/
Результат поиска


Хачаянц А. Г. Певческие рукописи XVI–XIX вв. Кодикологический аспект // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. Вып. 2 (18). С. 117-122. DOI: 10.15382/sturV201518.117-122
Певческие рукописи остаются важнейшим источником изучения древнерусского певческого искусства. В статье раскрывается важность изучения певческой рукописи с точки зрения научной дисциплины кодикологии. В этом случае рукопись становится не материалом или источником, а объектом исследования. В данной статье рассматриваются кодикологические особенности рукописей XVI–XIX вв. Книги этого периода репрезентируют расцвет церковно-певческого искусства (XVI–XVII вв.), а также продолжение традиций в старообрядческой среде (XVIII–XIX вв.). Кодикология позволяет рассматривать рукописную книгу как семиотический объект. Среди рукописей XVI–XVII вв. преобладают певческие сборники малого формата с большим количеством листов. Сборники организованы двумя способами: первый — различные циклы песнопений, теоретические руководства и т. д., второй — несколько основных типов богослужебных книг в одном переплете. Оба вида сборников удобны только для частного использования, но неудобны для общего пения на клиросе. Это позволяет считать такие сборники справочно-певческими, что отражает и специфику самой невменной нотации: её мнемонический характер. Кодикологические характеристики старообрядческих рукописей, напротив, свидетельствуют об их служебно-певческом предназначении. Они большого формата, с крупным письмом, имеют цветные украшения. Один кодекс содержит обычно один тип певческой книги или два для удобства использования на клиросе. Книга становится атрибутом священнодействия. Таким образом, выясняется, что кодикологические характеристики певческой рукописи могут выступать в качестве семиотических знаков, за которыми стоит означаемое: богослужебная и певческая специфика, исторические процессы певческого искусства.
древнерусское церковно-певческое искусство, рукопись, кодикология, семиотика книги.
1. Бражников М. В. Русская певческая палеография. СПб., 2002.
2. Заболотная Н. В. Церковно-певческие рукописи Древней Руси XI–XIV веков: основные типы книг в историко-функциональном аспекте. М., 2001.
3. Захарьина Н. Б. Русские богослужебные певческие книги XVIII–XIX веков: Синодальная традиция. СПб., 2003.
4. Захарьина Н. Б. Русские певческие книги: типология, пути эволюции: Автореф. дис. … д-ра искусств. М., 2006.
5. Зберский Т. Семиотика книги. М., 1981.
6. Книговедение: Энциклопедический словарь. М., 1982.
7. Сводный каталог русской книги кирилловской печати XVIII в. М., 1968.
Хачаянц Анжела Григорьевна