/
Результат поиска


Хохлова А. Б. Проблема открытия нового знания в трудах свт. Феофана Затворника // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2013. Вып. 3 (30). С. 100-109.
PDF
В статье раскрывается сущность инновационных процессов в контексте современных научных подходов, направленных на поиск ответов на вопросы: что такое творчество? развитие творческих способностей? Автор обращает внимание на тот факт, что современная наука, определяя в целом само творчество, пока не может определить природу творческих способностей человека, и это, по мнению автора, не случайно. Понять, как человек получает новое знание или совершает открытие, невозможно при исследовательских подходах, исключающих духовное начало в человеке. В статье раскрывается подход, направленный на понимание человека как существа исходно духовного. Духовность является важнейшей характеристикой человека и проявляется в способности познания, руководстве голосом совести, стремлении к совершенству. Именно духовная сфера определяет норму человечности. Приблизиться к постижению тайны духовности и духовного познания позволяет святоотеческое наследие, в частности работы святителя Феофана Затворника, который обосновал идею синергизма познавательного процесса как единство мыслительного процесса самого человека и знания, которое открывает человеку Бог. А поскольку духовное начало является определяющим в познании, то соответственно и в основу умственного воспитания требуется положить духовное познание, что станет важнейшим условием развития творческих способностей человека. Таким образом, учение Феофана Затворника позволяет правильно понять и организовать умственное воспитание, что делает возможным не только правильное понимание творчества и творческих способностей человека, но и реальное развитие последних.
инновация, антропология, образование, святоотеческое наследие, человек, интуиция, духовность, разум, духовно-нравственное развитие человека, творчество
1. Dolzhenko O. V. Universitet v tochke Omega (University at Omega), Moscow, 2010.
2. Losskij V. N. Ocherk misticheskogo bogoslovja Vostocnoj Cerkvi (Essay of Mystical Theology of Easter Church), Moscow, 1991.
3. Podymova L. S. Vvedenie v innivacionnuju pedagogiku (Introduction to Innovative Pedagogy), Kursk, 1994.
4. Pushkin V. N. Euristica — nauka o tvorcheskom myshlenii (Heuristic — Science of Creative Thinking), Moscow, 1967.
5. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaja perspektiva otechestvennogo obrazovanija (Anthropological Perspective of Native Education), Ekaterinburg, 2009.
6. Zapesockij A. S. Obrazovanie: filosofija, kulturologja, politika (Education: Philosophy, Cultural Studies, Policy), Moscow, 2002.
7. Zenkovskij V. V. Osnovy hristianskoj filosofii (The Elements of Christian Philosophy), Moscow, 1997.
Хохлова Анна Борисовна
Меньшиков В. М., Хохлова А. Б., Гатилова Н. Н. О научном и теологическом понимании человека // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 3 (42). С. 77-96. DOI: 10.15382/sturIV201642.77-96
В поисках ответа на вопрос: «что есть человек?» авторы обращаются к рассмотрению двух противоположных подходов к его пониманию — материалистического и религиозного. В статье в рамках доброжелательного диалога с представителями материалистического направления понимания человека на основе анализа текстов выдающихся советских мыслителей А. Н. Леонтьева и Э. В. Ильенкова осуществлен анализ их интерпретаций человека. В статье показывается, что в рамках материалистического подхода хотя и открываются важные характеристики человека, его развития, прежде всего механизмы его формирования, но они не дают возможности понять сущность человека. Поэтому мыслители, работающие в рамках первого подхода, сталкиваются с проблемой принципиальной невозможности понимания сущности человека, потому что они исключили фундаментальную характеристику человека — духовность. Духовность — это онтологическая, объективная характеристика человека, отличающая его от любого другого живого существа, которая и дает возможность существования человека. Признание и понимание этой характеристики человека возможно только в рамках теологического подхода. Поэтому теологический подход, доказывающий объективное существование духовности человека, дает большую возможность приблизиться к пониманию сущности человека.
человек, материалистический подход к пониманию человека, духовный подход к пониманию человека, личность, духовность, душа, дух, духовное начало, мышление, труд, социум, духовно-нравственное совершенствование.
1. Ильенков Э. В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6. С. 128–140.
2. Ильенков Э. В. Что же такое личность? М., 1984.
3. Леонтьев А. Н. Человек и культура // Проблемы развития психики. М., 1972. С. 401–426.
4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 253–410.
Меньшиков Владимир Михайлович
Хохлова Анна Борисовна
Гатилова Наталья Николаевна
Хохлов А. А. Дело наместника Казанской Богородицкой Седмиозерной пустыни схиархимандрита Гавриила (Зырянова) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 88. С. 25-43. DOI: 10.15382/sturII201988.25-43
Статья посвящена событиям, происходившим в Казанской епархии в апреле–июле 1908 г. Их центральной фигурой выступает наместник Казанской Богородицкой Седмиозерной пустыни схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Обвинение отца Гавриила, к тому времени широко известного своим подвижничеством далеко за пределами Казанской епархии, а также его духовного чада — монастырского казначея иеромонаха Тихона (Бузова) — в нерадивом ведении монастырского хозяйства и накоплении значительных долгов вверенной им обители привело к отставке наместника и его дальнейшему преследованию со стороны правящего архиерея архиепископа Казанского и Свияжского Никанора (Каменского). Дело получило широкий резонанс в церковных кругах епархии того времени. Тем не менее исследователи не уделяли ему особого внимания, а материалы, хранящиеся в фондах Казанской духовной консистории, пристально не изучались на предмет реконструкции подлинных обстоятельств произошедших событий. Отсутствие внимательного анализа по ряду эпизодов привело к частичной мифологизации истории, путанице фактов, а главное — исключало возможность выявления всех действующих лиц конфликта, определения линии и специфики их поведения, целей и мотивов. Грядущая канонизация схиархимандрита Гавриила (Зырянова) в лике общероссийских святых требует восполнения имеющихся исторических лакун, в том числе в этико-антропологическом ключе. Настоящее исследование ставит своей целью решение обозначенной задачи. В статье в оборот вводится значительное количество ранее не публиковавшихся источников. Их основу составляют документы, хранящиеся в Государственном архиве Республики Татарстан и в библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета.
Седмиозерная пустынь, схиархимандрит Гавриил (Зырянов), Казанская епархия, монастырь, растрата, следствие, отставка, архиепископ Никанор (Каменский), архимандрит Андроник (Богословский), архиерей, старец, подвижничество
  1. Алексеев И. Е. Русское национальное движение в Казанской губернии и Татарстане: конец XIX — начало XXI века. Казань: Мастер Лайн, 2004.
  2. Беглов А. Л. Святоотеческое сознание русского старчества (конец XIX — начало XX в.). // Русская патрология. Материалы Академической конференции. Сергиев Посад: Московская Православная духовная академия, 2009. С. 310–367.
  3. В Москве состоялась конференция, посвященная преподобному Гавриилу Седмиозерному // Интернет-портал Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. URL: https://pravobraz.ru/v-moskve-sostoyalaskonferenciya-posvyashhennaya-prepodobnomu-gavriilu-sedmiezernomu/ (дата обращения: 1.12.2018).
  4. Гавриил (Седмиозерный), преподобный // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. Т. 10. С. 195–197.
  5. Ефремова О. Н. Проблемы монашествующих в Псковской епархии в 1903–1910 гг. и попытки их разрешения преосвященным Арсением (Стадницким) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. М., 2017. Вып. 76. С. 37–53.
  6. Конференция «Преподобный Гавриил Седмиезерный и его ученики, новомученики и исповедники Церкви Русской: свобода и ответственность в выборе жизненного пути и подвига» // Интернет-портал Высоко-Петровского мужского монастыря. URL: http://vpmon.ru/6-dekabrya-v-monastyre-sostoitsya-konferenciya/ (дата обращения: 1.12.2018).
  7. Липаков Е. В. Архипастыри Казанские 1555–2007. Казань: Центр информационных технологий, 2007.
  8. Попов Г. Г., Чибисова Е. И. Внешняя торговля и хлебные цены в Российской империи. За или против неоклассических теорем внешней торговли? // Terra economicus (научный журнал). Ростов н/Д, 2016. Т. 14. № 3. С. 87–100.
  9. Современные аспекты канонизации святых // Интернет-портал «Православие. RU». URL: http://www.pravoslavie.ru/29507.html (дата обращения: 1.12.2018).
Хохлов Александр Анатольевич
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Место работы: Институт международных отношений Казанского федерального университета; Российская Федерация, 420111, г. Казань, ул. Кремлевская, 18;
Должность: доцент кафедры истории Татарстана, археологии и этнологии;
ORCID: 0000-0003-2920-0287;
Электронный адрес: a_radiance@mail.ru.