/
Результат поиска


Ченцова В. Г. Первое путешествие Антиохийского патриарха Макария III ибн аз-За‘има в Москву (1652–1659): контакты и конфликты // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 116-130.
PDF
Сочинение о путешествии Антиохийского патриарха Макария III ибн аз-За'има, написанное архидиаконом Павлом Алеппским, является важнейшим источником по истории стран, которые проезжали сирийские духовные лица, и по истории Антиохийской Церкви. Однако при использовании содержащейся в сочинении информации необходимо учитывать цель его написания и его идейную направленность. Предпринятое автором статьи сравнение повествования Павла с документами, относящимися к пребыванию патриарха в России, позволило выявить существенные различия некоторых описаний событий у Павла с той реконструкцией фактов, которая возможна на основе архивных материалов. Ярким примером таких различий являются объяснение причин, вынудивших патриарха отправиться за милостыней, и описание его встречи в России с Мирликийским митро-политом Иеремией. Иеремия и его спутники, отрицательные в изложении Павла персонажи, исходя из его сочинения, были по заслугам наказаны русскими властями. Анализ же архивных документов позволяет установить, что на самом деле иеремия был хорошо принят в Москве, являясь при этом соперником Макария, едва не занявшим в Сирии его кафедру. Ведение трудной для Макария борьбы с Иеремией и вынудило его предпринять поездку за милостыней, чтобы укрепиться на престоле в Дамаске. Различия этих двух версий свидетельствуют о том, что в своем сочинении Павел прежде всего заботился о восхвалении дел патриарха Макария на благо Антиохийской Церкви, ради чего порой вносил существенные коррективы в описываемые им реальные события
Антиохийский патриарх Макарий III ибн аз-За'им, Павел Алеппский, Христианский Восток, арабская литература, арабы-христиане,Православная Церковь, Сирия, Молдавия, Валахия, Россия
1. Vladimir (Filantropov), arhim. Sistematicheskoe opisanie rukopisej moskovskoj Sinodal'noj (patriarshej) biblioteki (Systematic Description of Manuscripts of Moscow Synodal (Patriarch) Library), Moscow, 1894, vol. 1: Rukopisi grecheskija.
2. Gibbenet N. A. Istoricheskoe issledovanie dela patriarha Nikona, Saint-Petersburg, 1884, vol. 2.
3. Kapterev N. F. Patriarh Nikon i car' Aleksej Mihajlovich (Patriarch Nikon and Tsar Alexej Mikhajlovich), Moscow, 1996, vol. 2.
4. Kapterev N. F. Harakter otnoshenij Rossii k pravoslavnomu Vostoku v XVI i XVII stoletijah (Character of Attitude of Russia to Orthodox East in XVI and XVII Centuries), Sergiev Posad, 1914.
5. Rozhdestvenskij N. V. (ed.) 1906 “Makarij patriarh Antiohijskij v Rossii v 1654-1656 gg. Dokumenty Posol'skogo prikaza (K 250-letiju zapisok o Rossii Pavla Aleppskago)” (Macarius, Patriarch of Antiochia in Russia in 1654–1656. Documents of Posolskij Prikaz), in Chtenija v Imperatorskom Obshhestve Istorii i Drevnostej Rossijskih, Moscow, 1906, vol. 4/219, pp. I-VI, 1-120.
7. Panchenko K. A. 2004 “Rossija i Antiohijskij patriarhat: nachalo dialoga (seredina XVI — pervaja polovina XVII v.)” (Russia and Patriarchate of Antiochia: Begin of Dialogie (Middle of XVI — First Half of XVII Cent.)), in Rossija i Hristianskij Vostok, Moscow, 2004, vol. 2–3, pp. 203-221.
8. Panchenko K. A. Pravoslavnye araby. Put' cherez veka: Sb. statej (Orthodox Arabs. Way through Centuries: Collection of Articles), Moscow, 2013.
9. Polosin V. V. 2001 “Zapiska Pavla Aleppskogo o postavlenii mitropolitov antiohijskim patriarhom Makariem” (Notice of Paul of Aleppo about Designation of Metropolitans by Patriarch of Antiochia Macarius), in HV. Novaja serija, 2001, vol. 2/8, pp. 329-342.
10. Sevast'janova S. K. Materialy k «Letopisi zhizni i literaturnoj dejatel'nosti patriarha Nikona» (Materials for “Chronicle of Life and Literary Activity of Patriarch Nikon”), Saint-Petersburg, 2003.
11. Sevast'janova S. K. Jepistoljarnoe nasledie patriarha Nikona. Perepiska s sovremennikami: Issledovanie i teksty (Epistolary Heritage of Patriarch Nikon. Correspondence with Contemporaries: Studies and Texts), Moscow, 2007.
12. Fonkich B. L. Grechesko-russkie svjazi serediny XVI — nachala XVIII v. (Grecheskie dokumenty moskovskih hranilishh): Katalog vystavki (Greek-Russian Contacts of Middle of XVI — Begin of XVIII Cent. (Greek Documents of Moscow Storages)), Moscow, 1991.
13. Fonkich B. L. Grecheskie rukopisi i dokumenty v Rossii v XIV — nachale XVIII v. (Greek Manuscripts and Documents in Russia in XIV — Begin of XVIII Cent.), Moscow, 2003.
14. Fonkich B. L., Poljakov F. B. Grecheskie rukopisi Moskovskoj Sinodal'noj biblioteki: Paleograficheskie, kodikologicheskie i bibliograficheskie dopolnenija k katalogu arhimandrita Vladimira (Filantropova) (Greek Manuscripts of Moscow Synodal Library: Paleographic, Codexoligic and Bibliographic Additions to Catalogue of Archimandrite Vladimir (Filantropov)), Moscow, 1993.
15. Chencova V. G. Vostochnaja cerkov' i Rossija posle Perejaslavskoj rady. 1654–1658: Dokumenty (Eastern Church and Russia after Perejaslavskaja Rada. 1654–1658: Documents), Moscow, 2004.
16. Chencova V. G. 2006 “Grecheskie gramoty antiohijskogo patriarha Makarija 50-h gg. XVII v. iz sobranija Rossijskogo gosudarstvennogo arhiva drevnih aktov” (Greek Deeds of Patriarch of Antiochia Macarius of 1650-s Years from Collection of Russian State Archive of Old Acts), in Istoricheskie tradicii russko-sirijskih kul'turnyh i duhovnyh svjazej: missija antiohijskogo patriarha Makarija i dnevniki arhidiakona Pavla Aleppskogo: IV Chtenija pamjati prof. N. F. Kaptereva, Moscow, 2006, pp. 41-57.
17. Chencova V. G. 2009 “Pisec Nikolaj s Rodosa i arhimandrit Iakov s Melosa: o nekotoryh dokumentah, otnosjashhihsja k prebyvaniju patriarha Makarija Antiohijskogo v Rossii v 1654-1656 gg.” (Scribe Nikolaj from Rodos and Archimandrite Iakov from Melos: about Some Documents about Staying of Patriarch of Antiochia Macarius in Russia in 1654–1656), in Ocherki feodal'noj Rossii, Moscow, Saint-Petersburg, 2009, vol. 13, pp. 244-288.
18. Chencova V. G. Ikona Iverskoj Bogomateri. (Ocherki istorii otnoshenij Grecheskoj cerkvi s Rossiej v seredine XVII v. po dokumentam RGADA) (Iverskaja Icon of God’s Mother (Essays of History of Relations of Greek Church with Russia in Middle of XVII Cent. according to RGADA Documents)), Moscow, 2010.
19. Chesnokova N. P. 2004 “Vostochnye ierarhi v Moskve v seredine XVII v. (po materialam Posol'skogo prikaza)” (Eastern Hierarchs in Moscow in Middle of XVII Cent. (according to Materials of Posolskij Prikaz)), in Juhimenko E. M. (ed.) Patriarh Nikon i ego vremja: Sb. nauchnyh trudov, Moscow, 2004, pp. 40-54 (Trudy GIM; 129).
20. Feodorov I. 1996 “Un lettre melkite voyageur aux Pays Roumains: Paul d'Alep”, in Kalimat al-Balamand. Annales de la Facultd des Lettres et des Sciences Humaines, Beirut, 1996, vol. 4, pp. 55-62.
21. Feodorov I. 2011 “Images et coutumes des Pays Roumains dans le rdcit de voyage de Paul d'Alep”, in Chraibi A. (ed.) Tropes du voyage. Les rencontres, Paris, 2011, pp. 221—246.
22. Graf G. Geschichte der christlichen arabischen Literatur, Citta del Vaticano, 1949, vol. 3. (Studi e testi; 146).
23. Kilpatrick H. 1997 “Journeying towards Modernity. The «Safrat al-Batrak Makariyus» of Bulus Ibn al-Za'Im al-Halabl”, in Die Welt des Islams. New series, Leiden, 1997, vol. 37/2, pp. 156-177.
24. Kilpatrick H. 2009 “Makariyus Ibn al-Za'Im and Bulus Ibn al-Za'Im (Paul of Aleppo)”, in Lowry J. E., Stewart D. J. (eds.) Essays in Arabic Literary Biography, 1350-1850, Wiesbaden, 2009, pp. 262-273.
25. Nasrallah J. Histoire du mouvement littdraire dans l'Eglise Melchite du Ve au XXe siecle, Louvain, 1979, vol. 4/2.
26. Raheb A. Conception de l'Union dans le Patriarcat Orthodoxe d'Antioche (1622–1672), Beyrouth, 1981.
27. Tchentsova V. 2003 “Dionysios Iviritis et les pourparlers entre la Moldavie et la Russie en 1656“, in Inchinare lui Petre §. Nasturel la 80 de ani, Braila, 2003, pp. 581-603.
28. Tchentsova V. 2009 “Le scribe grec Nicolas de Rhodes et l'archimandrite Jacob de Mdlos: resultats prdliminaires des recherches sur les documents relatifs au sdjour du patriarche Macaire d'Antioche en Russie en 1654-1656”, in Captain and Scholar: Papers in memory of D. I. Polemis, Andros, 2009, pp. 297-341.
29. Tchentsova V. 2012 “Le premier voyage du patriarche d'Antioche Macaire III Ibn al-Za'im к Moscou et dans les Pays roumains : 1652-1659”, in Feodorov I. (ed.) Relations entre les peuples de l'Europe Orientale et les chrdtiens arabes au XVIIe sifecle. Macaire III Ibn al-Za'im et Paul d'Alep: Actes du Ier Colloque International, le 16 septembre 2011, Bucarest, Bucuresti, 2012, pp. 69-122.
30. Walbiner C. M. 1998 “Die Bischofs- und Metropolitensitze des griechisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenossischen Quellen“, in OrChr, 1998, vol. 82, pp. 99-152.
Ченцова Вера Георгиевна
Ченцова В. Г. Еще раз о дате кончины Павла Алеппского // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 100-110. DOI: 10.15382/sturIII201440.100-110
Известная из русского перевода грамоты антиохийского патриарха Макария к А. С. Матвееву дата кончины в Тифлисе его сына, архидиакона Павла Алеппского, 30 февраля 1669 г., явно являлась ошибочной. Но следует ли перенести ее на месяц ранее, 30 января, как предложил сделать Б. Л. Фонкич? Из письма Макария московскому патриарху Иоасафу известно, что Павел умер на обратном пути из России в Сирию через месяц после приезда путешественников в Тифлис. А дату этого приезда, 1 января 1669 г., зафиксировали служащие Посольского приказа со слов посланца патриарха Макария, грека Яннакиса. Однако целый ряд других документов, как представляется, противоречит предположению о переносе даты кончины Павла на январь. Это, прежде всего, тот факт, что Яннакис привез в Москву грамоты патриарха, написанные 4 февраля 1669 г. В них ни слова не было сказано о кончине Павла. В то же время грамоты июля-августа того же года, присланные со следующими гонцами от Макария, сообщают о его глубоком горе, вызванном кончиной сына. Исследование всех имеющихся известий о пребывании Макария в Тифлисе в 1669 г. и его переписки с Москвой позволяет установить, что, скорее всего, Павел скончался в конце февраля 1669 г.
антиохийский патриарх Макарий ΙΙΙ аз-Заим, Павел Алеппский, Христианский Восток, Грузия, Тифлис (Тбилиси), Россия, Сирия, Восточная православная церковь, греческие грамоты, палеография.
1. Владимир (Филантропов), архим. Систематическое описание рукописей московской Синодальной (патриаршей) библиотеки. М., 1894. Ч. 1: Рукописи греческия.
2. Гиббенет Н. А. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Т. 2.
3. Дмитриевский А. А. Приезд в Астрахань восточных патриархов Паисия Александрийского и Макария Антиохийского и связанное с ним учреждение здесь митрополии // Труды Киевской духовной академии. Киев, 1904. Кн. 3. C. 317–358.
4. Муркос Г. А. Предисловие переводчика к пятому выпуску // Павел Алеппский. Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Г. Муркос, пер. М., 2005. С. 547–549.
5. Панченко К. А. Православные арабы и Кавказ в середине XVII в. // Панченко К. А. Православные арабы. Путь через века: Сб. статей. М., 2013. С. 379–395.
6. Панченко К. А. Ближневосточное православие под османским владычеством. Первые три столетия: 1516–1831. М., 2012.
7. Рогожин Н. М. Артамон Сергеевич Матвеев // Око всей великой России: Об истории русской дипломатической службы XVI–XVII веков. М., 1989.
8. Фонкич Б. Л. Иоанн Сакулис. Страничка из истории участия греков в деле патриарха Никона // Греческие рукописи и документы в России в XIV — начале XVIII в. М., 2003. № 19. С. 323–332.
9. Фонкич Б. Л. О дате кончины Павла Алеппского // Очерки феодальной России. М.; СПб., 2009. Вып. 13. С. 289–292.
10. Nasrallah J. Histoire du mouvement littéraire dans l’Église Melchite du Ve au XXe siècle, Louvain, 1979, vol. 4/1: 1516–1724.
11. Radu V. Karalevsky C. 1930 “Istoria Patriarhilor din Antiohia de Atanasie Dabbas”, in Biserica ortodoxă română, 1930, vol. 48, pp. 851–864, 961–972, 1039–1050, 1136–1150; 1931; vol. 49/2–3/599–600, pp. 15–32, 140–160.
12. Tchentsova V. G. 2013 “Le patriarche d’Antioche Macaire III Ibn al-Zaʽîm et la chrétienté latine”, in Blanchet M.-H., Gabriel F. (eds.) Réduire le schisme? Ecclésiologies et politiques de l’Union entre Orient et Occident (XIIIe–XVIIIe siècles), Paris, 2013, pp. 313–335.
13. Tchentsova V. 2012 “Le premier voyage du patriarche d’Antioche Macaire III Ibn al-Zaʽîm à Moscou et dans les Pays roumains: 1652–1659”, in Feodorov I. (ed.) Relations entre les peuples de l’Europe Orientale et les chrétiens arabes au XVIIe siècle. Macaire III Ibn al-Zaʽîm et Paul d’Alep: Actes du Ier Colloque International, le 16 septembre 2011, Bucarest, Bucarest, 2012, pp. 69–122.
14. Tchentsova V. 2014 “Les artisans grecs des projets culturels du patriarche Macaire III d’Antioche”, in Revue des études sud-est européennes, 2014, vol. 52, pp. 315–346.
15. Walbiner C.-M. 1996 “Accounts on Georgia in the works of Makāriyūs ibn al-Zaʽīm”, in Parole de l’Orient, Kaslik, 1996, vol. 21, pp. 245–255.
16. Walbiner C.-M. 2001 “Die Beziehungen zwischen dem griechisch-orthodoxen Patriarchat von Antiochia und der Kirche von Georgien vom 14. bis zum 18. Jahrhundert“, in Le Muséon, Louvain, 2001, vol. 114/3–4, pp. 437–455.
17. Walbiner C.-M. 1998 “The second journey of Macarius Ibn az-Zaʽīm to Russia (1666–1668)”, in Rūsiyya wa ‘urthūdhuks al-šarq = La Russie et les Orthodoxes en Orient, Balamand, 1998, pp. 99–114.
18. [Chrysochoidis Kr.] Movasteriaka archeia. Eggrapha Agiou orous kai Patmou, Psephiopoiemenos sylloges. Programma Koinonia tes plerophorias. Ergo Pandektes. Psephiakos thesauros protogenon tekmerion Ellenekes istorias kai politismou, IERA, IBE INE kai EKT-EIE, Athena, 2007, pp. 1–31.
19. Chrysochoidis Kr., Gounarides P., Bambakas D. Katalogoi archeion. A’. Iera mone Karakallou. B’. Iera mone Simonos Petras. Athena, 1985, vol. 1.
Ченцова Вера Георгиевна
Ченцова Д. А. Религиоведческому знанию для школьников - быть или не быть? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 147-149. — Рец. на кн.: Карасёва С. Г., Шкурова Е. В. Знания о религии в школах Беларуси: состояние и перспективы. БГУ, 2015
PDF
Ченцова Дарья Александровна
Место работы: аспирантка Института философии РАН 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1;
Электронный адрес: email: ciayca@yandex.ru.
Ченцова Д. А. Православие, либерализм и тоталитаризм: история и современность (к вопросу о месте религии в общественно-политической жизни) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 158-161. — Рец. на кн.: Orthodoxy, liberalism and totalitarianism in modern and contemporary Romania / G. Enache, ed. Târgoviste: Editura Cetatea de Scaun, 2016. 391 p.
PDF
Ченцова Дарья Александровна
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры;
ORCID: 0000-0001-9121-9435;
Электронный адрес: CIAYCA@yandex.ru.
Ченцова Д. А. От антиклерикализма до этнорелигиозного сообщества — через концепты и персоналии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 80. С. 150-154. — Рец. на кн.: Энциклопедический словарь социологии религии / М. Ю. Смирнов, ред. СПб.: Платоновское философское общество, 2017. 508 с.
PDF
Ченцова Дарья Александровна
Ученая степень: магистр теологии;
Место работы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6;
Должность: Преподаватель кафедры философии религии и религиозных аспектов культуры;
ORCID: 0000-0001-9121-9435;
Электронный адрес: CIAYCA@yandex.ru.
Публикация подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта «Религиозные общности в сетевых структурах социального порядка: протестная динамика и институциональная устойчивость российского региона» № 17-33-01143.