/
Результат поиска


Щедрина К. А. Регалии царя Алексея Михайловича и облачения патриарха Никона. Репрезентация власти в искусстве середины XVII века // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 1 (13). С. 47-55. DOI: 10.15382/sturV201413.47-55
В статье рассматривается история развития символики царских и патриарших инсигний с начала до сер. XVII в. На венце Большого наряда, который был создан в 1627 г. в кремлевских мастерских, появляется мотив геральдического цветка, известный в регалиях монархов Европы. В сер. 1650-х гг. в рамках церковно-политических идей «Русский царь — Новый Константин» на христианском Востоке был заказан ряд регалий, среди которых — патриаршая митра-корона и царский посох с геральдическим трилистником. Возможно, использование известного в Европе геральдического элемента на инсигниях было частью идеологической программы создания альтернативной «Священной Римской империи».
инсигнии, венец «Большого наряда», геральдический трилистник, лилия, митра-корона, царский посох
1. Барсов Е. В. Древнерусские памятники венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. М., 1883.
2. Богатская И. А. Патриарх Никон и памятники его времени в графической коллекции «Древностей Российского государства» // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2005. Вып. II. С. 81–86.
3. Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен. М., 2008.
4. Возражение, или Разорение смиренаго Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написа газскому митрополиту Паисее Ликаридиусу, и на ответы Паисеовы // Никон, патр. Труды / науч. исследование, подготовка документов к изданию, составление и общ. редакция В. В. Шмидта. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.
5. Древности Российского государства, изданные по Высочайшему повелению. М., 1849. Отд. 2.
6. Краевский А. Польские короны Московского Кремля // Ювелирное искусство и материальная культура. 2005. С. 61–65.
7. Лаврентьев А. В. Царевич-царь-цесарь: Лжедмитрий I, его государственные печати, наградные знаки и медали 1604–1606 г. СПб., 2001.
8. Мартынова М. В. Регалии царя Михаила Федоровича. М., 2003.
9. Мартынова М. В. Регалии царя Алексея Михайловича. М., 2004.
10. Мартынова М. В. Царские венцы первых Романовых // Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 295–308.
11. Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери. М., 2010.
12. Ченцова В. Г. Митра Паисия Иерусалимского — не присланный русскому государю венец «царя Константина» // Труды ГИМ. М., 2004. Вып. 139. С. 11–39.
13. Чеснокова Н. П. Христианский Восток и Россия: Политическое и культурное взаимодействие в середине XVII века. М., 2011.
14. Aurenhammer H. 1959 “Lilie”, in Lexikon der Christlischen Ikonographie, Vienna, 1959, vol. 3, pp. 100–102.
15. Piltz E. Kamelaukion et mitra. Insignes byzantins impériaux et ecclésiastiques, Stockholm, 1977.
Щедрина Ксения Андреевна
Фарафонова (Щедрина) К. А. К вопросу о молдавско-валашских прототипах монастырского строительства патриарха Никона. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 18-26. DOI: 10.15382/sturV201727.18-26
Работа посвящена выявлению идеологических и конкретно-исторических оснований монастырского строительства патриарха Никона. Три монастыря, построенных в 50-60 –х годах XVII столетия, Иверский на Валдае, Крестный на Кий-острове и Новый Иерусалим под Москвой, были связаны с идеей перенесения святых мест Христианского Востока в Россию. Актуальность этих идей в начале 1650-х годов следует связать активизацией внешней политики, переговорами о присоединении Украины и Молдавии к России, с участившимися приездами в Москву восточных иерархов. В настоящей статье впервые высказывается предположение, что прототипом никоновских построек служили не непосредственно палестинские и афонские реалии, а традиция строительства подворий прославленных монастырей Христианского Востока в княжествах Молдавии и Валахии. Подвория (метохи) строились под покровительством господарей и сохраняли черты символического сходства с материнской обителью. О связи построек Никона с валашской традицией свидетельствует ряд конструктивных и художественных особенностей, объединяющих собор Иверского Валдайского монастыря, Богоявленскую пустынь Нового Иерусалима и Воздвиженский собор Крестного монастыря. Всем им присущи черты, свидетельствующие о влиянии архитектуры дунайских княжеств. Идея перенесения святых мест в Россию и ее топографическая и архитектурная реализация могли быть подсказаны Никону его греческими сподвижниками, среди которых были выходцы из Молдавии. Использованием валашских образцов можно объяснить и уникальную иконографическую программу Кийского креста-реликвария.
патриарх Никон, Валахия, Иверский монастырь, Крестный монастырь, Новый Иерусалим, русская архитектура XVII века, Кийский крест.
  1. Bibliografia românésce veche, 1508-1830. Bucarest. 1903.  Vol. 1.P. 153.
  2. Kämpfer, Frank. Das russische Herscherbild. Von den Anfängen bis zu Peter dem Grossen. Recklinghausen. 1978.
  3. Kein, Kevin M. Before New Jerusalem: Patriarch Nikon’s  Iverskii end Krestnyi Monasteries// Russian History 39 (2012), p.173-223.
  4. Алеппский Павел (архидиакон). Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века. Описанное его сыном архидиаконом Павлом Алеппским (По рукописи Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел) / Пер. с араб. Г.А.Муркоса. М. 2005.
  5. Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона//Архитектурное наследство. №18. М. 1969. С.30-44.
  6. Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. Москва. 2009.
  7. Гнутова С. В., Щедрина, К. А. Кийский крест, Крестный монастырь и преображение сакрального пространства в эпоху патриарха Никона // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. М. 2006. С.681-694.
  8. Лебедев, Лев (протоиерей). Патриарх Никон. Очерк жизни  и деятельности// Богословские труды. Сборник 23.  М., 1982. С.139-150.
  9. Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М.. 2002.
  10. Мохов Н. А. Очерки истории молдавско-русско-украинских связей (с древнейших времен до начала XIX века). Кишинев. 1961.
  11. Севастьянова С. К. Материалы к летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона. М. 2003.
  12. Семенова Л. Е. Княжества Валахия и Молдавия. Конец XIV — начало XIX в. (Очерки внешнеполитической истории). М. 2006.
  13. Силин П. М. Историческое описание Валдайского Иверского монастыря. Санкт-Петербург. 1885.
  14. Слюнькова И. Н. Храмы и монастыри Беларуси XIX века в составе Российской империи. М. 2009.
  15. Соловьёва Т. Б. О взаимоотношениях царской власти и патриаршества по земельному и финансовому вопросам во второй половине XVII в. в России // Вестник МГУ. Серия 8. История. 1978. № 5. С. 60-72.
  16. Фонкич Б. Л. «Крест царя Константина» и «Глава Иоанна Златоуста». Ватопедские святыни в Москве ХVII века // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. Тезисы докладов и материалы международного симпозиума. М. 2000. С. 90-91.
  17. Ченцова В. Г. Писец Николай Армириот и Крест царя Константина: К истории связей Ватопедского монастыря с Россией в XVII веке // Palaeoslavica. 2011. Т. 19. № 2. С. 60–109.
  18. Ченцова В. Г. Икона Иверской Богоматери (Очерки истории отношений Греческой церкви с Россией). Москва. 2010.
Фарафонова (Щедрина) Ксения Андреевна
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119991 Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1; аспирант;
Электронный адрес: k-fara@mail.ru.