/
Результат поиска


Шустова И. Ю. Детско-взрослая общность как условие становления ценностно-смысловой ориентации ребенка // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 51-61.
PDF
Для успешного воспитания и развития ребенка важна детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства. Детско-взрослая общность рассматривается как со-бытие, где возможен выход на гуманистические ценности человеческого бытия. Развитие ребенка происходит в разнообразных общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность.
ребенок, ценности, детско-взрослая общность, со-бытийная общность, ценностно-смысловое пространство, воспитание, развитие
1. Novikova L. I. 1975 “Detskij kollektiv kak social'no-pedagogicheskaja sistema” (Children Collective as Social-Pedagogical System), in Teoreticheskie problemy vospitatel'nogo kollektiva, Tartu, 1975, pp. 48–57.
2. Alekseev N. G. 2004 “Filosofskie osnovanija refleksivnogo podhoda” (Philosophical Grounds of Reflexive Approach), in Refleksivnyj podhod k psihologicheskomu obespecheniju obrazovanija, Moscow, 2004, pp. 11–17.
3. Slobodchikov V. I. Ocherki psihologii obrazovanija (Essays on Educational Psychology), Birobidzhan, 2005.
4. Novikova L. I. Pedagogika detskogo kollektiva: voprosy teorii (Pedagogics of Children Collective: Questions of Theory), Moscow, 1978.
5. Selivanova N. L. Vospitanie v sovremennoj shkole: ot teorii k praktike (Education of Modern School: from Theory to Practice), Moscow, 2010.
6. Bahtin M. M. Problemy pojetiki Dostoevskogo (Problems of Poetics of Dostoevskij), Moscow, 1972.
7. Slobodchikov V. I. 1996 “Integral'naja periodizacija obshhego psihicheskogo razvitija” (Integral Periodization of General Psychological Development), in Voprosy psihologii, 1996, vol. 5, pp. 38–50.
8. Kolominskij Ja. L. Psihologija vzaimootnoshenij v malyh gruppah: obshhie i vozrastnye osobennosti: Ucheb. posobie (Psychology of Relations in Small Groups: General and Age-Related Features” Textbook), Minsk, 2000.
9. Luzina L. M. Teorija vospitanija: filosofsko-antropologicheskij podhod (Theory of Education: Philosophical-Anthropological Approach), Pskov, 2000.
10. Gazman O. S. 1972 “Vremennye kollektivy i ih vozdejstvie na lichnost'” (Temporary Collectives and Their Influence on Person), in Rebenok v sisteme kollektivnyh otnoshenij: tezisy dokladov k vyezdnomu zasedaniju laboratorii v Leningrade 28 ijunja 1972 g., Moscow, 1972.
11. Demakova I. D. Gumanizacija prostranstva detstva: teorija i praktika (Humanization of Childhood Space: Theory and Practice), Kazan', 2003.
12. Kuprijanov B. V. Organizacija i metodika provedenija igr s podrostkami: vzroslye igry dlja detej: Ucheb.-metod. posobie (Organization and Methodics of Conduction of Games with Teenagers: Adult Games for Children: Textbook), Moscow, 2001.
13. Umanskij L. I. Psihologija organizatorskoj dejatel'nosti shkol'nikov: Ucheb. posobie dlja stud. ped. in-tov (Psychology of Organisation Activity of School Pupils: Textbook for Pedagogical Students), Moscow, 1980.
14. Vygotskij L. S. 1966 “Igra i ee rol' v psihicheskom razvitii rebenka” (Game and Its Role in Psychical Development of Child), in Voprosy psihologii, 1966, vol. 6, pp. 62–76.
15. Shtern Je. 1931 “«Ser'eznaja igra» v junosheskom vozraste“ (“Serious Game“ in Youthful Age), in Pedologija junosti, Moscow, Leningrad, 1931, pp. 64–77.
16. Shustova D. M., Shustova I. Ju. 2010 “Ja est' v mire” (I Am in the World), in Klassnoe rukovodstvo i vospitanie shkol'nikov, 2010, vol. 16, pp. 5–8.
Шустова Инна Юрьевна
Шустова И. Ю. Ресурсы развития личности обучающегося в условиях сетевого взаимодействия // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 82-94. DOI: 10.15382/sturIV201539.82-94
В статье делается акцент на ресурсах сетевого взаимодействия в развитии личности отдельного обучающегося. Представлены основы сетевого взаимодействия в создании образовательного пространства, где субъекты (образовательные и культурные учреждения, группы, отдельные участники и пр.) плотно и постоянно связаны общей целью, в которой учитываются интересы каждого. Выделяются две взаимосвязанные логики сетевого взаимодействия: внешняя — формально-организационная (организация образовательного пространства для обучающихся через кооперацию и объединение социальных ресурсов) и внутренняя — субъективная (логика межличностных отношений, самоопределения и самореализации обучающегося в сети). Педагог должен посредством ресурсов сетевого взаимодействия и личной коммуникации осуществлять педагогическое содействие субъектности обучающегося, его осознанной активности в сети. Раскрыты возможные стратегии поведения обучающегося в сети: подражание, репродукция, коммуникативная, коллективная, авторская, социокультурная. Выделены этапы педагогического содействия субъективной логике обучающегося в организационно-формальной логике сетевого взаимодействия. Даны возможные направления педагогического содействия субъективной логике сетевого взаимодействия обучающегося, способствующие развитию его личности.
сеть, сетевое взаимодействие, горизонтальные связи, ресурсы сетевого взаимодействия в образовании личности, формально-организационная и субъективная логика сетевого взаимодействия, стратегии поведения в сети, педагогическое содействие
1. Бурдельная Ю. А. Становление открытой системы профильного обучения в сетевом взаимодействии образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. M., 2008.
2. Каракозов С. Д., Митрофанов К. Г. Сетевая организация образования: тенденции и перспективы: Монография. Барнаул, 2011.
3. Пикулик О. В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2013.
4. Сусакова О. Н. Организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры по воспитанию толерантности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010.
5. Шепило А. Г. Интегративная модель сетевого взаимодействия учреждений городской образовательной системы по реализации технологического профиля обучения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Великий Новгород, 2008.
6. Шустова И. Ю. Модель воспитания в рамках рефлексивно-деятельностного подхода // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 3 (31). C. 156–170.
Шустова Инна Юрьевна
Шустова Ю. Э. Азбуки-прописи конца XVII – начала XVIII в. из частных собраний // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 72-89. DOI: 10.15382/sturIV201953.72-89
В статье анализируются две азбуки-прописи конца XVII — начала XVIII в., хранящиеся в частных собраниях. Они представляют значительный научный интерес, дополняют наши знания об азбуках в свитках, культуре обучения письму. Азбуки-прописи представляют большой интерес для истории педагогической мысли в России, являются важными источниками по истории образования и истории пособий для обучения грамоте. Обе азбуки написаны в столбцах скорописью и представляют собой учебники для обучения письму. Обе азбуки дефектны, в них отсутствуют начальные части столбцов. Ознакомиться с азбуками удалось во время предпродаж в Аукционном доме «Лит- фонд» в 2016 г. Первая азбука, датированная по палеографическим признакам концом XVII — началом XVIII в., начинается с буквы «Л». В статье подробно рассматриваются особенности азбучного ряда, устанавливаются источники текстов, которые включены в азбуку в качестве образцов для письма. Анализируется содержание афоризмов. Также в азбуку включен текст, написанный при помощи тайного письма, предлагается возможный вариант его прочтения. Вторая азбука датируется концом XVII — первой четвертью XVIII в. на основании палеографических признаков и включенного в ее состав текста для упражнения, характерного для эпохи Петра I. Эта азбука относится к типу толковых азбук, в которой варианты начертания букв сопровождаются азбучным акро- стихом. Азбучный стих относится к одному из самых распространенных как в рукописной традиции азбук-прописей, так и в печатных Букварях. Впервые он был напечатан Иваном Федоровым в Букваре 1574 г. Начинается рукопись с буквы «И». В статье анализируются особенности азбучного ряда, подробно рассматривается акростих, выявляются его источники и разночтения с известными текстами в печатных Букварях и рукописных азбуках-прописях. Также устанавливаются источники текстов для упражнений письма, помещенных в конце азбуки, анализируется их содержание. Статья снабжена приложением, в котором публикуются рассмотренные азбуки-прописи.
азбуки-прописи XVII–XVIII вв. в столбцах, обучение письму, школа и образование в России, толковые азбуки, азбучный акростих, алфавит, буквари
  1. Аукцион VII. Редкие книги, рукописи, автографы и фотографии : Москва, 4 февр. 2016 г.: каталог / Аукцион. дом и худож. галерея «Литфонд»; формирование коллекции аукциона и сост. кат.: С. Бурмистров; сост. кат.: С. Бардин, А. Бочарова, А. Михеева, Ю. Чистова, [Ю. Шустова]. М., 2016.
  2. Аукцион XXIV. Редкие книги, автографы, фотографии, открытки и плакаты : Москва, 24 сент. 2016 г. : каталог / Аукцион. дом и худож. галерея «Литфонд»; формирование коллекции аукциона и сост. кат.: С. Бурмистров; сост. кат.: Е. Барабанова, С. Бардин, А. Бочарова, А. Волкова, А. Кожанова, А. Михеева, Ю. Чистова, Ю. Шустова. М., 2016.
  3. Белоброва О. А. Троице-Сергиевские рукописи XVI–XVII вв. в Пушкинском Доме // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1968. Т. 23. С. 312–318.
  4. Бучилина Е. А. Апокриф «Беседа трех святителей» как памятник средневековой русской литературы: автореф. дис. ... кандидата филологических наук: 10.01.01. М., 1994.
  5. Буш В. В. Старинныя азбуки-прописи. Пг., 1920.
  6. Грушевський М. С. Iсторiя української літератури. Київ, 1996. Т. 6.
  7. Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению славянских азбучных стихов // Труды отдела древнерусской литературы. Л., 1968. Т. 23. С. 27–61.
  8. Дубовик В. В. Азбуки-прописи XVII–XVIII вв.: исследование и тексты. Тюмень, 2011. Ч. 1–2.
  9. Иванчин-Писарев Н.Д. Достопримечательные подарки // Москвитянин. М., 1845. Ч. III. № 5, 6 (май–июнь). С. 84–95.
  10. Исаия Копинский. Алфавит духовный. Киев: типография Киево-Печерской лавры, 1741.
  11. Лукьяненко В. И. К истории русского букваря: роль и значение азбучного акростиха в процессе обучения русской грамоте в XIV, XV и первой половине XVI вв. // Труды Ленинградского государственного библиотечного института им. Н. К. Крупской. Л., 1958. Т. 4. С. 239–254.
  12. Качалов Н. В. Азбуки-прописи (выписки из рукописных азбук и прописей конца XVII в. и начала XVIII в.) // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. СПб.; М., 1861. Кн. III. Отд. 3. С. 3–18.
  13. Лурье Я.С. Беседа трех святителей // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 89–93.
  14. Маркс Н. А. Азбука-пропись XVII в. (с Александрией): К азбуке 1667 г. из собрания рукописей Московского публичного и Румянцевского музея. М., 1910.
  15. Маркс Н. А. Азбука-пропись времен царя Михаила Феодоровича М., 1911.
  16. Маркс Н. А. К Азбуке конца XVII в. из собрания А. И. Успенского, изданной Московским археологическим институтом. [М.], 1909.
  17. Мишина Е. А. Азбуки-свитки XVII — XVIII вв. // От Средневековья к Новому времени: сб. ст. в честь Ольги Андреевны Белобровой. М., 2006. С. 419–431.
  18. Перетц В. М. Студії над загадками // Етнографічний вісник. Кн. 10. Київ, 1932. С. 123–204.
  19. Перетц В. Н. Отчет об экскурсии Семинария русской филологии в С.-Петербург 13–28 февраля 1911 г. Киев, 1912.
  20. Пигин А.В. Азбука-свиток из Палеостровского монастыря // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск, 2011. Вып. 6. С. 63–71.
  21. Преображенский В. А. Азбука, или прописи для чистописания в конце XVII в. Юрья Данилова сына Еремеева // Временник Московского общества истории и древностей российских. М., 1854. Кн. 20. С. 30–32.
  22. Рамазанова Д. Н., Шустова Ю. Э. Кириллические Буквари из собрания Научно-исследовательского отдела редких книг Российской государственной библиотеки: описание изданий и экземпляров. М., 2018.
  23. Творогов О. В. Пчела // Словарь книжников и книжности Древней Руси (XI — первая половина XIV в.). Л., 1987. Вып. 1. С. 382–387.
  24. Толстой Ю. В. Русския прописи 1620 года // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М., 1864. Кн. II. Отд. V. С. 7–11.
  25. Хижняк З. I., Колосова В. П. Копинський // Києво-Могилянська академiя в iменах, XVII–XVIII ст.: Енциклопедичне видання. Київ., 2001. С. 280–281.
Шустова Юлия Эдуардовна
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Российский государственный гуманитарный университет; Российская Федерация, 125993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6; Российская государственная библиотека; Российская Федерация, 119019, г. Москва, ул. Воздвиженка, 3/5;
Должность: доцент; старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-8909-4976;
Электронный адрес: shustova@yandex.ru.