/
Результат поиска


Шеховцова Л. Ф. Онтологическая проблема в христианской антропологии и психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 107-121.
PDF
Многочисленные попытки философов и представителей различных религиозных учений решить онтогносеологическую проблему остаются безуспешными. Человек остается нераскрытой тайной. Однако представляется, что гносеологические усилия, направленные на раскрытие онтологии человека, могут оказаться хоть в какой-то мере эффективными, если предметом их будут не отдельные категории, а их система, отражающая человека в его целостности.
Шеховцова Лариса Филипповна
Шеховцова Л. Ф. К вопросу об онтологии души // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 105-117.
PDF
Вопрос об онтологии психических, душевных явлений не часто привлекает внимание современных ученых, психологов, философов или богословов. Между тем понимание «устройства» душевных или психических явлений всегда было важным для теории психологии и антропологии, а в настоящее время имеет огромное значение и для практической работы, связанной с обучением, лечением, оказанием помощи в решении психологических проблем, а также духовного преобразования человека. В статье предпринята попытка рассмотреть онтологическую проблему современного научного человекознания, привлекая богословские концепции о сущности и природе человека.
Шеховцова Лариса Филипповна
Шеховцова И. П. Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 113-142. DOI: 10.15382/sturV201416.113-142
В статье рассмотрена собирательская деятельность Антонина (Капустина) — выдающегося ученого-византиниста и церковно-политического деятеля XIX в. Его коллекция, насчитывающая, согласно современным данным, 95 греческих манускриптов, содержит 5 церковнопевческих невменных рукописей, находящихся в собраниях Киева (1), Санкт-Петербурга (3) и Москвы (1). Особенно ценные из них — отрывок из Ирмология X в. и Стихирарь 1106 г., хранящиеся в Российской национальной библиотеке, и Стихирарь с миниатюрами 2-й пол. XIII в., находящийся ныне в собрании Государственного исторического музея (ГИМ). Изучение собирательства Антонином (Капустиным) такого рода рукописей показало тесную его связь с историей становления отечественной музыкальной византинистики, с именами В. Стасова, Д. Разумовского, о. Азарии, кн. Волконского, П. И. Севастьянова. В исследовании привлекаются данные архивных материалов — писем, дневниковых записей, заметок архим. Антонина, в том числе ранее не публиковавшихся. Попутно затрагивается тема отношения о. Антонина к современному греческому пению, с которым он был знаком во время своего многолетнего служения — в Греции и на Святой Земле. Особое внимание уделено проблемам бытования и изучения греческих певческих рукописей из коллекции Антонина (Капустина) в России и, в частности, Стихираря 2-й пол. XIII в. из Музейского собрания ГИМ (Муз. 3674). Судьбу рукописи, подаренной о. Антонином в 1864 г. Московскому Обществу любителей духовного просвещения, можно проследить на протяжении более полуторавекового ее пребывания в России. Исследование включает подробное кодикологическое описание Стихираря из собрания ГИМ, а также проработанные каталожные данные по всем изучаемым рукописным источникам.
византийская музыка, греческие певческие книги, каталог певческих рукописей, Антонин (Капустин).
1. Антонин (Капустин), архимандрит. Заметки поклонника Святой Горы / Вступ. ст. и коммент. А. А. Турилова. М., 2013. — (Серия «Русский Афон»: Вып. 10).
2. Антонин (Капустин), архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891 / Сост., коммент., вступ. ст. Р. Б. Бутовой. М., 2010.
3. Антонин (Капустин), архимандрит. Письмо к Д. В. Разумовскому от 14 июля 1864 года // Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы / Ред.-сост. М. П. Рахманова; вступ. ст. и коммент. О. П. Кузина и М. П. Рахманова. М., 2005. С. 458–465.
4. Афонина В. Н. Собрание Московской Епархиальной библиотеки. Фонд 558 // Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России: сб. докладов конф. 17–21 ноября 1998 г., Москва / Под общ. ред. протоиерея Бориса (Даниленко). М., 1999. С. 165–172.
5. Безсонов П. Петр Иванович Севастьянов // Современная Летопись (Воскресное прибавление к «Московским Ведомостям»). 1867. № 14 (23 апреля). С. 6–9.
6. [Волконский М., князь]. Записки паломника. СПб., 1860.
7. Волконский М., князь. Греческое церковное пение // Домашняя беседа для народного чтения (Еженедельное субботнее издание) / Под ред. В. Аскоченского. Год 5-й. 1862. Вып. 10 (10 марта). С. 228–234.
8. Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов) // Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт- Петербурга / Под ред. члена-корр. РАН И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 8–35.
9. Герцман Е. В. Греческие музыкальные рукописи Петербурга. Каталог. Том. I: Российская национальная библиотека. СПб., 1996.
10. Герцман Е. В. Начало российской музыкальной византинистики // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997 / Сост. С. Г. Зверева. М., 1999. С. 44–56.
11. Герцман Е. В. Энкомий Петру Великому в фондах Российской национальной библиотеки // Россия и Христианский Восток. Вып. 1. М., 1997. С. 197–206.
12. Гранстрем Е. Э. Каталог греческих рукописей ленинградских хранилищ. Вып. 4. Рукописи XII века // Византийский временник. Т. 23. 1963. С. 166–204.
13. Дмитриевский А. А. Русский самородок на Св. Афонской горе // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): В 2 кн. Кн. 1: Дневник С. В. Смоленского. Письма. Материалы / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 763–783 (Приложение 10).
14. Довгалло Г. И. Собирательская деятельность П. И. Севастьянова: (по материалам его личного архива) // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб., 1995. С. 242–256.
15. Келдыш Ю. В. Стасов В. В. // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т. 5 / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М., 1981. Стлб. 260–264.
16. Металлов В. М. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский по историческим, археологическим и палеографическим данным. Ч. I–II / Записки Московского Императорского Археологического института. Т. XXVI. М., 1912.
17. Перетц В. Н. Рукописи Московской Епархиальной библиотеки // Библиографическая летопись. [Вып.] III / Общество любителей древней письменности и искусства. [Петроград], 1917. С. 70–95 (раздел II — «Статьи и сообщения»).
18. Поляков Ф. Б., Фонкич Б. Л. А. А. Дмитриевский и его работа о русских собирателях рукописей и старопечатных книг // Византиноруссика. № 1. М., 1994. С. 161–197.
19. Разумовский Д. В. Музыкальная деятельность кн. В. Ф. Одоевского // Труды Первого Археологического съезда в Москве. 1869. Ч. I–II / Под ред. гр. А. С. Уварова. М., 1871. С. 436–438.
20. Рахманова М. П. Афонская экспедиция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906). Кн. 1: Дневник С. В. Смоленского. Письма. Материалы / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 9–106.
21. [Севастьянов П. И.] Археологическая экспедиция на Афон // Современная Летопись (Прибавление к «Русскому Вестнику»). 1861. № 1. С. 31–32.
22. [Севастьянов П. И.] О светописи в отношении к археологии // Известия Императорского Археологического общества (ИИАО). 1859. Т. I. Вып. 5. Стлб. 257–261.
23. Смоленский. С. В. Отзыв о сочинении В. М. Металлова «Богослужебное пение Русской церкви. Период домонгольский» // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): в 2-х кн. Кн. 1 / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 636–682 (Приложение 7).
24. Стасов В. В. О церковных певцах и церковных хорах Древней России до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. V. Б. М., 1980. С. 175–240.
25. Стасов В. В. Фотографические и фототипические коллекции Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1885.
26. Фонкич Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей // Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. третий / Отв. ред. О. И. Подобедова. М., 1983. С. 368–379.
27. Фонкич Б. Л. П. П. Дубровский и начало коллекционирования греческих рукописей в России // Византийский временник. Т. 53. 1992. С. 124–125.
28. Фонкич Б. Л., Э. П. Г. Антонин (Капустин Андрей Иванович) // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2000. C. 684–686.
29. [Чернухин Е.] Грецькi рукописи у зiбраннях Киева. Каталог / Упор. Е. Чернухин. Киïв-Вашингтон, 2000.
30. Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография — 2013. М., 2013. С. 172–220.
31. Fonkič B. L. Les manuscrits grecs d´Antonin Kapustin // Scriptorium: revue internationale des etudes relative aux manuscrits. 1984. Vol. XXXVIII, 2. P. 254–271.
Шеховцова Ирина Павловна
Шеховцова И. П. Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 31-47. DOI: 10.15382/sturV201518.31-47
В статье представлены результаты изучения истории формирования собраний греческих музыкальных рукописей в Москве: в Российской государственной библиотеке (РГБ), в Государственном историческом музее (ГИМ), в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Исследование показало, что наибольший приток такого рода памятников письменной традиции церковного пения наблюдается в XVII и XIX вв. Особая веха — появление в XIX в. специализированных собраний певческих рукописей (о. Порфирия (Успенского), протоиерея Димитрия Разумовского), в том числе греческих, что напрямую связано со становлением отечественной музыкально-исторической науки, литургического музыковедения. Особое внимание уделено научной деятельности Д. В. Разумовского в области изучения византийского и поствизантийского церковного пения и его собранию греческих музыкальных манускриптов. Для этого привлекались не только опубликованные работы ученого, но и обширные материалы различных архивов.
Д. В. Разумовский, В. Ф. Одоевский, греческие музыкальные рукописи, византийское и поствизантийское пение, экфонетическая нотация, отечественная музыкальная византинистика, литургическое музыковедение
1. Белокуров С. А. О библиотеке московских государей в XVI столетии. М., 1898.
2. Борисовец Е. А. Научная деятельность Степана Васильевича Смоленского в Обществе любителей древней письменности: Дис. … канд. искусств. СПб., 2008.
3. Волконский М., князь. Греческое церковное пение // Домашняя беседа для народного чтения: Еженедельное субботнее издание / Под ред. В. Аскоченского. Год 5-й. 1862. Вып. 10 (10 марта). С. 228–234.
4. Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы: к 200-летию со дня рождения / Ред.-сост. М. П. Рахманова; авт. вступ. ст. и коммент. О. П. Кузина, М. П. Рахманова; науч. ред. М. В. Осипова. М., 2005.
5. Котляров Б. Я. Музическу Г. В. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стлб. 729–730.
6. Разумовский Д. В. Музыкальная деятельность кн. В. Ф. Одоевского // Труды Первого Археологического съезда в Москве 1869 / Под ред. графа А. С. Уварова. Ч. I, II. М., 1871. С. 436–438.
7. Разумовский Д. В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения: исслед. [Чит. в Моск. об-ве духов. просвещения 26 сент. 1863 г. д. чл. и библиотекарем свящ. Д. В. Разумовским]. [М., 1863].
8. Разумовский Д. В. Церковное пение в России. (Опыт историко-технического изложения.) М., 1867–1869.
9. Стасов В. В. О церковных певцах и церковных хорах Древней России до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 5–Б (дополнительный) / Сост. и коммент. В. В. Протопопова. М., 1980. С. 175–240.
10. Фонкич Б. Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVIII в.: сб. ст. М., 2003.
11. Фонкич Б. Л. Мелетий Грек // Россия и Христианский Восток. Вып. 1 / Отв. ред. Б. Л. Фонкич. М., 1997. С. 159–178.
12. Шахова А. Д. Греки в Москве в XVI–XVII вв. // Россия и Христианский Восток. Вып. 2–3 / Ред. колл.: С. Н. Кистерев, Д. Н. Рамазанова (отв. секр.), Б. Л. Фонкич (отв. ред.), Д. А. Яламас. М., 2004. С. 186–202.
13. Шеховцова И. П. Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 113–142.
14. Шеховцова И. П. Греческие церковно-певческие рукописи в Москве в XVII веке: [в 2 ч.] // Старинная музыка. 2014. № 4. С. 9–22; 2015. № 1 (в печати).
15. Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография — 2013. М., 2013. С. 172–220.
16. Шеховцова И. П. П. И. Севастьянов как собиратель византийских певческих рукописей (по материалам фондов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения — 2013: Мат-лы междунар. науч. конф. (16–17 апреля 2013): [в 2 ч.]. М., 2013. Ч. 2. С. 334–345.
17. Montfaucon de, Bernardi. Palaeographia Graeca. Parisiis, 1708.
18. Σταθης Γρ. Τα χειρογραφα Βυζαντινης Μουσικης. Тτ. Α΄–Γ΄. Αγιον Ορος. Αθηναι, 1975–1993.
Шеховцова Ирина Павловна
Шеховцова И. П. По следам афонской экспедиции П. И. Севастьянова // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 26. С. 109-130. DOI: 10.15382/sturV201726.109-130
Статья посвящена изучению материалов афонской экспедиции (1859–1860) известного путешественника, коллекционера и исследователя христианских древностей П. И. Севастьянова, связанных с фотокопированием выдающихся памятников византийской церковно-певческой традиции. В результате в Россию были привезены почти 300 снимков с 27 греческих нотированных рукописей, отражающих певческую традицию восьми афонских монастырей, — с 6 кодексов (IX–XI вв.) с экфонетическими музыкальными знаками и с 21 невменной рукописи (XI–XIX вв.). Значительная часть фотокопий позволяет сравнивать нотацию одних и тех же песнопений в динамике (с XI по XVIII вв.); особую ценность имеют снимки с 8 источников (с XV по XIX вв.), представляющих теоретические пособия к изучению нотации. В целом же переснимались важные разделы наиболее репрезентативных и датированных кодексов. Все это — свидетельство высочайшей организованности экспедиции, нацеленности на максимальное достижение научных результатов, что объясняется не только хорошим подбором состава ее непосредственных участников, но и привлечением в качестве помощников, кураторов, консультантов и исследователей таких выдающихся личностей, как о. Азария, архим. Антонин (Капустин), еп. Порфирий (Успенский), В. В. Стасов, кн. М. Д. Волконский, о. Димитрий Разумовский. К статье прилагается полный реестр снимков с греческих музыкальных памятников, выполненных экспедицией Севастьянова.
греческие музыкальные рукописи, афонская экспедиция, П. И. Севастьянов, монах Азария, Антонин Капустин, Порфирий Успенский, В. В. Стасов, М. Д. Волконский, Д. В. Разумовский
Антонин (Капустин), архимандрит. Заметки поклонника Святой Горы / Вст. ст. и коммент. А. А. Турилова. М., 2013. (Серия «Русский Афон»: Вып. 10).
Безсонов П. Петр Иванович Севастьянов // Современная летопись (Воскресное прибавление к «Московским ведомостям»). 1867. № 14 (23 апреля). С. 6–9.
Борисовец Е. А. Афонская коллекция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2 кн.]. Кн. 1 / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 107–144.
Викторов А. Е. Собрание рукописей П. И. Севастьянова. К 50-летнему юбилею Румянцевского музея. М.: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1881.
Волконский М., кн. Греческое церковное пение // Домашняя беседа для народного чтения: Еженедельное субботнее издание / Под ред. В. Аскоченского. Год 5-й. 1862. Вып. 10 (10 марта). СПб.: тип. Штаба Военно-учебных заведений. С. 228–234.
Герд Л. А. Архим. Антонин Капустин и его научная деятельность (по материалам петербургских архивов) // Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга / Под ред. члена-корр. РАН И. П. Медведева. СПб., 1999. С. 8–35.
Герцман Е. В. Начало российской музыкальной византинистики // Келдышевский сборник: Музыкально-исторические чтения памяти Ю. В. Келдыша 1997 / Сост. С. Г. Зверева. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1999. С. 44–56.
Дмитриевский А. А. Русский самородок на Св. Афонской горе // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2 кн.]. М.: Языки славянских культур, 2012. Кн. 1. Приложение 10. С. 763–783.
Довгалло Г. И. Собирательская деятельность П. И. Севастьянова: (по материалам его личного архива) // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995. С. 242–256.
Довгалло Г. И. Собрание П. И. Севастьянова // Рукописные собрания Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Указатель. (1862–1917). Т. I. Вып. 1. М., 1983. С. 139–151.
Кызласова И. Л. Новое о коллекции П. И. Севастьянова // Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики. Труды ГИМ. Вып. № 63 / Отв. ред. С. О. Шмидт, сост. Л. М. Костюхина. М., 1987. С. 71–76.
Поляков Ф. Б., Фонкич Б. Л. А. А. Дмитриевский и его работа о русских собирателях рукописей и старопечатных книг // Византиноруссика. № 1. М., 1994. С. 161–197.
Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. II. Отд. 1. Киев: Тип. В. Л. Фронцкевича, 1877.
Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. II. Отд. 2. Приложения. М.: Тип. И. Ефимова, 1881.
Разумовский Д. В. О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения. [Чит. в Моск. об-ве духов. просвещения 26 сент. 1863 г. д. чл. и библиотекарем свящ. Д. В. Разумовским]. [М., 1863].
Рамазанова Н. В. «Любитель церковного пения». Кн. Владимир Федорович Одоевский (1804–1869). [Электронный ресурс]. URL: http://expositions.nlr.ru/ex_manus/odoevsky/rod.php (дата обращения: 14.09.2016).
Рахманова М. П. Афонская экспедиция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII. Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2 кн.]. Кн. 1 / Подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М. П. Рахмановой, Е. А. Борисовец. М., 2012. С. 9–106.
[Севастьянов П. И.] Археологическая экспедиция на Афон // Современная Летопись (Прибавление к «Русскому вестнику»). 1861. № 1. С. 31–32.
[Севастьянов П. И.] О светописи в отношении к археологии // Известия Императорского Археологического общества (ИИАО). 1859. Т. I. Вып. 5. Стлб. 257–261.
Стасов В. В. Заметки о демественном и троестрочном пении // Известия Императорского Археологического Общества за 1864 г. Т. 5. Вып. 4. СПб., 1865. Стлб. 225–254.
[Стасов В. В.] Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1862 год. СПб., 1863.
Стасов В. В. О церковных певцах и церковных хорах Древней Руси до Петра Великого // Стасов В. В. Статьи о музыке. Вып. 5–Б / Сост. и коммент. Вл. Протопопова. М.: Музыка, 1980. С. 175–240.
Фонкич Б. Л., Э. П. Г. Антонин (Капустин Андрей Иванович) // Православная энциклопедия. Т. II. М., 2000. C. 684–686.
Шеховцова И. П. Греческие музыкальные рукописи в собирательской деятельности архимандрита Антонина (Капустина) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2014. Вып. 4 (16). С. 113–142.
Шеховцова И. П. Из истории московских собраний греческих певческих рукописей. Коллекция Д. В. Разумовского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 31–46.
Шеховцова И. П. П. И. Севастьянов как собиратель византийских певческих рукописей (по материалам фондов НИОР РГБ) // Румянцевские чтения — 2013: материалы Международной научной конференции (16–17 апреля 2013): [в 2 ч.]. М.: Пашков дом, 2013. Ч. 2. С. 334–345.
Шеховцова И. П. Предварительный список к каталогу греческих певческих рукописей московских собраний // Музыкальная археография — 2013. М., 2013. С. 172–220.
Шлихтина Ю. Р. Материалы по византийско-русским музыкально-теоретическим связям из архива Д. В. Разумовского // Гимнология. Вып. 1. Ч. 1. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. С. 19–25.
Granstrem E., Medvedev I. Photographies de documents Athonites (collection P. I. Sevast΄janov) // Revue des Etudes Byzantines. 1975, t. 33. P. 277–293.
Monumenta Musicae Byzantinae. Série principale (Facsimilés). Vol. 5. Fragmenta Chiliandarica Palaeoslavica.
А. Sticherarium. Codex Monasterii Chiliandarici 307: Phototipice depictus / Praefatus est R. Jakobson. Copenhague, E. Munksgaard, 1957.
Шеховцова Ирина Павловна
Шеховцова И. П. Об одной неизвестной работе о. Димитрия Разумовского (к 200-летию со дня рождения ученого) // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 29. С. 92-111. DOI: 10.15382/sturV201829.92-111
В статье разбирается малоизвестная работа Д. В. Разумовского, посвященная изучению знаков греческой экфонетической нотации, опубликованная в 1863 г. в «Известиях Императорского Археологического общества» А. Ф. Бычковым. Д. В. Разумовский, впервые в музыкознании подробно рассматривая знаки этой нотации, дает их музыкальную интерпретацию, указывает на истоки, а также намечает пути дальнейшего изучения. История этой публикации связана с афонской экспедицией 1859–1860 гг., организованной известным археологом и коллекционером П. И. Севастьяновым. Среди привезенных экспедицией многочисленных фотоснимков были и копии с нотированных греческих рукописей, в том числе содержащих экфонетическую нотацию. Д. В. Разумовский изучал и описывал эти снимки, поступившие в Публичную библиотеку в Петербурге, по просьбе В. В. Стасова, также увлекавшегося в 1850–1860-е гг. греческой церковно-певческой традицией. К описываемым событиям были причастны князь М. Д. Волконский, библиотекарь Пантелеимонова монастыря на Афоне Азария (Попцов) и епископ Порфирий (Успенский), также исследовавший рукописи с экфонетическими знаками. В статье кратко освещается и последующая история изучения этой нотации, а также даются сведения о наличии греческих источников, содержащих ее и хранящихся в отечественных собраниях.
экфонетическая нотация, Д. В. Разумовский, П. И. Севастьянов, В. В. Стасов, Порфирий Успенский, М. Д. Волконский, византийское музыкознание
  1. Арванитис И. Византийская нотация // Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 360–376.
  2. Белоненко А. С. Стасов о древнерусской музыке // Советская музыка. 1974. № 7. С. 64–72.
  3. Борисовец Е. А. Афонская коллекция // Русская музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): [в 2-х кн.]. Кн. 1 / М. П. Рахманова, Е. А. Борисовец, подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М., 2012. С. 107–144.
  4. Бычков А. Ф. Отрывки Евангелия XI-го века [с публикацией материалов исследования Д. В. Разумовского] // Известия Императорского Археологического общества за 1863 год. Т. V. Вып. 1. СПб., 1865. Стб. 29–37.
  5. Герцман Е. В. Византийское музыкознание. Л., 1988.
  6. Пападопуло-Керамевс К. И. Происхождение нотного музыкального письма у северных и южных славян по памятникам древности, преимущественно византийским // Вестник археологии и истории, издаваемый Императорским Археологическим институтом. СПб., 1906. Вып. XVII. С. 134–171.
  7. Порфирий (Успенский), епископ. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты. Ч. 1. Отд. 1; Ч. II. Отд. 1. Киев, 1877.
  8. Разумовский Д. В., прот. Церковное пение в России: Опыт историко-технического изложения: В 3 вып. М., 1867–1869.
  9. Рамазанова Н. В. Остромирово Евангелие и древнерусское церковное пение. URL: http://www.nlr.ru/exib/Gospel/ostr/ramazanova.html (дата обращения: 24. 06. 2014).
  10. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. VII: Афонская экспедиция Общества любителей древней письменности (1906): В 2 кн. / М. П. Рахманова, Е. А. Борисовец, подг. текстов, вступ. ст. и коммент. М., 2012.
  11. [Стасов В. В.] Отчет Императорской Публичной библиотеки за 1862 год. СПб., 1863.
  12. Финдейзен Н. Ф. Протоиерей Д. В. Разумовский (очерк его деятельности): [вступ. ст.] // Разумовский Д. В. Патриаршие певчие диаки и поддиаки и Государевы певчие диаки. М.: Изд. Н. Ф. Финдейзена, 1895. С. 5–18.
  13. Шеховцова И. П. По следам афонской экспедиции П. И. Севастьянова // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 2 (26). С. 109–130.
  14. Шлихтина Ю. Р. Материалы по византийско-русским музыкально-теоретическим связям из архива Д. В. Разумовского // Гимнология. Вып. 1 (в 2 ч.). М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. С. 19–25.
  15. Engberg S. G. Ekphonetic [lectionary] notation // The New Grove: Dictionary of Music and Musicians. 2nd ed. / Stanley Sadie, ed.; John Tyrrell, executive ed. Vol. 8. L.; N. Y., 2001. Р. 47–51.
  16. Engberg S. G. Greek Ekphonetic Notation: the Classical and the Pre-Classical Systems // Palaeo-Byzantine Notations: a Reconsideration of the Source Material / J. Raasted, C. Troelsgård, eds. Hernen, 1995. P. 33–55.
  17. Høeg. C. La notation ekphonétique. Copenhagen, 1935. (Monumenta Musicae Byzantinae. Ser. Subsidia: Vol. 1. Facs. 2).
  18. Montfaucon B. Palaeographia Graeca, sive De ortu et progressu literarum graecarum, et De variis omnium saeculorum Scriptionis Graecae generibus: itemque de Abbreviationibus & de Notis variarum Artium ac Disciplinarum. Additis Figuris & Schematibus ad fi dem manuscriptorum Codicum. P., 1708.
  19. Velimirović M. M. Father Razumovsky and Byzantine chant // Гимнология. Вып. 1 (в 2 ч.). М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2000. С. 13–18.
Шеховцова Ирина Павловна
Ученая степень: кандидат искусствоведения;
Место работы: Российская академия музыки им. Гнесиных; Российская Федерация, Москва, 121069, ул. Поварская, д. 30-36; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер. 6, стр. 1;
Должность: доцент кафедры истории музыки;
ORCID: 0000-0001-9254-0829;
Электронный адрес: irina-schech@yandex.ru.