/

Вестник ПСТГУ . Серия I: Богословие. Философия

Вестник ПСТГУ I :5 (49)

БОГОСЛОВИЕ

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей

«Иоанновская Пятидесятница» в работах архим. Кассиана (Безобразова) и прот. Сергия Булгакова

Емельянов А. Н. «Иоанновская Пятидесятница» в работах архим. Кассиана (Безобразова) и прот. Сергия Булгакова // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 7-25
PDF
Статья посвящена богословскому «диалогу» протоиерея Сергия Булгакова и архимандрита Кассиана (Безобразова), темой которого была гипотеза об «Иоанновской Пятидесятнице ». Анализ и реконструкция аргументации авторов выполнены на основе не публиковавшихся ранее документов из архива Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. Оба участника обсуждения были связаны узами дружбы и многолетним сотрудничеством в корпорации богословского института. После начала «Спора о Софии» архимандрит Кассиан оказался вынужденным оппонентом своего старшего коллеги и духовного отца, но его возражения никогда не имели публичного и враждебного характера. Софиологическим построениям протоиерея Сергия Булгакова отец Кассиан старался найти положительную альтернативу. Экзегетические размышления привели его к идее об «Иоанновской Пятидесятнице», обосновывая которую библеист предложил специфическую модель пневматологии четвертого Евангелия. Ставя под сомнение устоявшееся мнение о том, что в Ин 20 говорится о некотором предварительном или подготовительном даровании Святого Духа Господом, которое предшествует основанию Церкви в день Пятидесятницы, архимандрит Кассиан старался передать особый иоанновский подход к тайне Воскресения и Вознесения Христова. Оба автора с разных сторон подошли к одним и тем же текстам из Евангелия от Иоанна и говорили об откровении пребывания в мире Христа в Святом Духе. Выполненный обзор позволяет констатировать недооценку отцом Сергием содержания экзегетической работы своего младшего коллеги. Изложение архимандрита Кассиана (Безобразова) лишено спорной софиологической терминологии в богословии явления ипостасей Сына и Духа в единстве. Акцент им делается на христоцентричности дара Святого Духа. Описанная в статье дискуссия позволяет охарактеризовать позиции авторов и дает дополнительные сведения для истории «парижского богословия».
еп. Кассиан (Безобразов), прот. Сергий Булгаков, Пятидесятница, «Иоанновская Пятидесятница», Вознесение, пневматология, «парижское богословие», софиология, «Спор о Софии», Свято-Сергиевский равославный богословский институт в Париже, архив Свято-Сергиевс
1. Emel'janov A. (ed.) 2013. Afonskie pis'ma arhimandrita Kassiana (Bezobrazova). Vestnik PSTGU. II: Istorija. Istorija Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, vol. 3 (52), pp. 81–125.
2. Bulgakov S., prot. Agnec Bozhij. O Bogochelovechestve (The Holy Lamb. About God-man). Parizh, 1933. Ch. 1.
3. Bulgakov S., prot. Uteshitel' (The Teacher). Moscow, 2003.
4. Bulgakov S., prot. 1935. Pri reke Hovare (By the River Khabur). Put', vol. 47, pp. 66–70.
5. Bulgakov S., prot. 1930. Evharisticheskij dogmat (Eucharistic Dogmat), Put', vol. 20, pp. 3–46.
6. Bulgakov S. N. 2002. Pis'ma k G. V. Florovskomu. Prilozhenie / E. Evtuhova, predisl., izd. Issledovanija po istorii russkoj mysli: Ezhegodnik za 2001–2002, Moscow, pp. 224–226.
7. Vaganova N. A. Sofiologija protoiereja Sergija Bulgakova (Sophiology of pr. Sergey Bulgakov). Moscow, 2010.
8. Gennadij (Jejkalovich), ig. Delo prot. Sergija Bulgakova (Istoricheskaja kanva spora o Sofii) (Case of pr. Sergey Bulgakov). San-Francisko, 1980.
9. Evlogij (Georgievskij), mitr. Put' moej zhizni (The Way of my Life). Vospominanija. M., 1994.
10. Zen'kovskij V., prot. 1987. Delo ob obvinenii o. Sergija Bulgakova v eresi (Case of Accusation of pr. Sergey Bulgakov). Vestnik RHD, vol. 149, pp. 61–65.
11. Zander L. A. (ed.) 1971. Hronologicheskaja kanva zhizni o. Sergija Bulgakova (Chronological Way of Life of pr. Sergey Bulgakov). Vestnik RSHD, vol. 101–102, pp. 8.
12. Kassian (Bezobrazov), ep. 1950. Dvadcatipjatiletnij jubilej Pravoslavnogo Bogoslovskogo Instituta v Parizhe. Slovo Rektora (The 20th anniversary of the Orthodox Theological Institute in Paris. The Rector’s Word). Cerkovnyj vestnik Zapadno-Evropejskogo jekzarhata, vol. 4.
13. Kassian (Bezobrazov), ep. 1949. Rodoslovie duha (pamjati K. V. Mochul'skogo) (Genealogy of Spirit (in Memory of K. Mochulsky)). Pravoslavnaja mysl', vol. 7, pp. 7–16.
14. Kassian (Bezobrazov), ep. Lekcii po Novomu Zavetu. Evangelie ot Ioanna (Lectures on New Testament. Gospel according to St. John). Moscow, 2006.
15. Kassian (Bezobrazov), ep. Vodoju i kroviju i Duhom (By Water, Blood and Spirit). Kiew, 2008.
16. Klimov A. E. 2003. G. V. Florovskij i S. N. Bulgakov. Istorija vzaimootnoshenij v svete sporov o sofiologii (G. Florovsky and S. Bulgakov. The History of their Relationship in Philosophical Context). S. N. Bulgakov: religiozno-filosofskij put'. Moscow, pp. 86–114.
17. Makarij (Bulgakov), mitr. Pravoslavno-dogmaticheskoe bogoslovie (Orthodox Dogmatic Theology), Saint-Petersburg, 1857, vol. 2.
18. Skaballanovich M. Hristianskie prazdniki (Christian Feasts), Kiew, 1916, vol. 5.
19. Shmeman A. prot. 1971. Tri obraza (Three Images). Vestnik RSHD, vol. 101–102, pp. 9–24.
20. Cassian (Bеsobrasoff), archim. 1939. Kirche oder Reich Gottes? (Zur johanneischen Eschatologie). In Extremis, vol. 6–8, pp. 186–202.
21. Cassien (Bеsobrasoff), archim. La Pentecote johannique (Jo XX. 19–23). Valence-sur-Rhone, 1939.
22. Lialine С. 1936. Le debat sophiologique. Irenikon, vol. 13, pp. 168–205, 328–329.
23. Schultze В. 1940. Der gegenwartige Streit um die Sophia, die gottliche Weisheit, in der Orthodoxie. Stimmen der Zeit, vol. 137, pp. 318–324.

Емельянов Алексей Николаевич, протоиерей

Черный Алексей Иванович

Богословие церковного служения и штатные должности для мирян в Католической Церкви Германии после Второго Ватиканского собора

Черный А. И. Богословие церковного служения и штатные должности для мирян в Католической Церкви Германии после Второго Ватиканского собора // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 26-40
PDF
Уже несколько лет в Русской Православной Церкви по инициативе священноначалия происходит введение штатных должностей для мирян: катехизатора, социального работника и молодежного работника. При успешном осуществлении активизации приходской жизни приходы должны претерпеть серьезные структурные изменения и стать полноценными миссионерскими центрами. Однако до сегодняшнего дня далеко не везде введение названных должностей для мирян было встречено с воодушевлением и привело к активизации социальной, миссионерской и молодежной работы. Многие приходы ограничиваются исключительно формальным исполнением новых требований. В этой связи интересно принять во внимание опыт Католической Церкви, где миряне уже около полувека занимают на приходах штатные должности, в том числе подразумевающие задачи катехизатора, социального и молодежного работника. Однако, если в Русской Православной Церкви попытки активизации приходской деятельности путем вовлечения в приходскую работу мирян не только обусловлены, но и мотивируются по большей части чисто практическими соображениями, то у католиков церковное служение мирян имеет под собой серьезные богословские основания. В данной статье излагаются богословские предпосылки введения штатных приходских должностей для мирян в Католической Церкви, соответствующие решениям Второго Ватиканского собора. Рассматривается смещение акцентов в представлении об иерархическом устройстве Католической Церкви, учение собора о церковном служении, соотношение священников и мирян, и другие вопросы. В качестве примера реализации этих предпосылок на практике приводится опыт Католической Церкви Германии, в которой, в силу острой нехватки священников, деятельность мирян на приходах в качестве штатных сотрудников имеет наиболее широкое распространение и вариативность.
Второй Ватиканский собор, экклезиология, Католическая Церковь, священство, миряне, приход, церковное служение, катехизация, миссия, молодежная работа.
1. Dzheroza L. Kanonicheskoe pravo v Katolicheskoj Cerkvi (Canon Law in Roman-Catholic Church). Moscow, 1995.
2. Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na Eparhial'nom sobranii g. Moskvy 23 dekabrja 2009 g. (Report of Patriarch Cyril at Eparchial Meeting), http://www.patriarchia.ru/db/text/969773.html (16.09.2013).
3. Ioann Pavel II. Christifi deles Laici: O prizvanii i missii mirjan v Cerkvi i v mire (John Paul II. Christifi deles Laici: On Vocation and Laic Mission in the Church and World), Moscow, 1995.
4. Malinovskij N., prot. Ocherk pravoslavnogo dogmaticheskogo bogoslovija (Essay of Orthodox Dogmatic Theology), Moscow, 2003.
5. Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes in den kirchenamtlichen Dokumenten von der Enzyklika «Menti Nostrae» Papst Pius XII. (1950) bis zur Gemeinsamen Synode der Bistumer in der Bundesrepublik Deutschland (1975). Arens А. (ed.) Pastorale Bildung, Trier, 1976.
6. Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff. Henrich F. (ed.) Weltpriester nach dem Konzil. München, 1969.
7. Geistliche Leitung in den katholischen Jugendverbanden. Die deutschen Bischofe, 1997.
8. Geistliche Verbandsleitung in den katholischen Jugendverbanden. Die deutschen Bischofe. Erklarung vom 22. Januar, Bonn, 2007, p. 18.
9. Hallermann H. Prasenz der Kirche an der Hochschule, München, 1996.
10. Rohrbasser A. (ed.) Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis Pius XII., Freiburg, 1953.
11. Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie im deutschen Sprachraum, Frankfurt am Main, 1997.
12. Kasper W. 1969. Neue Akzente im dogmatischen Verstandnis des Priesterlichen Dienstes, Concilium, vol. 5, pp. 164–170.
13. Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie, Freiburg im Breisgau, 1972.
14. Lehmann K. Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk. Gemeinde des Herrn № 83. Deutscher Katholikentag, Trier, 1970.
15. Lehmann K. 1970. Zur Theologie der Gemeindeleitung. Pastoraltheologische Informationen, pp. 2–31.
16. Leitlinien zur Jugendpastoral. Pastoralkomission der deutschen Bischofskonferenz. 20. Sept. 1991.
17. Pius X. Rundschreiben «Haerent animo», 1908. Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis Pius XII., Freiburg,1953, pp. 780.
18. Die deutschen Bischofe, 2011, vol. 96, pp. 11.
19. Becker P., Pelzer G. Berufschancen fur Theologinnen und Theologen, Freiburg i. B., 2012.
20. Rees W. 2008. Mitverantwortung von Laien und Leitung einer Pfarrgemeinde. Kirchenrechtliche Anmerkungen in Zeiten eines akuten Priestermangel. Meier D., Platen P., Reinhardt H. E. F., Sanders F. (ed) Munsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici. Essen, vol. 55.
21. Riedel-Spangenberger I. Sendung in der Kirche, Paderborn, 1991.
22. Schmitz H. 1985. Officium animarum curam secumferenz. Zum Begriff des seelsorgerischen Amtes. Ministerium Iustitiae. FS für H. Heinemann zur Vollendung des 60. Lebensjahres, pp. 128–130.
23. Die deutschen Bischofe, Bonn, 1970, vol. 3, pp. 29–32.
24. Schuller Th. 2002. Geistliche Leitung in kirchlichen Vereinigungen. Neue partikularkirchliche Entwiklungen im Bereich der Deutschen Bischofskonferenz und in einzelnen deutschen Bistumern. Althaus R. u. a. (ed.) Aktuelle Beitrage zum Kirchenrecht, Frankfurt, pp. 269–295.
25. Zottl A., Schneider W. Wege der Pastoraltheologie. 20 Jahrhundert, Eichstatt, 1988.
26. Die deutschen Bischofe. Hirtenschreiben und Erklarungen, Bonn, 1977, vol. 11.

Черный Алексей Иванович

ФИЛОСОФИЯ

Коцюба Вячеслав Иванович

Лекции протоиерея Феодора Голубинского как предмет историко-философского анализа

Коцюба В. И. Лекции протоиерея Феодора Голубинского как предмет историко-философского анализа // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 43-59