/
Результат поиска


Чердынцева Е. В. Развитие внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 51. С. 42-55. DOI: 10.15382/sturIV201851.42-55
В статье представлено обоснование актуальности развития внутренней позиции ученика у младших школьников согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и достижения обучающимися оптимальных образовательных результатов. Раскрыты возможности внеурочной деятельности в развитии внутренней позиции ученика у обучающихся. Проанализированы научные подходы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников и к организации внеурочной деятельности в начальной школе. Методологическую основу исследования составляют работы М. М. Безруких, А. Л. Венгера, Д. Б. Эльконина о психологических особенностях развития детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, Л. И. Божович, Т. А. Нежновой, В. В. Давыдова, В. И. Слободчикова, Г. А. Цукерман о специфике и этапах формирования у обучающихся внутренней позиции ученика. На основе данных исследований, автором дается определение понятия «внутренняя позиция ученика», раскрываются его существенные характеристики. Особая роль отведена теоретическому обоснованию комплекса педагогических условий развития внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности: теоретико-методическая готовность учителей начальной школы к развитию внутренней позиции ученика у младших школьников, овладение родителями необходимыми компетенциями в развитии внутренней позиции ученика у детей, разработка программы внеурочной деятельности «Первый раз в первый класс». Представлен анализ результатов диагностики сформированности теоретико-методической готовности учителей начальных классов, а также компетентности родителей в развитии внутренней позиции ученика у обучающихся в начальной школе. Приводятся результаты исследования автором сформированности внутренней позиции ученика у младших школьников. Описаны процесс и результаты реализации авторской программы по развитию внутренней позиции ученика у обучающихся во внеурочной деятельности, включающей комплекс форм методической работы с педагогами и взаимодействия с родителями, систему внеурочной деятельности с детьми. В опытно-экспериментальной работе автором показана реализация педагогических условий развития внутренней позиции ученика у младших школьников во внеурочной деятельности. Достоверность полученных результатов обоснована в ходе их статистической обработки.
развитие, младшие школьники, внутренняя позиция ученика, внеурочная деятельность, педагогические условия, теоретико-методическая готовность педагогов, учебная деятельность
  1. Адольф В. А., Янова М. Г. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: монография. Красноярск, 2013.
  2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
  3. Гинзбург М. Р. Развитие мотивов у детей 6–7 лет. Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста. М., 2012.
  4. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. М., 2010.
  5. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
  6. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3–4. С. 14–19.
  7. Дроздова И. А. Становление субъектной позиции младших школьников при реализации личностно-развивающего взаимодействия педагога и обучающихся // Вестник Череповецкого государственного университета. 2010. № 2. С. 9–12.
  8. Молчанова А. В. Внеурочная деятельность обучающихся начальной школы: основные подходы, условия и модели организации // Начальная школа. 2015. № 8. С. 46–52.
  9. Нежнова Т. А. Внутренняя позиция школьника: понятие и проблема // Журнал практического психолога. 2008. № 5. С. 143–156.
  10. Николаева М. В. Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в системе профессионального образования: опыт, проблемы, перспективы // Известия ВГПУ. 2011. № 8. С. 57–62.
  11. Поливанова К. Н. Шестилетки: диагностика готовности к школе. М., 2009.
  12. Профессионализм современного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / В. Д. Шадриков, науч. ред. М., 2011.
  13. Сергеева Б. В., Аракелян Р. К. Формирование родительской компетентности в условиях начальной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. № 1/1. С. 184–188.
  14. Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Завуч начальной школы. 2011. № 6. С. 36–48.
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2011.
  16. Фролова П. И., Горина А. В., Дубынина М. Г. Психология и педагогика. Омск, 2015.
  17. Шипова Л. В. Разработка критериев и показателей внутренней позиции школьника в психолого-педагогических исследованиях // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 260–262.
  18. Щербинина О. А. К вопросу о критериях, показателях и уровнях развития внутренней позиции личности младшего школьника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 2 (121). С. 394–400.
  19. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2008.
Чердынцева Евгения Валерьевна
Ученая степень: кандидат педагогических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Омский государственный педагогический университет; Российская Федерация, Омск, 644099, Наб. Тухачевского, д. 14;
Должность: Доцент кафедры педагогики и психологии детства;
ORCID: 0000-0002-3568-6984;
Электронный адрес: CherdyncevaEV@rambler.ru.