/
Результат поиска


Хецер К. Образование в Римской Палестине. Часть 1. Еврейские начальные школы и учителя // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 22-58. DOI: 10.15382/sturIV201952.22-58
В своей книге «Еврейское образование в Римской Палестине» Катрин Хецер сфокусировалась на вопросе существования еврейских начальных школ и учителей в античности. Вопреки мнению предшествующих исследователей (Бахер, Сафрай и др.), она настаивает на абсолютной очевидности добровольного характера еврейского образования на протяжении всей эпохи древности. Критическое прочтение более поздних талмудических источников показывает, что упоминания школ и учителей достаточно редко встречаются в текстах таннаев и преобладают в документах времени амораев. Более того, раввинистические идеалы не могут считаться отражением реальной исторической ситуации. По-видимому, законоучители продвигали специфически еврейский тип образования с целью создания для себя опоры в обществе. Однако в реальных исторических условиях большинство родителей вероятнее всего считали получение образования чрезмерной роскошью. Хецер подчеркивает поразительное сходство между тем, что мы знаем о начальном образовании в греко-римском обществе, и тем, что нам известно о еврейском начальном образовании в римской Палестине: неформальный и неупорядоченный характер начального образования; значительное разнообразие мест, где вне дома могло проходить начальное обучение; и в еврейском, и в римском обществе начальное образование, по крайней мере иногда, могло проходить в общественных зданиях; и там и здесь учитель, видимо, имел скромный достаток.
римская Палестина, еврейское образование, начальная школа, учителя начального образования, раввинистические тексты
Хецер Катрин
Место работы: Лондонский университет;
Должность: Профессор;
Оригинал: Catherine Hezser. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001. P. 39–68. Катрин Хецер — профессор востоковедческого отделения Лондонского университета. Пер. с англ. М. В. Григера. Благодарим автора и издательство за бескорыстное разрешение перевести и издать этот материал на русском языке.
Хецер К. Образование в Римской Палестине. Часть 2. Содержание и методы еврейского начального образования // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 28-58. DOI: 10.15382/sturIV201953.28-58
В данной части своей книги «Еврейское образование в Римской Палестине» Катрин Хецер пытается понять, чему и как обучали еврейских детей учителя начального образования. Сравнивается информация из раввинистических текстов и других письменных памятников и как в целом это согласовывается с греко-римской образовательной практикой. Хецер утверждает, что представление о Торацентричности еврейского образования не было фарисейско-раввинистической спецификой. Представление о том, что Тора являлась национальным еврейским наследием, вероятно, разделялось более широкими кругами древнего еврейского общества. Подобно чтению Гомера в греко-римских школах, сосредоточенность на Торе должна была выполнять функцию и объединения, и различения среди образованного по-еврейски населения. Раввинистический образ еврейского начального образования, который фокусировался на чтении древнееврейских букв и частей Торы, действительно мог иметь какую-то основу. Его целью было создание сообщества людей с базовым религиозным образованием, которые могли бы служить в синагогах чтецами Торы. Однако данный тип образования не имел каких-либо практических выгод. Громкое чтение и повторение текста, характерное для греко-римских уроков, очень напоминает те раввинистические предания, где рассказывают о людях, проходивших мимо синагог и других мест, в которых обучались дети, и слышавших, как они или их учитель читали или повторяли тексты на древнееврейском, т. е. неразговорном, языке. Что касается обучения письму то, скорее всего, оно давалось простолюдинам только там, тогда и в такой степени, в которой это было действительно необходимо для практической цели, нежели считалось частью стандартного начального образования. В период таннаев обучение письму было в основном ограничено писцами, но, возможно, стало доступнее для всех детей во времена амораев. Однако такая аргументация не основана на веских доказательствах и поэтому не очень убедительна.
Римская Палестина, еврейское образование, Тора, начальное образование, раввинистические тексты
  1. Книга Юбилеев: Введ. и рус. пер. проф. прот. А. Смирнова: 2-й вып. апокрифов Ветхого Завета. Казань, 1895.
  2. Arzt M. The Teacher in Talmud and Midrash // Mordecai M. Kaplan Jubilee Volume / M. Davis, ed. Engl. Section. N. Y., 1953.
  3. Bacher W. Das altjudische Schulwesen // Jahrbuch fur judische Geschichte und Literatur. 1903. Bd. 6. S. 66.
  4. Benoit P., Milik J. T., Vaux de R. Les Grottes de Murabba’at // Discoveries in the Judaen Desert. Vol. 2. Oxford, 1961. P. 91–92.
  5. Bij de Vaate A. Alphabet-Inscriptions from Jewish Graves // Studies in Early Jewish Epigraphy / J. W. van Henten and P. W. van der Horst, eds. Leiden, 1994. P. 154.
  6. Bonner S. Education in Ancient Rome. From the Elder Cato to the Younger Pliny. Los Angeles, 1977.
  7. Botha P. J. J. Greco-Roman Literacy As Setting for New Testament Writing // Neutestamentica. 1992. Vol. 26. P. 203.
  8. Burkitt F. C. The Hebrew Papyrus of the Ten Commandments // Jewish Quarterly Review. 1903. Vol. 15. P. 407.
  9. Charlesworth J. H., ed. The Old Testament Pseudepigrapha: Expansions of the “Old Testament” and Legends, Wisdom and Literature, Prayers, Psalms and Odes, Fragments of Lost Judeo-Hellenistic Works. Vol. 2. Garden City, N .-Y: Doubleday and London: DLT, 1985. P. 71.
  10. Coogan M. D. Alphabets and Elements // Bulletin of American School of Oriental Studies. 1974. Vol. 216. P. 62–63.
  11. Cooper J. The Child in Jewish History. Northvale-L., 1996.
  12. Corpus inscriptionum Judaicarum. Città del Vaticano, 1952. № 1092.
  13. Cotton H. M., Geiger J. Masada. Vol. 2: The Yigael Yadin Excavations 1963–1965. Final Reports: The Latin and Greek Documents. Jerusalem, 1989.
  14. Crenshaw J. Education in Ancient Israel: Across the Deadening Science. N.-Y., 1998.
  15. Cribiore R. Writing, Teachers and Students in Graeco-Roman Egypt (American Studies in Papyrology 36). Atlanta, Georgia, 1996.
  16. Debut J. Les documents scolaires // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1986. Bd. 63. S. 251.
  17. Demsky A., Bar-Ilan M. Writing in Ancient Israel and Early Judaism // Mikra. Text, Translation, Reading and Interpretation of the Hebrew Bible in Ancient Judaism and Early ChristinityMartin Jan Mulder (Compendium rerum Iudaicarum ad Novum Testamentum, sect. 2.1). Assen and Philadelphia, 1988.
  18. Dionisotti A. C. From Ausonius’ Schooldays? A Schoolbook and Its Relatives // The Journal of Roman Studies. 1982. Vol. 72. P. 86.
  19. Dornseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. 2. Ausg. Leipzig-Berlin, 1925.
  20. Drazin N. History of Jewish Education from 515 BCE to 220 CE. Baltimore, 1940.
  21. Ebner E. Elementary Education in Ancient Israel During the Tannaitic Period (10–220 CE). N.-Y., 1956.
  22. Gerhardsson B. Memory and Manuscript. Oral Tradition and Written Tranmission in Rabbinic Judaism and Early Christianity. Uppsala, 1961.
  23. Goitein S. D. A Mediterranean Societ. 1971.
  24. Goiten S. D. Side Lights on Jewish Education from the Cairo Geniza // Gratz College Anniversary Volume / I. D. Passow & S.T. Lachs, eds. Philadelphia, 1971. P. 84.
  25. Goldin Ju. Several Sidelights of a Torah Education in Tannaite and Early Amorical Times // Ex Orbe Religionum. Studia Geo Widengren. P. 1 / C. J. Bleeker et al., eds. Leiden, 1972. P. 184.
  26. Hachlili R. Did the Use of the Alphabet Already Have a Magical Signifi cance in the First Century C. E.? (Hebr.) // Cathedra. 1984. Vol. 31. P. 27–30.
  27. Hachlili R. The Goliath Family in Jericho: Funerary Inscriptions from a First Century A. D. Jewish Monumental Tomb // Bulletin of American School of Oriental Studies. 1979. Vol. 235. P. 48.
  28. Haran M. On the Diffusion of Literacy and Schools in Ancient Israel // Vetus Testament Studies. 1988. Vol. 40. P. 86.
  29. Harris W. Literacy and Epigraphy // Zeitschrift für Papyrologie und Epigraphik. 1983. Bd. 52.
  30. Harvey D. Greeks and Romans Learn to Write // Communication Age in the Ancient World. Eric A. Havelock & Jackson P. Hershbell, eds. N. -Y., 1978. P. 69–71.
  31. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1: Minneapolis, 1991.
  32. Hezser C. Form, Function, and Historical Signifi cance of the Rabbinic Story in Yerushalmi Neziqin. Tübingen, 1993.
  33. Hezser C. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001.
  34. Hopkins K. Everyday Life for the Roman Schoolboy // History Today. 1993. Vol. 43. P. 25–26.
  35. Illich I. A plea for research on lay literacy // Literacy and Orality. David. R. Olson and Nancy Torrance, eds. Cambridge, 1991. P. 33.
  36. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. N.-Y., 1985.
  37. Kaster R. A. Notes on ‘Primer’ and ‘Secondary’ Schools in Late Antiquity // Transactions of the American Philological Association. 1983. Vol. 113. P. 323 и след.
  38. Kee H. C. Testament of Levi // J. H. Charlesworth, ed. The Old Testament Pseudepigrapha. Vol. 1. Garden City, 1983. P. 777–778.
  39. Kloner A. ABCDerian Inscriptions in Jewish Rock-Cut Tombs (Ytbr.) // Proceedings of the Ninth World Conference in Jewish Studies, Jerusalem, August, 1985. Division A. Jerusalem, 1986. P. 125–132.
  40. Krauss S. Griechische und lateinische Lehnwörter in Talmud, Midrash und Targum. Heft II. Hildesheim, 1987 (repr. B., 1899).
  41. Maier J. Die Qumran-Essener: Die Texte vom Toten Meer. Bde. 2–3. München, 1995–1996.
  42. Marrou H. Histoire de l’éducation dans l’antiquité. 6e éd. P., 1965.
  43. Millard A. R. Were Words Separated in Ancient Hebrew Writing? // Bible Review. 1992. Vol. 8. P. 45.
  44. Morgan T. Literate Education in the Hellenistic and Roman Wolds. Cambridge, 1997.
  45. Morris N. The Jewish School. An Introduction to the History of Jewish Education. Los Angeles, 1937.
  46. Naveh J. A Medical Document or a Writing Exercise? The So-Called 4Q Therapeia // Israel Exploration Journal. 1986. Vol. 36:1/2. P. 55.
  47. Naveh J. The Inscriptions // Netzer E. Greater Herodium. Jerusalem, 1981.
  48. Netzer E. Recent Investigations at Lower Herodium (Hebr.) // Qadmoniot. 1973. Vol. 6. P. 109.
  49. Patrich J. Caves of Refuge and Jewish Inscriptions on the Cliff s of Nahal Michmas (Hebr.) // Eretz Israel. 1985. Vol. 18. P. 153 и след.
  50. Patrich J. Inscriptions araméennes juives dans les grottes d'El-'Aleiliyat // Revue biblique. 1985. Vol. 92. P. 270, note 12.
  51. Patrich J. Les grottes de el-'Aleiliyât et la laure de Saint-Firmin. Des refuges juifs et byzantins // Revue Biblique. 1984. Vol. 9. P. 383.
  52. Perlow T. L’education et l’enseignement chez les juifs a l’epoque talmudique. Paris, 1931.
  53. Peters N. Die älteste Handschrift der Zehn Gebote. Freiburg, 1905.
  54. Puech E. Abécédaire et liste alphabétique de noms hébreux début du Iie s.A.D. // Revue Biblique. 1980. Vol. 87. P. 118–126.
  55. Rubin R., Patrich J. Wadi Suweinit // Excavations and Surveys in Israel. 1983. Vol. 2. P. 107 и след.
  56. Safrai S. Elementary Education, Its Religious and Social Signifi cance in the Talmudic Period // Cahiers d’Histoire Mondiale. 1968. Vol. 11. P. 154.
  57. Sawyer Jo. F.A. Sacred Languages and Sacred Texts. Religioin in the First Christian Centures. Los Angeles; N.-Y., 1999. P. 54.
  58. Schäfer P. Der vorrabbinische Pharisäismus // Paulus und das antike Judentum / Hrsg.von Martin Hengel. Tübingen, 1991. S. 131–132.
  59. Schwabe M., Lifshitz B. Beth She’arim. Vol. 2: The Greek Inscriptions. Jerusalem, 1974.
  60. Stemberger G. Verdienst und Lohn — Kernbegriff e rabbinischer Frömmigkeit? Überlegungen zu Mishna Avot // Franz-Delitzsch-Vorlesungen 1997. Münster, 1998.
  61. Testa E. Herodion. Vol. 4:1 Graffi ti e Gli Ostraca. Jerusalem, 1972.
  62. Vaux de R. Fouilles au Khirbet Qumran // Revue Biblique. 1954. Vol. 61. P. 229.
  63. Yadin Y., Naveh J. Masada. Vol. 1. The Yigael Yadin Excavations 1963–1965. Final Reports: The Aramaic and Hebrew Ostraca and Jar Inscriptions. Jerusalem, 1989.
  64. Zalateo G. Papiri scolastici // Aegyptus. 1961. Vol. 41. P. 160–235.
Хецер Катрин
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Лондонский университет;
Должность: профессор востоковедческого отделения;
Электронный адрес: grigerm@yandex.ru.
Хецер К. Образование в Римской Палестине. Часть 3. Греческое образование для евреев // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 54. С. 75-83. DOI: 10.15382/sturIV201954.75-83
В данной части своей книги «Еврейское образование в Римской Палестине» Катрин Хецер пытается понять, какова была ситуация со знанием греческого языка среди палестинских евреев. Вопросы о том, как овладевали греческим языком и какого уровня мастерства достигали, являются, по мнению Хецер, очень важными для изучения еврейской грамотности. Раввинистические источники связывают изучение греческого языка с контактами с римскими высшими слоями. Однако законоучители явно проводили различие между некоторыми выдающимися законоучителями, которые могут иметь полезные контакты с римлянами из состоятельного класса, и их обычными соотечественниками-евреями, которые подозревались в преступном сговоре с оккупантами. По-видимому, евреи Палестины, чьим родным языком был арамейский, владели греческим языком, но уровень владения был различным. Знание греческого языка выступало своего рода маркером, обозначающим принадлежность человека к определенному слою общества: чем выше было социальное положение семьи, тем, вероятнее всего, лучше было знание греческого языка у ее представителей.
Римская Палестина, еврейское образование, греческий язык, раввинистические тексты
  1. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. В позднеантичной школе: греко-латинский разговорник как учебное пособие // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 40. С. 46–61.
  2. Баранникова Н. Б., Безрогов В. Г. Мост от Античности к Средневековью: греко-латинские школьные диалоги как учебное пособие // Психолого-педагогический поиск. 2016. Т. 37. С. 87–114.
  3. Безрогов В. Г. Colloquium Harleianum как учебный текст // Cursor Mundi. 2017. Вып. 9. С. 6–21.
  4. Aberbach M. The Development of Hebrew Education from the Times of the Babylonian Exile until the Third Century C.E. (Hebr.) // Shvile Hachinukh. 1966. № 26. P. 161.
  5. Bagnall R. S. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1993.
  6. Freyne S. Urban-Rural Relations in First-Century Galilee: Some Suggestions from the Literary Sources // The Galilee in Late Antiquity/ Ed. Lee I. Levine. New York; Jerusalem, 1992. P. 79.
  7. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1. Minneapolis, 1991.
  8. Hezser Ca. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen: Mohr Siebeck, 2001. P. 90–94.
  9. Lieberman S. Greek in Jewish Palestine. 2nd ed. New York, 1965.
  10. Lieberman S. Hellenism in Jewish Palestine. 2nd ed. New York, 1962.
  11. Safrai S. Elementary Education, Its Religious and Social Signifi cance in the Talmudic Period // Cahiers d’Histoire Mondiale. 1968. Vol. 11. P. 148.
  12. Schwartz S. The Patriarchs and the Diaspora // Journal of Jewish Studies. 1999. Vol. 50. P. 220.
  13. Sevenster J. N. Do You Know Greek? How Much Greek Could the First Jewish Christians Have Known? Leiden, 1968.
  14. Visotzky B. L. Fathers of the World. Essays in Rabbinic and Patristic Literatures. Tübingen, 1995.
Хецер Катрин
Ученая степень: кандидат исторических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Лондонский университет;
Должность: профессор востоковедческого отделения;
Электронный адрес: grigerm@yandex.ru.
Хецер К. Образование в Римской Палестине. Часть 4. Высшее образование среди евреев в Палестине // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 55. С. 72-93. DOI: 10.15382/sturIV201955.72-93
Говоря о высшем образовании среди евреев Палестины, Катрин Хецер отмечает, что его распространенность должна была быть еще более ограниченна. Только небольшой процент учеников, получивших начальное образование, продолжал свою учебу. Одним из наиболее серьезных ограничений являлся экономический аспект. Обучение, судя по всему, носило устный характер. Лишь те раввинистические ученики и законоучители, кто получили обучение у писцов или были обучены письму своими родителями либо частными учителями, были способны писать хорошо. В отличие от начального образования, раввинистическая учеба, по-видимому, не была сфокусирована на чтении текста Торы. Она скорее состояла из повторения вслух и запоминания учениками выраженных устно их учителями доктрин и мнений. Хецер подчеркивает, что преимущество устного над письменным было характерно и для греко-римской образовательной традиции. Она также проводит параллель между такими институциями, как еврейский «дом учения» и греко-римский scholasteria. Не все евреи, желавшие получить высшее образование, обучались с законоучителями или посещали дома учения. Некоторые евреи, получившие образование на греческом или латинском языке от частных наставников, приступали к высшему обучению с помощью grammatici, риторов и философов. Раввинистическая озабоченность относительно «греческой мудрости» предполагает, что овладение высшей греческой ученостью было значимым, по крайней мере для определенных кругов еврейского населения Палестины.
Римская Палестина, иудеи, высшее образование, дом учения, раввинистические тексты
  1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания: в 2 т. М., 1994. Т. 1.
  2. Achtemeier P. J. Omne Verbum Sonat: The New Testament and the Oral Environment of Late Western Antiquity // Journal of Biblical Studies. 1990. Vol. 109. P. 10–14.
  3. Alexander L. The Living Voice: Scepticism Towards the Written Word in Early Christian and in Graeco-Roman Texts // The Bible in Three Dimensions, ed. D. J. A. Clines, S. E. Fowl, S. E. Porter. Sheffi eld, 1990. P. 225–241.
  4. Becker H.-Jü. Earthquakes, Insects, Miracles, and the Order of Nature // The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 1. Ed. by Peter Schäfer. Tübingen, 1998. P. 407–408.
  5. Becker H.-Jü. Epikureer im Talmud Yerushalmi // The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 1. Ed. by Peter Schäfer. Tübingen, 1998. P. 387–396.
  6. Clarke M. L. Higher Education in the Ancient World. L., 1971.
  7. Derrida Ja. Of Grammatology. Baltimore-London, 1976.
  8. Dillon Jo. The Middle Platonists. London, 1977.
  9. Downey G. The Christian Schools of Palestine: A Chapter in Literary History // Harvard Library Bulletin. 1958. Vol. 12. P. 302–303.
  10. Feldman L. H. Jew and Gentile in the Ancient World. Attitudes and Interactions From Alexander to Justinian. Princeton, 1993.
  11. Geiger Jo. Greek Intellectuals of Ascalon (hebr.) // Cathedra. 1991. Vol. 60. P. 5–16.
  12. Geiger Jo. Greek Rherocians in Eretz Israel (hebr.) // Cathedra. 1992. Vol. 66. P. 47–56.
  13. Geiger Jo. Latin in Roman Palestine (hebr.) // Cathedra. 1994. Vol. 74. P. 6.
  14. Geiger Jo. The Athens of Syria: On Greek Intellectuals in Gadara (hebr.) // Cathedra. 1985. Vol. 35. P. 3–16.
  15. Gerhardsson B. Memory and Manuscript. Oral Tradition and Written Tranmission in Rabbinic Judaism and Early Christianity. Uppsala, 1961.
  16. Halevy E. E. Concerning the Ban on Greek Wisdom (hebr.) // Tarbiz. 1971. Vol. 41. P. 269–274.
  17. Haran M. The Codex, the Pinax and the Wooden Slates (hebr.) // Tarbiz. 1987–1988. Vol. 57. P. 151
  18. Harvey W. Z. Rabbinic Attitudes Toward Philosophy // “Open Thou Mine Eyes…”. Essays on Aggadah and Judaica. W.G.Braude Jubilee volume. Hoboken, 1992. P. 87.
  19. Hengel M. Judaism and Hellenism. Studies in their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. Vol. 1. Minneapolis, 1991.
  20. Hezser C. Jewish Literacy in Roman Palestine. Tübingen, 2001.
  21. Hezser C. The Social Structure of the Rabbinic Movement in Roman Palestine. Tubingen, 1997.
  22. Hezser C. The (In)Signifi cance of Jerusalem in the Talmud Yerushalmi // The Talmud Yerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 2 / ed. Peter Schäfer and Catherine Hezser. Tübingen, 2000. P. 161.
  23. Hopkins Kh. Conquerors and Slaves. Sociological Studies in Roman History. Cambridge, 1978.
  24. Ilan T. Integrating Women into Second Temple History. Tübingen, 1999.
  25. Jacobs M. Die Institution des jüdischen Patriarchen. Eine quellen- und traditions-kritische Studie zur Geschichte der Juden in der Spätantike. Tübingen, 1995.
  26. Jaffee M. S. A Rabbinic Onthology of the Written and Spoken Word: On Discipleship, Transformative Knowledge, and the Living Texts of the Oral Torah // Journal of the American Academy of Religion. 1997. Vol. 65. P. 528–534.
  27. Jaffee M. S. The Oral-Cultural Context of the Talmud Yerushalmi. Greco-Roman rhetorical paideia, discipleship, and the concept of Oral Torah // The TalmudYerushalmi and Graeco-Roman Culture. Vol. 1. Ed. by Peter Schäfer. Tübingen, 1998. P. 33–57.
  28. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. N. Y., 1985.
  29. Krauss S. Talmudische Archäologie. Bd. 3. Hildesheim, 1966 (repr. Leipzig, 1912).
  30. Kühnert F. Allgemeinbildung und Fachbildung in der Antike. Berlin, 1961.
  31. Lapin H. Jewish and Christian Academies in Roman Palestine: Some Preliminary Observations // Caesarea Maritima. A Retrospective After Two Millenia. Ed. by A. Raban and K. G. Holum. Leiden, 1996. P. 500–505.
  32. Lieberman S. Greek in Jewish Palestine. N. Y., 1965.
  33. Lieberman S. Hellenism in Jewish Palestine. N. Y., 1962.
  34. Lieberman S. Texts and Studies. New York, 1974. Vol. III.
  35. Luz M. A Description of the Greek Cynic in the Jerusalem Talmud // Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period. 1989. Vol. 20, 1. P. 59.
  36. Luz M. Abnimos, Nimos, and Oenomaus: A Note // Jewish Quarterly Review. 1986–1987. Vol. 77. P. 191–195.
  37. Luz M. Oenomaus and Talmudic Anecdote // Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period. 1992. Vol. 23. P. 80.
  38. Mandelbaum I. The Talmud of the Land of Israel. A Preliminary Translation and Explanation. Vol. 4: Kilayim. Chicago, 1990.
  39. Mendelson A. Secular Education in Philo of Alexandria. Cincinnati, 1982.
  40. Norman A. F. The Book Trade in Fourth-Century Antioch // The Journal of Hellenic Studies. 1960. Vol. 80. P. 126.
  41. Osborn E. F. Teaching and Writing in the First Chapter of the Stromateis of Clement of Alexandria // Journal of Theological Studies. 1959. Vol. 10. P. 335–343.
  42. Rawson E. Intellectual Life in the Late Roman Republic. London, 1985.
  43. Schwabe M. The Letters of Libanius to the Patriarch of Eretz Israel (hebr.) // Tarbiz. 1930. Vol. 1–2. P. 85–110.
  44. Shutt R. J. H. Letter of Aristeas // The Old Testament Pseudepigrapha / Ed. J. H. Charlesworth. New York, 1985. P. 7–34.
  45. Snyder H. G. Teachers and Texts in the Ancient World. Philosophers, Jews and Christians. London-New York, 2000.
  46. Sokoloff M. A Dictionary of Palestinian Jewish Aramaic of the Byzantine Period. Ramat-Gan, 1990.
  47. Stemberger G. Das klassische Judentum. Kultur und Geschichte der rabbinischen Zeit. München, 1979.
  48. Stern M., ed. Greek and Latin Authors on Jews and Judaism. Vol. 2. Jerusalem, 1980.
  49. Talmon Sh. Oral Tradition and Written Transmission, Or the Heard and the Seen Word in Judaism of the Second Temple Period // Jesus and the Oral Gospel Tradition. Ed. by Henry Wansbrough. Sheffi eld, 1991. P. 149.
  50. Veltri G. On the Infl uence of ‘Greek Wisdom’: Theoretical and Empirical Sciences in Rabbinic Judaism // Jewish Studies Quarterly. 1998. Vol. 5. P. 302.
  51. Visotzky B. L. Fathers of the World. Essays in Rabbinic and Patristic Literatures. Tübingen, 1995.
  52. Wallach L. The Colloquy of Marcus Aurelius with the Patriarch Judah I // Jewish Quarterly Review. 1940–1941. Vol. 31. P. 280.
  53. Zlotnick D. Memory and the Integrity of the Oral Tradition // Journal of Ancient Near Eastern Studies. 1984–1985. Vol. 16–17. P. 234–240.
Хецер Катрин
Место работы: Лондонский университет;
Должность: профессор востоковедческого отделения;