/
Результат поиска


Шеко Н. А. Риторика в европейской церковной музыке XVII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 27-38. DOI: 10.15382/sturV201727.27-38
Католическое искусство, в частности музыка, под влиянием декретов Тридентского собора, претерпело кардинальные изменения. Тридентский собор 1545 - 1563 гг. имел целью противостояние распространению идей Реформации. Собор обозначил переход от Средневекового периода истории католической церкви к Классическому периоду. Идеи протестантизма серьезно влияли на церковное сознание католической церкви, поэтому для успешной борьбы с ними отцами собора было принято решение фактически выполнить требования протестантов в части, касающейся церковной музыки. Музыка как инструмент, влияющий на эстетическое восприятие человека, при правильном использовании может очень сильно влиять на его эмоциональное и психологическое состояние. В католической церкви широко использовались риторические приемы не только в ораторском искусстве, то есть в проповеди, но также и в инструментальной и вокальной музыке, сопровождающей богослужение. Риторика в музыке передавала информацию в двойном объеме: посредством воздействия слова, произносимого с определенной интонацией и на определенной звуковой высоте, и воздействием мелодии, с помощью музыкальных фигур и звуковых эффектов, влияющих на эмоциональное состояние верующих. Именно личные душевные переживания стали основным содержанием как духовного, так и светского искусства в Европе в XVII первой половине XVIII веков. Риторика преподавалась как в католических иезуитских учебных заведениях, так и в протестантских. Фактически, она составляла основу европейского образования в XVII- XVIII вв. Сохранившиеся трактаты о риторике дают нам хорошую базу для изучения множественных смыслов, заключенных не только в европейской музыке, поэзии и театре, но также и в церковном искусстве.
музыка, риторика, католическое искусство, барокко, Реформация, Тридентский собор
  1. G. Buschbell. Concilium Tridentinum: Diarorum, Actorum, epistolarum, tractatuum nova collectio. Т. 10. Freiburg. 1916. р. 762;
  2. Fellerer K. G., Hadas Moses. Church Music and the Council of Trent. Oxford University Press. The Musical Quarterly. Ed.39, No. 4. (1953). р. 576-594;
  3. Gosine.C. Jane., Oland. Erik. Docere, Delectare, Movere: Marc-Antoine Charpentier and Jesuit Spirituality. Oxford University Press. Early Music. ed. 32, No. 4 (2004). p. 511-514; 516-539;
  4. James. Murphy. Medieval Rhetoric: Toronto. University of Toronto Press. 1989;
  5. Marc-Antoine Charpentier. «Messe pour plusieurs instruments au lieu des orgues». H 513;
  6. Palacios Quiroz. Rafael. La pronuntiatio musicale : une interprétation rhétorique au service de Händel, Montéclair, C. P. E. Bach et Telemann. Thèse de doctorat. Paris 2012;
Шеко Николай Александрович
Место работы: Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, 125009, г. Москва, Козицкий переулок, д. 5;
Электронный адрес: nsheko@yandex.ru.
Шеко Е. Д. Сакральная архитектура Франции и Бельгии между двух Великих войн: разворот от Ар-деко к модернизму // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 32. С. 112-131. DOI: 10.15382/sturV201832.112-131
В статье рассматриваются вопросы развития церковного искусства в ХХ в., главным образом в 1920–30-е гг. В эти годы после массированных разрушений Первой мировой войны в Европе возникла необходимость реконструкции и строительства большого количества новых храмов. Религиозная и художественная чуткость той эпохи требовала от проектов новых католических церквей определенного набора декоративных элементов, даже если их архитектура была простой и функциональной. Однако в проектах воссоздания церквей в 1920-е гг. стали все чаще предлагаться варианты обновления материалов и конструкций с очевидными признаками новаторских решений — с точки зрения плана, формообразования поверхностей, используемых технологий. Основным инновационным материалом стал бетон, широко использовавшийся как для строительства новых храмов, так и для их украшения. В Бельгии в 20-х гг. впервые возникает модернизм как архитектурный стиль, который затем получает широкое развитие в мировом масштабе в 30-е гг. в конкуренции со стилем Art-Déco. Модернизм, в отличие от Art-Déco, поворачивается спиной к архитектурным традициям прошлого, отвергает любые украшения и уделяет основное внимание обеспечению функции здания. Именно эти характеристики сделали архитектуру модернизма востребованной сторонниками «литургического движения» в Католической Церкви в ХХ в.
церковная архитектура, история искусства, стиль Art-Déco, декоративное искусство, скульптура, интерьер, модернизм, Католическая Церковь, литургическое движение
  1. Вукашинович В. Литургическое возрождение в ХХ веке. Христианская Россия. 2005. С. 46.
  2. Документы II Ватиканского собора. М., 2004.
  3. Cappronnier J-С. L’art sacré entre les deux guerres: aspects de la Première Reconstruction en Picardie // In Situ. Revue des patrimoines. 12/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  4. Cordeiro P. Sacraal beton. De Sint-Augustinuskerk te Vorst // M&L, 13, 3. 1994. Р. 41–56.
  5. Culot М. D. Les frères Perret: l’oeuvre complète. Paris: Institut français d’architecture, Ed. Norma, 2000.
  6. Culot М. D. Archives d’architecture moderne. Bruxelles: AAM, 1999.
  7. Dumoulin A. Reconnaître Paris d'église en église. Paris, France: Massin, 2008.
  8. Dupré C. Notre-Dame-du-Travail (Paris), une église au tournant du XIXe siècle et du XXe siècle // In Situ. Revue des patrimoines. 11/2009. ISSN format électronique: 1630–7305.
  9. Frémaux C. La construction d’églises dans la seconde moitié du XXe siècle: une aff aire d’État? De Georges Clémenceau à Jacques Chirac: l’Etat et la pratique de la loi de séparation. Villeneuved’Ascq: CEGES-IRHiS, Université Lille, 2008.
  10. Lambrichs A. Religieuze Art Deco. Art Deco architectuur. Brussel 1920–1930 (Catalogue d’exposition), Archives d’Architecture Moderne, Bruxelles, 1996.
  11. Spapens C. L'église Sainte-Suzanne à Schaerbeek. CIDEP, 2003.
  12. Travaux du Centre national des constructions d’églises (CNCE). Rapport général présenté à l’Épiscopat «Pour une politique d’équipement religieux», février 1970.
Шеко Екатерина Дмитриевна
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: зав. кафедрой иконописи;
ORCID: 0000-0001-8976-8814;
Электронный адрес: katja_sheko@mail.ru.