/
Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение
Вестник ПСТГУ I :72

БОГОСЛОВИЕ

Варфоломеев Максим Иванович
Варфоломеев М. И. К вопросу об эпиклезе в анафоре литургико-канонического памятника «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 11-27 DOI: 10.15382/sturI201772.11-27
В статье анализируется фрагмент анафоры "Завещания Господа нашего Иисуса Христа", расположенный в начале ее просительной части и рассматриваемый многими исследователями в качестве эпиклезы. Сирийский текст фрагмента содержит обращенное к Св. Троице прошение: "принеси питие сие и пищу сию освящения Твоего". Показано, что, вопреки мнению ряда исследователей (Б. Ботт, С. Ричардсон), этот фрагмент не может быть искаженным в процессе перевода прошением о ниспослании на дары Св. Духа. Вместе с тем, нельзя принять и утверждение Н. Д. Успенского и прот. Л. Воронова о том, что этот фрагмент представляет собой эпиклезу восходящего типа. Показано, что сирийский императив ʾaytāy ("принеси") может быть искажением перфектной формы ʾaytīn ("мы принесли"), что подтверждается чтением одной из сирийских рукописей, использовавшихся издателем текста "Завещания" кардиналом Рахмани, а также чтением эфиопской версии памятника. Высказывается предположение, что данный фрагмент дублирует упоминание акта приношения хлеба и вина в составе Anamnesis, т. е. тот элемент, который в большинстве древних анафор связывает их повествовательную и просительную части. Такое дублирование могло потребоваться в силу того, что редактор реструктурировал анафору "Апостольского предания", взятой им за основу, и внес интерполяции в ее текст, из-за чего Anamnesis оказался оторван от просительной части. В то же время, данный фрагмент анафоры может отражать промежуточный этап в развитии эпиклезы — переход от прошения об освящении молящихся через принятие евхаристических даров к прошению об освящении самих даров. Нехарактерный для позднейшей традиции порядок перечисления евхаристических элементов (сначала "питие", затем "пища") дает основание предполагать, что фрагмент был заимствован редактором из достаточно древнего (не позднее III в.) литургического источника.
литургика, раннехристианское богослужение, литургико-канонический памятник, Завещание Господа нашего Иисуса Христа, Testamentum Domini, Апостольское предание, Traditio Apostolica, Евхаристия, анафора, анамнесис, эпиклеза
  1. Anaphorae Syriacae, quotquot in codicibus adhuc repertae sunt / A. Raes, A. Rücker, H. G. Codrington, eds. R., 1939. Vol. 1, Fasc. 1.
  2. Anaphorae Syriacae, quotquot in codicibus adhuc repertae sunt / I. Hausherr, H. G. Codrington, A. Raes, eds. R., 1940. Vol. 1, Fasc. 2.
  3. Der äthiopische Text der Kirchenordnung des Hippolyt / H. Duensing, Hrsg. Göttingen, 1946.
  4. Botte B. "L’épiclèse de l’anaphore d’Hippolyte" in Recherches de théologie et philosophie médiévales. 1947. Vol. 14. P. 241–251.
  5. Botte B. "À propos de la Tradition apostolique" in Recherches de théologie ancienne et médiévale. 1966. Vol. 33. P. 177–186.
  6. Botte B. "L’Esprit-Saint et l’Eglise dans la «Tradition apostolique» de Saint Hippolyte" in Didaskalia. 1972. Vol. 2. P. 221–233.
  7. Bouyer L. Eucharist: Theology and Spirituality of the Eucharistic Prayer. L., 1968.
  8. Bradshaw P. F. Eucharistic Origins. Eugene (OR), 2012.
  9. Les Constitutions apostoliques / M. Metzger, éd. P., 1987. Vol. 3.
  10. Didascaliae apostolorum fragmenta Veronensia Latina / E. Hauler, ed. Lipsiae, 1900.
  11. Dillmann A., Bezold C. Ethiopic Grammar. Eugene (OR), 2005.
  12. Le Grand Euchologe du Monastère Blanc / E. Lanne, éd. P., 1958.
  13. Hänggi A., Pahl I. Prex Eucharistica. Freiburg, 1998.
  14. Harden J. M. "The Anaphora of the Ethiopic Testament of Our Lord" in Journal of Theological Studies. 1921. Vol. 89. P. 44–49.
  15. Irénée de Lyon. Contre les Hérésies. Livre V / A. Rousseau, L. Doutreleau, Ch. Mercier, éds. P., 1969. Vol. 2.
  16. Leslau W. Concise Dictionary of Geʿez (Classical Ethiopic). Wiesbaden, 2010.
  17. Ludolf J. Ad suam historiam Aethiopicam antehac editam commentarius. Francofurti ad Moenum, 1691.
  18. Mazza E. The Origins of the Eucharistic Prayer. Collegeville (MN), 1995.
  19. McGowan A. "‘First Regarding the Cup...’: Papias and the Diversity of Early Eucharistic Practice" in Journal of Theological Studies. 1995. Vol. 46. P. 551–555.
  20. McKenna J. H. The Eucharistic Epiclesis: A Detailed History from the Patristic to the Modern Era. Chicago, 2009.
  21. Origenes Werke / E. Klostermann, Hrsg. Leipzig, 1901. Bd. 3.
  22. Payne Smith R. Thesaurus Syriacus. Oxford, 1879. T. 1.
  23. Richardson C. C. "The So-Called Epiclesis in Hippolytus" in Harvard Theological Review. 1947. Vol. 40. P. 101–108.
  24. Richardson C. C. "A Note on the Epicleses in Hippolytus and the Testamentum Domini" in Recherches de théologie et philosophie médiévales. 1948. Vol. 15. P. 357–359.
  25. Taft R. F. "The Epiclesis Question in the Light of the Orthodox and Catholic Lex Orandi Traditions" in New Perspectives on Historical Theology. Essays in Memory of John Meyendorff / B. Nassif, ed. Grand Rapids (MI); Cambridge, 1996. P. 210–237.
  26. The Testament of Our Lord Translated into English from Syriac / J. Cooper, A. J. Maclean, trans. Edinburgh, 1902.
  27. Le Testamentum Domini éthiopien: Édition et traduction / R. Beylot, éd. Louvain, 1984.
  28. Testamentum Domini Nostri Jesu Christi / I. E. Rahmani, ed. Moguntiae, 1899.
  29. The Treatise on the Apostolic Tradition of St. Hippolytus of Rome, Bishop and Martyr / G. Dix, H. Chadwick, eds. L., 1968.
  30. Troupeau G. "Une version arabe de l’anaphore du «Testamentum Domini»" in Christianisme oriental: Kérygme et histoire: Mélanges offerts au père Michel Hayek / C. Chartouni, éd. P., 2007. P. 247–256.
  31. Zheltov M. "The Anaphora and Thanksgiving Prayer from the Barcelona Papyrus: An Underestimated Testimony to the History of the Anaphora in the Fourth Century" in Vigiliae Christianae. 2008. Vol. 62. P. 467–504.
  32. Варфоломеев М. И. Особенности литургических диалогов перед анафорой и Причащением в тексте литургико-канонического памятника «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 4 (66). С. 9–23.
  33. Винклер Г. Эпиклеза и рассказ об установлении Евхаристии в анафоре святителя Василия Великого: некоторые филологические наблюдения относительно их эволюции и богословского значения // Православное учение о церковных таинствах: Материалы V Международной богословской конференции РПЦ (Москва, 13–16 ноября 2007 г.) / Свящ. М. Желтов, ред. М., 2009. Т. 1. С. 382–399.
  34. Воронов Л., прот. Литургия по «Testamentum Domini nostri Jesu Christi» (1, 23) // Богословские труды. 1971. Т. 6. С. 207–219.
  35. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. М., 1976.
  36. Желтов М., диак. [Евхаристия] в апокрифических Деяниях II–III вв. // Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 554–555.
  37. Успенский Н. Д. К вопросу о «Православной литургии западного обряда» // Журнал Московской Патриархии. 1954. Т. 8. С. 33–45; Т. 9. С. 57–65.
  38. Успенский Н. Д. Анафора (опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. 1975. Т. 13. С. 40–147.
Варфоломеев Максим Иванович
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: warfolomeew@gmail.com.
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Давыденков О. В. Феодор абу Курра как полемист с монофизитством // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 28-47 DOI: 10.15382/sturI201772.28-47
Феодор Абу Курра, епископ Харранский, ок. 750 — ок. 830, основатель мелькитской богословской традиции, в современной патрологической науке известен преимущественно как апологет христианства перед лицом ислама, иудаизма и манихейства. Однако исследователи нередко упускают из вида, что Абу Курра прежде всего был православным богословом, видевшим главную цель своей деятельности в положительном раскрытии православного вероучения, а также в полемике с инославными христианами монофизиты, несториане, марониты. Из всех ересей самой опасной Феодор считал умеренное монофизитство Севира Антиохийского. В статье рассматривается аргументация Харранского епископа против севирианского учения о единой сложной природе воплотившегося Бога Слова. Автор приходит к выводу, что Феодор не только прекрасно знал святоотеческую традицию критики севирианской концепции сложной природы, но и обогатил ее. Из десяти аргументов, приводимых им против этой концепции, пять не встречаются, по крайней мере в явном виде, у византийских халкидонитских авторов. Свою аргументацию против учения о единой природе Абу Курра дополняет критикой севирианского использования антропологической парадигмы и пытается установить пределы ее использования в православной христологии.
монофизитство, халкидониты, севириане, мелькиты, христология, единая сложная природа, антропологическая парадигма
  1. Бриллиантов А. И., проф. Происхождение монофизитства (Речь, предназначенная к произнесению в день годичного акта 17 февраля 1906 г.) // Христианское чтение. 1906. № 4. С. 793–822.
  2. Грамота императора Юстиниана к святому собору об Оригене и его единомышленниках // Деяния Вселенских Соборов. СПб., 1996. Т. 3. С. 537–538.
  3. Троицкий И. Е. Изложение веры Церкви Армянской. CПб., 1875.
  4. Шенборн К., кард. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М., 1999.
  5. Anastasius Sinaita. Viae dux / K.-H. Uthemann, ed. Turnhout; Leuven, 1981.
  6. Cyrillus Alexandrinus. Epistola 44 ad Eulogium presbyterum Constantinopolitanum // PG. T. 77. Col. 224D–228D.
  7. Cyrillus Alexandrinus. Epistola 50 ad Valerianum Iconiensem episcopum // PG. T. 77. Col. 256B–277B.
  8. Eulogius Alexandrinus. Apologiae pro synodo Chalcedonensi // PG. T. 103. Col. 1028А–1060А.
  9. Eulogius Alexandrinus. Dubitationes orthodoxi // Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Aschendorf; Münster. 1981. P. 152–155.
  10. Graf G. Die arabischen Schriften des Theodor Abu Qurra, Bischofs von Harran (ca. 740–820). Paderborn, 1910.
  11. Griffi th S. H. The controversial theology of Theodore Abū Qurrah (c. 750–c. 820 A.D.). Washington, 1978.
  12. Griffi th S. H. Muslims and church councils. The apology of Theodore Abū Qurrah // Studia Patristica. 1993. Vol. 25. 270–299.
  13. Ioannes Damascenus. Dialectica // PG. T. 94. Col. 521A–675B.
  14. Ioannes Damascenus. Contra Jacobitas // PG. T. 94. Col. 1436A–1502D.
  15. Ioannes Damascenus. De natura composita contra Acephalos // PG. T. 95. Col. 112С–125В.
  16. Ioannes Philoponus. Diaetetes seu Arbiter / A. Šanda, ed. // Opuscula Monophysitica Ioannis
  17. Philoponi. Beryti Phoeniciorum, 1930. P. 35–88.
  18. Justinianus Imperator. Confessio rectae fi dei adversus tria capitula // PG. T. 86. I. Col. 993C–1035B.
  19. Leontius Byzantinus. Contra Nestorianos et Eutychianos // PG. T. 86. I. Col. 1267B–1396A.
  20. Leontius Byzantinus. Eparoremata (Triginta capita contra Severum) // PG. T. 86. II. Col. 1901B–1916B.
  21. Leontius Byzantinus. De sectis // PG. T. 86. II. Col. 1193A–1268A.
  22. Leontius Hierosalymitanus.Contra Monophysitas // PG. T. 86. II. Col. 1769A–1901A.
  23. Mayāmir Thāwudūrus Abī Qurrah Usquf Harrān / Q. Al-Bāshā, ed. Beirut, 1904.
  24. Maximus Confessor. Opuscula theologica et polemica 5. Adversus eos qui dicunt dicendam unam Christi operationem // PG. T. 91. 64B–65A.
  25. Maximus Confessor. Epistola 12 ad Ioannem cubicularium de rectis Ecclesiae Dei decretis, et adversus Severum haereticum // PG. T. 91. Col. 460A–509B.
  26. Maximus Confessor. Epistola 13 ad Petrum illustrem, oratio brevis seu liber, adversus dogmata Severi // PG. Т. 91. Col. 509B–533A.
  27. Maximi Confessoris Ambigua ad Iohannem // PG T. 91. Col. 1061A–1417C.
  28. Theodorus Abucara. Opuscula 2. Explanatio vocum, quibus philosophi utuntur, et confutation haeresis Acephalorum Severianorum // PG. T. 97. Сol. 1469C–1492D.
  29. Theodore Abu Qurra. Profession de foi // Deux écrits inédits de Théodore Abuqurra / I. Dick, éd., trad. // Muséon. 1959. Vol. 72. P. 56–59.
  30. ωjννου Δαμασκηνοƒ Ùκδοσις Õκριβ±ς τ¹ς ÚρθοδÜξου πÝστεως. ΘεσσαλονÝκη, 1976.
Давыденков Олег Викторович, протоиерей
Ученая степень: доктор богословия;
Ученая степень: кандидат философских наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ПСТГУ, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: odavydenkov@yandex.ru.
Савинов Родион Валентинович
Савинов Р. В. Антропология позднего Лютера: Disputatio de homine (1536) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 48-58 DOI: 10.15382/sturI201772.48-58
В статье анализируется развитие антропологической проблематики в теологии Мартина Лютера, а также выявляется трансформация этой темы в поздний период развития лютеровской теологии. В качестве основного источника привлекается текст тезисов Лютера, посвященных данной теме: Disputatio de hominе, Рассуждение о человеке, 1536. Исходя из предположения, что антропологическая проблематика не представлена у Лютера в качестве особого учения, а включена в контекст разносторонних богословских поисков, предлагается модель реконструкции представлений Лютера о человеке на основе тех акцентов, которые он делал в разные периоды своего творчества. В частности, ранний Лютер в 1510-1520 гг. исходил из невозможности определить природу человека вследствие ее радикального разрушения грехом. Спасение осуществляется как изменение этой природы, "рождение свыше", освобождающее человека от "рабства миру", что является главной темой трактата "О свободе христианина", и своеволия, превращая его в орудие исполнения недоступной пониманию воли Божьей в трактате "О рабстве воли". Впоследствии, не отказываясь от высказанных ранее идей, "поздний" Лютер в 1530-е гг. изменяет подход к трактовке антропологических вопросов: он признает возможность познания человеческой природы, связывает историю творения и историю спасения в концепции "tota creatura", и через эту связь творения с Творцом приближается к трактовке проблемы предопределения, впрочем, не индивидуального, а родового. Данное обстоятельство позволяет рассматривать поздний период творчества Лютера, которым обычно пренебрегают, в качестве важного этапа в развитии его учения.
Лютер, Реформация, антропология, теология, сущность, природа, догматика, спасение, totus homo, tota creatura, homo theologicus
  1. Брендлер Г. Мартин Лютер: Теология и революция / Пер. с нем. М.И. Левиной. М.-СПб., 2000.
  2. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / Пер. с нем. М.И.Левиной. М.; СПб., 20152.
  3. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения / Пер. и комм. Ю.М.Каган. М., 1986.
  4. Лютер М. Лекции по «Посланию к Римлянам» / Пер. Н. Комарова. Duncanvill-Мн., 1996.
  5. Лютер М. О свободе христианина // Лютер М. 95 тезисов / Сост., вступ. ст., прим. и комм. И. Фокина. СПб., 2002.
  6. Лютер М. Собрание сочинений. Т. 1. Лекции о книге Бытия. / Пер. В. Володина. Фонд Лютеранское наследие, 2009 // Ресурс: http://www.lhf.ru/ (дата обращения: 14.03.2017).
  7. Мережковский Д. С. Собрание сочинений. Реформаторы. Испанские мистики. М., 2002.
  8. Соловьев Э. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.
  9. Хэгглунд Б. История западного богословия. Б.м., 2008.
  10. Шварц Г. Мартин Лютер. Введение в жизнь и труды / Пер. с нем. А. Ваненковой, М., 2014.
  11. Cortez M. Christological Anthropology in Historical Perspective: Ancient and Contemporary Approaches to Theological Anthropology. Grand Rapids, 2016.
  12. D. Martin Luther. Werke. Kritische Gesamtausgabe. Bd. 39, 1 Abst. Weimar, 1926.
  13. Ebeling G. Lutherstudien. Band II. Disputatio de homine. 1. Tl. Tubingen, 1977.
  14. Melanthon Ph. Opera quae supersunt omnia / Corpus Reformatorum. Vol. 21. Brunsvigae, 1854.
  15. Slenczka N. Luther’s Anthropology // The Oxford Handbook of Martin Luther's Theology / Еds. R. Kolb, I. Dingel, L. Batka. Oxford, 2014. Р. 212-232.
  16. Vogelsang, E. (Übers.). Luthers Hebräerbrief-Vorlesung von 1517/18. Berlin-Leipzig, 1930.
Савинов Родион Валентинович
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: СПбГАВМ, Российская Федерация, 196084 Санкт-Петербург, Черниговская ул., д. 5;
Электронный адрес: savrodion@yandex.ru.
Статья подготовлена в рамках проекта «Свобода и субъективность в реформационном учении Мартина Лютера и в философии Нового времени» (грант РГНФ № 16-03-00099а).

ФИЛОСОФИЯ

Пеньяфлор-Расторгуева Нина Вальтеровна
Пеньяфлор-Расторгуева Н. В. Эстетико-теургический проект Серебряного века: от истоков к постановке проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 61-75 DOI: 10.15382/sturI201772.61-75
В статье рассматриваются два поворотных момента в истории феномена теургии, существенно повлиявших на его концептуальное оформление в начале XX века, в частности, в интеллектуальных поисках русских символистов младшего поколения. Первый момент - попытки неоплатоников в VI-V вв. н.э. теоретически осмыслить античную теургию, до этого на практике представлявшую, скорее, элитарную магию. На материале классических англоязычных филологов рассматривается заочная полемика Ямвлиха с Порфирием о возможности теургии как акта приобщения к божественному и спасения души теурга от изъянов человеческой природы, а также излагается учение Прокла о "божественных символах", обосновывающее важную для понимания теургии идею того, что бесконечное может заключаться в конечном посредством различного рода символов, как материальных, так и нематериальных, содержащихся в уме теурга. Второй анализируемый момент - философские поиски ранних немецких романтиков в конце XVIII века, их концепт "Buildunganschtalt" и эстетические идеи - убежденность в органическом единстве мира и преображающей силе искусства - в немалой степени повлияли на трансформацию представлений о содержании теургии и ее возможных форм претворения в жизнь к началу XX века. Подводя итог, автор защищает тезис о том, что теоретическое осмысление феномена теургии за более чем полторы тысячи лет истории прошло сложную эволюцию - от представления о теургии как наборе конкретных индивидуальных практик для спасения души теурга и созерцания самопричинного божества до коллективного проекта по преображению человеческой природы и спасению всего тварного мира.
Теургия, теургическая эстетика, эстетико-теургический проект, Серебряный век, софиология, гностицизм, синтез искусств, русский символизм, неоплатонизм, немецкий романтизм,
  1. Бычков В. В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.
  2. Козырев А. П. Соловьёв и гностики. Москва: Издатель Савин С. А., 2007.
  3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века. Харьков: Фолио; Москва: ООО «Издательство АСТ», 2000.
  4. Мазаев А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.: Наука, 1992.
  5. Минц З. Г. Об эволюции русского символизма (К постановке вопроса: тезисы) // Блоковский сборник Тарту, 1986. Выпуск 7. С. 7-24.
  6. Обатнин Г. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919)). М.: Новое литературное обозрение, 2000.
  7. Пайман А. История русского символизма. Москва: Республика, 1998.
  8. Петров А. В. Феномен теургии: Взаимодействие языческой философии и религиозной практики в эллинистическо-римский период. СПб.: Издательство РХГИ; Издательский Дом СПбГУ, 2003.
  9. Силард Л. Герметизм и герменевтическая традиция. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002.
  10. Соловьёв В. С. Философские начала цельного знания // Полное собрание сочинений и писем в 20 тт. Т.2. Москва: Наука, 2000.
  11. Ямвлих. О египетских мистериях. М.: Алетейя, 2004.
  12. Beiser Frederick C. The Romantic Imperative: The Concept of Early German Romanticism. Harvard University Press, 2003.
  13. Dodds E. R. Theurgy and Its Relationship to Neoplatonism // The Journal of Roman Studies, Vol.37, 1947. P. 55-69.
  14. Dodds E. R. New Light on the «Chaldaean Oracles» // Harvard Theological Review. Volume 54, Issue 04, 1961. P. 263-273.
  15. Hansen-Löve A. A. Der russische Symbolismus: System und Entfaltung der poetischen Motive. Bd.1: Diabolischer Symbolismus. Wien, 1989.
  16. Lewy H. Chaldaean Oracles and Theurgy: Mysticism Magic and Platonism in the Later Roman Empire. Institut d’Études Augustiniennes, Paris, 2011.
  17. Matlaw R. E. The Manifesto of Russian Symbolism // The Slavic and East European Journal, 1957, Vol.1, №3. P. 177-191.
  18. Sheppard A. Proclus’ Attitude to Theurgy // The Classical Review, Volume 32, №1, 1982. P. 212-224.
Пеньяфлор-Расторгуева Нина Вальтеровна
Место работы: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российская Федерация, 119234 Москва, Ленинские горы, МГУ;
Электронный адрес: nina.penyaflor@gmail.com.
Шмаков Владимир Владимирович
Шмаков В. В. Идея свободы у Ф. М. Достоевского и С. Л. Франка // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 76-85 DOI: 10.15382/sturI201772.76-85
Одними из важнейших вопросов религиозно-философской антропологической концепции С. Л. Франка являются вопрос об определение личности в человеке, о тесной взаимосвязи человека и Бога, о грехе и страданиях, а также об опреде-лении границ его свободы. В определении свободы и ее основных моментов он исходит не только из западной философской мысли, но также из антропологи-ческих взглядов и идей Ф. М. Достоевского. По Франку, как и по Достоевскому, раскрытие полноты свободы в человеке взаимосвязано с учением о свободе че-ловека как самоопределения в добре и в Боге, принятии страданий как необхо-димой составляющей в его спасении. Статья посвящена сравнению основных антропологических концепций, а также идеи свободы и ее характеристик в про-изведениях и трудах обоих мыслителей, для того чтобы проследить преемствен-ность традиции Достоевского у Франка в рамках его антропологии, чтобы до- казать, что для него человеческая свобода и сам человек могут рассматриваться в контексте его философии всеединства и не противоречить ей.
Ф. М. Достоевский, С. Л. Франк, антропология, свобода, человек, Бог, Богочеловек, человекобог, всеединство.
  1. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. Т.2. В 2-х т. М.: Искусство, 1994. С.7-150.
  2. Бердяев Н. А. [Рец.:] С.Л. Франк. Непостижимое. // Путь. № 60. 1939.
  3. Вершина В.А. Художественно-философское творчество Ф. Достоевского в интерпретации С. Франка. Вестник Днепропетровского университета. №9/2. Дн. 2010. С.78-85.
  4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: В 30-и т. Л.: Наука, 1972-1990.
  5. Иванов В. И. Родное и вселенское. М., 1994.
  6. Касаткина Т. А. Без Бога… Роман Ф.М. Достоевского «Бесы». Статья 1. // Три века русской литературы. Актуальные аспекты изучения. Выпуск 13. Москва-Иркутск, 2006. С.13-33.
  7. Мачкарина О. Д. Персонализм Ф.М. Достоевского и его роль в формировании концепции личности в русской философии. // Вестник МГТУ, том 15, №3, 2012. С. 662-665.
  8. Назарова Оксана. Философы не молчат. Предисловие к публикации. Проф. Семен Франк. Достоевский – самый русский изо всех русских. К 50-летию со дня смерти поэта: человек и творчество. // Соловьевские исследования. М., 2013. №3(39). С.139-148.
  9. Сердюкова Е. В. Ф.М. Достоевский и русская философия. // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом; Сборник научных статей / Под общ. ред. В.А. Кувакина и М.А. Маслина; составитель М.А. Маслин. - М.: Издательство Московского Университета, 2013. С. 273-282.
  10. Франк С. Л. Апостол человечности. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.357-360.
  11. Франк С. Л. Вера Достоевского. // Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.353-357.
  12. Франк С. Л. Достоевский и кризис гуманизма. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.361-366.
  13. Франк С. Л. Духовные основы общества. Республика. М., 1992.
  14. Франк С. Л. Из духовной мастерской Достоевского. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.350-353.
  15. Франк С. Л. Легенда о Великом Инквизиторе. // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. – СПб.: Наука, 1996. С.367-374.
  16. Франк С. Л. Непостижимое. // Франк С.Л. Человек и Бог. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2010. С.77-524.
  17. Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб. 1995
  18. Франк С. Л. Реальность и человек. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2009. С.415-827.
  19. Франк С. Л. Русское мировоззрение. // Франк С.Л. Духовные основы общества // Сборник: Сер. Мыслители ХХ в. / сост. П.В. Алексеев. М.: Республика, 1992. C. 471–500.
  20. Франк С. Л. Свет во тьме. // Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2011. С.3-414.
  21. Франк С. Л. Смысл жизни / С.Л. Франк // С нами Бог; сост. и предисл. А.С. Филоненко. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  22. Франк С. Л. С нами Бог. Три размышления. // Франк С.Л. Свет во тьме. Минск: Издательство белорусского Экзархата, 2011. С.415-827.
Шмаков Владимир Владимирович
Место работы: ПСТГУ, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: vshm1992@yandex.ru.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Иванова Анастасия Сергеевна
Иванова А. С. Эсхатологическое содержание образов Калки и Будды Майтреи: компаративный анализ. // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 89-102 DOI: 10.15382/sturI201772.89-102
В средневековой индийской мифологии, отраженной в текстах Палийского канона Типитака и пуранах, присутствуют образы, отображающие эсхатологические религиозно-философские идеи. Одним из них является Калки - десятая аватара Вишну, индуистский мессия, приход которого, согласно пуранам, должен положить конец нравственному и религиозному упадку в последние времена Кали-юги. Миф о бодхисатве Майтрее, почитание которого распространено среди разных школ буддизма, связан с пророчеством о будущем перерождении Майтреи, который ожидает своего часа на Небесах Тусита. В данной статье рассматривается эсхатологическое содержание мифов о Майтрее и Калки и то, как оно реализуется в последовательности мифологического сюжета, связанного с конечной судьбой мира в момент завершения очередного временного цикла. При сопоставлении мифов о Майтрее и Калки наблюдается определенное сходство между образами Майтреи и Калки, вследствие чего возникает вопрос о том, какой из мифологических сюжетов был первичным. Исходя из более раннего происхождения мифа о Майтрее, следует отметить, что образ Калки в литературе пуран формировался под влиянием инклюзивистских стратегий вишнуисткой традиции. Несмотря на единство мифологических функций и активное взаимовлияние образы Калки и Майтреи контрастны по отношению друг к другу, так как они транслируют два разных сценария эсхатологии циклического типа: суд Калки и его воинственное возмездие, а также проповедь Майтреи, что принесет спасение всем существам.
Калки, Майтрея, мифологическая функция, циклическая эсхатология, пурана, инклюзивизм, компаративный анализ
  1. Вигасин А. А. ДхармашастраНарады. М., 1998.
  2. Гаруда-пурана. 12. 3, 8. / Гаруда-пурана. Человек и мир./ Пер. с санскр., исслед., коммент. Е. В. Тюлиной. М., 2003.
  3. Елизаренкова Т. Я., Топоров В. Н. Язык пали. М., 1965.
  4. Махабхарата. Араньякапарва. / Перевод с санскр., предисловие и комментарий Я.В. Василькова и С.Л. Невелевой. М., 1987.
  5. Невелева С. Л. Мифология древнеиндийского эпоса. (пантеон). М. 1975
  6. Сахаров П. Д. Мифологическое повествование в санскритских пуранах. М., 1996.
  7. Abegg E. Der Messiasglaube in Indien und Iran. De Gruyter, Berlin 1928.
  8. Geiger W. The Culavamsa: Being the More Recent Part of the Mahavamsa. London. 1930.
  9. Geiger W., Bode M. H.The Mahavamsa or, the great chronicle of Ceylon / Pali Text Society. London. 1912.
  10. Goldstone J. N. Eschatologiсal backgrounds of devotionalism in Buddhist China. Vancouver.1978.
  11. Hacker P. Inclusivismus: Eine indische Denkform / G.Oberhammer, ed. Wien. 1983.
  12. Hopkins E. W. Epic mythology. Strassburg .1915
  13. Jaiswal S. The origin and development of Vaisnavism. Delhi. 1967.
  14. Kalki Purana of Sri Veda Vyasa / P. J.Vidyasagara, ed. B. A. Calcutta. 1890.
  15. Kitagawa J. M. The Many Faces of Maitreya. A historian of Religions Reflections // Maitreya, the Future Buddha /A.Sponberg, ed. Cambridge. 1988. P. 7-23.
  16. Lancaster L. R. Maitreya //Encyclopedia of Religion /L. Jones, ed. Detroit, 2005.vol. P. 5619
  17. Malalasekera G. P. Dictionary of Pali proper names.Vol II. New Delhi. 2007.P. 660-661.
  18. Mankad D. R. Kalki - the Earliest Check to Buddhism //Encyclopaedia of Hinduism. Vol. 41. /N. Singh, ed. Delhi 2000. P.1451.
  19. Minayeff J. The Annagata-vamsa // Journal of the Pali Text Society / T. W. Rhys Davids, ed. 1886. P. 33-54.
  20. Morris R. The Buddhavaṃsa and the Cariyā-piṭaka. Vol. I . London: Pali Text Society 1882.
  21. Nattier J. The Meanings of Maitreya. A Typological Analysis // Maitreya, the Future Buddha /A.Sponberg, ed. Cambridge. 1988. Р. 23-51.
  22. Norman H. C. The Kalkiavatara of Vishnu // Transactions of the Third International Congress for the History of Religions.1908.vol. N.
  23. O’ Flaherty W. D. The Hindus: An Alternative History. New York. 2009.
  24. Rhys Davids T. W. Dialogues of the Buddha / Transl. from the Pali of the Digha Nikaya by C.A.F. Rhys Davids. Pt/ III. London. 1921.
  25. Rocher L.The Puranas.Wiesbaden, 1986.
  26. The VayuPurana. A System of Нindu Mythology and Tradition. vol II. RajendralalaMitra, ed. Calcutta . 1881.
  27. Vishnu Purana with Сommentary by Vishnuchitta Alwar / P. B. Annangaracharya, ed. Kanchipuram. 1972.
  28. Winternitz M. A. History of Indian Literature. Vol 2. Calcutta.
  29. Winternitz M. A. History of Indian Literature.Vol 1. New Delhi.1977.
  30. Wynne А. How Old Is Sutta-pitaka? Oxford. 2003.
Иванова Анастасия Сергеевна
Место работы: ПСТГУ, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: anastasuwa_iv@mail.ru.
Антонов Константин Михайлович
Антонов К. М. «Русские могилы»: И. А. Сикорский и В. В. Розанов о психологии сектантства // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 103-125 DOI: 10.15382/sturI201772.103-125
В статье осуществляется сравнительный анализ подходов к изучению сектантства, намеченных конце 19 начале 20 века в рамках отечественной психиатрии, с одной стороны, и в рамках религиозно философской мысли с другой. В качестве основного представителя психиатрического направления рассматривается один из ведущих российских психологов и психиатров того времени И.А. Сикорский 1842 1919, репрезентантом религиозно-философского направления является В.В. Розанов 1856 1919. В первой части статьи рассматриваются произведенные Сикорским исследования маргинальной религиозности: движения «малеванцев» и случаев самозакапываний под Тирасполем. Анализируются предпосылки и результаты исследований, общий подход, роль метафор «внушения», «заражения», «психологической эпидемии» в его объяснительной модели, скрытые отсылки к идеям Тарда и Лебона, критерии различения нормальной и маргинальной религиозности у Сикорского, роль его идей в становлении психиатрического подхода в целом. Рассматриваются дискуссии, развернувшиеся вокруг публикаций Сикорского. Во второй части предметом анализа становятся посвященные той же теме тексты В.В. Розанова. Выявляются общие принципы розановского подхода к анализу религиозной проблематики вообще и маргинальной религиозности в особенности, указывается влияние полемического контекста на конкретные оценки и суждения мыслителя. В центре внимания автора оказывается текст Русские могилы реплика Розанова на очерк Сикорского, посвященный трагедии под Тирасполем. Предметом анализа становится специфическая форма и стилистика розановского текста, применение описанных методологических принципов, использование данного случая в антихристианской полемике мыслителя. Подход Розанова и его критика в адрес «психиатрии» вписываются в контекст развития гуманитарной мысли 20 века. В заключение предлагаются выводы относительно значения рассмотренных подходов в истории отечественной психологии религии.
Сикорский, Розанов, психология религии, психиатрия, заражение, психологическая эпидемия, маргинальная религиозность, сектантство, христианство
  1. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX – начала XX века. М., ПСТГУ, 2013.
  2. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб, 1908.
  3. Бирюков П. И. Малеванцы. История одной русской секты. М., 1907.
  4. Б-ский. К вопросу о тираспольских заживо замурованных раскольниках // Братское слово. 1898. Т. 1. № 2. С. 255-270;
  5. Вижевский М., свящ. О расколе в Тираспольском уезде Херсонской губ. и заживо похороненных здесь раскольниках // Братское слово. 1897. Т. II, № 7. С. 244-263;
  6. Казанский К. К. Мистицизм в исламе. Самарканд, 1906.
  7. Казанский К. К. Суфизм с точки зрения современной психопатологии. Самарканд, 1905;
  8. Каннабих Ю. В. История психиатрии. М., 1928
  9. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Ч. 1. В. 1: Физические явления. Сергиев Посад, 1908.
  10. Лахтин М. Ю. Бесоодержимость в современной деревне. М., 1917.
  11. Лопатин Л. М. Личность и мировоззрение С.С. Корсакова // Лопатин Л.М. Философские характеристики и речи…
  12. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви.
  13. Менжулин В. Другой Сикорский. Неудобные страницы истории психиатрии. Киев, 2004.
  14. Мехтиханова Н. Н. История отечественной психологии конца XIX-начала XX в. М., 2010.
  15. Ореханов Г. Л., прот. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой: конфликт глазами современников. М., ПСТГУ, 2010.
  16. Розанов В. В. Психология русского раскола // он же. Т. 1. Религия и культура. М., 1990. С. 47–81, здесь с. 51.
  17. Розанов. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы) // он же. Собрание сочинений. Возрождающийся Египет. М., 2002. С. 325–440
  18. Розанов В. В. Русские могилы // Розанов В.В. Полное собрание сочинений. Т. 3. В темных религиозных лучах. М., 1994. С. 192-252.
  19. Сикорский А. И. Психопатическая эпидемия 1892 г. в Киевской губернии. Киев, 1893.
  20. Сикорский И. А. Нравственное значение личности Вл. Соловьева. Киев, 1901
  21. Сикорский И. А. Отец Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский и его пребывание в Киеве. Киев, 1893;
  22. Сикорский И. А. Эпидемические вольные смерти и смертоубийства в Терновских хуторах (близ Тирасполя). Психологическое исследование. Киев. 1897.
  23. Сикорский И. А. Всеобщая психология с физиогномикой. Киев, 1904.
  24. Сикорский И. А. Душа ребенка. СПб, 1901.
  25. Сикорский И. А. Основы теоретической и клинической психиатрии с кратким очерком судебной психологии. Киев, 1910.
  26. Сикорский И. А. Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1909.
  27. Сироткина И. Классики и психиатры: Психиатрия в российской культуре конца XIX — начала XX века. М., 2008.
  28. Сироткина И. Рецензия на кн.: В.И. Менжулин. Другой Сикорский. Неудобные страницы истории психиатрии. Киев: Сфера, 2004 // Вопросы истории естествознания и техники, 2005, №1, С. 153-154.
  29. Стрельбицкий И. В разъяснение вопроса о секте тираспольских изуверов // Миссионерское обозрение. Январь, 1898. С. 92–98.
  30. Субботин Н. И. По вопросу о заживо похороненных раскольниках Тираспольского уезда // Братское слово. № 8. С. 387-392;
  31. Субботин. По поводу суждений казанского миссионерского съезда о заживо похороненных тираспольских раскольниках // Братское слово. № 9. С. 519-530;
  32. Субботин. К вопросу о тираспольских изуверах // Братское слово. № 10. С. 638-643;
  33. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.
  34. Эткинд А. Хлыст: секты, литература и революция. М., 2013.
  35. Э. Я. К какому раскольничьему толку принадлежат тираспольские, заживо замурованные изуверы // Миссионерское обозрение. Авг. 1897. С. 657–660.
Антонов Константин Михайлович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: konstanturg@yandex.ru.
Статья написана в рамках проекта «Психология религии в России XIX — начала XXI века» (грант РФФИ № 16-03-00799).
Пруцкова Елена Викторовна
Пруцкова Е. В. Религиозность и базовые ценности россиян (по данным «Европейского социального исследования» и всероссийского исследования «Ортодокс Монитор») // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 126-143 DOI: 10.15382/sturI201772.126-143
В статье рассматривается связь между религиозностью и базовыми ценностями в России. Базовые ценности измеряются при помощи Портретного ценностного вопросника Ш. Шварца. В качестве информационной базы настоящей статьи выступают всероссийское исследование Ортодокс Монитор 2012 г., репрезентативный опрос воцерковленных православных россиян, и Европейское социальное исследование 2012 г. Обычно фиксируемая по результатам массовых опросов связь базовых ценностей с религиозностью в России очень слабая. Одна из возможных причин может заключаться в применении некорректных индикаторов для измерения степени религиозности. Одной из важнейших характеристик, отличающих воцерковленных православных, является регулярное причастие, предполагающее довольно серьезную подготовку, пост и исповедь. Человек производит попытку переосмыслить свои взгляды, ценности, изменить поведение. Если это происходит с определенной регулярностью, то может приводить к постепенному изменению базовых ценностей, обусловленному религиозностью. Такой работы над собой может не происходить, если человек посещает религиозные службы, но не причащается. Воцерковленные православные значительно более привержены ценностям Сохранения и Заботы о людях и природе и менее привержены ценностям Открытости изменениям и Самоутверждения. Одним из неожиданных результатов стали обнаруженные значительные различия в ценностях Универсализма, по которым воцерковленные православные заметно опережают среднестатистических россиян, в то время как в большинстве предыдущих исследований связь религиозности с ценностями Универсализма либо была отрицательной, либо отсутствовала, и лишь изредка была слабой положительной. Также, несмотря на общие низкие показатели по ценностям Открытости изменениям, различия обусловлены в наибольшей степени отвержением воцерковленными православными ценностей Гедонизма, Риска и Новизны, в то время как по ценностям Самостоятельности различия со среднестатистическими россиянами минимальны.
религиозность, воцерковленность, православие, приходская община, ядро церковной общины, базовые ценности, ценности Сохранения, Открытость изменениям, Самоутверждение, Забота о людях и природе, Ортодокс Монитор, Европейское социальное исследование
  1. Забаев И. В., Орешина Д. А., Пруцкова Е. В. Три Московских прихода: основные социально-демографические показатели и установки представителей общин крупных приходов. М., 2012.
  2. Магун В.С., Руднев М. Г. Базовые ценности россиян в европейском контексте // Общественные науки и современность. 2010. № 4. С. 5–17.
  3. Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1(93). С. 33–58.
  4. Магун В. С., Руднев М. Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93.
  5. Пруцкова Е. В. Влияние религиозности на базовые ценности населения европейских стран: эффект первичной религиозной социализации // XIV Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В четырех книгах. Книга 3 / Отв. ред. Е. Ясин. М., 2014. С. 527–536.
  6. Чеснокова В. Ф. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX века. М., 2005.
  7. Шварц Ш., Бутенко Т. П., Седова Д. С., Липатова А. С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. C. 43-70.
  8. Davidov E., Schmidt P., Schwartz S. H. Bringing values back in: The adequacy of the European social survey to measure values in 20 countries // Public Opinion Quarterly. 2008. Vol. 72. No. 3. P. 420-445.
  9. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religious Life. London, 1964.
  10. ESS Round 6: European Social Survey Round 6 Data (2012). Data File Edition 2.3. NSD – Norwegian Centre for Research Data, Norway – Data Archive and distributor of ESS data for ESS ERIC, December, 1, 2016, available at: http://www.europeansocialsurvey.org (20. 01. 2017).
  11. Gennerich C., Huber S. Value Priorities and Content of Religiosity – New Research Perspectives // Archive for the Psychology of Religion / Archiv für Religionspychologie. 2006. Vol. 28. No. 1. P. 253–267.
  12. Glock Ch.Y. On the Study of Religious Commitment // Religious Education. 1962. Vol. 57. Sup. 4. P. 98–110.
  13. Herk H. van, Poortinga Y.H. Current and Historical Antecedents of Individual Value Differences Across 195 Regions in Europe // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2012. Vol. 43. No 8. P. 1229–1248.
  14. Inglehart R., Norris P. Sacred and Secular: Religion and Politics Worldwide. Cambridge, New York, 2004.
  15. Magun V., Rudnev M., Schmidt P. Within- and Between-Country Value Diversity in Europe: A Typological Approach // European Sociological Review. 2016. Vol. 32. No. 2. P. 189-202.
  16. Meuleman B., Billiet J. Religious Involvement: Its Relation to Values and Social Attitudes // Cross-Cultural Analysis: Methods and Applications / ed. by Eldad Davidov, Peter Schmidt, Jaak Billiet. New York, 2011. P. 173–206.
  17. Roccas S., Schwartz S.H. Church-State Relations and the Association of Religiosity with Values: A Study of Catholics in Six Countries // Cross-Cultural Research. 1997. Vol. 31. No. 4. P. 356–375.
  18. Rokeach M. Part I. Value Systems in Religion // Review of Religious Research. 1969. Vol. 11. No. 1. P. 3–23.
  19. Saroglou V., Delpierre V., Dernelle R. Values and Religiosity: a Meta-Analysis of Studies Using Schwartz’s Model // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 37. No 4. P. 721–734.
  20. Schwartz S.H. A Proposal for Measuring Value Orientations across Nations // Questionnaire Development Package of the European Social Survey. Chapter 7. 2003. P. 259-319, available at: http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/core_ess_questionnaire/ESS_core_questionnaire_human_values.pdf (24. 03. 2017).
  21. Schwartz S.H. Computing Scores for the 10 Human values // Documentation for ESS-1. 2003, available at: http://www.europeansocialsurvey.org/docs/methodology/ESS1_human_values_scale.pdf (24. 03. 2017).
  22. Schwartz S.H. Human Values. From Item to Index // European Social Survey Education Net, available at: http://essedunet.nsd.uib.no/cms/topics/1/4/2.html (22. 03. 2017).
  23. Schwartz S.H. Universals in Content and Structure of Values: Theoretical Advances and Empirical Tests in 20 Countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. by M.P.Zanna. San Diego, CA, 1992. Vol. 25. P. 1-65.
  24. Schwartz S.H., et al. Refining the Theory of Basic Individual Values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103. No. 4. P. 663-688.
  25. Schwartz S.H., Huismans S. Value Priorities and Religiosity in Four Western Religions // Social Psychology Quarterly. 1995. Vol. 58. No. 2. P. 88–107.
  26. Sibley Ch.G., Bulbulia J.A. How Do Religious Identities and Basic Value Orientations Affect Each Other Over Time? // The International Journal for the Psychology of Religion. 2014. Vol. 24. No. 1. P. 64–76.
Пруцкова Елена Викторовна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: evprutskova@gmail.com.
Статья подготовлена в рамках проекта «Экономика как проблема: Теории границ экономического в политической и теологической мысли» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ.

РЕЗЕНЦИИ

Носачев Павел Георгиевич
Носачев П. Г. «Рак пятится назад, а щука тянет в воду…»: Размышления о современном состоянии исследований западного эзотеризма // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 72. С. 147-160 — Рец. на кн.: 1111
PDF
  1. Носачев П. Г. Блеск и нищета социологии оккультного: Теория оккультуры К. Партриджа // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2017. № 70. С. 110-126.
  2. Носачев П. Г. «Отреченное знание»: Изучение маргинальной религиозности в XX и начале XXI века: Историко-аналитическое исследование. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  3. Февр А. 500 лет эзотеризма: Новая область междисциплинарных исследований в рамках академии // 500 лет гностицизма в России. М.: ВГБИЛ, 1994. сс. 7-13.
  4. Халтурин Ю. Эзотеризм и мировоззрение русского масонства XVIII – XIX веков: попытка определения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4 (31) 2013. сс. 87-112.
  5. Brakke, D. The Gnostics: Myth, Ritual, and Diversity in Early Christianity. Cambrige: Harvard University press, 2010.
  6. Coblentz Bautch, K. Concealment, Pseudepigraphy and the Study of Esotericism in Antiquity // Aries, № 1, 2015. pp. 1-9
  7. Dictionary of gnosis and western esotericism. Edited by W.J. Hanegraaff. Leiden: Brill, 2006.
  8. Hanegraaff W. Empirical method in the study of esotericism // Method & Theory in the Study of Religion. Vol. 7 №2, 1995. pp. 99-129.
  9. Hanegraaff W. Esotericism and the Academy: Rejected Knowledge in Western Culture. Cambridge: Cambridge university press, 2012
  10. Hanegraaff W. New Age Religion and Western Culture: Esotericism in the Mirror of Secular Thought. Leiden: Brill, 1996.
  11. Magee, G.A. Hegel and the hermetic tradition. Ithaca and London: Cornell University press, 2001.
  12. Partridge C. The Re-Enchantment of the West: Vol. 1: Alternative Spiritualities, Sacralization, Popular Culture, and Occultur. L.: T&T Clark, 2004.
  13. Stuckrad K. von The Scientification of Religion: An Historical Study of Discursive Change, 1800–2000. Berlin: de Gruyter, 2014
  14. Stuckrad, K. von Ancient Esotericism, Problematic Assumptions, and Conceptual Trouble // Aries, № 1, 2015. pp. 16-20.
  15. The Cambridge Handbook of Western Mysticism and Esotericism. Edited by G.A. Magee. NY: Cambridge University Press, 2016
  16. The Occult world. Edited by С. Partridge. NY: Routledge, 2015
  17. Turner, J. Ritual in Gnosticism. in Gnosticism and Later Platonism: Themes, Figures, and Texts. Atlanta: Society of Biblical Literature, 2000.
  18. Urban, H. Magia Sexualis: Sex, Magic and Liberation in Modern Western Esotericism. Los Angeles: University of California Press, 2006.
  19. Nosachev, P. “Rejected knowledge”: Studies in Western Esotericism in XX- at the Beginning of XXI Centuries [Otrechennoe znanie. Izuchenie marginal'noi religioznosti v XX i nachale XXI veka]. Moscow: Saint Tikhon Orthodox Theological University, 2015.
  20. Khalturin, Y. "Ezoterizm i mirovozzrenie russkogo masonstva XVIII – XIX vekov: popytka opredeleniia" [Esotericism and Worldview of the Russian Freemasonry of the 18th — 19th Centuries: Toward a Conceptualization], Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 31(4), 2013. pp. 87-112.
  21. Faivre, A. Access to Western Esotericism. NY: State University of New York Press, 1994.
  22. Nosachev, P. Sociology of the Occult // St. Tikhon’s University Review. Series I: Theology. Philosophy. Religious Studies. I:70, 2017. pp. 110-125.
Носачев Павел Георгиевич
Ученая степень: кандидат философских наук;
Место работы: НИУ "Высшая школа экономики", Российская Федерация, 105066, Москва, Старая Басманная, 21/4;
Электронный адрес: pavel_nosachev@bk.ru.