/
Результат поиска


Шумилова Х. В. Новгородские Царские врата XV-XVII вв. с изображением Благовещения и двух святителей // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 63-84. DOI: 10.15382/sturV201416.63-84
Статья исследует группу новгородских Царских врат с изображением Благовещения и двух святителей — Василия Великого и Иоанна Златоуста. Анализ этой группы врат приводит к выводу о том, что данный иконографический тип был широко распространенным в новгородских храмах. Сформировавшись к середине XV в., он просуществовал без значительных изменений до XVII века. Царские врата со святителями продолжают византийскую традицию, сохраняя крупный масштаб и монументальность изображения. Их навершия приобретают изящную форму, что напоминает о прообразе навершия — раковине, символе Богородицы.
древнерусское искусство, искусство Великого Новгорода, иконопись, Царские врата, святители, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Благовещение, иконография
1. Алпатов М. В. Сокровища Русского искусства XI–XVI вв. (Живопись). Л., 1971.
2. Большаков С. Т. Подлинник иконописный / А. И. Успенский, ред. М., 1903. Репринт: М., 1998.
3. Васильева О. А., Лагунин И. И. Иконы Пскова. М., 2006.
4. Вахрина В. И. Иконы Ростова Великого. М., 2006.
5. Иконы Вологды XIV–XVI веков / Р. П. Биланчук, Ю. В. Веретнова, Е. А. Виноградова и др. М., 2007.
6. Косцова А. С. Древнерусская живопись в собрании Эрмитажа: Иконопись, книжная миниатюра и орнаментика XIII — начала XVII веков. СПб., 1992.
7. Косцова А. С. Сто икон из фондов Эрмитажа: Живопись Русского Севера XIV–XVIII веков (каталог выставки). Л., 1982.
8. Маханько М. А. Василий Великий // Православная энциклопедия. М., 2004. Т. 7. С. 131–191.
9. Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI–XIX веков. М., 2010.
10. Сечин А. Г. Математика и изобразительное искусство: симметрия в народном и профессиональном искусстве: на материале коллекции Русского музея. СПб., 2010.
11. Сечин А. Г. Мнимое одиночество канона: «Дорифор» Поликлета в контексте диалектики единичного и множественного // Феномен одиночества. Актуальные вопросы гигиены культуры. СПб., 2014. С. 99–110.
12. Сизоненко Т. Д. О ветхозаветной символике царских врат древнерусского иконостаса // Иконостас: Происхождение — развитие — символика. М., 2000. С. 502–517.
13. Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982.
14. Смирнова Э. С. Живопись Обонежья XIV–XVI веков. М., 1867.
15. Тетерятников В. М. Иконы и фальшивки. СПб., 2009.
16. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона / К. К. Арсеньев, Ф. Ф. Петрушевский, ред. СПб., 1898. Т. 24.
17. Ancient Russian icons from Soviet museums. Moscow, 1987.
18. Manson Chr. The George R. Hann collection. Auction Catalogue. New York, 1980.
Шумилова Христина Витальевна