/
Результат поиска


Франгулян Л. Р. Специфика коптских энкомиев периода циклов (VII–VIII ВВ.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2012. Вып. 3 (29). С. 46-56.
PDF
Данная статья посвящена особенностям коптской литературы VII–VIII вв. — одного из ключевых периодов в истории Египта. Автор отдельно рассматривает жанр энкомия и исследует темы, которые стали актуальны в связи с изменившейся исторической ситуацией. Кроме того, в статье исследуется заимовлияние коптской и других традиций, а также содержатся выводы об особенностях коптоцентризма, характерного для египтян-христиан этого периода.
коптская литература VII–VIII вв., литературные традиции и их взаимовлияние, энкомий, мученичество, циклы
Франгулян Лилия Рубеновна
Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86-96.
PDF
В статье исследуются агиографические циклы, которые остаются проблемной областью в истории коптской литературы. До сих пор нет единого взгляда ни на датировку этих текстов, ни на язык их оригинала. Анализ проблематики мученичеств, реконструкция их исторического и литературного контекстов дает автору статьи возможность обозначить причины, которые стимулировали появление агиографических циклов, и определить время их расцвета.
коптская агиография, агиографические циклы, мученичество, датировка циклов, происхождение циклов, цель написания циклов
1. Averincev S. S. 2004 “Ot beregov Evfrata do beregov Bosfora. Literaturnoe tvorchestvo sirijcev, koptov i romeev v I tysjacheletii ot R. H.” (From Shores of Euphrates to Shores of Bosporus. Literary Works of Syrians, Copts and Romans in I Millenium A.D.), in Averincev S. S. Sobranie sochinenij, Kiev, 2004, [vol. 2:] Perevody: Mnogocennaja zhemchuzhina, pp. 396-446.
2. Vinogradov Ju. A., O. N. A., Turilov A. A. et al. 2005 “Georgij, vmch.” (Martyr George), in PJe, 2005, vol. 10, pp. 665-692.
3. Vojtenko A. A. 2006 “Imperatorskie rodstvenniki v egipetskih pustynjah: Zhitija apy Kira i blazhennoj Ilarii” (Emperor Relatives in Egyptian Deserts: Vitas of Apa Kir and Holy Ilaria), in KANISKION: Jubilejnyj sbornik v chest' 60-letija professora I. S. Chichurova, Moscow, 2006, pp. 178-193.
4. Golovnina N. G. 2009 “Redakcii Zhitija apy Fiba kak kljuch k ponimaniju teksta” (Redactions of Vita of apa Fib as a Key to Understanding of the Text), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2009, vol. 3/17, pp. 99-112.
5. Panchenko K. A. Blizhnevostochnoe Pravoslavie pod osmanskim vladychestvom. Pervye tri stoletija, 1516-1831 (Near East Orthodoxy under Osman Domination. First Three Ages, 1516–1831), Moscow, 2012.
6. Sidorov A. I. Drevnehristianskij asketizm i zarozhdenie monashestva (Old Christian Ascetism and Birth of Monasticism), Moscow, 1998.
7. Franguljan L. R. 2012 “Specifika koptskih jenkomiev perioda ciklov (VII-VIII vv.)” (Specific of Coptic Encomia of Cycle Period (VII–VIII Cent.)), in Vestnik PSTGU. Serija III: Filologija, Moscow, 2012, vol. 3/29, pp. 46-56.
8. Amelineau E. La geographie de l'Egypte a l'epoque copte, Paris, 1893.
9. Baumeister Th. Martyr Invictus: Der Martyrer als Sinnbild der Erlosung in der Legende und im Kult der fruhen koptischen Kirche, Munster, 1972.
10. Berg-Onstwedder G., van den. 1990 “Diocletian in the Coptic tradition”, in BSAC, 1990, vol. 29, pp. 87-122.
11. Coquin R.-G. 1991 “Menas of Al-Ashmunayn, Saint”, in CE, 1991, vol. 5, p. 1589.
12. Coquin R.-G. 1991 “Nob, apa”, in CE, 1991, vol. 5, pp. 1796-1797.
13. Coquin R.-G. 1993 “Langue et literature coptes”, in Christianismes Orientaux: Introduction a l'etude des langues et des literatures, Paris, 1993, pp. 170-217.
14. Delehaye H. Les legendes grecques des saints militaires, Paris, 1909.
15. Delehaye H. 1923 “Les Martyrs de l'Egypte”, in AB, 1923, vol. 40, pp. 5-154.
16. Emmel S. 2007 “Coptic literature in the Byzantine and early Islamic world”, in Bagnall R. S. (ed.) Egypt in the Byzantine World, 300-700, Cambridge, 2007, pp. 83-102.
17. Galtier E. 1905 “Contribution k l'etude de la literature arabo-copte”, in BIFAO, 1905, vol. 4, pp. 105-221.
18. Hawting G. R. The First Dynasty of Islam: The Umayyad Caliphate AD 661-750, London, 2000.
19. Hoyland R. G. Seeing Islam As Others Saw It: A Survey and Evaluation of Christian, Jewish and Zoroastrian Writings on Early Islam, Princeton (New Jersey), 1997 (Studies in Late Antiquity and Early Islam).
20. Crum W. E. (ed.) Koptische Rechtsurkunden des achten Jahrhunderts aus Djeme, Theben, Leipzig, 1912.
21. Naguib S.-A. 1994 “The Martyr as Witness: Coptic and Copto-Arabic Hagiographies as Mediators of Religious Memory”, in Numen, Leiden, 1994, vol. 41/3, pp. 223-254.
22. Orlandi T. 1986 “Coptic literature”, in Pearson B. A., Goehring J. E. (eds.) The Roots of Egyptian Christianity, Philadelfia, 1986, pp. 51-81.
23. Orlandi T. 1991 “Cycle”, in CE, 1991, vol. 3, pp. 666-668.
24. Orlandi T. 1991 “Hagiography, Coptic”, in CE, 1991, vol. 4, pp. 1191-1197.
25. Papaconstantinou A. 2006 “Historiography, hagiography, and the making of the Coptic «Church of the Martyrs» in early Islamic Egypt”, in DOP, 2006, vol. 60, pp. 65-86.
26. Papaconstantinou A. 2007 “They shall speak the Arabic language and take pride in it: Reconsidering the fate of Coptic after the Arab conquest”, in Le Museon, Louvain, 2007, vol. 120, pp. 273-299.
27. Papaconstantinou A. 2009 “«What remains behind»: Hellenism and Romanitas in Christian Egypt after the Arab conquest”, in Hoyland R. G., Price J. J., Wasserstein D. J. (eds.) From Hellenism to Islam: Cultural and Linguistic Change in the Roman Near East, Cambridge, 2009, pp. 447-466.
28. Papaconstantinou A. 2011 “Hagiography in Coptic”, in Efthymiadis S. (ed.) Ashgate Research Companion to Byzantine Hagiography, Aldershot, Burlington (VT), 2011, vol. 1: Periods and Places, pp. 323-344.
29. Zaborovski J. R. (ed.) The Coptic Martyrdom of John of Phanijoit. Assimilation and Conversion to Islam in Thirteenth-Century Egypt, Leiden, Boston, 2005 (The History of Christian-Muslim Relations; 3).
Франгулян Лилия Рубеновна
Франгулян Л. Р. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского и коптские циклы. Энкомий св. Виктору Феопемпа Антиохийского (пер. и коммент. Л. Р. Франгулян) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 124-134.
PDF

Франгулян Лилия Рубеновна
Головнина Н. Г., Франгулян Л. Р. Реальность и художественный вымысел у коптских агиографов (образ Диоклетиана в литературе циклов, сер. VII — сер. VIII вв.) // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2017. Вып. 52. С. 48-61. DOI: 10.15382/sturIII201752.48-61
В статье на материале агиографических памятников под названием «циклы» (сер. VII — сер. VIII в.) анализируется легенда об императоре Диоклетиане, сложившаяся в коптской литературе. Ее сравнение со сведениями греческих и латинских историков (Евсевий Памфил, Лактанций, Аврелий Виктор, Евтропий) позволяет говорить о продуманной трансформации исторического образа в соответствии с принципами генезиса и бытования мученических и житийных текстов, с той особенностью, что создается герой отрицательный. Даже фантастические или не совпадающие с историческими обстоятельствами рассказы из жизни Диоклетиана не случайный плод воображения, но методичная работа в рамках уже сложившихся канонических схем, прежде всего мученичества, и идеальных образов, в первую очередь правителя. Функциональным оказывается прием антитезы: отсутствующие в историческом описании черты воссоздаются как противоположность принятого идеала. Из исторического материала выбирается тот, который наиболее полно соответствует создаваемому герою, т. е. авторов интересует правдивость образа, как они ее понимают, а не правдивость в передаче фактов. Так, Диоклетиану усваиваются факты и черты не тезки, но реальных инициаторов Великого гонения Галерия и Максимина Дазы, о которых сообщают историки. Агиографы не смущаются пренебрегать и хронологическими рамками, например, они придают своему Диоклетиану черты не только его современников, но и Юлиана Отступника с целью создать образ идеального отрицательного героя. Правомерными и допустимыми воспринимаются сюжеты, если они построены по аналогии с библейскими историями или с учетом экзегетической традиции. Интересным феноменом можно признать последующее восприятие агиографической реальности в качестве источника достоверных сведений.
коптская агиография, циклы, легенда о Диоклетиане, император Константин, император Юлиан, вымысел как способ структурного построения, транс- формация сюжетов, Антиохия, коптские мученики, предательство епископа
  1. Донченко А. И., Высокий М. Ф., Хорьков М. Л. Последние историки великой империи // Римские историки IV века / Е. В. Дарк, М. Л. Хорьков, пер. с греч.; А. И. Донченко, В. С. Соколова, пер. с лат. М., 1997. С. 297–318.
  2. Изречения египетских отцов / Введ., перев. с копт., коммент. А. И. Еланская. СПб., 2001.
  3. Рогожина А. А. Диоклетиан и Аполлон в Антиохийском цикле: Источники и методы коптских агиографов // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2014. Вып. 5 (40). С. 78–88.
  4. Тюленев В. М. Лактанций и его De mortibus persecutorum // Лактанций. О смертях преследователей / В. М. Тюленев, пер. с лат., вступ. ст. и коммент. СПб., 1998. С. 5–50.
  5. Франгулян Л. Р. Место агиографических циклов (VII—VIII вв.) в коптской литературе // Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2013. Вып. 5 (35). С. 86–96.
  6. Шенуте. Гомилия на Рождество / Н. Г. Головнина, пер. // Литературные традиции христианского Египта. М., 2008. С. 153–157.
  7. Barns J. W. B., Reymonds E. A. E. Introduction // Four Martyrdoms from the Pierpont Morgan Coptic Codices / J. W. B. Barns, E. A. E. Reymonds, eds., transl., introd., comm. Oxford, 1973. P. 1–21.
  8. Baumeister Th. Martyr Invictus: der Martyrer als Sinnbild der Erlö sung in der Legende und im Kult der frü hen koptischen Kirche. Münster, 1972.
  9. Bell N. D. Introduction to the historical background // Mena of Nikiou: The Life of Isaac of Alexandria and the Martyrdom of Saint Macrobius / N. D. Bell, transl., introd., comm. Kalamazoo, 1988. P. 103–118.
  10. Berg-Onstwedder G., van den. Diocletian in the Coptic Trаdition // Bulletin de la Société d’Archéologie Copte. Cairo, 1990. Vol. 29. P. 87–122.
  11. Bowman A. K. Diocletian and the fi rst tetrarchy, a.d. 284–305 // The Cambridge Ancient History. Volume 12: The Crisis of Empire, AD 193–337 / A. K. Bowman, P. Garnsy, A. Cameron, eds. Cambridge, 2005. P. 67–89.
  12. Buzi P., Bausi A. Tradizioni ecclesiastiche e letterarie copte ed etiopiche // Costantino I. Una enciclopedia sulla fi gura, il mito, la critica e la funzione dell’imperatore del cosiddetto editto di Milano, 313. Roma, 2013. Vol. 2. P. 401–423.
  13. Delehaye H. Les Martyrs de l’Égypte // Analecta bollandiana. Brussels, 1923. Vol. 40.
  14. Lefort L. Th. Catéchèse Christologique de Chenute // Zeitschrift für Ägyptische Sprache und Altertumskunde. 1955. № 80. Р. 40–55.
  15. Orlandi T. Coptic literature // The Roots of Egyptian Christianity. Philadelfi a, 1986. P. 51–81.
  16. Orlandi T. Le fonti copte della Storia dei patriarchi di Alessandria // Studi Copti. Milano, 1968. P. 89–138 (Testi e documenti per lo studio dell’antichittà; 22).
  17. Orlandi T. Hagiography, Coptic // Coptic Encyclopedia. N.Y., 1991. Vol. 4. Р. 1191–1197.
  18. Orlandi T. Passione e miracoli di S. Mercurio. Milan, 1976.
  19. Orlandi T., Pearson B. A., Drake H. A. Eudoxia and the Holy Sepulchre. A Constantin Legend in Coptic. Milano, 1980.
  20. Papaconstantinou A. Historiography, hagiography, and the making of the Coptic «Church of the Martyrs» in early Islamic Egypt // Dumbarton Oaks Papers. 2006. № 60. P. 65–86.
  21. Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides. L’apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001.
  22. Passione e miracoli di S. Mercurio / T. Orlandi, ed., transl. Milan, 1976.
  23. Textes coptes relatifs à saint Claude d’Antioche. Four Coptic texts, with French translations, from the Coptic manuscript no. 587 in the Pierpont Morgan Library, New York / G. Godron, еd., transl. Turnhout, Belgique. 1970. (Patrologia Orientalis; 35/4).
  24. White C. The Emergence of Christianity: Classical Traditions in Contemporary Perspective. Minneapolis, 2010. P. 83–88.
Головнина Наталья Геннадьевна
Место работы: _;
Должность: _;
ORCID: 0000-0003-1754-5165;
Электронный адрес: n_golovnina@list.ru.
Франгулян Лилия Рубеновна
Место работы: ФГБУН Институт востоковедения РАН;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6203-794X;
Электронный адрес: 8liya8@gmail.com.
Исследование осуществлено в рамках Программы научных исследований Фонда развития ПСТГУ в 2016 г. проект № 06-0416/КИП 2
Франгулян Л. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2018. Вып. 57. С. 143-147. — Рец. на кн.: Demons and Illness from Antiquity to the Early-Modern Period / S. Bhayro, C. Rider eds. Leiden; Boston: Brill, 2017. 434 pp. (Magical and Religious Literature of Late Antiquity, Vol. 5).
PDF
Франгулян Лилия Рубеновна
Ученая степень: кандидат филологических наук;
Место работы: Институт востоковедения РАН; Российская Федерация, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 12; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д.6, стр.1;
Должность: научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-6203-794X;
Электронный адрес: 8liya8@gmail.com.