/
Результат поиска


Шнейдер Л. Б. Мировосприятие и гражданское позиционирование как психолого-педагогическая проблема воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2017. Вып. 46. С. 103-107. DOI: 10.15382/sturIV201746.103-107
В статье подчеркивается, что одной из важнейших проблем, связанных с гражданским мировосприятием, выступает субъективность его понимания, что создает воспитательные затруднения. Тем не менее, утверждается, что научить человека проявлять гражданскую активность можно, обогатив его многообразием источников мировосприятия и создав условия для развития гражданского позиционирования. Мировосприятие, в данной статье, рассматривается как способность человека, которую можно, так же как и другие способности развивать и формировать в деятельности. Вместе с тем, в статье автор находит аргументированные подходы к согласованию извечного противоречия: свобода выбора гражданского мировосприятия или его внешняя заданность. Обозначив основные этапы развития личности, показано, как происходит формирование гражданского мировоззрения в диалектическом единстве выявленных оппозиций (свобода выбора и внешняя предопределенность).
гражданское мировосприятие, гражданское позиционирование, способность, свобода, источники, свободный выбор, воспитание, развитие, формирование, культура, гражданство
Шнейдер Лидия Бернгардовна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: ОАНО ВО "Московский психолого-социальный университет"; Российская Федерация, 115191, г. Москва, Рощинский 4-й пр-д, д. 9а;
Должность: зав. кафедрой педагогической психологии и методики преподавания;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного отделением гуманитарных и общественных наук РФФИ научного проекта № 15-06-10681 «Гражданское мировосприятие молодежи: структура, содержание, социально-педагогические условия формирования»
Шнейдер Л. Б., Сташкевич О. Л. Аттитюды патриотизма в пространстве образования и воспитания // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 11-21. DOI: 10.15382/sturIV201850.11-21
В статье образование рассматривается как гражданская процедура приобщения к национальной культуре, социальным отношениям, раскрываются его возможности для гражданского воспитания, формирования аттитюдов патриотизма. Авторами прослеживается взаимовлияние в развитии аттитюдов патриотизма, гражданской позиции и политики государства. Рассмотрены отличительные признаки и проявления гражданской позиции и патриотизма. Показана специфика становления мировоззрения человека в контексте культуры и образования. А также представлены факторы, влияющие на гармоническое развитие аттитюдов патриотизма. Обозначены задачи гражданского образования и патриотического воспитания обучающихся путем развития гражданской солидарности и формирования стремления к самостоятельной и творческой работе их внутреннего мира. Рассмотрены опасности педагогического воздействия в контексте развития чувства любви к родине и аттитюдов патриотизма. В заключительной части статьи делается вывод о том, что младших школьников для позитивного отношения к родине следует «заражать» чувством родины, а в работе со старшеклассниками нужно упреждать возможность его нежелательного искажения. И в этом стремлении к развитию внутреннего мира обучающихся школа должна руководствоваться принципом калокагатии, а аттитюды патриотизма могли бы занять должное место в ментальном развитии человека как уникальной личности и как социальной единицы, входящей в состав семьи, нации и всего человечества.
образование, культура, воспитание, гражданская позиция, аттитюды патриотизма, мировоззрение, развитие
  1. Богданов И. В. Психология и педагогика. М., 2001.
  2. Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М., 2003.
  3. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  4. Долгоруков П. Д. Чувство родины у детей // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
  5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 34–59.
  7. Манн Т. Иосиф и его братья: в 2 т. Т. 1. М., 1991.
  8. Орлов В. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1980.
  9. Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М., 2008.
  10. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 86–92.
  11. Старова Т. Э., Мухина Т. Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 48–53.
  12. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
  13. Шендерецка А. П., Смагин В. П., Сыроед Н. С., Соколюк Н. В. Философия: Конспекты лекций / А. А. Ильин, ред. Владивосток, 2007.
  14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 47.
Шнейдер Лидия Бернгардовна
Ученая степень: доктор психологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Институт психологии им. Л.С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»; Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6;
Должность: зав. кафедрой специальной психологии;
ORCID: 0000-0001-7015-3828;
Электронный адрес: lshnejder@yandex.ru.
Сташкевич Ольга Леонидовна
Место работы: Институт философии Национальной академии наук Беларуси; Республика Беларусь, 220 072, г. Минск, ул. Сурганова 1/2;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-1356-0053;
Электронный адрес: stashkevich.olha@rambler.ru.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел_а