/
Результат поиска


Марьясина Н. С. Певческий ряд Литургии Преждеосвященных Даров в партесных рукописях XVIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. Вып. 3 (23). С. 86-99. DOI: 10.15382/sturV201623.86-99
Статья посвящена нескольким аспектам бытования Литургии Преждеосвященных Даров в многоголосии XVIII в. Основное внимание уделено составу цикла, отражению в нем принципа многораспевности. На примере великого прокимна «Да исправится молитва моя» рассмотрено использование в Литургии Преждеосвященных Даров традиционных распевов, некоторые особенности их гармонизации, эволюция практики исполнения. Исследование проведено на материале партесных рукописей, преимущественно постоянного партесного многоголосия.
Литургия Преждеосвященных Даров, великий прокимен, партесные гармонизации, постоянное многоголосие, Синодальное певческое собрание, рукописи, многораспевность, греческий распев, киевский распев
1. Афанасьева Т. И. Литургия Преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV веков: Лингвотекстологический анализ: Дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2000.
2. Буцкая С. Б. Проблемы партесного многоголосия в России: По памятникам второй половины XVII–XVIII в.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 1991.
3. Гурьева Н. В. Система осмогласия в русской литургии конца XVII — начала XVIII вв.: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2000.
4. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков. Синодальная традиция. СПб., 2003.
5. Коврова И. В. К проблеме организации певческого ряда литургии (на материале партесных рукописей XVIII века) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2003. Вып. 3 (12). С. 67–90.
6. Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII — середины XVIII века: Источниковедение, история, теория. М., 2015.
7. Плотникова Н. Ю. Композитор XVIII века Николай Бовыкин // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 182–196.
8. Протопопов В. В. Музыка русской Литургии. Проблема цикличности. М., 1999.
Марьясина Нонна Семеновна
Марьясина Н. С. Богослужение Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве композиторов Нового направления (рубеж XIX–XX вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 28. С. 141-158. DOI: 10.15382/sturV201728.141-158
Статья посвящена отражению богослужения Литургии Преждеосвященных Даров в творчестве русских композиторов Нового направления как художественно-музыкального цикла. Литургия Преждеосвященных Даров — особое чинопоследование Православной Церкви, относящееся к периоду Великого поста и совершающееся только в некоторые установленные будни. Аскетизм этого времени церковного года, редкость совершения службы, а также незначительное место, уделяемое в ней пению, были причиной того, что Литургия Преждеосвященных Даров на протяжении всего Синодального периода истории Русской Православной Церкви не была в центре внимания духовных композиторов. Вместе с тем каждая эпоха представлена некоторым количеством авторских постовых литургических циклов. Среди композиторов Нового направления к Преждеосвященной Литургии обратились несколько авторов — А. В. Никольский, П. Г. Чесноков и А. Т. Гречанинов, в творчестве которых имеется по одному опыту создания такого цикла. Целью статьи является краткий сравнительный анализ этих сочинений, выявление общих черт и в то же время яркой индивидуальности каждого из них, что осуществляется впервые. Среди объединяющих данные циклы моментов обнаружен ряд факторов. Это общая для Нового направления стилистическая ориентация на древние напевы, возрождаемые в новой, современной форме. Это влияние эмоциональной атмосферы Великого поста и смысловых особенностей Преждеосвященной Литургии на музыкальную стилистику сочинений, преломленное, однако, в каждом случае очень индивидуально. Впервые выявлена и новая интерпретация композиторами самой структуры певческого ряда Преждеосвященной Литургии, который в их трактовке начинается службой Изобразительных, что во всей истории эволюции русского богослужебного пения не имело прецедента. Данное наблюдение позволило сделать вывод о преобладании в Новом направлении эмоционально-эстетического восприятия богослужения.
Литургия Преждеосвященных Даров, Изобразительны, Великий пост, Новое направление, хоровой цикл, А. В. Никольский, П. Г. Чесноков, А. Т. Гречанинов
  1. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М., 2002.
  2. Ефимова Ю. А. Александр Васильевич Никольский. Творческий портрет: Дис. … канд. иск. М., 2011.
  3. Малацай Л. В. Александр Никольский: творческая биография. М., 2010.
  4. Паисов Ю. И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. М., 2004.
  5. Плотникова Н. Ю. Русская духовная музыка XIX — начала XX века: Страницы истории. М., 2007.
  6. Рахманова М. П. А. Т. Гречанинов // История русской музыки. М., 1997. Т. 10А. С. 170–216.
  7. Рахманова М. П. Новое направление в духовной музыке: Исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки. М., 2004. Т. 10Б. С. 392–456.
  8. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. III. М., 2002.
Марьясина Нонна Семеновна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов переулок, д. 6/1;
Электронный адрес: nonna888@yandex.ru.
Ясин М. И., Гусева Е. С. Исследование уровня когнитивной закрытости у православных христиан // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 49. С. 129-141. DOI: 10.15382/sturIV201849.129-141
Когнитивная закрытость представляет собой аспект познавательной деятельности, позволяющий сделать однозначный выбор и отсечь лишнюю, противоречивую и мешающую информацию. В психологии религии когнитивную закрытость чаще всего сопоставляют с явлениями догматизма, консерватизма и религиозного фундаментализма. Мы провели сравнительное исследование, сопоставив данные по двум группам испытуемых: православных христиан (70 человек) и атеистов (70 человек), с использованием теста «Стремление к когнитивной закрытости». Результаты измерений сравнивались методом двухвыборочного T-критерия Стьюдента, для выборок с различными дисперсиями. Наше эмпирическое исследование показало, что в целом у православных когнитивная закрытость не выше и не ниже, чем в контрольной группе. По шкалам предубеждений и стремления к упорядоченности жизни не выявлено статистически значимых отличий. У православных значимо ниже оказалась решительность, они склонны медлить с принятием решений, внимательно взвешивать и обдумывать альтернативы. У православных выше потребность прогнозировать события и поведение людей, жить по плану, снижена готовность столкнуться с неожиданными событиями и поступками людей. У православных испытуемых выше стремление к дискретности и критичности мышления.
психология религии, познавательная деятельность, когнитивная психология, когнитивная закрытость, решительность, предсказуемость, коллективный характер, православие
  1. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3–19.
  2. Братусь Б. С., Инина Н. В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник московского университета. Серия 14: Психология. 2011. Вып. 1. С. 25–38.
  3. Кулакова А. А. Основные проблемы перегрузки информацией // Материалы ежегодной Международной заочной научно-практической конференции. 2015. Т. 3. С. 290–293.
  4. Лега В. П. Современные проблемы философии религии: учеб. пособ. М., 2012.
  5. Лега В. П. Учение об отношении веры и разума в рационалистической философии XVII в. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2007. Т. 1. № 17. С. 167–172.
  6. Лега В. П. Что такое вера? Учение апостола Павла и отцов Церкви о сущности веры и отношении ее к знанию. URL: http://legavp.ru/fi les/Faith%20and%20Reason.doc
  7. Налимов В. В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978.
  8. Нарциссова С. Ю. Когнитивная модель и когнитивные стратегии // Наука и современность. 2010. № 6-1. С. 393–397.
  9. Нарциссова С. Ю. Личность сквозь призму когнитивных структур // Наука и современность. 2010. № 6-1. С. 384–393.
  10. Шлаина В. М. Проблемы адаптации в современной информационной среде // Психология и соционика межличностных отношений. 2012. № 12. С. 34–36.
  11. Assor А., Cohen-Malayev M., Kaplan A., Friedman D. Choosing to stay religious in a modern world: socialization and exploration processes leading to an integrated internalization of religion among Israeli Jewish youth // Motivation and religion: advances in motivation and achievement. 2005. Vol. 14. P. 105–150.
  12. Batson C. D., Ventis W. L. The religious experience: A social-psychological perspective. New York, 1982.
  13. Buxant C., Saroglou V., Scheuer J. Contemporary conversions: Compensatory needs or self-growth motives? // Research for the social scientifi c study of religion. 2009. Vol. 20. P. 47–68.
  14. Duriez B., Soenens B., Neyrinck B., Vansteenkiste M. Is religiosity related to better parenting? The importance of disentangling religiosity from religious cognitive style // Journal of family. 2009. Vol. 30. P. 1287–1307.
  15. Hood R. W., Spilka Jr. B., Hunsberger B., Gorsuch R. The psychology of religion: An empirical approach. New York, 1996.
  16. Kass J. D., Friedman R., Leserman J., Zuttermeister P., Benson H. Health outcomes and a new measure of spiritual experience // Journal of scientifi c study of religion. 1991. Vol. 30. P. 203–211.
  17. Kruglanski A. W. The psychology of closed mindedness. New York, 2004.
  18. Kruglanski A. W., Webster D. M. Motivated closing of the mind: «seizing» and «freezing» // Psychological review. 1996. Vol. 103 (2). Р. 263–283.
  19. Leak G. K., Randall B. A. Clarication of the link between right-wing authoritarianism and religiousness: the role of religious maturity // Journal for the scientifi c study of religion. 1995. Vol. 34. P. 245–252.
  20. Rokeach M. The open and closed mind: investigations into the nature of belief systems and personality systems. New York, 1960.
  21. Saroglou V., Muñoz-García A. Individual diff erences in religion and spirituality: An issue of personality traits and/or values // Journal for the scientifi c study of religion. 2008. Vol. 47. P. 83–101.
  22. Saroglou V. Beyond dogmatism: the need for closure as related to religion // Mental health, religion & culture. 2002. Vol. 5 (2). Р. 183–193.
  23. Saroglou V., Kempeneers A., Seynhaeve I. Need for closure and adult attachment dimensions as predictors of religion and reading interests / P. Roelofsma, J. Corveleyn, J. van Saane, eds. One hundred years of psychology and religion. Amsterdam, 2003. Р. 139–154.
  24. Webster D. M., Kruglanski A. W. Individual diff erences in need for cognitive closure // Journal of personality and social psychology. 1994. Vol. 67 (6). Р. 1049–1062.
  25. Wulff D. M. Psychology of religion: Classic and contemporary views. New York, 1991.
  26. Yasin M. I. Psychology of religion: objectives and methods // Humanities and Social Sciences in Europe: achievements and perspectives proceedings of the 5th International symposium. 2014. P. 143–146.
Ясин Мирослав Иванович
Ученая степень: кандидат социологических наук;
Место работы: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова; Российская Федерация, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36;
Должность: доцент кафедры пихологии;
ORCID: 0000-0001-6249-852;
Электронный адрес: nadsaw@yandex.ru.
Гусева Евгения Сергеевна
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева; Российская Федерация, 443011, г. Самара, Академика Павлова, 1;
Должность: ст. препод. кафедры социальной психологии;
ORCID: 0000-0002-0060-6710;
Электронный адрес: guseva-es@mail.ru.