/
Результат поиска


Чаирович И. Англосаксонское искусство: Хронология. Влияния. Перспективы // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 9-32. DOI: 10.15382/sturV201830.9-32
В статье в хронологическом порядке рассматриваются стили англосаксонского искусства в контексте кельтского и скандинавского влияния. В наиболее важной, на взгляд автора, части статьи представлены три основные тенденции дальнейшего развития англосаксонского искусства: первая исходит из взаимодействия англосаксонского, кельтского и скандинавского искусств, вторая подчеркивает значение для англосаксонского искусства Священного Писания, третья выявляет новый подход на Западе к иконе и иконологии. Намеченные перспективы ясно показывают, насколько тесной была социальная и культурологическая связь между народами Британского острова и народами северных регионов Западной Европы, то, что дала эта связь последующим поколениям: Священное Писание как художественный и религиозный идеал (sola Scriptura), переосмысление значения иконы в результате решений Седьмого Вселенского Собора, Собора во Франкфурте (794) и Каролингских книг, то есть ахенского художественно-богословского воззрения на иконопочитание поздних времен, в особенности в протестантской среде Западной Европы. В англосаксонском искусстве наблюдаются три составляющие, которые всегда обращают на себя внимание в художественных работах и артефактах: это цвет, специфическое соотношение абстрактной орнаментики и фигуративной живописи, а также непрерывное восприятие влияний искусства Ирландии, Скандинавии, континентальной части Европы. Результат проведенного автором глубокого и объемного исследования позволяет полагать, что англосаксонский подход к искусству со всеми его влияниями и периодически возникающим синкретизмом на рубеже I и II тысячелетия нашей эры обусловил определенные изменения в выражении религиозного чувства германских народов континентальной Западной Европы. Каролингское возрождение со свойственным ему вниманием к Священному Писанию и иконоборческим идеям Карла Великого, по всей видимости, повлияло на то, что в протестантских кругах позднего периода Священное Писа ние воспринимается как единственное правило веры в Церкви, а иконы не почитаются так, как они почитаются в Православной и Римско-Католической Церквах.
англосаксонское искусство, Нортумбрия, Уэссекс, Кент, Саттон-Ху, островной стиль, ирландско-саксонский стиль, англо-скандинавский стиль, островное искусство, Линдисфарнское Евангелие, Амиатинский кодекс, Opus Anglicanum
  1. Браун П. Успон Хришћанства на Западу. Белград, 2010. C. 568–570.
  2. Буайе Режи. Викинги: История и цивилизация / Пер. с фр. СПб., 2012.
  3. Будур Н. В. Повседневная жизнь викингов. IX–XI вв. М., 2007.
  4. Гедеонов С. А. Варяги и Русь: Разоблачение норманнского мифа. М., 2012.
  5. Леонтьев А. И., Леонтьева М. В. Походы норманнов на Русь. Истоки Руси Изначальной. М., 2009.
  6. Abels Richard. The Council of Whitby: A Study in Early Anglo-Saxon Politics // Journal of British Studies. 1983. № 23/1. P. 1–25.
  7. Alexander J. G. G. Insular Manuscripts: Sixth to Ninth Century. L., 1978.
  8. Anker P. The Art of Scandinavia. Vol. 1. L.; N. Y., 1970.
  9. Asa Simon Mittman. Maps and Monsters in Medieval England. N. Y., 2006.
  10. Bailey R.N. Viking Age Sculpture in Northern England. L., 1980.
  11. Bayle Maylis. Interlace Patterns in Norman Romanesque Sculpture: Regional Groups and Their Historical Background // Anglo-Norman Studies: Proceedings of the Battle Conference 1982. Vol. 5. Boydell Press, 1990. P. 8–10.
  12. Blair John P. The Church in Anglo-Saxon Society. Oxford, 2005.
  13. Bridgeford Andrew. 1066: the hidden history in the Bayeux Tapestry. L., 2005. P. 155–162.
  14. Bruce-Mitford Rupert. The Sutton Hoo Ship-Burial: Some Foreign Connections // Anglie Sassoni al di qua e al di là del mare: 26 aprile-lo maggio 1984. Settimane di studio del Centro italiano di studi sull'alto Medioevo. 1986. № 32. P. 171–210.
  15. Campbell James. The Impact of the Sutton Hoo Discovery on the Study of Anglo-Saxon History // Voyage to the Other World: The Legacy of the Sutton Hoo / Kendall, Calvin B. & Wells, Peter S. eds. Minneapolis, 1992. P. 79–101.
  16. Cantor Norman. The Civilization of the Middle Ages: A Completely Revised and Expanded Edition of Medieval History. Harper Perennial, 1994. P. 166.
  17. Charters of the New Minster, Winchester / ed. Sean Miller. Anglo-Saxon Charters Vol. 9. Oxford, 2001.
  18. Chazelle Celia. Christ and the vision of God: the Biblical diagrams of the Codex Amiatinus // The mind's eye: art and theological argument in the Middle Ages / Jeff rey F. Hamburger, Anne-Marie Bouché, eds. Princeton, 2006. P. 84–111.
  19. Collins S. The Carolingian Debate over Sacred Space. Palgrave Macmillan, 2012. P. 117.
  20. Contreni John G. The Carolingian Renaissance // Renaissances before the Renaissance: cultural revivals of late antiquity and the Middle Ages / Warren Treadgold, ed. Stanford University Press, 1985.
  21. Corsano Karen. The First Quire of the Codex Amiatinus and the Institutiones of Cassiodorus // Scriptorium. 1987. № 41/1. P. 4–7.
  22. Deshman R. The Benedictional of Æthelwold. Studies in Manuscript Illumination. Vol. 9. Princeton, 1995.
  23. Dodwel Charles Reginald. The Pictorial Arts of the West. 800–1200. Yale University Press, 1993.
  24. Fanning Steven. Bede, Imperium, and the Bretwaldas // Speculum. 1991. № 66/1. P. 22–23.
  25. Frankish Art in American Collections / Katharine Reynolds Brown, ed. The Metropolitan Museum of Art, 1984. P. 24.
  26. Freeman Ann. Theodulf of Orleans and the Libri Carolini // Speculum. 1957. № 32/4. P. 663–705.
  27. Fuglesang S. H. Animal Ornament: the Late Viking Period // Tiere, Menschen, Götter: Wikingerzeitliche Kunststile und ihre Neuzeitliche Rezeption / Müller-Wille, Larsson, eds. Göttingen, 2001. P. 157–194.
  28. George F. Warner, Julius P. Gilson. Catalogue of Western Manuscripts in the Old Royal and King’s Collections. 4 vols. British Museum, London, 1921. Vol. 1. P. 20.
  29. Graham-Campbell J. Viking Artefacts: A Select Catalogue. L., 1980.
  30. Gregorius I. Registrum Epistolarum, XI, 13.
  31. Haseloff G., Salin's Style I // Medieval Archaeology. 1974. № 18. P. 16.
  32. Henderson Isabel. Pictish art and the Book of Kells // Ireland in early medieval Europe: studies in memory of Kathleen Hughes / Whitelock, Dorothy, Rosamund McKitterick, David N. Dumville, eds. Cambridge, 1982. P. 79–105.
  33. Hicks Carola. The Bayeux Tapestry: The Life Story of a Masterpiece. L., 2006.
  34. Higham Nicholas J., Martin J. Ryan. The Anglo-Saxon World. Yale University Press, 2013. P. 3.
  35. Johannes Brøndsted. Early English Ornament: The Sources, Development and Relation to Foreign Styles of Pre-Norman Ornamental art in England. L., 1924. P. 104–122.
  36. Julius P. Gilson. Description of the Saxon Manuscript of the Four Gospels in the Library of York Minster. York, 1925. P. 4.
  37. Kauffmann C. M. Biblical Imagery in Medieval England. 700–1500. L., 2003. P. 56.
  38. Kershaw J. The Distribution of the 'Winchester' Style in Late Saxon England: Metalwork Finds from the Danelaw // Anglo-Saxon Studies in Archaeology and History. 2008. №15. P. 254–269.
  39. Marsden R. The Text of the Old Testament in Anglo-Saxon England. Cambridge, 1995.
  40. Meyvaert Paul. Bede, Cassiodorus, and the Codex Amiatinus // Speculum. 1996. № 71/4. P. 829–837.
  41. Michelle P. Brown. Manuscripts from the Anglo-Saxon Age. L., 2007.
  42. Nelson Janet L. On the limits of the Carolingian renaissance // Politics and Ritual in Early Medieval Europe. Hambledon Press, 1986
  43. Pulliam, Heather. Word and Image in the Book of Kells. Dublin, 2006.
  44. Reproductions from Illuminated Manuscripts. Series 3. British Museum. L., 1925.
  45. Richard Gameson. The Earliest Books of Canterbury Cathedral: Manuscripts and Fragments to c. 1200. L., 2008. P. 57–60, 62.
  46. Riegl A, Kain, E. Problems of style: foundations for a history of ornament. Princeton, 1992. P. 187–206.
  47. Royal Manuscripts: The Genius of Illumination. British Library. L., 2011.
  48. Rud Mogens. The Bayeux Tapestry and the Battle of Hastings 1066. Copenhagen, 1992.
  49. St. Augustine's Abbey, Canterbury / ed. B. C. Barker-Benfi eld. L., 2008. Vol. 1. P. lxi, lxxxix, xcv, 373, 443, 515, 606, 1656, 1658, 1730, 1733, 1747, 1801, 1822, 1838.
  50. Stenton Frank M. Anglo-Saxon England. Oxford, 1971.
  51. Suzuki Seiichi. The Quoit Brooch Style and Anglo-Saxon Settlement: A Casting and Recasting of Cultural Identity Symbols. Boydell Press, 2000. P. 82–83.
  52. Temple Elzbieta. Anglo-Saxon Manuscripts 900–1066. Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles. Vol. 2. L., 1976. No. 23, иллюстрации 85, 86, 88, 90, 91.
  53. The Age of Sutton Hoo: The seventh century in north-western Europe / Carver Martin, ed. Woodbridge, 1992.
  54. The Cambridge Illuminations: Ten Centuries of Book Production in the Medieval West / eds. Paul Binski, Stella Panayotova. L., L2005. P. 59.
  55. The Golden Age of Anglo-Saxon Art, 966–1066 / Backhouse Janet, Turner D. H., Webster Leslie, eds. British Museum Publications Ltd., 1984. P. 59.
  56. Trompf G. W. The concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. 1973. № 34/1. P. 3.
  57. Ullmann Walter. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship. Routledge, 2010. P. 85.
  58. Venerabilis Bede. Historiam Ecclesiasticam Gentis Anglorum / Plummer Charles, ed. Oxford, 1896. Vol. I. P. 2.
  59. Wamers Egon. Behind animals, plants and interlace: Salin's Style II on Christian objects // Anglo-Saxon/Irish relations before the Vikings / Graham-Campbell James, Michael Ryan, eds. Oxford, 2009. P. 151–204.
  60. Webster, Leslie. The Franks Casket: Objects in Focus. L., London, 2012
  61. Wilson, David M. Anglo-Saxon Art: From The Seventh Century To The Norman Conquest. L., 1984.
  62. Wissolik Richard David. The Bayeux Tapestry. A Critical Annotated Bibliography with Cross References and Summary Outlines of Scholarship, 1729–1988. Greensburg, 1989.
  63. Wood Ian N. Ripon, Francia and the Franks Casket in the Early Middle Ages // Northern History. 1990. № 26. P. 1–19.
Чаирович Ивица,
Ученая степень: доктор богословия;
Место работы: Белградский университет; Мије Ковачевића 11б, 11060 Београд, Србија;
Должность: доцент;
ORCID: 0000-0003-4677-7897;
Электронный адрес: icairovic@bfspc.bg.ac.rs.