/
Результат поиска


Хватова С. И. Реализация творческого потенциала личности в условиях православного певческого канона // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2017. Вып. 27. С. 135-151. DOI: 10.15382/sturV201727.135-151
Статья посвящена анализу современного композиторского творчества на канонические православные богослужебные тексты. Затрагиваются проблемы творческой самореализации на клиросе, необходимости владения мастерством аранжировки, гармонизации, стилизации и обработки при работе с хором, поющим по нотам. Целью статьи является основных тенденций развития православного композиторского творчества постсоветского времени. Научная значимость исследования связана с систематизацией произведений с позиции накопления духовного потенциала, конкретного проявления воли к сакральному. Анализ базируется на историческом и социологическом методах исследования с привлечением специального искусствоведческого инструментария. Круг авторов, затрагиваемых в статье - это музыканты, которые служат в храме - певчие, регенты, священнослужители, иногда достигающие достаточно высокого уровня в церковной иерархии. В конце ХХ в. обозначилась проблема бессистемного накопления критической массы новых сочинений для церкви, отсутствия общих критериев богослужебности созданных песнопений. В постсоветское десятилетие количество авторов исчислялось десятками, сейчас, в начале XXI столетия наступило время отделения зерен от плевел. Обращается внимание на наличие правил нотного изложения богослужебного текста. Затрагивается проблема обучения будущих регентов основам композиции, которое должно быть основано на подробным анализе синтаксического строения, ритма стиха аналогов, копирования типовых мелодико-гармонических оборотов определенного гласа. Выявлены факты подтекстовок музыки, изначально не предназначенной для пения в православном храме: вплоть до народных песен и инструментальных произведений. Для наибольшего соответствия устроению православного богослужения, композиторы в своих богослужебных сочинениях апеллируют к устойчивым мотивам и темам, структурным клише, музыкально-лексическим и фактурным клише, известным произведениям и авторским стилям как образцам для подражания. Традиционность, порой воспринимаемая в светском композиторском творчестве как тривиальность, в церковном становится достоинством, залогом узнаваемости и преемственности.
композитор, творчество, богослужебные сочинения, канон, автор, традиции, новаторство, стиль, поэтика, молитва,
  1. Бернштейн Б. М. Традиция и канон: два парадокса // Советское искусствознание’80. Вып. 2. М. : Сов. художник, 1981. С. 112–153.
  2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Т. 2. История М.: ПСТБИ, 2004. 530 с.
  3. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века. М. : Языки славянской культуры, 2002. 430 с.
  4. Лотман Ю. М. Каноническое искусство как информационный парадокс // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства СПб. : Академический проект , 2002. C. 314–321.
  5. Урванцева О. А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX–XX веков : автореф. дис. … докт. искусствоведения. Магнитогорск: МаГК им. М. И. Глинки, 2011. 38 с.
  6. Файнер В. М. Полифония как язык духовного мышления [Текст] / В. М. Файнер // Регентское дело. – 2007. ‑ № 4. – С. 4‑7.
  7. Холопова В. Н. Канон и эвристика в музыке / Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. СПб.: Лань, 2000. С. 78‑112.
Хватова Светлана Ивановна
Ученая степень: доктор искусствоведения;
Место работы: ФГБОУ ВО "Адыгейский государственный университет"; Российская Федерация, 385000 г. Майкоп, ул. Первомайская, 208; заведующая кафедрой музыкального и хореографического искусства, профессор;
Электронный адрес: hvatova_svetlana@mail.ru.