/
Результат поиска


Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 134-139. — Рец. на кн.: Katholische Theologie an der Universität. Situation und Zukunft / J. Schmiedl, J. E. Hafner, Hrsg. Ostfi ldern: Matthias-Grünewald-Verlag, 2009. 120 S.
PDF
Черный Алексей Иванович
Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 4 (42). С. 132-135. — Рец. на кн.: Katholische Theologie im Bologna-Prozess: Gesetze, Dokumente, Berichte / H. Hallermann, Hrsg. Paderborn; München; Wien; Zürich: Schöningh Paderborn, 2011. 574 S.
PDF
Черный Алексей Иванович
Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 3 (47). С. 148-153. — Рец. на кн.: Berufschancen fur Theologinnen und Theologen / P. Becker, G. Pelzer, Hrsg. Herder, 2012
PDF
Черный Алексей Иванович
Черный А. И. Богословие церковного служения и штатные должности для мирян в Католической Церкви Германии после Второго Ватиканского собора // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 5 (49). С. 26-40.
PDF
Уже несколько лет в Русской Православной Церкви по инициативе священноначалия происходит введение штатных должностей для мирян: катехизатора, социального работника и молодежного работника. При успешном осуществлении активизации приходской жизни приходы должны претерпеть серьезные структурные изменения и стать полноценными миссионерскими центрами. Однако до сегодняшнего дня далеко не везде введение названных должностей для мирян было встречено с воодушевлением и привело к активизации социальной, миссионерской и молодежной работы. Многие приходы ограничиваются исключительно формальным исполнением новых требований. В этой связи интересно принять во внимание опыт Католической Церкви, где миряне уже около полувека занимают на приходах штатные должности, в том числе подразумевающие задачи катехизатора, социального и молодежного работника. Однако, если в Русской Православной Церкви попытки активизации приходской деятельности путем вовлечения в приходскую работу мирян не только обусловлены, но и мотивируются по большей части чисто практическими соображениями, то у католиков церковное служение мирян имеет под собой серьезные богословские основания. В данной статье излагаются богословские предпосылки введения штатных приходских должностей для мирян в Католической Церкви, соответствующие решениям Второго Ватиканского собора. Рассматривается смещение акцентов в представлении об иерархическом устройстве Католической Церкви, учение собора о церковном служении, соотношение священников и мирян, и другие вопросы. В качестве примера реализации этих предпосылок на практике приводится опыт Католической Церкви Германии, в которой, в силу острой нехватки священников, деятельность мирян на приходах в качестве штатных сотрудников имеет наиболее широкое распространение и вариативность.
Второй Ватиканский собор, экклезиология, Католическая Церковь, священство, миряне, приход, церковное служение, катехизация, миссия, молодежная работа.
1. Dzheroza L. Kanonicheskoe pravo v Katolicheskoj Cerkvi (Canon Law in Roman-Catholic Church). Moscow, 1995.
2. Doklad Svjatejshego Patriarha Kirilla na Eparhial'nom sobranii g. Moskvy 23 dekabrja 2009 g. (Report of Patriarch Cyril at Eparchial Meeting), http://www.patriarchia.ru/db/text/969773.html (16.09.2013).
3. Ioann Pavel II. Christifi deles Laici: O prizvanii i missii mirjan v Cerkvi i v mire (John Paul II. Christifi deles Laici: On Vocation and Laic Mission in the Church and World), Moscow, 1995.
4. Malinovskij N., prot. Ocherk pravoslavnogo dogmaticheskogo bogoslovija (Essay of Orthodox Dogmatic Theology), Moscow, 2003.
5. Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes in den kirchenamtlichen Dokumenten von der Enzyklika «Menti Nostrae» Papst Pius XII. (1950) bis zur Gemeinsamen Synode der Bistumer in der Bundesrepublik Deutschland (1975). Arens А. (ed.) Pastorale Bildung, Trier, 1976.
6. Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff. Henrich F. (ed.) Weltpriester nach dem Konzil. München, 1969.
7. Geistliche Leitung in den katholischen Jugendverbanden. Die deutschen Bischofe, 1997.
8. Geistliche Verbandsleitung in den katholischen Jugendverbanden. Die deutschen Bischofe. Erklarung vom 22. Januar, Bonn, 2007, p. 18.
9. Hallermann H. Prasenz der Kirche an der Hochschule, München, 1996.
10. Rohrbasser A. (ed.) Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis Pius XII., Freiburg, 1953.
11. Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie im deutschen Sprachraum, Frankfurt am Main, 1997.
12. Kasper W. 1969. Neue Akzente im dogmatischen Verstandnis des Priesterlichen Dienstes, Concilium, vol. 5, pp. 164–170.
13. Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie, Freiburg im Breisgau, 1972.
14. Lehmann K. Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk. Gemeinde des Herrn № 83. Deutscher Katholikentag, Trier, 1970.
15. Lehmann K. 1970. Zur Theologie der Gemeindeleitung. Pastoraltheologische Informationen, pp. 2–31.
16. Leitlinien zur Jugendpastoral. Pastoralkomission der deutschen Bischofskonferenz. 20. Sept. 1991.
17. Pius X. Rundschreiben «Haerent animo», 1908. Heilslehre der Kirche. Dokumente von Pius IX. bis Pius XII., Freiburg,1953, pp. 780.
18. Die deutschen Bischofe, 2011, vol. 96, pp. 11.
19. Becker P., Pelzer G. Berufschancen fur Theologinnen und Theologen, Freiburg i. B., 2012.
20. Rees W. 2008. Mitverantwortung von Laien und Leitung einer Pfarrgemeinde. Kirchenrechtliche Anmerkungen in Zeiten eines akuten Priestermangel. Meier D., Platen P., Reinhardt H. E. F., Sanders F. (ed) Munsterischer Kommentar zum Codex Iuris Canonici. Essen, vol. 55.
21. Riedel-Spangenberger I. Sendung in der Kirche, Paderborn, 1991.
22. Schmitz H. 1985. Officium animarum curam secumferenz. Zum Begriff des seelsorgerischen Amtes. Ministerium Iustitiae. FS für H. Heinemann zur Vollendung des 60. Lebensjahres, pp. 128–130.
23. Die deutschen Bischofe, Bonn, 1970, vol. 3, pp. 29–32.
24. Schuller Th. 2002. Geistliche Leitung in kirchlichen Vereinigungen. Neue partikularkirchliche Entwiklungen im Bereich der Deutschen Bischofskonferenz und in einzelnen deutschen Bistumern. Althaus R. u. a. (ed.) Aktuelle Beitrage zum Kirchenrecht, Frankfurt, pp. 269–295.
25. Zottl A., Schneider W. Wege der Pastoraltheologie. 20 Jahrhundert, Eichstatt, 1988.
26. Die deutschen Bischofe. Hirtenschreiben und Erklarungen, Bonn, 1977, vol. 11.
Черный Алексей Иванович
Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2014. Вып. 4 (54). С. 129-133. — Рец. на кн.: Die Rolle der Theologie in Universitat, Gesellschaft und Kirche // Veroff entlichung der Wissenschaftlichen Gesellschaft fur Theologie / J. Schroter, Hrsg. Evangelische Verlagsanstalt, 2012
PDF
Черный Алексей Иванович,
Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 2 (64). С. 116-119. — Рец. на кн.: Das II. Vatikanische Konzil und die Wissenschaft Theologie / A. Kreutzer, W. Gunther, Hrsg. Peter Lang, 2014
PDF
Черный Алексей Иванович,
Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 2 (64). С. 119-124. — Рец. на кн.: Zulehner P. M. Mitgift. Autobiografi sches anderer Art. Patmos, 2014
PDF
Черный Алексей Иванович,
Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2016. Вып. 6 (68). С. 112-127. DOI: 10.15382/sturI201668.112-127
Современные проблемы священства, его богословские основания, исторические истоки и положение в современном мире становились в XX в. предметом рассмотрения самых известных католических богословов. При этом обращает на себя внимание, что почти всегда священник рассматривается в их работах через понятие «кризис». Однако само понятие «кризис священства» нигде не находит систематического осмысления, оно присутствует в богословских трудах как некий лейтмотив, как аксиома, не нуждающаяся в доказательствах. В литературе речь идет в основном об отдельных кризисных явлениях, связанных с католическим священством. Чаще всего авторы отмечают сокращение численности священников, кризис священнической идентичности в современном мире, потерю смысла целибата, появление «пастырских» и светских профессий, составивших священникам конкуренцию, утрату религией в современном обществе своих традиционных функций, в результате чего страдают в первую очередь священники как основные представители религии. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что и эти явления не являются новыми для Католической Церкви и допускают различные и подчас взаимоисключающие интерпретации. В данной статье анализируются основные проявления кризиса, описанные в католической литературе, и высказывается предположение, что кризис священства — не данность, а некая форма осмысления действительности. Риторика о кризисе позволяет осмыслить современную ситуацию как вызов, который требует мобилизации церковных сил и адекватного богословского ответа, способного изменить социальную реальность.
Богословие священства, кризис, Католическая Церковь, философия кризиса, Второй Ватиканский собор, церковное служение, общество постмодерна, религия
1. Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы XX века / О. Розенберг, пер. Черкассы, 2011.
2. Емельянов Н. Н., прот. Проблема изменения численности священников в США и Англии во второй половине XX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 3 (65). С. 89–111.
3. История II Ватиканского собора. М., 2009.
4. Сидорина Т. Ю. Философия кризиса. М., 2003.
5. Хондзинский П., прот. Приходское духовенство конца XIX — начала XX века в русской духовной традиции: Доклад на ежегодной научно-богословской конференции в Санкт-Петербургской Духовной Академии 30 сентября 2015 года. URL: http://www.pstbi.ru/news/show/132-doklad_prot_Pavel_Khondsinskiy #cite_note-15 (дата доступа: 13.10.2016).
6. Baumgartner K. Der Wandel des Priesterbildes zwischen dem Konzil von Trient und dem II. Vatikanischen Konzil. Munchen, 1978.
7. Das Zweite Vatikanische Konzil. Dokumente und Kommentare. Freiburg, 1968.
8. Der pastorale Notstand. Notwendige Reformen fur eine zukunftsfahige Kirche / O. Fuchs u. a., Hrsg. Dusseldorf, 1992.
9. Deschwanden L. v. Eine Rollenanalyse des katholischen Pfarreipriesters, in Internationales Jahrbuch fur Religionssoziologie. 1968. Bd. 4. P. 123–157.
10. Ernesti J. Priestermangel — was lehrt uns die Kirchengeschichte?, in Brixner Theologisches Forum. 2005. Bft. 4. P. 32–42.
11. Fichter J. Religion as an Occupation. A Study in the Sociology of Professions. Notre Dame, 1961.
12. Gabriel K. Christentum zwischen Tradition und Postmoderne. Freiburg i. B., 1992.
13. Greschake G. Priester sein in dieser Zeit: Theologie — Pastorale Praxis — Spiritualitat. Freiburg i.B., 2000.
14. Gruber D. Wie kann dem beklagenswerten Priestermangel abgeholfen werden? Allen Priestern und Missionsfreuden zur Beherzigung. Innsbruck, 1917.
15. Henrici P. Hat das Konzil die Priester, haben die Priester das Konzil vergessen? // Internationale Katholische Zeitschrift «Communio». 2012. Bd. 41. P. 634–640.
16. Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie Im Deutschen Sprachraum. Frankfurt am Main, 1997.
17. Husserl E. Die Krisis der europaischen Wissenschaften und die transzendentale Phanomenologie. Belgrad, 1936.
18. Husserl E. Die Krisis des europaischen Menschentums und die Philosophie. Beltz; Athenaum, 1995.
19. Deschwanden L. v. Die Rolle des Gemeindepriesters zwischen Kirche und Gesellschaft // Religion im Umbruch. Soziologische Beitrage zur Situation von Religion und Kirche in der gegenwartigen Gesellschaft / J. Wossner, Hrsg. Stuttgart, 1972. P. 395–410.
20. Kasper W. Neue Akzente im dogmatischen Verstandnis des Priesterlichen Dienstes, in Concilium. 1969. Bd. 5. P. 164–170.
21. Kasper W. Sein und Sendung des Priesters // Zukunft aus dem Glauben. Mainz, 1978. P. 237–258.
22. Kaufmann F. X. Gesellschaftliche Entwicklungen in Europa als Herausforderung an die Katholische Universitats-Theologie, in Theologie und Glaube. 1992. Bd. 82. P. 317.
23. Kaufmann F. X. Religion und Modernitat. Sozialwissenschaftliche Perspektiven. Tubingen, 1989.
24. Klostermann F. Mussen die Priester aussterben? Uberlegungen zur Uberwindung der derzeitigen Amtskrise der katholischen Kirche. W., 1976.
25. Knobloch S. Praktische Theologie. Ein Lehrbuch fur Studium und Pastoral. Freiburg i. B., 1996.
26. Kornmann R. Gutachten uber den Priestermangel an das Ordinariat Regensburg unter dem Vorsitze des Furst Primas v. Dalberg. Landshut, 1817.
27. Koselleck R. Krise, in Geschichtliche Grundbegriff e. Historisches Lexikon zur politischsozialen Sprache in Deutschland / O. Brunner, W. Conze, R. Koselleck, Hrsg. Stuttgard, 2004. Bd. 3. P. 648.
28. Koselleck R. Kritik und Krise. Eine Studie zur Pathogenese der burgerlichen Welt. Freiburg; Munchen, 1959.
29. Kuble F. Ist der Zolibat wirklich die Ursache des Priestermangels?, in Theologisches: Katholische Monatsschrift. 2011. Bd. 41. Nr. 03/04. P. 149.
30. Lenz K. Katholische Priester in der individualisierten Gesellschaft. Konstanz, 2009.
31. Luhmann N. Funkiton der Religion. Frankfurt, 1977.
32. May G. Das Priestertum in der nachkonziliaren Kirche, in Una Voce Korrespondenz. 1993. Bd. 23. Hf 1. P. 6.
33. May G. Priestermangel, in Theologisches. 2009. Bd. 3/4. P. 98–114.
34. Muthesius E. Ursprunge des modernen Krisenbewusstseins. Munchen, 1963.
35. Neuner P. Das kirchliche Amt: Identitat im Wandel // Europa ohne Priester / Kerkhofs J., Zulehner P. M., Hrsg. Dusseldorf, 1995. P. 178.
36. Ortega y Gasset J. La esquema de las crisis y otros essayos. Revista de Occidente. Madrid, 1942.
37. Pesch W., Hunermann P., Klostermann F. Priestertum. Kirchliches Amt zwischen gestern und morgen. Aschaff enburg, 1971.
38. Schillebeeckx E. Christliche Identitat und kirchliches Amt. Pladoyer fur den Menschen in der Kirche. Dusseldorf, 1985.
39. Siefer G. Amt und Profession. Anmerkungen zum (Ver)schwinden des Klerus, in Diakonia. Internationale Zeitschrift fur die Praxis der Kirche. 1997. Bd. 28. P. 179–185.
40. Siefer G. Sterben die Priester aus? Soziologische Uberlegungen zum Funktionswandel eines Berufsstandes. Essen, 1973.
41. Simmel G. Soziologie. Untersuchungen uber die Formen der Vergesellschaftung. Frankfurt am Main, 1992.
42. Snela B. Priester / Bischof, in Neues Handbuch Theologischer Grundbegriffe / P. Eicher, Hrsg. Munchen, 1991. Bd. 4. P. 269–300.
43. Spaemann R. Die Existenz des Priesters: eine Provokation in der modernen Welt, in Internationale katholische Zeitschrift «Communio». 1980. Bd. 9. P. 481–500.
44. Valery P. La crise de l’esprit. P., 1924.
45. Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. B., 1993.
46. Zur Ordnung der pastoralen Dienste // Die deutschen Bischofe. Hirtenschreiben und Erklarungen. Bonn, 1977.
Черный Алексей Иванович,
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: ст. преп., ПСТГУ 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Электронный адрес: email: lexschwarz@gmail.com.
Исследование выполнено при поддержке Фонда развития ПСТГУ в рамках проекта «Священник перед лицом современности» (2016)
Черный А. И. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 74. С. 134-138. — Рец. на кн.: Gäckle V. Allgemeines Priestertum. Zur Metaphorisierung des Priestertitels im Frühjudentum und Neuen Testament. Mohr Siebeck, 2014.
PDF
Черный Алексей Иванович, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник научного Центра истории богословия и богословского образования, старший преподаватель кафедры практического богословия;
ORCID: 0000-0002-7287-0860;
Электронный адрес: lexschwarz@gmail.com.
Черный А. И. "Новое богословие священства" или Богословский антиклерикализм // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 80. С. 52-63. DOI: 10.15382/sturI201880.52-63
После Второго Ватиканского собора священство становится одной из ключевых тем в католическом богословии второй половины XX в. В статье предпринимается попытка охарактеризовать специфическую риторику, возникшую вокруг темы священства и получившую широкое распространение в самых разных областях богословских исследований. На примере идей Ганса Кюнга автор восстанавливает, во-первых, основные положения «нового богословия священства», а во-вторых, лежащую в их основе историческую аргументацию. Делается вывод, что на фоне кризиса священства возникает не только критика «традиционного» священника, вырабатывается положительная богословская программа, претендующая, с одной стороны, на возврат к традиции и христианским истокам, а с другой — на соответствие реалиям современного мира. В то же время данная риторика характеризуется жесткой критикой не только традиционного богословия церковных служений, но и устоявшихся практик пастырского служения и приходской жизни. Эта критика направлена на форсированное обновление католической церковной жизни и преодоление кризиса традиционных религиозных институтов. Консервативными авторами эти попытки оцениваются как «диверсия теологов» и работа на усугубление кризиса. На основании проведенного анализа в статье данное явление в католическом богословии характеризуется как богословский антиклерикализм.
священник, католическое богословие, Ганс Кюнг, клерикализация, антиклерикализм, Второй Ватиканский собор, экклесиология
  1. Кюнг Г. Церковь. М., 2012.
  2. Лефевр М., архиеп. Они предали Его. От либерализма к отступничеству. СПб., 2007.
  3. Черный А. И. Понятие «кризиса священства» в католическом богословии XX века // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 6 (68). С. 112–126.
  4. Arens A. Die Entwicklung des Priesterbildes // Pastorale Bildung: Erfahrungen und Impulse für Ausbildung und Fortbildung für den kirchlichen Dienst / A. Arens, Hrsg. Trier, 1976. S. 9–12.
  5. Baumgartner K. Der Wandel des Priesterbildes zwischen dem Konzil von Trient und dem II. Vatikanischen Konzil. München, 1978.
  6. Blank J. Kirchliches Amt und Priesterbegriff // Weltpriester nach dem Konzil / F. Henrich, Hrsg. München, 1969.
  7. Catechismus ex Decretis Concilii Tridentini ad parochos. Regensburg, 1896.
  8. Diskussion um Hans Küng, “Die Kirche” / Häring H., Nolte J., Hrsg. Freiburg, 1971.
  9. Greschake G. Priester sein in dieser Zeit: Theologie — Pastorale Praxis — Spiritualität. Freiburg i. B., 2000. S. 20–25.
  10. Handbuch der Pastoraltheologie: Praktische Theologie der Kirche in ihrer Gegenwart. Bd. 4 / F. Xaver Arnold, F. Klostermann, K. Rahner, V. Schurr, L. M. Weber, Hrsg. Freiburg, 1969.
  11. Hernoga J. Priestertum: Zur Nachkonziliaren Amtstheologie Im Deutschen Sprachraum. Frankfurt am Main, 1997.
  12. Karrer L. Die Stunde der Laien: von der Würde eines namenlosen Standes. Freiburg im Breisgau, 1999.
  13. Kasper W. Neue Akzente im dogmatischen Verständnis des Priesterlichen Dienstes // Concilium. 1969. Bd. 5. S. 164–170.
  14. Kasper W. Zukunft aus dem Glauben. Mainz, 1978.
  15. Klerikalismus heuteü Würzburg, 1964 (Studien und Berichte der Katholischen Akademie in Bayern; 26).
  16. Klostermann F., Rahner K., Schild H. Lexikon der Pastoraltheologie. Freiburg im Breisgau, 1972.
  17. Knobloch S. Praktische Theologie. Ein Lehrbuch für Studium und Pastoral. Freiburg i. B., 1996.
  18. Küng H. Die charismatische Struktur der Kirche // Concilium. 1965. Bd. 1. S. 282–290.
  19. Küng H. Die Kirche. Freiburg, 1967.
  20. Küng H. Unfehlbar? Eine Anfrage. Zürich, 1970.
  21. Küng H. Wozu Priester? Einsiedeln, 1971.
  22. Lehmann K. Das Priesterliche Amt im priesterlichen Volk // Gemeinde des Herrn № 83.
  23. Deutscher Katholikentag. Trier, 1970. S. 247.
  24. May G. Priestermangel // Theologisches. 2009. Bd. 3/4. S. 98–114.
  25. Neuner P., Zulehner P. M. Dein Reich komme. Eine praktische Lehre von der Kirche. Ostfi ldern, 2013.
  26. Pesch W., Hünermann P., Klostermann F. Priestertum. Kirchliches Amt zwischen gestern und morgen. Aschaff enburg, 1971.
  27. Schillebeecks E. Das kirchliche Amt. Düsseldorf, 1981.
  28. Schillebeeckx E. Theologie des kirchlichen Amtes // Diakonia. 1970. Bd. 1. S. 147–161.
  29. Snela B. Priester-Bischof. Neues Handbuch theologischer Grundbegriff e. München, 1992. Bd. 4.
  30. Zirker L. Leben im Dialog. Perspektiven für ein zeitgemäßes Priesterbild. Mainz, 1976.
Черный Алексей Иванович, священник
Ученая степень: кандидат богословия;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российская Федерация, 127051 Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
Должность: научный сотрудник научного Центра истории богословия и богословского образования, старший преподаватель кафедры практического богословия;
ORCID: 0000-0002-7287-0860;
Электронный адрес: lexschwarz@gmail.com.
Исследование проведено в рамках Лаборатории исследований церковных институций (ПСТГУ) при финансовой поддержке РФФИ (проект № 18-311-00336 мол_а «Риторика кризиса религии и ее отражение в философской и теологической мысли Германии XX века»).