/
Результат поиска


Храмова Н. Г. Антропологическое пространство педагогической деятельности // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2012. Вып. 2 (25). С. 88-100.
PDF
В статье предлагается рассмотреть педагогическую практику воспитания с точки зрения антропологической реальности тех сущностных свойств человека, благодаря которым ребенок предстает перед нами во всей многосложности, многомерности и полифоничности своих проявлений. Анализируются различные уровни структуры личности, дается их содержательная характеристика и иерархическая соподчиненность, предлагается психологическая интерпретация некоторых святоотеческих воззрений на природу внутреннего человека. В статье изложено системно-целостное и позиционно-динамическое представление о человеке, определены признаки дихотомности его мотивационных сфер, а также обозначены диапазон и феноменологическая вариативность его жизнедеятельности.
педагогическая деятельность, антропологическое пространство, самосознание, позиционно-уровневая структура, духовно-душевно- телесная организация, ядро эго-влечений, ядро совести, личностная позиция, самоценность Другого, самоутверждение, самоактуализаци
Храмова Надежда Григорьевна
Храмов А. В. Притяжение противоположностей: рецепция теории эволюции в младоземельном креационизме // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2018. Вып. 76. С. 59-76. DOI: 10.15382/sturI201876.59-76
В статье приводится краткий обзор истории младоземельного креационизма, которая распадается на два этапа — этап библейской геологии, начавшийся в Великобритании в 1820-е гг. и завершившийся в 1860-е гг., и современный этап, стартовавший в США в 1920-е гг., длящийся и поныне. На протяжении обоих этих этапов младоземельные креационисты делали попытки использовать представления об эволюции для защиты буквального понимания библейского рассказа о сотворении мира и потопе. По их мнению, допущение о сверхбыстрой эволюции после потопа позволяет объяснить, как небольшое число видов, находившихся в Ноевом ковчеге, могло дать начало современной фауне сухопутных животных без сверхъестественного вмешательства со стороны Бога. Рецепция отдельных элементов эволюционного учения представителями младоземельного креационизма доказывает, что свойственный ему антиэволюционизм не был столь абсолютен, как принято считать.
младоземельный креационизм, теория эволюции, Дарвин, всемирный потоп, адвентизм, Елена Уайт
  1. Гоманьков А. В. Библия и природа. М., 2014.
  2. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.; Л., 1935.
  3. Ламарк Ж.-Б. Избранные произведения: В 2 т. М., 1955. Т. 1.
  4. Bont de R. A Serpent without Teeth. The Conservative Transformism of Jean-Baptiste d’ Omalius d’ Halloy (1783–1875) // Centaurus. 2007. Vol. 49. P. 114–137.
  5. Buckland W. Vindiciae geologicae, or, The connexion of geology with religion explained, in an inaugural lecture delivered before the University of Oxford, May 15, 1819. Oxford, 1820.
  6. Bugg G. Scriptural Geology; or, geological phenomena, consistent only with the literal interpretation of the sacred Scriptures. L., 1826. Vol. 1.
  7. Bugg G. Scriptural Geology; or, geological phenomena, consistent only with the literal interpretation of the sacred Scriptures. L., 1827. Vol. 2.
  8. Burchfi eld J. D. Lord Kelvin and the Age of the Earth. L., 1975.
  9. Cockburn W. A new system of geology. L., 1849.
  10. Conybeare W. Rev. W. D. Conybeare in Reply to a Layman, on Geology // Christian Observer. 1834. № 5. P. 306–309.
  11. Gould S. J. Time’s Arrow, Time’s Cycle: Myth and Metaphor in the Discovery of Geological Time. Cambridge; L., 1987.
  12. [Lyell Ch.] Memoir on the geology of central France, including the volcanic formations of Auvergne, the Velay, and Miller H. The testimony of the rocks, or, geology in its bearing on the two theologies, natural and revealed. Boston, 1857.
  13. Millhauser M. The Scriptural Geologists: An Episode in the History of Opinion // Osiris. 1954. Vol. 11. P. 65–86.
  14. [Morris J.] On the origin of species // Dublin Review. 1860. Vol. 48. P. 50–81.
  15. Nolan F. The Analogy of Revelation and Science Established. Oxford, 1833.
  16. Numbers R. L. The Creationists: From Scientifi c Creationism to Intelligent Design. Cambridge, 2006.
  17. O’ Connor R. Young-Earth Creationists in Early Nineteenth-Century Britain? Towards a Reassessment of «Scriptural Geology» // History of Science. 2007. Vol. 45. P. 357–403.
  18. Penn G. A comparative estimate of the mineral and Mosaical geologies. L., 1825. Vol. 2.
  19. Roberts M. Adam Sedgwick (1785–1873): geologist and evangelical // Geology and Religion: A History of Harmony and Hostility / M. Kölbl-Ebert, ed. L., 2009. P. 155–170.
  20. Rudwick M. J. S. Biblical Flood and geological deluge: the amicable dissociation of geology and Genesis // Geology and Religion: A History of Harmony and Hostility / M. Kölbl-Ebert, ed. L., 2009. P. 103–110.
  21. Rudwick M. J. S. Worlds Before Adam: The Reconstruction of Geohistory in the Age of Reform. Chicago, L., 2008.
  22. Rupke N. A. The Great Chain of History: William Buckland and the English School of Geology, 1814–1849. Oxford; N. Y., 1983.
  23. Stiling R. L. Scriptural Geology in America // Evangelicals and Science in Historical Perspective / Livingstone D. N. et al., eds. N. Y., 1999. P. 177–192.
  24. Swift A. In U. S., Belief in Creationist View of Humans at New Low. URL: http://news.gallup.com/poll/210956/belief-creationist-view-humans-new-low.aspx (дата обращения: 05.12.2017).
  25. Ure A. A new system of geology, in which the great revolutions of the earth and animated nature, are reconciled at once to modern science and sacred history. L., 1829.
  26. Wasmann E. Modern biology and the theory of evolution. L., 1910.
  27. White E. G. Important facts of faith, in connection with the history of holy men of old. Battle Creek, 1864.
Храмов Александр Валерьевич
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Место работы: Палеонтологический институт РАН; 117647 Москва, Профсоюзная ул., д. 123; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; 115035, Москва, Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6888-5162;
Электронный адрес: a_hramov89@mail.ru.
Храмов А. В. Теистический эволюционизм и проблема теодицеи // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2019. Вып. 83. С. 26-44. DOI: 10.15382/sturI201983.26-44
В статье приводится анализ подходов к проблеме теодицеи, которые были предложены сторонниками примирения христианского мировоззрения и эволюционизма. Теистические эволюционисты, рассматривая эволюцию как средство, при помощи которого Бог сотворил мир, не могут вслед за традиционным богословием видеть в грехопадении первопричину природного зла. Поэтому, чтобы примирить факт существования зла с представлением о всемогущем и любящем Боге, они прибегают к двум альтернативным объяснениям. Согласно одному из них, эволюция была единственно возможным способом сотворения мира, и следовательно, зло, ее сопровождающее, является непременным условием достижения благой цели, такой как появление человека и других живых существ. Согласно другому объяснению, которое зачастую дополняет первое, зло, присущее эволюционирующему миру, необходимо для того, чтобы подготовить человеческие души к вечной жизни в Царстве Божьем (т. н. «иринеевская теодицея»). Как показано в статье, оба этих объяснения внутренне противоречивы и плохо сочетаются с идеей эсхатологического воздаяния, к которой также прибегают теистические эволюционисты. А именно, если Бог в будущем вознаградит человека и прочих живых существ за страдания, пережитые ими в ходе эволюции, то перед теистическими эволюционистами встает вопрос, почему Бог сразу же не сделал мир таким, каким ему предстоит стать в финале мировой истории. В статье рассматривается также альтернативная версия теодицеи, основанная на представлении о предмирном грехопадении, в результате которого мир отклонился от изначального совершенства.
эволюция, природное зло, иринеевская теодицея, эсхатология, Джон Хик, Вольфхарт Панненберг, Джон Полкинхорн, Роберт Рассел
  1. Афанасий Великий, свт. Слово о воплощении Бога-Слова и пришествии Его к нам во плоти. М., 2006.
  2. Григорий Палама, свт. Беседы (омилии). М., 1994. Т. 2.
  3. Григорий Нисский, свт. Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную // Творения. Ч. VII. М., 1866.
  4. Ириней Лионский, св. Доказательство апостольской проповеди. М., 2011.
  5. Кирьянов Д. В. Теория эволюции в православно-христианском религиозно-философском контексте // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). С. 109–113.
  6. Максим Исповедник, св. Письма. СПб., 2007.
  7. Полкинхорн Д. Наука и богословие: введение. М., 2004.
  8. Суинберн Р. Существование Бога. М., 2014.
  9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 2002.
  10. Шохин В. К. Проблема зла: теодицея и апология // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2016. Вып. 5 (67). С. 47–58.
  11. Храмов А. В. Предмирное грехопадение и эволюция в русской и английской религиозной мысли 1870–1920 гг. // Соловьевские исследования. 2019. Вып. 1 (61). С. 181–194.
  12. Adams M. The continuous creation: an application of the evolutionary philosophy to the Christian religion. N. Y., Boston, 1893.
  13. Brown R. F. The First Evil Will Must Be Incomprehensible: A Critique of Augustine // Journal of the American Academy of Religion. 1978. Vol. 46. P. 315–329.
  14. Calvini I. In Primum Mosis Libru[m], qui Genesis vulgo dicitur, Commentarius. 1554.
  15. Domning D. P., Hellwig M. K. Original Selfi shness: Original Sin and Evil in the Light of Evolution. Burlington, 2006.
  16. Henslow G. The theory of evolution of living things and the application of the principles of evolution to religion. L., 1873.
  17. Hick J. Evil and the God of love. N.Y., 2010.
  18. Murray M. J. Nature Red in Tooth and Claw: Theism and the Problem of Animal Suff ering. Oxford, 2008.
  19. Murray M., Schloss J. Evolution // The Routledge Companion to Theism / С. Taliaferro, V. Harrison V., S. Goetz, ed. N. Y., 2013. P. 224–240.
  20. Pannenberg W. Systematic Theology. Vol. 2, 3. L., 2004.
  21. Pedersen D. “Irenaean” or “Schleiermacherian”?: An Evolutionarily Plausible Account of the Origins of Sin // Theology and Science. 2016. Vol. 14. P. 190–201.
  22. Plantinga A. Warranted Christian Belief. Oxford, 2000.
  23. Polkinghorne J. Eschatology: Some Questions and Some Insights from Science // The End of the World and the Ends of God: Science and Theology on Eschatology / J. Polkinghorne, M. Welker, ed. Harrisburg, 2000. P. 29–41.
  24. Polkinghorne J. The God of Hope and the End of the World. New Haven; L., 2002.
  25. Polkinghorne J. Theology in the Context of Science. New Haven; L., 2009.
  26. Ruse M. Can a Darwinian be a Christian? N. Y., 2000.
  27. Russell R. J. Recent Theological Interpretations of Evolution // Theology and Science. 2013. Vol. 11. P. 169–184.
  28. Russell R. J. The Groaning of Creation. Does God Suff er with All Life? // The evolution of evil / G. Bennett, T. Peters, M. J. Hewlett, R. J. Russell, eds. Göttingen, 2008. P. 121–140.
Храмов Александр Валерьевич
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Место работы: Палеонтологический институт РАН; 117647 Москва, Профсоюзная ул., д. 123; Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; 115035, Москва, Пятницкая ул., д. 4/2, стр. 5;
Должность: старший научный сотрудник;
ORCID: 0000-0002-6888-5162;
Электронный адрес: a_hramov89@mail.ru.