/
Результат поиска


Фридман И. А. К вопросу о богословско-исторической концепции эфиопской "Славы царей" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2007. Вып. 1 (7). С. 107-113.
PDF
«Кыбрэ нэгэст» («Славу царей») без преувеличения можно назвать национальным эпическим сказанием эфиопов. Это сочинение, традиционно датируемое первой пол. XIV в., с самого начала было задумано его автором или авторами как несущее весьма значимую иделогическую нагрузку: миф о происхождении эфиопской царской династии от связи Соломона и царицы Савской легитимизировал право на престол новой династии, пришедшей к власти незадолго до появления книги. Статья посвящена богословской концепции памятника и развиваемой в нем концепции «священной истории» вселенной и Эфиопии как богоизбранной страны, наследника обетований, данных Богом ветхозаветному Израилю.
Фридман Иосиф Александрович
Маршева Л. И., Мнацаканян К. А., Фридман И. А. Секции филологического факультета на XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2009. Вып. 2 (16). С. 143-149.
PDF
Маршева Лариса Ивановна
Мнацаканян Каринэ Артемьевна
Фридман Иосиф Александрович
Фридман И. А. К вопросу о времени, месте и обстоятельствах создания «Жития Абрыхи и Ацбыхи» // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 109-115.
PDF
Статья посвящена до сих пор не опубликованному памятнику эфиопской агиографической литературы — «Житию Абрыхи и Ацбыхи», прославляющему братьев-царей, в царствование которых в Аксуме, согласно позднейшей традиции, проповедовал просветитель Эфиопии св. Фрументий. На основе данных, предоставляемых как самим текстом памятника, так и некоторыми другими источниками, автор высказывает предположения относительно датировки жития, места его написания, а также тех обстоятельств, которые с большой вероятностью могли послужить причиной создания текста
Абрыха и Ацбыха, агиография, рукописи, топонимика, Эфиопия
1. Chernecov S. B. 1981 “Nekotorye predpolozhenija otnositel'no prichin proishozhdenija jefiopskoj versii «Slavy carej»” (Some Supposition about Reasons of Origin of Ethiopic Version of “Glory of Kings”), in Gromyko A. A. (ed.) Jefiopskie issledovanija: Istorija, kul'tura, Moscow, 1981, pp. 26-31.
2. Dombrowski B. W. W., Dombrowski F. A. 1984 “Frumentius/Abba Salama: Zu den Nachrichten uber die Anfange des Christentums in Athiopien“, in OrChr, 1984, vol. 68, pp. 114-169.
3. Fiaccadori G. 2010 “Salama”, in EA, 2010, vol. 4, pp. 484-488.
4. Marrassini P. 1999 “Il Gadla Abreha waAsbeha: Indicazioni preliminary”, in WST, 1999, vol. 12/2, pp. 159-179.
5. Munro-Hay S. 2003 “Abreha and Asbeha”, in EA, 2003, vol. 1, pp. 45-46.
6. Plant R. Architecture of the Tigre, Ethiopia, Worcester, 1985.
7. Juel-Jensen B. (ed.) Rock-hewn Churches of Eastern Tigray, Oxford, 1975.
8. Schneider R. 1987 “Les Actes d'Abuna Salama”, in Annales d'Ethiopie, Paris, 1987, vol. 14, pp. 153-164.
9. Strelcyn S. Catalogue des manuscrits ethiopiens de l'Accademia Nazionale dei Lincei: Fonds Conti Rossini et Fonds Caetani 209, 375, 376, 377, 378, Roma, 1976.
Фридман Иосиф Александрович
Фридман И. А. Староамхарский трактат "Виды творения"как одно из сочинений цикла "Красота творения" // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2015. Вып. 5 (45). С. 70-78. DOI: 10.15382/sturIII201545.70-78
Статья посвящена новооткрытому и до сих пор не опубликованному рукописному тексту на староамхарском языке. Текст, озаглавленный «Виды творения», вне всякого сомнения, принадлежит к имеющей довольно широкое распространение в эфиопской книжности традиции, объединяемой под общим названием «Красота творения». Тексты этой традиции, известные на двух языках — геэзе и амхарском, посвящены экзегезе библейского повествования о сотворении мира и первом поколении людей. Следуя в целом той же канве, что и уже опубликованные тексты из цикла «Красота творения», трактат «Виды творения» обнаруживает большое количество текстуальных расхождений с ними; большая их часть имеет отношение к разнице в степени детализации и в словесных формулировках, однако подчас эти расхождения носят вполне содержательный характер. Планируется критическое (с учетом разночтений между двумя известными ныне рукописями, содержащими текст) издание трактата и его комментированный перевод.
Эфиопия, рукописи, «Красота творения», библейская экзегеза, староамхарский язык, Гетачоу Хайле, Р. В. Каули
1. ˀAmməstu ˀaˁəmadä məśṭir, Addis Abäba, 1952 (1959/60 A.D.), 1979 (1986/87 A.D.).
2. Appleyard D. 2003 “An ‘Old Amharic’ Commentary on the Nicene Creed”, in Aethiopica, Wiesbaden, 2003, vol. 6, pp. 111–136.
3. Bausi A. (ed.) Comparative Oriental Manuscript Studies: An Introduction, Hamburg, 2015.
4. Cowley R. W. Ethiopian Biblical Interpretation: A Study in Exegetical Tradition and Hermeneutics, Cambridge, 1988.
5. Grébaut S. 1913 “Le sixième jour de l’hexaméron d’Épiphane de Chypre”, in Revue de l’Orient chrétien, Paris, 1913, vol. 18, pp. 432–441.
6. Grébaut S. 1911–1921 “Littérature éthiopienne pseudo-clémentine. III: Traduction du Qalê menṭos”, in Revue de l’Orient chrétien, Paris, 1911, vol. 16, pp. 72–84, 167–175, 225–233; 1912, vol. 17, pp. 16–31, 133–144, 244–252, 337–346; 1913, vol. 18, pp. 69–78; 1914, vol. 19, pp. 324–330; 1915–1917, vol. 20. pp. 33–37, 424–430; 1918–1919, vol. 21, pp. 246–252; 1920–1921, vol. 22, pp. 22–28, 113–117, 395–400; 1927–1928, vol. 26, pp. 22–31 [avec Roman А.].
7. Leslau W. Concise Dictionary of Ge’ez (Classical Ethiopic), Wiesbaden, 1989.
8. Mogäs ˁƎqubä Giyorgis. Mäṣḥafä śənä fəṭrät məslä ˀamməstu ˀaˁəmadä məśṭir, ˀAśmära, 1957
(1964/65 A.D.).
9. Täsfa Gäbrä Śllase. Täˀammərä ˀIyäsus bä-lessanä geˁez, Addis Abäba, 1986 (1993/94 A.D.).
17. ቀሌምንጦስ: Il Qalēmenṭos etiopico. La rivelazione di Pietro a Clemente. I libri 3–7 / A. Bausi,
trad. Napoli, 1992. (Studi africanistici. Serie Etiopica; 2).
Фридман Иосиф Александрович