/
Результат поиска


Шичалин Ю. А. Чему учат детей в московской классической гимназии? (Обоснование образовательной программы) // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 5-21.
PDF
Автор усматривает основной принцип составления образовательной программы классической гимназии сегодня в равномерной опеке трех сторон души учащегося: социальной, рациональной и духовной. Отсюда – древние и новые языки, приучающие к полноценному общению и получению знаний «из первых рук»; развитые курсы по точным и естественным наукам, дающие представление о множественности подходов науки к человеку и миру и о вероятностном характере ее концепций; и Закон Божий как духовная скрепа всего образовательного процесса.
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 16. С. 156-170. — Рец. на кн.: Plotin. Traités / Traductions sous la direction de Luc Brisson et Jean-François Pradeau. P.: GF Flammarion, 2002-2006.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 1 (17). С. 127-134. — Рец. на кн.: Iustini Martyris Apologiae pro Christianis, Dialogus cum Tryphone / Ed. by M. Marcovich. B.; N. Y.: Walter de Gruyter, 2005. (Patristische Texte und Studien; 38/47). xii + 211 p.; xv + 339p.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 151-153. — Рец. на кн.: Moreschini C., Norelli E. Early Christian Greek and Latin literature: a literary history / Transl. by M. J. O‘Connell. Peabody, Mass.: Hendrickson Publishers, 2005. T. 1–2. 1248 p.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. О понятии "Личности" применительно к триединому Богу и Богочеловеку Иисусу Христу в православном догматическом богословии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 47-72.
PDF
Статья посвящена критическому рассмотрению проблематики, связанной с использованием в православном богословии понятия личность. В первой части анализируется употребление этого понятия в работе В. Н. Лосского Догматическое богословие, во второй —устанавливаются те общие тенденции в новоевропейской философии (полемика по поводу идей Спинозы, немецкая классика, философский персонализм) и те духовные движения, в контексте которых это понятие вторгается в структуру православного богословия XX века.
Бог, личность, природа, ипостась, персонализм, эволюционизм.
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 125-133. — Рец. на кн.: Veyne P. Quand notre monde est devenu chrétien (312–394). Édition revue et augmentée. P.: Albin Michel, 2007. 322 p.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 2 (26). С. 112-119. — Рец. на кн.: "Ousia" dans la philosophie grecque des origines a Aristote. Travaux du Centre d’etudes aristoteliciennes de l’Universite de Liege / A. Motte, P. Somville, M.-A. Gavray, A. Lefka, D. Seron. Ed. Louvain-La-Neuve: Peeters, 2008. IV+494 p.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. Перевод и интерпретация: историко-культурный аспект // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 4 (28). С. 17-26.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А., Усачева А. В. Преамбула // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 71-75.
PDF
Шичалин Юрий Анатольевич
Усачева Анна Вячеславовна
Шичалин Ю. А. Сократ-пифагореец — изобретение Платона? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 76-86.
PDF
Статья посвящена образу Сократа у Платона и Аристофана: автор находит пифагорейские черты, свойственные образу Сократа, у обоих авторов. Тем самым статья привлекает внимание к пифагорейцам и их роли в процессе создания постоянных школ и обращает внимание на то, что софисты не были единственной силой, приведшей к появлению постоянных образовательных и научных институтов.
образ Сократа, Сократ-пифагореец, Аристофан, Платон, сократическая литература
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. Платон: от Сократа к досократикам? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 2 (58). С. 27-42. DOI: 10.15382/sturI201558.27-42
Традиционное представление о хронологии текстов, входящих в Corpus Platonicum (СР), оказывается анахронистическим с нескольких точек зрения, прежде всего с формальной и с исторической. С формальной точки зрения все тексты СР можно разделить на речи, рамочные диалоги и диалоги в прямой драматической форме, причем есть веские основания соотнести эти группы диалогов с разными хронологическими периодами. С исторической точки зрения некорректен взгляд на произведения Платона как на современную философскую и научную литературу, вместо чего предлагается соотнести три названные группы диалогов с изменяющейся аудиторией, для которой пишет Платон до создания Академии, в первый этап существования школы (до Второй Сицилийской поездки) и в позднейшее время. Эволюцию платоновской философии следует соотносить с эволюцией его школы. Невнимание к указанным методам приводит к некорректным предположениям об эволюции Платона, что проявилось, в частности, в книге проф. Ч. Кана, усмотревшего у Платона переход от сократической проблематики к досократической в книге «Платон и постсократовские диалоги» (2013), критически рассмотренной в статье.
Платон, Corpus Platonicum, «сократические» диалоги, ранние зрелые и поздние диалоги, хронология Платона, Чарльз Кан
1. Шичалин Ю. А. Сократ-пифагореец — изобретение Платона? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 71–86.
2. Шичалин Ю. А. Заметки к Платоновым Апологии, Менексену и Пиру // Материалы международной конференции «Платон и платонизм в европейской культуре». М., 2013. С. 117–140.
3. Düring I. 1968 “Aristoteles”, in PWRE, Stuttgart, 1968, vol. XI.
4. Kahn H. Ch. Plato and the Socratic dialogues: The Philosophical Use of Literary Form, New York, 1996.
5 Kahn H. Ch. 2002 “On Platonic Chronology”, in Annas J., Rowe Ch. (eds.) New Perspectives on Plato, Modern and Ancient, Cambridge (Mass.), 2002, pp. 93–128.
6. Kahn H. Ch. Plato and the Post-Socratic Dialogues. The Return to the Philosophy of Nature, New York, 2013.
7. Robinson R. Plato’s Earlier Dialectic, Oxford, 1953.
8. Thesleff H. Studies in Platonic Chronology, Helsinki, 1982.
Шичалин Юрий Анатольевич
Шичалин Ю. А. Ошибка перспективы, или еще раз о России и Европе // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 93-112. DOI: 10.15382/sturI201774.93-112
В статье рассматривается понятие европейской цивилизации преимущественно в информационном срезе, то есть с точки зрения возникновения средств хранения и передачи информации и создания всей необходимой для этого инфраструктуры. В связи с этим в первую очередь уясняется несводимость понятия европейской цивилизации к западно-европейской культуре (или к понятию Запада). Рассматривается неудовлетворительность привычной схемы античность—средние века—новое время и вводится понятие «носитель европейской цивилизации». В связи с этим рассматривается смена носителей европейской цивилизации начиная с греков и вплоть до современной эпохи, когда европейская цивилизация – единственная на Земле – посредством создания соответствующих институций приобрела планетарное распространение. В первой части статьи рассмотрены греки и римляне, создание греко-римской цивилизации, бремя несения всех достижений которой берет на себя новый народ – христиане, обеспечившие поддержание и развитие греко-римской христианской культуры в течение первого тысячелетия по Р.Х. Во второй части статьи рассматриваются народы, в той или иной мере приобщившиеся к европеизму до XV века, когда благодаря университетам и академиям (научным центрам) инициатива несения европейской цивилизации и ее развития переходит преимущественно к народам Европы, сменявшим и дополнявшим друг друга (таковы прежде всего Италия, Франция, Нидерланды, Англия, Германия и Россия), а также к получившим независимость американским колониям, сформировавшим Соединенные Штаты Америки. В течение XIX создаются условия для планетарного распространения европейской цивилизации, что сопровождается кризисом в Европе постепенным доминированием Америки как ведущего носителя европеизма. В третьей части статьи рассматривается эволюция институтов и идей европеизма со времени Первой мировой войны и вплоть до окончания эпохи холодной войны, оценивается современное состояние европеизма, уже получившего планетарное распространение, и перспективы появления его новых носителей.
Европа, европеизм, Европейская цивилизация, информационный срез, Западная Европа, Запад, греческая культура, греко-римская культура, христианство, национальные культуры, школа, университет, научный центр
  1. Ле Гофф Ж. Рождение Европы. М., 2008.
  2. Шичалин Ю. А. «Осевые века» европейской истории // Вопросы философии. №6. 1995.
Шичалин Юрий Анатольевич
Ученая степень: доктор философских наук;
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности;
ORCID: 0000-0002-1799-2021;
Электронный адрес: graecolatinum@gmail.com.