/
Результат поиска


Фоминова А. Н., Маясова Т. В. Ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в начальной школе студентами педагогического вуза // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 137-147. DOI: 10.15382/sturIV201952.137-147
В данной статье представлены результаты исследования анализа студентами педагогических вузов собственных переживаний в младшей школе. Актуальность данной работы связана с изучением наиболее эмоционально значимых переживаний школьников, которые фиксируются в памяти. Целью исследования было выявление и психологический анализ эмоциогенных ситуаций школьной жизни в воспоминаниях студентов педагогических вузов в процессе изучения психологии младшего школьного возраста. В исследовании участвовало 156 студентов 2-го и 3-го курсов педагогических вузов Москвы и Нижнего Новгорода.Данная работа сочетала в себе исследование и психотерапевтическую практику со студентами по переработке негативных переживаний, связанных с их учебной деятельностью в детстве. Студенты анализировали собственные эмоциогенные школьные ситуации по схеме, в основу которой были положены этапы рационально-эмотивного консультирования А. Эллиса. В результате данного исследования была выявлена эмоциональная напряженность следующих ситуаций школьной жизни, оставшихся в памяти студентов: ситуация публичного негативного оценивания учащегося; ситуация получения ребенком «плохой» отметки; ссоры с одноклассниками. Позитивные эмоциональные воспоминания студентов были связаны с ситуациями успешности, внешнего подкрепления успехов (отметки, грамоты), а также ситуациями социального интереса (дружеские чувства, эмоциональная поддержка, личностное участие). Активизация студентами собственных детских воспоминаний школьной жизни помогает им прочувствовать особую восприимчивость ребенка к непростым ситуациям школьной жизни. Важно, что учитель, не теряющий связь с собственным детством, хорошо воспринимает различные особенности поведения ребенка. Как показали данные исследования и сам процесс работы со студентами, ретроспективный анализ эмоциональных переживаний в школе помогает будущим педагогам осознавать собственные эмоциональные проблемы, а также осмысливать направления помощи учащимся в развитии навыков совладания с трудностями в школе.
ретроспективный анализ школьных переживаний, эмоции, младший школьный возраст, отношения ученик-учитель, проблема успешности, развитие педагогической рефлексии
  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
  3. Мясищев В. Н. Психология отношений. М., 2011.
  4. Фоминова А. Н. Развитие жизнестойкости учащегося в школе (Библиотека журнала «Директор школы». № 1). М., 2014.
  5. Цукерман Г. А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Культурно-историческая психология. 2006. № 4. С. 61–73.
  6. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. СПб.; М., 2002.
Фоминова Алла Николаевна
Ученая степень: кандидат психологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Московский педагогический государственный университет; Российская Федерация, 119571, г. Москва пр. Вернадского д. 88;
Должность: профессор кафедры психологической антропологии;
ORCID: 0000-0002-8158-1008;
Электронный адрес: afominova@list.ru.
Маясова Татьяна Викторовна
Ученая степень: кандидат биологических наук;
Ученое звание: доцент;
Место работы: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет); Российская Федерация, 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1;
Должность: доцент кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека;
ORCID: 0000-0002-6292-0545;
Электронный адрес: vip.mayasova@mail.ru.