/
Результат поиска


Царевская Т. Ю. Целительский аспект почитания св. Николая Чудотворца и его проявление в новгородском искусстве XIII в. // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. 1 (4). С. 26-41.
PDF
В кругу особо чтимых святых средневекового Новгорода уже в ранний, княжеский, период лидирующее место заняли Николай Мирликийский и врачи-бессребреники. Эта связь, скорее всего, имела общевизантийский корень, который питался верой в целительную силу мира, источаемого мощами св. Николы, с одной стороны, и скорой отзывчивостью этого святого, и святых врачей на мольбы о даровании исцеления, с другой. В статье рассматривается отражение целительского аспекта почитания св. Николы в стенописи и храмовой иконе церкви Николы на Липне (1294).
целители-бессребреники, св. Николай Мирликийский, византийское искусство, икона, фреска, роспись, Киевская Русь, иконография
Царевская Татьяна Юрьевна
Царевская Т. Ю. Археологические данные о росписи гражданской постройки XIV в. на Владычном дворе в Великом Новгороде // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 33. С. 31-44. DOI: 10.15382/sturV201933.31-44
В статье анализируется комплекс фрагментов фресок, относящихся к декорации одной из гражданских построек новгородского Владычного двора — так называемой палаты Василия Калики. Факт находки в результате археологического исследования на территории этого сооружения свыше 300 фрагментов фресок имеет особое значение для выяснения былого художественного облика этого памятника, как и его предназначения, позволяя судить о некоем продуманном оформлении его интерьеров, что недвусмысленно свидетельствует в пользу того, что функции этого этажа были отнюдь не хозяйственные. Большинство фрагментов позволяет усмотреть в них остатки полихромных фоновых покрасок, которые, по всей вероятности, дополнялись орнаментами. Количество найденных фрагментов в целом невелико, что не позволяет с уверенностью говорить о том, что помещения были целиком декорированы. Росписи могли покрывать своды и какие-то определенные архитектурные членения стен, а также откосы оконных проемов и, возможно, ниши. Свойства грунта, смешанной техники живописи с использованием темперы, так же как и колористический спектр росписей, позволяют отнести фрагменты, найденные на территории палаты Василия Калики, ко времени архиепископа Евфимия Вяжищского (1429–1458). Не исключено, что часть этих находок имеет отношение к декорации Владычной палаты, расписанной в 1441 г., и могла попасть в археологические слои восточных участков раскопа из ее парадных сеней. В целом сравнительно небольшое количество выявленных раскопками фрагментов руинированной стенописи (в общей сложности их площадь не превышает 2 кв. м) не дает оснований делать далеко идущие выводы относительно декорации помещений, на территории которых они были выявлены. Тем не менее с такой же степенью вероятности нельзя исключить, что мы имеем дело с остатками росписи, исполненной весной 1434 г., упоминание о которой как о росписи «прежней» палаты содержится в Новгородской Первой летописи младшего извода.
древнерусская архитектура, древнерусская живопись, Русь XIV– XV вв., монументальная живопись, фрески, фрагменты руинированной стенописи, техника живописи, Великий Новгород, новгородский архиепископ
  1. Антипов И. В. Новгородский Владычный двор в XIV–XV вв. Новые данные и перспективы изучения // Новгородский исторический сборник. Вып. 15 (25). Великий Новгород, 2015. С. 45–57.
  2. Антипов И. В., Булкин Вал. А., Жервэ А. В. Гражданская постройка в новгородском Детинце // Seminarium Bulkinianum IV. СПб., 2017. С. 59–71.
  3. Антипов И. В., Булкин Вал. А., Жервэ А. В. Новые материалы к истории новгородского Владычного двора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы: Материалы научной конференции. М., 2009. С. 141–157.
  4. Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899.
  5. Калугина И. В., Яковлев Д. Е., Рузаева Е. И. Архитектура Владычной палаты Новгородского кремля по материалам исследований 2006–2008 годов // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 140–178.
  6. Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов // ПСРЛ. Т. III. М.; Л., 1950.
  7. Памятники старинной русской литературы / Изд. Г. Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862.
  8. ПСРЛ. Т. III. СПб., 1841. Прибавление к Новгородской Второй летописи под 6942 г.
  9. Сарабьянов В. Д. Росписи Владычной палаты Новгородского Кремля: Келья Иоанна. Предварительные заметки по результатам реставрационных работ 2006–2007 гг. // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 127–128.
  10. Смирнова Э. С., Царевская Т. Ю. О монументальной живописи Новгорода 1330-х — начала 1350-х гг. // История русского искусства. Т. IV. М., 2018. С. 453–463.
  11. Царевская Т. Ю. О новгородской стенописи времени архиепископа Евфимия II // Новгород и Новгородская земля: Искусство и реставрация. Вып. 3. Великий Новгород, 2009. С. 61–75.
Царевская Татьяна Юрьевна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Ученое звание: старший научный сотрудник;
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет; Российская Федерация, Санкт-Петербург, Университетская набережная 7–9; Государственный институт искусствознания; Российская Федерация, Москва, 125009, Козицкий пер., д. 5;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-0774-9474;
Электронный адрес: tsarturie@yahoo.com.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского Научного Фонда в рамках научного проекта № 18-18-00045 «Каменная гражданская архитектура Новгорода XIV-XV вв.: комплексное изучение».