/
Результат поиска


Цысь В. В., Цысь О. П. Паломничество жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX – начале ХХ в. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 6 (61). С. 73-90. DOI: 10.15382/sturII201461.73-90
Статья посвящена особенностям организации паломничества жителей Западной Сибири в Палестину в конце XIX — начале ХХ в. Предпринимается попытка рассмотреть мотивы, по которым отправлялись в паломничество сибиряки, организационные и бытовые трудности, с которыми им приходилось сталкиваться. Приводятся подробности пребывания паломников на Русских подворьях в Иерусалиме, раскрываются финансовые условия, делавшие возможным успешное путешествие в Палестину и обратно. На основе источников личного происхождения описываются впечатления жителей Западной Сибири от посещения Святых мест. Делается вывод, что среднее время пребывания паломника на Русских подворьях составляло около полумесяца, что условия их размещения, питания и др. достигли в начале ХХ в. достаточно высокого уровня. Отмечается, что число паломников из западно-сибирских губерний достигало нескольких десятков человек в год. Характеризуется социальный, возрастной состав паломников, местная специфика, заключавшаяся в преобладании среди богомольцев мужчин, наличии среди них небольшого числа представителей коренного населения Сибири. Отмечается, что подавляющее число паломников составляли крестьяне, лица пожилого возраста. Приводятся примеры того, как, вернувшись на Родину, паломники делились полученными впечатлениями, накопленным духовным опытом с родственниками, знакомыми, односельчанами. Показано, что в рассматриваемый период, благодаря деятельности Императорского Православного Палестинского общества, повышению качества обслуживания паломников, развитию путей сообщения поездки сибиряков в Палестину, хотя и не стали массовым явлением, но тем не менее утратили характер экстраординарного события.
Палестина, Императорское Православное Палестинское общество, паломничество, Западная Сибирь, Иерусалим, Русские подворья, оформление документов, дорожные расходы, условия и мотивы путешествия, транспорт.
1. Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005.
2. Вейсенсел П. Р. Сообщения русских крестьян-паломников о Палестине как отображение жизни русской сельской общины // Палестинский сборник. М. 1992. № 31 (94). С. 37–44.
3. Воробьева И. А. Русские миссии в Святой земле в 1847–1917 годах. М., 2001.
4. Дмитриевский А. А. Ночь под Рождество Христово в Иерусалиме в 1887 г. (из впечатлений очевидца) // СИППО. 1906. Т. XVII. Вып. 1. С. 85–93.
5. Дмитриевский А. А. Типы современных русских паломников в Святую Землю. 72-е чтение. СПб., 1912.
6. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882–1907. М.; СПб., 2008.
7. Дмитриевский А. А. Сельский пастырь — восторженный почитатель Св. Земли и щедрый жертвователь на ее нужды. Протоиерей Петр Прокофьевич Затворницкий (умер 25.01.1912 г.). СПб., 1913.
8. Лисовой Н. Н. Императорское Православное Палестинское общество: 125 лет служения Церкви и России // Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882–1907. М.; СПб., 2008. С. 371–432.
9. Поплавская Х. В. Народная традиция православного паломничества в России в XIX–XX вв. (По материалам Рязанского края): Дис… канд. ист. наук. М., 2000.
10. Самаровский петербуржец: письма земляков к Х. М. Лопареву / Ред.-сост. В. К. Белобородов. СПб.; Ханты-Мансийск, 2008.
11. Туринский свящ. С-л-х-в. О паломническом странствовании моем на Ближний Восток в Турции // Тобольские епархиальные ведомости. 190 лиц, останавливающихся на Русском Сергиевском подворье. 1906. № 16. Отдел неофиц. С. 422–425; № 20. С. 527–531; 1907. № 2. Отдел неофиц. С. 28–34; № 7. Отдел неофиц. С. 198–202; № 13. С. 373–380; № 17. Отдел неофиц. С. 493–501; 1908. № 12. Отдел неофиц. С. 214–215; № 16. Отдел неофиц. С. 302–306; 1909. № 7. Отдел неофиц. С. 177–184; № 12. Отдел неофиц. С. 296–303; № 13. Отдел неофиц. С. 339–343; № 17. Отдел неофиц. С. 460–463.
12. Устав Императорского Православного Палестинского общества (http://www.ippo.ru/istoriya-ippo/ustav-imperatorskogo-pravoslavnogo-palestinskogo-obschestva-1882-g.html (дата обращения: 17.01.2014 г.)).
Цысь Валерий Валентинович
Цысь Ольга Петровна
Цысь В. В., Цысь О. П. Финансовые основы функционирования западно-сибирских отделов Императорского Православного Палестинского общества в конце XIX - начале ХХ в // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 1 (62). С. 112-124. DOI: 10.15382/sturII201562.112-124
В статье характеризуются основные источники финансовых поступлений в бюджет Томского и Тобольского отделов Императорского Православного Палестинского общества. Отмечается, что собранные средства в дальнейшем использовались для решения культурно-просветительских, благотворительных и научных задач, способствовали укреплению российского присутствия в Святой Земле, решению проблем русских паломников. Указывается, что средства, собираемые западно-сибирскими отделами общества, формировались из нескольких источников: пожертвования представителей местной деловой и политической элиты, имевшие в региональных отделах второстепенное значение; единовременные и ежегодные членские взносы, достигшие наибольших значений в первые годы существования отделов. Определенную роль играли кружечный сбор, производившийся через установленные в людных местах стационарные емкости; пожертвования к святым местам, сделанные для поминовения усопших родственников или за здравие родных и знакомых; продажа изданий Императорского Православного Палестинского общества и религиозной литературы; благотворительные сборы после Палестинских чтений. Главным источником средств на нужды Святой Земли и русских паломников являлся Вербный сбор, ежегодно проводившийся в неделю Ваий. Получаемые в итоге суммы были вполне сопоставимы со всеми остальными доходами западно-сибирских отделов ИППО, вместе взятыми, достигая 2,2 тыс. руб. в год в Тобольском отделе и 6,4 тыс. руб. в Томском отделе (в 1901/1902 отчетном году). Указываются меры, предпринимаемые западно-сибирскими отделами для активизации сборов: публикация на страницах городских газет и епархиальных ведомостей воззваний «о содействии к наилучшему устроению Вербного сбора»; рассылка приглашений приходским священникам, в некоторой степени носивших характер обязательных предписаний; развертывание научно-популярной пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению с прошлым и настоящим Святой Земли через внебогослужебные собеседования и чтения; раздача печатных палестинских листков. Делается вывод, что максимальных размеров пожертвования достигли к началу ХХ в., что совпало с периодом наибольшей активности местных отделов Императорского Православного Палестинского общества. В ходе и после Первой русской революции становится очевидной тенденция уменьшения поступлений в кассу отделов. Выявлены причины постепенного сокращения поступлений в отделы Императорского Православного Палестинского общества, среди которых выделяются увеличение различного рода денежных сборов на благотворительные и иные нужды, когда благочестивому человеку поневоле приходилось делать выбор - куда пожертвовать имеющиеся у него, как правило ограниченные, средства? Предпочтение могло быть отдано в пользу имевших вполне осязаемый и конкретный результат направлений деятельности: на приходской храм, школу, нужды переселенцев и др. Помощь православным учреждениям далекой Палестины не могла восприниматься как первостепенная задача. С началом Первой мировой войны, прервавшей связь России со Святой Землей, сборы на нужды ИППО в глазах православного населения окончательно утратили свою актуальность. Второй фактор - секуляризация общественного сознания, прежде всего горожан, представителей молодого поколения. Ключевыми здесь оказались события революции 1905- 1907 гг., существенно повлиявшие на ситуацию в стране, радикализировавшие массовое сознание.
Императорское Православное Палестинское общество, Томский отдел, Тобольский отдел, бюджет, пожертвования, кружечные и тарелочные сборы
1. Беглов А. Л. Православный приход Российской империи как объект фискальной политики светских и церковных властей в конце XIX — начале ХХ в. // Вестник ПCТГУ. Серия II. История. История Русской Православной Церкви. 2014. Вып. 2 (57). С. 56–81.
2. Воробьева И. А. Русские миссии в Святой земле в 1847–1917 годах. М., 2001.
3. Городков Н. Открытие Тобольского Отдела Императорского Православного Палестинского Общества // Тобольские епархиальные ведомости. 1897. № 8. Отдел неофиц. С. 159–160.
4. Дмитриевский А. А. Императорское Православное Палестинское Общество и его деятельность за истекшую четверть века: 1882–1907. М.; СПб., 2008.
5. Лисовой Н. Н. Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в. М., 2006.
6. Нечаева М. Ю. Единение во имя Христа: Православные общественные организации Среднего Урала середины XIX — начала ХХ в. Екатеринбург, 2008.
Цысь Валерий Валентинович
Цысь Ольга Петровна
Цысь О. П. Духовные правления как звено церковного управления на Тобольском Севере в 1810-1860-х гг. // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2017. Вып. 75. С. 22-38. DOI: 10.15382/sturII201775.22-38
В статье рассматриваются основные особенности организации и функционирования духовных правлений на Тобольском Севере в 1810–1860-х гг. На основании проведенного исследования автор пришел к выводу, что данные учреждения как органы управления Русской Православной Церкви Синодального периода являлись посредническим звеном в обмене информацией между епархиальной администрацией и приходом. Их полномочия, как правило, распространялись на уезд или его часть, функции были ограничены и заключались в основном в сборе и обобщении различного рода справочных сведений, контроле над ведением учетной и хозяйственной документации причтами, наложении штрафов за мелкие проступки на духовенство и светских лиц, рассылке указов духовной консистории. Удалось выявить, что духовные правления были коллегиальными учреждениями, на заседаниях которых заслушивались присланные из епархиального центра указы, а также доклады и сообщения его членов. Отмечается, что границы подведомственных духовным правлениям территорий отличались подвижностью. Указывается, что общим недостатком этого звена системы церковного управления являлась нечеткость в определении и разграничении функций и полномочий. Также выявлена специфика Тобольского Севера, которая состояла в чрезвычайной удаленности органов административной власти от большинства приходов. Проделанное исследование позволило сделать вывод, что изначально духовные правления являлись административно-организационными центрами, значимым элементом управленческой структуры Русской Православной Церкви. Однако постепенно они утрачивали эту роль, превращаясь в лишнее посредническое звено во взаимоотношениях епархии и прихода, что способствовало их постепенной ликвидации.
духовные правления, епархия, Тобольский Север, духовенство, приход, административно-территориальное деление, благочинные, причт
Адаменко А. Приходы Русской Православной церкви на юге Западной Сибири в XVII– начале XX века. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
Алексеева С. Святейший Синод в системе высших и центральных государственных учреждений пореформенной России 1856–1904 гг. СПб.: Наука, 2003.
Головин П. Кондинский Троицкий монастырь // Тобольские епархиальные ведомости. 1892. № 3–4. Отд. неофиц. С. 68–81.
Доброклонский А. Руководство по истории Русской Церкви: Материалы по истории Русской Церкви. М.: Изд-во Крутицкое подворье, 1999.
Дулов А., Санников А. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII — начале XX веков. Иркутск, 2006. Ч. II. C. 25–31.
Евдокимова А. Духовная консистория, правление и благочинные священники в структуре управления Русской Православной Церкви на территории Чувашского края в XIX веке // Вестник Чувашского университета. 2015. № 2. С. 31–38.
Зольникова Н. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1990.
Пулькин М. Православный приход и власть в середине XVIII — начале XX в. (по материалам Олонецкой епархии). Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009.
Сергеев В. Открытие Пермской и Оренбургской епархии в 1799 году // Тобольские епархиальные ведомости. 1883. № 22. Отдел неофиц. С. 460–468.
Сулоцкий А. Сочинения: В 3 т. Т. 2: О сибирском духовенстве / Под ред. В. А. Чупина. Тюмень: Изд-во Мандрики, 2000.
Цыпин В., прот. Духовные правления // Православная энциклопедия. 2007. Т. 16. С. 423–424.
Цысь Ольга Петровна
Цысь В. В. Духовенство Русской Православной Церкви и Западно-Сибирское крестьянское восстание 1921 года // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 85. С. 89-99. DOI: 10.15382/sturII201885.89-99
В статье рассматриваются проблемы, связанные с участием православного духовенства в Западно-Сибирском крестьянском восстании 1921 г. — крупнейшем антикоммунистическом народном выступлении в истории Советской России и СССР. Выделены основные направления политики повстанцев по отношению к религии и Церкви: использование религиозных лозунгов для агитации и пропаганды, возврат церкви части функций по учету населения, возврат религиозных атрибутов в государственные учреждения и учебные заведения, разрешение преподавания Закона Божия в школах, придание официального статуса религиозным праздникам, защита церковного имущества от коммунистической власти и ее сторонников. Поддержка повстанцами Русской Православной Церкви объясняется стремлением опереться на консервативно настроенную часть крестьянства, использовать идеологический и пропагандистский потенциал православия, восстановить ликвидированные большевиками завоевания Февральской революции.Указаны формы участия духовенства в борьбе с большевиками. К их числу отнесены: назначение в воинские подразделения священнослужителей, как это было в армии дореволюционной и в белых частях; привлечение духовенства к важнейшим общественно-политическим мероприятиям, таким как торжественное открытие заседаний органов власти различного уровня, молебны и крестные ходы с целью дарования победы, погребение погибших военнослужащих, сбор материальной помощи на нужды Народной армии. Отмечается, что повстанческое движение поддерживалось архиепископом Тобольским и Сибирским Николаем (Покровским). Выделены последствия подавления восстания для православного духовенства, выразившиеся в новой волне гонений на Русскую Православную церковь, в том числе в аресте и гибели многих священно- и церковнослужителей.
Русская Православная Церковь, Тобольская и Сибирская епархия, Западно-Сибирское крестьянское восстание, духовенство, большевики, репрессии, Гражданская война, А. В. Колчак, архиепископ Николай (Покровский)
  1. Богданов М. А. Разгром Западно-Сибирского кулацко-эсеровского мятежа 1921 г. Тюмень: [Б. и.], 1961.
  2. Курышев И. В. Социально-психологический облик и протестное движение крестьянства Западной Сибири и северного Казахстана в годы Гражданской войны (1918–1921). Ишим: Изд-во Ишимского гос. пед. ин-та им. П. П. Ершова, 2010.
  3. Лагунов К. Я. Двадцать первый: Хроника Западно-Сибирского крестьянского восстания. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1991.
  4. Петрушин А. А. На задворках Гражданской войны: В 3 кн. Кн. 2. Тюмень: Мандр и Ка, 2004.
  5. Третьяков Н. Г. Ликвидация Западно-Сибирского крестьянского восстания 1921 года: соотношение карательных и политических акций // Тюменский исторический сборник. Вып. IX. Тюмень: Вектор Бук, 2006. С. 267–273.
  6. Цысь В. В. О финансово-денежной политике Тобольского крестьянского-городского совета и повстанческой Народной армии (1921 год) // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). С. 37–41.
  7. Шишкин В. И. Вооруженное сопротивление сибирского крестьянства коммунистическому режиму в начале 1920-х годов // История сталинизма: крестьянство и власть. Материалы международной научной конференции (Екатеринбург, 29 сент. — 2 окт. 2010 г.). М.: РОССПЭН, 2011. С. 129–142.
Цысь Валерий Валентинович
Ученая степень: доктор исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижневартовский государственный университет; Российская Федерация, 628602, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Нижневартовск,ул. Мира, д. 3Б, каб. 311;
Должность: профессор;
ORCID: 0000-0002-9695-3900;
Электронный адрес: tsysv@rambler.ru.
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ и администрации ХМАО-Югры, проект № 17-11-86001.