/
Результат поиска


Хохлова А. Б. Проблема открытия нового знания в трудах свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 100-109.
PDF
В статье раскрывается сущность инновационных процессов в контексте современных научных подходов, направленных на поиск ответов на вопросы: что такое творчество? развитие творческих способностей? Автор обращает внимание на тот факт, что современная наука, определяя в целом само творчество, пока не может определить природу творческих способностей человека, и это, по мнению автора, не случайно. Понять, как человек получает новое знание или совершает открытие, невозможно при исследовательских подходах, исключающих духовное начало в человеке. В статье раскрывается подход, направленный на понимание человека как существа исходно духовного. Духовность является важнейшей характеристикой человека и проявляется в способности познания, руководстве голосом совести, стремлении к совершенству. Именно духовная сфера определяет норму человечности. Приблизиться к постижению тайны духовности и духовного познания позволяет святоотеческое наследие, в частности работы святителя Феофана Затворника, который обосновал идею синергизма познавательного процесса как единство мыслительного процесса самого человека и знания, которое открывает человеку Бог. А поскольку духовное начало является определяющим в познании, то соответственно и в основу умственного воспитания требуется положить духовное познание, что станет важнейшим условием развития творческих способностей человека. Таким образом, учение Феофана Затворника позволяет правильно понять и организовать умственное воспитание, что делает возможным не только правильное понимание творчества и творческих способностей человека, но и реальное развитие последних.
инновация, антропология, образование, святоотеческое наследие, человек, интуиция, духовность, разум, духовно-нравственное развитие человека, творчество
1. Dolzhenko O. V. Universitet v tochke Omega (University at Omega), Moscow, 2010.
2. Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogoslovja Vostocnoj Cerkvi (Essay of Mystical Theology of Easter Church), Moscow, 1991.
3. Podymova L. S. Vvedenie v innivacionnuju pedagogiku (Introduction to Innovative Pedagogy), Kursk, 1994.
4. Pushkin V. N. Euristica — nauka o tvorcheskom myshlenii (Heuristic — Science of Creative Thinking), Moscow, 1967.
5. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaja perspektiva otechestvennogo obrazovanija (Anthropological Perspective of Native Education), Ekaterinburg, 2009.
6. Zapesockij A. S. Obrazovanie: filosofija, kulturologja, politika (Education: Philosophy, Cultural Studies, Policy), Moscow, 2002.
7. Zenkovskij V. V. Osnovy hristianskoj filosofii (The Elements of Christian Philosophy), Moscow, 1997.
Хохлова Анна Борисовна
Меньшиков В. М., Хохлова А. Б., Гатилова Н. Н. О научном и теологическом понимании человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 77-96. DOI: 10.15382/sturIV201642.77-96
В поисках ответа на вопрос: «что есть человек?» авторы обращаются к рассмотрению двух противоположных подходов к его пониманию — материалистического и религиозного. В статье в рамках доброжелательного диалога с представителями материалистического направления понимания человека на основе анализа текстов выдающихся советских мыслителей А. Н. Леонтьева и Э. В. Ильенкова осуществлен анализ их интерпретаций человека. В статье показывается, что в рамках материалистического подхода хотя и открываются важные характеристики человека, его развития, прежде всего механизмы его формирования, но они не дают возможности понять сущность человека. Поэтому мыслители, работающие в рамках первого подхода, сталкиваются с проблемой принципиальной невозможности понимания сущности человека, потому что они исключили фундаментальную характеристику человека — духовность. Духовность — это онтологическая, объективная характеристика человека, отличающая его от любого другого живого существа, которая и дает возможность существования человека. Признание и понимание этой характеристики человека возможно только в рамках теологического подхода. Поэтому теологический подход, доказывающий объективное существование духовности человека, дает большую возможность приблизиться к пониманию сущности человека.
человек, материалистический подход к пониманию человека, духовный подход к пониманию человека, личность, духовность, душа, дух, духовное начало, мышление, труд, социум, духовно-нравственное совершенствование.
1. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 128–140.
2. Ильенков Э. В. Что же такое личность? М., 1984.
3. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972. С. 401–426.
4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 253–410.
Меньшиков Владимир Михайлович
Хохлова Анна Борисовна
Гатилова Наталья Николаевна