia Kościoła, Warszawa, 1985, vol. 5, pp. 109–124.
4. Bruls J. 1985 “Od misji do młodych Kościołów” (From Thought to Young Churches), in Aubert R. Historia Kościoła, Warszawa, 1985, vol. 5, pp. 199–325.
5. Fonnesberg-Schmidt I. Papieże i krucjaty baltyckie 1147–1254 (Popes and Balic Crusades 1147–1254), Warszawa, 2009.
6. Knowles M. D. 1988 “Klimat religijny XV wieku” (Religious Climate of XV Century), in Historia Kościoła…, Warszawa, 1988, vol. 2, pp. 357–358.
7. Micklethwait J., Wooldridge A. God Is Back. How the Global Revival of Faith Is Changing the World, London, 2009.
8. Pięciak W. Kryzys wiary czy kryzys systemu?: kościoły w Niemczech 1990–1999 (Crisis of Faith of Crisis of System?: Churches in Germany 1990–1999), Warszawa, 1999.
9. Secularization, in // http://www.newadvent. org/cathen/13677a.htm (Date: 14.11.2013).
10. 1986 “Sekty albo nowe ruchy religijne. Wyzwanie duszpasterskie. Wstęp. 1.5” (Sects or New Religions. Pastoral Study), in L’Osservatore Romano. Citta del Vatikano, 1986, vol. 5, pp. 3–6.
11. Stark R., Bainbridge W. The Future of Religion, Berkley, 1985.
12. Tuchle H. 1986 “Pobożność ludzi świeckich” (Piety of Secular People), in Historia Kościoła, Warszawa, 1986, vol. 3, pp. 29–30.
13. Wilson B. Religion in Secular Society: a Sociological Comment, London, 1966.
14. Алексеев А. И. К изучению ереси стригольников // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 4 (18). С. 22–34;
15. Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.
16. Барсов Н. И. Ересь, еретики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (Е–Ж.). СПб., 1894. Т. XIА (22). С. 672.
17. Бюне В. Игра с огнем. М., 1991 (http://www.reformed.org.ua/2/373/3/Bühne (дата обращения: 03. 12. 2013)).
18. Великое возрождение (http://svobd.ru/2010-11-15-00-07-27/70--/1148-y.html) (дата обращения: 03. 11. 2013)).
19. Верещагин И. Ф. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX — начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2013.
20. Воронцова Е. Теологическая рецепция социологии религии Никласа Лумана // Материалы семинара 2010-7 Серия: Проблемы организации церковных общин. Международная практика. Декабрь 2010. М., 2010. С. 94–101.
21. Воронцова И. В. Религиозно-философская мысль начала ХХ века. М., 2008.
22. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 81–91.
23. Галкина Е. В. Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630–1760-е гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2002.
24. Далецкая В. Ю. Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII–XIX веков. М., 2004.
25. Доган, М. Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государствонация, власть // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 12. С. 23–30.
26. Дэвис Н. История Европы. М., 2005. С. 561.
27. Жук С. И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // Вопросы истории. 1997. № 6. С. 133–142.
28. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение ХХ в. Париж, 1991.
29. Йоас Х. Будущее христианства // Социологические исследования. 2009. № 11. C. 79.
30. Исаев Б. А. Социология. Краткий курс. М., 2010.
31. Исаев С. А. «Великое пробуждение» // Православная энциклопедия. Т. 7. С. 510–511.
32. История крестовых походов. М., 1998.
33. К обществу, свободному от религии. М., 1970.
34. Калхун К. Постсекулярность при демократии. О светскости (http://www.russ.ru/pole/Postsekulyarnost-pri-demokratii (дата обращения: 06. 01. 2015)).
35. Каннингем Дж. В. С надеждой на собор. Русское религиозное пробуждение начала века. Лондон, 1990.
36. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С.114–164.
37. Кирвель Ч. С. «Ахилесова пята» теории прогресса // Весник Гродзенскаго дзяржаунаго унивесiтэта iмя Янкi Купалы. Серыя 1. 2002. № 2 (10). С. 34.
38. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005.
39. Куда идет Россия?... Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Т. И. Заславская, ред. М., 1999.
40. Лебедев С. Д. «Религиозное возрождение» как социальная реальность: опыт теоретического анализа (http://socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/lebedew3.htm (дата обращения: 22. 03. 2013)).
42. Лурье Я. С., Казакова Н. А. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955.
43. Макграт Ал. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.
44. Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни // Вестник РХД. 1997 № 176 (http://messia.ru/bibliotk /s/skobcovam/tipy.htm (дата обращения: 31. 03. 2014)).
45. Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX — начала XX века. Дис. … д-р филол. наук. СПб., 2010.
46. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н., Кабыща А. В. и др. Социология. Основы общей теории. М., 2008.
47. Островская Л. В. Особенности понимания христианства крестьянами Сибири // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII — нач. XX в.). Новосибирск, 1983. С. 135–150.
48. Панченко А. М. Петр и веротерпимость // Он же. О русской истории и культуре. М., 2000. С. 386.
49. Парсамов В. С. Жозеф де Местр и Александр Стурдза: Из истории религиозных идей Александровской эпохи. Пособие по спецкурсу. Саратов, 2004.
50. Печников М. В. К вопросу о религиозной практике стригольников // Ad fontem. М., 2005. С. 224–236.
51. Романова Е. В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII–XIX веках. СПб., 2012.
52. Рыбаков Б. А. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.
53. Сидорова Н. И. Мистицизм в русской религиозной культуре первой четверти XIX века. Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2010.
54. Синелина Ю. Ю. Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII — начало XXI века). Автореф. дис. ... д-р соц. наук. М., 2009.
55. Спиц Л. История Реформации. М., 2003. Т. 2 (http://www.reformed.org.ua/2/338/1/Spitz (дата обращения: 04. 06. 2013)).
56. Тревельян Дж. М. Англия времен Дефо. Религиозное возрождение // Он же. Социальная история Англии. М., 1959. С. 318–367.
57. Тревельян Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. М., 2001.
58. Узланер Д. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент. 2008. № 136 (http://magazines.russ.ru/continent/2008/136/u20.html (дата обращения: 19. 05. 2013)).
59. Узланер Д. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. // Религиоведение. 2008. № 2. С. 135–148.
60. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 гг.). М., 2002.
61. Фурман Д. Е., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е годы ХХ — нач. ХХI века. М., 2006.
62. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М., 2003.
63. Хегглунд Б. Движение духовного пробуждения в XIX веке // История теологии. СПб., 2001. С. 329–334.
64. Шахнович М. М. Антиклерикализм: Круглый стол (http://polit.ru/article/2012/06/17/anticlericalism_seminar/ (дата обращения: 17. 03. 2014)).
65. Шлезингер-мл. А. Циклы американской истории. М., 1992. С. 46–48.
66. Эйзенштадт Ш. Основы и структуры цивилизационного устроения общества. О цивилизациях «осевого времени». «Осевое время» и становление трансцендентной духовности // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Ерасов, сост., ред., вступ. ст. М., 1999. С. 94–101.
67. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Филиппов Борис Алексеевич

РЕЦЕНЗИИ

Небольсин Андрей Сергеевич

Рец. на кн.: Postcolonial Perspectives in African Biblical Interpretations / M. W. Dube, A. M. Mbuvi, D. R. Mbuwayesango, eds. Society of Biblical Literature, 2012

Небольсин А. С. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 117-121 — Рец. на кн.: Postcolonial Perspectives in African Biblical Interpretations / M. W. Dube, A. M. Mbuvi, D. R. Mbuwayesango, eds. Society of Biblical Literature, 2012
PDF

Небольсин Андрей Сергеевич

Михайлов Петр Борисович

Рец. на кн.: Guinot J.-N. Théodoret de Cyr. Exégète et théologien. Vol. 1-2. Paris: Cerf, 2012

Михайлов П. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 122-126 — Рец. на кн.: Guinot J.-N. Théodoret de Cyr. Exégète et théologien. Vol. 1-2. Paris: Cerf, 2012
PDF

Михайлов Петр Борисович

Заплатников Сергей Владимирович, священник

Рец. на кн.: Acta conciliorum œcumenicorum. Series secunda / E. Lamberz, Hrsg. Walter de Gruyter, 2008. Vol. 3. Ps. 1; 2012. Vol. 3. Ps. 2

Заплатников С. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 126-130 — Рец. на кн.: Acta conciliorum œcumenicorum. Series secunda / E. Lamberz, Hrsg. Walter de Gruyter, 2008. Vol. 3. Ps. 1; 2012. Vol. 3. Ps. 2
PDF

Заплатников Сергей Владимирович, священник

Андреев Алексей Васильевич, священник

Рец. на кн.: Традиционные богословские вопросы в свете современной полемики

Андреев А. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 131-135 — Рец. на кн.: Традиционные богословские вопросы в свете современной полемики
PDF

Андреев Алексей Васильевич, священник

Шилов Евгений Вадимович, священник

Рец. на кн.: A Companion to Meister Eckhart / J. M. Hackett, ed. Brill, 2013 (Brill̕s Companions to the Christian Tradition; 36)

Шилов Е. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 136-138 — Рец. на кн.: A Companion to Meister Eckhart / J. M. Hackett, ed. Brill, 2013 (Brill̕s Companions to the Christian Tradition; 36)
PDF

Шилов Евгений Вадимович, священник

Носачев Павел Георгиевич

Рец. на кн.: The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013

Носачев П. Г. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 139-149 — Рец. на кн.: The Wiley-Blackwell Companion to Christian Mysticism / J. Lamm, ed. Wiley-Blackwell, 2013
PDF

Носачев Павел Георгиевич

Хангиреев Илья Александрович

Рец. на кн.: Wörterbuch zu den bilateralen Theologischen Dialogen zwischen der Evangelische Kirche in Deutschland und orthodoxen Kirchen (1959-2013) / R. Thöle, M. Illert, Hrsg. Evangelische Verlagsanstalt, 2014

Хангиреев И. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 149-151 — Рец. на кн.: Wörterbuch zu den bilateralen Theologischen Dialogen zwischen der Evangelische Kirche in Deutschland und orthodoxen Kirchen (1959-2013) / R. Thöle, M. Illert, Hrsg. Evangelische Verlagsanstalt, 2014
PDF

Хангиреев Илья Александрович