/
Результат поиска


Ванькова А. Б. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 3 (53). С. 136-141. — Рец. на кн.: Войтенко А. А. Египетское монашество в IV веке: Житие прп. Антония Великого, Лавсаик, История монахов. ЦЕИ РАН, 2012
PDF
Ванькова Анна Борисовна
Ванькова А. Б. К вопросу о статусе так называемых «двойных монастырей» в Византии IV-VI вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 83. С. 11-25. DOI: 10.15382/sturII201883.11-25
Уже в ранний период Византийской империи (IV–VI вв.) помимо мужских и женских монастырей наличествовали и различные варианты сосуществования мужских и женских общин. Цель представленной статьи — проанализировать данные источников и понять, что скрывалось под термином dipla monasteria, равнозначен ли он понятию «двойные монастыри» современной историографии, а также ввести в оборот понятие монастыри-побратимы (twin-monasteries). Также в статье ставится вопрос, происходили ли изменения в численности таких монастырей, зависела ли она от географического положения общины. Источниковой базой исследования послужил широкий круг памятников — законы Юстиниана I, каноны церковных соборов, сочинения отцов Церкви (Григория Нисского, Григория Назианзина, Василия Великого), памятники агиографии. В результате анализа источников сделаны следующие выводы: под dipla monasteria законов имелись в виду смешанные монастыри. Однако ими не исчерпывалось все многообразие вариантов сосуществования мужских и женских групп подвижников. В источниках содержится информация о двойных монастырях и монастырях-побратимах. Наибольшее распространение двойные и смешанные монастыри получили в Малой Азии IV в., в целом же в Византии преобладали другие формы монашества.
Византия, мужские монастыри, женские монастыри, смешанные монастыри, «двойные» монастыри, монастыри-побратимы, законодательство
  1. Григорий Нисский. Послание о жизни святой Макрины / Т. Л. Александрова, пер. М., 2002.
  2. Фокин А. Р. Иероним Стридонский // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2011. С. 336–375.
  3. Хосроев А. Л. Пахомий Великий (Из ранней истории общежительного монашества в Египте). СПб., 2004.
  4. A Monument to Saint Jerome / F. X. Murphy, ed. N. Y., 1952.
  5. Basilius Magnus. Asceticon magnum sive Regulae brevius tractatae // PG. Т. 31.
  6. Basilius Magnus. Asceticon magnum sive Regulae fusius tractatae // PG. Т. 31.
  7. Cain A. Jerome’s Epitaphium Paulae: Hagiography, Pilgrimage, and the Cult of Saint Paula // Journal of Early Christian Studies. 2010. Vol. 18. P. 105–139.
  8. Clarke W. K. L. The ascetic works of the st. Basil, translation into English. L., 1925.
  9. Corpus Juris civilis. Vol. 2. Codex Justinianus / P. Krueger, ed. Berolini, 1906. Р. 29–30
  10. Corpus Juris civilis. Vol. 3: Novellae Constitutiones / R. Schoell, G. Kroll, eds. Berolini, 1954.
  11. Del Ton G. S. Paolo romana. Milano, 1950.
  12. Diehl Ch. Justinien et la civilisation byzantine au VI° siècle. P.,1901.
  13. Elm S.‘Virgins of God’: The Making of Asceticism in Late Antiquity. Oxford, 1994.
  14. Égérie. Journal de voyage (itinéraire) / Introduction, texte critique, traduction par P. Maraval. P., 1982 (Sources chrétiennes. 296).
  15. Grégoire de Nysse. Traité de la Virginité / M. Aubineau, éd. P., 1966. (Sources chrétiennes. 119).
  16. Grégoire de Nysse. Vie de sainte Macrine / P. Maraval, éd. P., 1971. (Sources chrétiennes. 178).
  17. Gribomont J. Les Règles épistolaires de saint Basile, Lettres 173 et 22. // Saint Basile. Évangile et Église. Mélanges. T. 1. Abbaye de Bellefontaine, 1984. P. 157–192.
  18. Gribomont J. Monastery double // New Catholic encyclopedia. Washington, D.C.: The Catholic University of America, 2003. T. 9. P. 784–785.
  19. John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints (II) / E. W. Brooks, ed., transl. // Patrologia Orientalis. 18, fasc. 4. P.,1924. P. 513–698.
  20. Kelly J. N. D. Jerome: His Life, Writings and Controversies. L., 1975.
  21. Lagrance F. Histoire de sainte Paule (8th éd.). P.,1931.
  22. Les saints stylites / H. Delehaye, éd. Bruxelles; P., 1923.
  23. Meester de P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948.
  24. Murphy F. X. St Paula // New catholic encyclopedia. Washington, D. C. The Catholic University of America. 2003. Vol. 11, P. 37.
  25. Nissen W. Regelung des Klosterwesens in Rhomäerreiche bis zum Ende des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.
  26. Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d’Orient. 1906. T. 9. № 56. P. 21–25.
  27. Pitra I. B. Iuris ecclesiastici graecorum histroia et monumenta. Romae, 1868. T. II.
  28. Stramara D. F. Adelphotes: Two Frequently Overlooked Meanings // Vigiliae Christianae. 1997. Vol. 51. P. 316–320.
  29. Stramara D. F. Double Monasticism in the Greek East, IV–VIII c. // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. N. 2. P. 269–312.
  30. Talbot A. M. Monasteries, double // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1392.
  31. Whiting M. Asceticism and Hospitality as Patronage in the Late Antique Holy Land: the Examples of Paula and Melania the Elder // Female Founders in Byzantium and Beyond. / Wiener jahrbuch für Kunstgeschichte. Wien; Köln; Weimar, 2011/2012. Bd. 60–61. 74–83.
Ванькова Анна Борисовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН, Российская Федерация; 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3948-9427;
Электронный адрес: avankova@mail.ru.
Работа выполнена по гранту РФФИ 16-01-00134 «Византийское монашество IV–XV вв.: традиции и новаторство».
Ванькова А. Б. «Двойные», смешанные или монастыри-побратимы? O статусе так называемых двойных монастырей в Византии VIII–XV вв. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 86. С. 25-39. DOI: 10.15382/sturII201986.25-39
Уже в ранний период Византийской империи (IV–VI вв.) помимо мужских и женских монастырей были и различные варианты сосуществования мужских и женских общин: двойные, смешанные и монастыри-побратимы. Эти институции перешли в средневизантийский период (VIII–XII вв.), а затем и в поздний (XIII–XV вв.). Цель этой работы — проанализировать данные источников и понять, что скрывалось под термином dipla monasteria, равнозначен ли этот концепт термину «двойные монастыри» современной историографии, а также ввести в оборот понятие «монастыри-побратимы» (twin-monasteries). Также ставится вопрос об эффективности мер, предпринятых патриархом Никифором против совместных общин мужчин и женщин. Анализируется характер общин постникифоровского времени. Источниковой базой исследования послужил широкий круг памятников — законы Юстиниана I, каноны церковных соборов, памятники агиографии, типиконы. В результате анализа источников был сделан ряд выводов. Под διπλ¢ μοναστήρια канонов имелись в виду смешанные монастыри.. Однако ими не исчерпывалось все многообразие вариантов сосуществования мужских и женских групп подвижников. В источниках содержится информация о двойных монастырях и монастырях-побратимах. Наибольшее распространение двойных и смешанных монастырей происходило на первом этапе иконоборчества, но в целом преобладали другие формы монашества. Меры, предпринятые патриархом Никифором, не уничтожили всецело «двойные» монастыри.
Византия, мужские монастыри, женские монастыри, смешанные монастыри, «двойные» монастыри, монастыри-побратимы, законодательство
  1. Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII в. (842–1204). М., 2003.
  2. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. / F. Miklosich, J. Müller, eds. Vindobonae, 1860. Vol. II.
  3. Byzantine Monastic Foundation documents. A complete translations of the Surviving Founders’ Typica and Testaments / J. Thomas, A. C. Hero, eds. Washington, 2000.
  4. Corpus Juris civilis. Vol. 2. Codex Justinianus / P. Krueger, ed. Berolini, 1906. Р. 29–30.
  5. Corpus Juris civilis. Vol. 3: Novellae Constitutiones / R. Schoell, G. Kroll, eds. Berolini, 1954.
  6. Gautier P. Le typicon de la Théotokos Kécharitôménè // Revue des études byzantines. 1985. Vol. 43. P. 5–167.
  7. Georgii Pachymeris de Michaele et Andronico Palaeologis libri tredecim / I. Bekker, ed. Bonn. 1835. Vol. 2 (Corpus scriptorium historiae Byzantinae).
  8. Gribomont J. Monastery double // New Catholic encyclopedia. 2003. T. 9. P. 784–785.
  9. Janin R. Le monachisme byzantine au Moyen age. Commende et typical (X–XIV siècle) // Revue des études byzantines. 1964. Vol. 22. P. 5–44.
  10. Janin R. Les monastères du Christ Philanthrope à Constantinople // Revue des études byzantines. 1946. Vol. 4. P. 135–162.
  11. Konidaris I. M. Die Novelle 123 Justinians und das Problem der Doppelklöster // Ζητήματα βυζαντινο¬ κα· ¸κκλησιαστίκου δικαίου. ’Αθ½να, 1990. Τ. 1. Σ. 257–269.
  12. Külzer A. Ostthrakien // Tabula imperii byzantine / J. Koder, Hrsg. T. 12. Wien, 2008. P. 375.
  13. Laurent V. Les Regestes des actes du patriarchat de Constantinople. Les regestes 1208–1309. P., 1971. Vol. 1. Fasc. 4.
  14. Laurent V. Une princesse byzantine au cloître. Irène-Eulogie Choumnos Paléologine, fondatrice du couvent de femmes το¬ΦιλανθρõπουΣωτ½ρος // Échos d’Orient. 1930. Vol. 29. No. 157. P. 29–60.
  15. Leclercq J. Feminine Monasticism in the Twelfth and Thirteenth Centuries // The Continuing Quest for God: Monastic Spirituality in Traditio and Transition / W. Skudlarek, ed. Collegeville, 1982.
  16. Les Regestes des actes du patriarcat de Constantinople / J. Darrouzès, éd. Vol. 1. Fasc. VI. Les regestes 1377–1410. P., 1979.
  17. Mango C. St. Anthusa of Mantineon and the family of Constantine V // Analecta bollandiana. 1982. Vol. 100. P. 401–411.
  18. Meester de P. De monachico statu juxta disciplinam Byzantinam. Roma, 1948.
  19. Meyer Ph. Bruchstücke zweier τυπικË κτητορικά // Byzantinische Zeitschrift. 1895. Bd. 4. S. 45–59.
  20. Mitsiou E. Das Doppelkloster des Patriarchen Athanasios I. in Konstantinopel Historischprosopographische und wirtschaftliche Beobachtungen // Jahrbuch der Österreichischen byzantinistik. 2008. Bd. 58. S. 87–107.
  21. Mitsiou E. Frauen als Gründerinnen von Doppelklöstern im byzantinischen Reich // Female founders in Byzantium and beyond / L. Theis, M. Mullet, M. Grünbart, eds. Wien, 2014. Р. 333–345.
  22. Nicephori arch. Constantinopolitani opuscula historica / C. Boor, ed. Lipsiae, 1880.
  23. Nissen W. Regelung des Klosterwesens in Rhomäerreiche bis zum Ende des 9. Jahrhunderts. Hamburg, 1897.
  24. Pargoire J. Les monastères doubles chez les Byzantins // Échos d’Orient. 1906. T. 9. № 56. P. 21–25.
  25. Peeters P. S. Romain le Neomartyr (+1 mai 780) d’apres un document georgien // Analecta Bollandiana. 1911. Vol. 30. P. 393–427.
  26. Rigo A. Il monte Ganos e isuoi monasteri // Orientalia Christiana periodica. 1995. Vol. 61. P. 235–248.
  27. Stramara D. F. Double Monasticism in the Greek East, IV–VIII c. // Journal of Early Christian Studies. 1998. Vol. 6. No 2. P. 269–312
  28. Stramara D. Double monasticism in the Greek East, VIII–XV c. // The Greek Orthodox theological Review. 1998. P. 185–202.
  29. Talbot A. M. Monasteries, double // The Oxford Dictionary of Byzantium. Oxford, 1991. P. 1392.
  30. Talbot A. M. A Comparison of the Monastic Experience of Byzantine Men and Women // The Greek Orthodox Theological Review. 1985. Vol. 30. No. 1. P. 1–20.
  31. Phioleptos of Philadelpheia. The Monastic discourses. Critical editions, translation and study by R. Sinkewicz (Pontifi cal Institute of Medieval studies). Toronto, 1992.
  32. Tsiknopoullos I. Kypriaka Typika. Nicosia, 1969. P. 3–68.
Ванькова Анна Борисовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт всеобщей истории РАН, Российская Федерация; 119334, г. Москва, Ленинский пр., 32 а;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-3948-9427;
Электронный адрес: avankova@mail.ru.
Работа выполнена по гранту РФФИ 16-01-00134 «Византийское монашество IV–XV вв.: традиции и новаторство».