/
Результат поиска


Шувалов А. В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2009. Вып. 4 (15). С. 87-101.
PDF
Здоровье человека относится к числу наиболее интригующих, сложных и не утрачивающих своей актуальности проблем. Мнимая простота его обыденного понимания не должна вводить в заблуждение. Тема здоровья связана с фундаментальными аспектами человеческой жизни, имеет не только рационально-прагматический, но и мировоззренческий уровень рассмотрения, и, соответственно, выходит за рамки сугубо профессионального обсуждения. В своей статье автор предпринимает попытку соотнесения научного и мировоззренческого аспектов в решении проблемы психологического здоровья человека.
психологическое здоровье, гуманистическая психология, гуманитарно-антропологический подход, человеческая субъективность, со-бытийная общность, антропопрактика, базовые педагогические позиции.
Шувалов Александр Владимирович
Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 1 (20). С. 29-41.
PDF
В статье предпринята попытка сравнительного анализа и соотнесения технократической, гуманистической и антропологической моделей образования. Рассматривается представление о педагогической деятельности как об антропо-практике — практике «вочеловечивания человека», и в связи с этим обосновывается необходимость приобщения детей к традиционной духовной культуре.
базовые образовательные модели, личностное развитие, «духовное Я» человека, субъективная реальность, со-бытийная общность, самотрансценденция, антропо-практика
Шувалов Александр Владимирович
Шувалов А. В. Инварианты психологического человекознания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 1 (28). С. 109-128.
PDF
В статье приведен историко-методологический обзор подходов к изучению проблемы человека в психологии. Выделены и проанализированы методологические установки психологического человекознания. Определены базовые категории и сформулированы основные положения психологической антропологии. Предложена принципиально новая интерпретация антропологического принципа развития в психологии. Представлены результаты структурно-содержательного анализа человеческой субъективности.
личность, индивидуальность, метафизика всеединства, теоцентризм, социоцентризм, персоноцентризм, психологическая антропология, субъективная реальность, со-бытийная общность, универсализация бытия
1. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologija cheloveka (Human Psychology), Moscow, 1995.
2. Frank S. L. Real'nost' i chelovek (Reality and Human), Moscow, 1997.
3. Gostev A. A. Psihologija i metafizika obraznoj sfery cheloveka (Psychology and Metaphysics of Image Sphere of Human), Moscow, 2008.
4. Zen'kovskij V. V. Problemy vospitanija v svete hristianskoj antropologii (Problems of Education in Light of Christian Anthropology), Moscow, 1996.
5. Bratus' B. S. Russkaja, sovetskaja, rossijskaja psihologija (Russian, Soviet, [New] Russian Psychology), Moscow, 2000.
6. Loginova N. A. Opyt chelovekoznanija: Istorija kompleksnogo podhoda v psihologicheskih shkolah V. M. Behtereva i B. G. Anan'eva (Experience of Human-Knowing: History of Complex Approach in Psychological Schools of V. M. Behterev and B. G. Anan'ev), Saint-Petersburg, 2005.
7. Leont'ev K. N. 1992 “Vizantizm i slavjanstvo” (Byzantinism and Slavs), in Zapiski otshel'nika, Moscow, 1992, p. 59.
8. Ostapenko A. A. Pedagogika so-Obraznosti. Ocherki i jesse (Pedagogics of Co-Imaginity. Essays), Krasnodar, 2012.
9. Il'enkov Je. V. Filosofija i kul'tura (Philosophy and Culture), Moscow, 1991.
10. Berdjaev N. A. Carstvo Duha i Carstvo Kesarja (Kingdom of Spirit and Kingdom of Caesar), Moscow, 1995.
11. Maslou A. G. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki (Far Frontiers of Human Psychics), Saint-Petersburg, 1997.
12. Bratus' B. S. Anomalii lichnosti (Anomalies of Person), Moscow, 1988.
13. Muhina V. S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo: Uchebnik dlja stud. vuzov (Age-Related Psychology: Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence: Textbook), Moscow, 1999.
14. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. 1998 “Antropologicheskij princip v psihologii razvitija” (Anthropological Principle in Development Psychology), in Voprosy psihologii, 1998, vol. 6, pp. 3–17.
15. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psihologija razvitija cheloveka (Psychology of Human Development), Moscow, 2000.
16. Hamitov N. V. Filosofija cheloveka: ot metafiziki k metaantropologii (Human Philosophy: from Metaphysics to Metaanthropology), Kiev, 2002.
17. Bahtin M. M. Problemy pojetiki Dostoevskogo (Problems of Poetry of Dostoevskij), Moscow, 1963.
18. Slobodchikov V. I. 2011 “Duhovno-nravstvennoe stanovlenie i razvitie cheloveka” (Spiritual-Moral Forming and Development of Human), in Duhovno- nravstvennoe vospitanie podrastajushhego pokolenija kak opredeljajushhee uslovie razvitija obshhestva: sbornik materialov mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii (16– 18 fevralja 2011 g.), Petropavlovsk-Kamchatskij, 2011, p. 119.
19. Shuvalov A. V. 2011 “Princip simfonii v sisteme obrazovanija (psihologo-pedagogicheskoe jesse)” (Principle of Symphony in Educational System), in Obrazovatel'naja politika, 2011, vol. 3, pp. 97–105.
20. Shuvalov A. V. 2011 “Antropologicheskij podhod k probleme psihologicheskogo zdorov'ja” (Anthropological Approach to Problem of Psychological Health), in Voprosy psihologii, 2011, vol. 5, pp. 3–16;
21. Shuvalov A. V. 2011 “Psihologicheskoe zdorov'e i gumanitarnye praktiki” (Psychological Health and Humanitarian Practics), in Voprosy psihologii, 2012, vol. 1, pp. 1–10.
22. Shuvalov A. V. 2012 “Psihologicheskoe zdorov'e i hristianskaja duhovnaja tradicija” (Psychological Health and Christian Spiritual Tradition), in Hristianskoe chtenie. Nauchno-Bogoslovskij zhurnal SPbDA, 2012, vol. 1, pp. 201–230.
23. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla (Human in Sense Search), Moscow, 1990.
Шувалов Александр Владимирович
Шувалов А. В. Детские суициды: попытка осмысления проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 2 (29). С. 131-141.
PDF
В статье выдвинута гипотеза, что основным источником детских и подростковых суицидов в современной России является антропологический кризис, переживаемый обществом. Проанализированы культурно-исторические и духовно-психологические предпосылки суицидального поведения несовершеннолетних. Обоснована точка зрения, что общими способами предупреждения детских суицидов являются основанная на любви забота и воспитание детей в духе святоотеческой традиции.
суицидальное поведение, антропологический кризис, традиционализм, постмодернизм, педагогическая сверхзадача

Шувалов Александр Владимирович
Шувалов А. В. Проблема психологического здоровья человека на пересечении научного и мировоззренческого аспектов // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2015. Вып. 4 (39). С. 118-141. DOI: 10.15382/sturIV201539.118-141
В статье представлены результаты теоретического исследования, проведенного в рамках научного проекта «Детерминанты психологического здоровья современной личности». Лейтмотивом статьи является данная проблема в ее научном и мировоззренческом восприятии. Обобщены представления о сути здоровья с позиций современного гуманитарного познания и традиционной духовной культуры. Сформулированы общие положения теории психологического здоровья, представлены основные подходы к проблеме. Приведен сравнительный анализ гуманистической и антропологической моделей психологического здоровья. Выявлено соответствие выделенных в рамках антропологической модели условий и критериев психологического здоровья представлениям о современном национальном воспитательном идеале.
антропологический кризис, норма, психическое здоровье, психологическое здоровье, психологическая антропология, богословская антропология, гуманистическая психология, субъективная реальность, со-бытийная общность, самотрансценденция, традиционализм, постм
1. Братусь Б. С. Образ человека в психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур, ред. М., 1997. С. 67–91.
2. Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология. М., 2000.
3. Введение в практическую психологию образования // Практическая психология образования / И. В. Дубровина, ред. СПб., 2004. С. 15–178.
4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., 2011.
5. К 70-летию В. И. Слободчикова // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 149.
6. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Записки отшельника. М., 1992. С. 59.
7. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
8. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
9. Павел Астахов считает суициды государственной трагедией // Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 2013 (URL: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=4735).
10. Психология здоровья. Учебник для вузов / Г. С. Никифорова, ред. СПб., 2003.
11. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
12. Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. Минск, 2010.
13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995.
14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие для вузов. М., 2000.
15. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 91–105.
16. Слободчиков В. И. Категориальный строй постнеклассической психологии человека // Современная личность: психологические исследования / М. И. Воловикова, Н. Е. Харламенкова, отв. ред. М., 2012. С. 36–38.
17. Доклад ЮНИСЕФ «Анализ положения детей в Российской Федерации» // Сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, 2013 (URL: http://www.rfdeti.ru/fi les/1270207063_analiz_rf.pdf).
18. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 151.
19. Степин В. С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия, наука, культура. СПб., 2009. С. 249–295.
20. Флоренская Т. А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М., 2009.
21. Франк С. Л. Человек и Бог. Минск, 2010.
22. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
23. Хамитов Н. В. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. Киев, 2002.
24. Шмеман А., протоиерей. Дневники 1973–1983. М., 2005.
25. Шувалов А. В. Антропологический подход к проблеме психологического здоровья // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 3–16.
26. Шувалов А. В. Инварианты психологического человекознания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. IV. Педагогика. Психология. 2013. № 1 (28). С. 109–128.
27. Шувалов А. В. Методологические аспекты психологического человекознания // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 17–27.
28. Шувалов А. В. Принцип симфонии в системе образования (психолого-педагогическое эссе) // Образовательная политика. 2011. № 3. С. 97–105.
29. Шувалов А. В. Проблема психологического здоровья в свете православной духовной традиции // Человек. 2011. № 6. С. 134–151.
30. Шувалов А. В. Психологическое здоровье и гуманитарные практики // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 1–10.
31. Шувалов А. В. Психолого-педагогические аспекты реализации воспитательного идеала // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 57–70.
Шувалов Александр Владимирович