/
Результат поиска


Шакурова М. В. Традиции и инновации в использовании примера в процессе воспитания школьников // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2011. Вып. 2 (21). С. 32-38.
PDF
В статье на основе анализа тематических разделов отдельных учебных изданий середины ХХ — начала XXI в. рассматривается изменение подходов к оценке роли, содержания, методики работы с примером в учебно-воспитательном процессе школы, выделяются актуальные направления осмысления примера в современной системе образования.
пример как метод воспитания, идеализация примера, героический пример, пример из круга повседневного общения, педагог как пример
Шакурова Марина Викторовна
Шакурова М. В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 2 (41). С. 15-26. DOI: 10.15382/sturIV201641.15-26
В статье поднимается проблема учета в современных условиях социокультурной ситуации развития ребенка, в частности в процессе формирования идентичности личности. Сущность и возрастные особенности развития идентичности рассматриваются в контексте эпигенетической концепции Э. Эриксона и концепции социально-педагогической обусловленности становления и развития социокультурной идентичности школьников М. В. Шакуровой. Акцентируется наличие «детского» и «взрослого» этапов в развитии идентичности личности, переход между которыми знаменуется кризисом идентичности. Выделены и описаны актуальные характеристики современной социокультурной ситуации развития ребенка, детерминирующие формирование его идентичности: изменение семьи и семейного воспитания; сворачивание круга людей, групп, общностей, играющих роль «зеркала» для ребенка; тиражируемый гедонизм жизненного осуществления; сущностные изменения представителей педагогического корпуса как агентов социализации и субъектов воспитания и формирования идентичности личности, потеря значимости школы для современного ребенка и его родителей. Анализ социокультурной ситуации развития современного ребенка позволил определить ряд условий, необходимых для успешного формирования различных видов его идентичности.
социокультурная ситуация развития, идентичность, значимые «Другие», педагог как субъект формирования идентичности личности.
1. Боголюбова С. Н. Повседневность: пространство социальной идентичности. Автореф. дис. … д-ра философ. наук. Ростов-на/Д., 2011.
2. Григорьева А. И. Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя в системе послевузовской подготовки. Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 1998.
3. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания. М.; Тверь, 2004.
4. Риски взросления в современной России: концепции и факты. Опыт социологического анализа / Т. А. Хагуров, науч. ред. М., 2013.
5. Чистяков А. В. Социализация личности в обществе Интернет-коммуникаций (социокультурный анализ). Автореф. дис. … д-ра социол. наук. Ростов-на/Д., 2006.
6. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников. Воронеж, 2007.
7. Шипунова Т. Общество потребления и новый тип человека homo possible // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. (URL: http://www.existradi.ru/index.php?option=com_ content&viewarticle&id=1057:2014-03-15-10-29-23&catid=98:-23-2013&Itemid=59).
8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Шакурова Марина Викторовна
Шакурова М. В., Козельская К. А. Воспитательный потенциал как предмет современных социально-педагогических исследований // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 50. С. 22-34. DOI: 10.15382/sturIV201850.22-34
Цель статьи — представить результаты комплексного анализа воспитательного потенциала как предмета современных социально-педагогических исследований. Объектом анализа выступают современные социально-педагогические исследования (включая исследования вопросов воспитания специалистами других отраслей научного гуманитарного знания), представленные научными статьями, текстами диссертационных работ, затрагивающих проблематику воспитательного потенциала. Предмет анализа — инвариантные и вариативные характеристики сущности воспитательного потенциала, основные методологические средства его изучения, системные и структурные характеристики воспитательного потенциала, основы его развития. Методологию составляют онтологический, комплексный, системный и структурный подходы. Используются теоретические методы исследования — анализ, синтез, обобщение, интерпретация, типизация. В качестве критериев анализа рассматриваются: сущность воспитательного потенциала; методологические средства изучения воспитательного потенциала; системные и структурные характеристики воспитательного потенциала; развитие воспитательного потенциала. В статье сделаны следующие выводы. К числу инвариантов, характеризующих сущность воспитательного потенциала, исследователи относят способность к выполнению деятельности, реализации функций, их ресурсное обеспечение; средства, источники, ресурсы, имеющиеся в наличии и способные к мобилизации, использованию для решения воспитательных задач; совокупность факторов и условий, позволяющих реализовать воспитательные практики и влиять на изменение процессов и систем. Видовое своеобразие связано с мерой востребованности (не используется, не регистрируется, отрицается) или преувеличения объема и значения; опирается на понимание сути и содержания воспитания; своеобразие носителей потенциала, его вид. К числу приоритетных методологических подходов, с позиций которых изучается воспитательный потенциал, можем отнести онтологический, деятельностный, системный, личностнодеятельностный, аксиологический, акмеологический подходы. Структура воспитательного потенциала детализируется, исходя из системного представления о его сущности. В ряде исследований подчеркивается интегративный характер данного свойства. Реализация воспитательного потенциала рассматривается преимущественно как педагогическое управление ресурсами, возможностями, средствами, источниками.
воспитание, воспитательный потенциал, интегративное свойство, методологические подходы, структура, развитие воспитательного потенциала
  1. Агафонова Ю. А. О воспитательном потенциале школьных средств массовой информации // Социальные отношения. 2011. № 1 (2). С. 111–119.
  2. Байбородова Л. В. Пути и средства повышения воспитательного потенциала учебного процесса // Ярославский педагогический вестник. 2007. № 4. С. 3–7.
  3. Бережная И. Ф., Вьюнова Н. И. Воспитательный потенциал университетской образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2008. № 1. С. 90–97.
  4. Болотова М. И. Интеграция воспитательных потенциалов семьи и учреждений дополнительного образования детей // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. Т. 3. № 3. С. 96.
  5. Буслова Е. В. Воспитательные потенциалы общественно-просветительской деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Сер.: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 3. С. 91–94.
  6. Воспитательный потенциал семьи: методическое пособие для студ. фак. социальной работы / И. В. Фадеева, сост. Магнитогорск, 2000.
  7. Герлах И. В. Развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2008.
  8. Додокина Н. В. Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006.
  9. Ершова М. В. Воспитательные потенциалы учреждений дополнительного образования в работе с подростками, склонными к противоправному поведению // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Кострома, 2017. С. 62–65.
  10. Клочкова Л. И. Технология ресурсообразования в развитии воспитания школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. С. 200.
  11. Кожурова О. Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: дис. … канд. пед. наук. М., 2011.
  12. Коробкова В. В. Закономерности развития воспитательного потенциала современной семьи в открытом образовательном пространстве // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 220–224.
  13. Коробкова В. В. Теоретические подходы к проблеме развития воспитательного потенциала семьи в современных исследованиях // Психологические проблемы современной семьи: материалы третьей междунар. науч. конф. Москва. 16–18 окт. 2007. Ч. 1 (2). М., 2007. С. 465–472.
  14. Коробкова В. В., Метлякова Л. А. Современные подходы к развитию воспитательного потенциала семьи в условиях информационного пространства школы // Педагогическое образование и наука. 2010. № 9. С. 84–86.
  15. Курчанова Н. А. Реализация воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. С. 7–8.
  16. Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. О современной семье и ее воспитательном потенциале // Социологические исследования. 2010. № 7. С. 49–55.
  17. Кучмаева О. В., Марыганова Е. А., Петрякова О. Л., Синельников А. Б. Влияние экономических показателей на воспитательный потенциал семьи // Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. М., 2006. Т. 1. С. 58–70.
  18. Недвецкая М. Н. Управление качеством педагогического взаимодействия школы и семьи: монография. М., 2005.
  19. Поваляева О. Н. В. В. Розанов о воспитательном потенциале русской художественной литературы // Казанский педагогический журнал. 2014. № 2 (103). С. 109–114.
  20. Полисубъектность воспитания как условие конструирования социально-педагогической реальности: сб. научных трудов / Н. Л. Селиванова, Е. И. Соколова, ред. М., 2009.
  21. Поляков С. Д. В поисках реалистического воспитания. М., 2004.
  22. Попова С. В. Воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря: автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2008.
  23. Пчельникова Е. В. Развитие и реализация воспитательного потенциала общеобразовательной школы в условиях малого города: автореф. дис. … канд. пед. наук. Курск, 2011.
  24. Санникова А. И., Коробкова В. В. Эволюция идеи развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве России конца XIX — начала XXI в.: историко-методический аспект // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 1. С. 56–61.
  25. Семенов В. Д. Община и клуб: воспитательный потенциал и его пределы: научно-методические рекомендации в адрес педагогических коллективов, решивших начать исследования социально-педагогических проблем. Ижевск, 2000.
  26. Сизикова В. В., Фомина С. Н. Проблема снижения воспитательного потенциала семьи в современных условиях // Социальная педагогика: теория, практика, перспективы. М., 2008. Ч. 1. С. 263–267.
  27. Чиркова М. В., Першина Т. В. К проблеме развития воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 509–513. URL: http://e-koncept.ru/2016/46277.htm
  28. Юркина И. А. Организационно-педагогические условия реализации воспитательного потенциала досуговых объединений экологической направленности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2009.
  29. Ярмакеев И. Э. Воспитательный потенциал образовательного процесса в вузе: системно-методологический анализ // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 19. С. 165–166.
Шакурова Марина Викторовна
Ученая степень: доктор педагогических наук;
Ученое звание: профессор;
Место работы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394051 г. Воронеж, ул. Ленина. 86;
Должность: заведующая кафедрой общей и социальной педагогики;
ORCID: 0000-0003-4757-8750;
Электронный адрес: shakurova@mail.ru.
Козельская Каролина Алексеевна
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Воронежский государственный педагогический университет; Российская Федерация, 394051, г. Воронеж, ул. Ленина, д. 86;
ORCID: 0000-0001-9488-3657;
Электронный адрес: alcarol1992@mail.ru.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект 18-013-00613а «Социально-педагогические детерминанты формирования интегративных свойств воспитательных систем».