/
Результат поиска


Фокин А. Р. Доказательства бытия Божия в античной философии и христианском богословиии // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2006. Вып. 15. С. 30-51.
PDF
Статья посвящена доказательствам бытия Божия, начиная с эпохи античности и до периода позднего средневековья. Демонстрируется генезис этих доказательств в античной философии и адаптация и дальнейшее развитие в христианском богословии II — XIV вв. В статье систематизируются наши знания о доказательствах бытия Божия, делается их подробная классификация и компаративный анализ. В заключении отмечается, что на основании античного опыта в святоотеческий период были разработаны основные типы доказательств бытия Божия, которые приобрели стройную логическую форму трудами западных схоластических богословов. Дальнейшее развитие этих доказательств, а также их критика связаны с новой и новейшей европейской философией.
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 1 (21). С. 109-112. — Рец. на кн.: Casiday A. M. C. Tradition and Theology in St John Cassian. Oxford; N.Y., Oxford University Press, 2007 (Oxford Early Christian Studies). XIV + 303 p.
PDF
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 1 (21). С. 116-120. — Рец. на кн.: Петров В. В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. М.: Институт философии РАН. 2007. 200 с.
PDF
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 3 (23). С. 86-87. — Рец. на кн.: Gryson R. Répertoire général des auteurs ecclésiastiques latins de l’antiquité et du haut moyen âge. Freiburg im Breisgau: Herder, 2007. T. 1. 576 S. T. 2. 510 S.
PDF
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 104-108. — Рец. на кн.: Goodrich R. J. Contextualizing Cassian. Aristocrats, Asceticism and Reformation in fifth-century Gaul. Oxford: Oxford University Press, 2007 (Oxford Early Christian Studies). X, 298 p.
PDF
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 3 (27). С. 114-117. — Рец. на кн.: Green B. The Soteriology of Leo the Great. Oxford; N.Y. : Oxford University Press, 2008 (Oxford Theological Monographs). XIII, 273 p.
PDF
Фокин Алексей Русланович
Фокина О. В. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия III: Филология. 2010. Вып. 2 (20). С. 138-140. — Рец. на кн.: Кайда Л. Г. Эссе: стилистический портрет. М. : Флинта; Наука, 2008. — 181 с.
PDF
Фокина Ольга Владимировна
Фокин А. Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть первая) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 5 (37). С. 7-22.
PDF
В статье рассматривается учение о так называемой умопостигаемой триаде категорий: бытие — жизнь — мышление в неоплатонизме и патристике. В первой части статьи рассматриваются истоки этого учения в платоновском диалоге «Софист» и 12-й книге «Метафизики» Аристотеля, а также его отражение в характерном для разных философских школ представлении об уровнях организации бытия и способностей человеческой души. Основное содержание статьи составляет реконструкция основных элементов учения об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Сириана и Прокла, а так же в философствующем гностицизме. В конце статьи ставится проблема использования и трансформации этого учения в патристике, о чем пойдет речь в следующей части статьи.
греческая философия, патристика, богословие, христианство
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике (часть вторая) // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 6 (38). С. 7-29.
PDF
Во второй части своей статьи автор исследует вопрос о том, как, начиная с IV в., учение об «умопостигаемой триаде» было заимствовано из позднеантичной философии целым рядом христианских богословов. Эта триада использовалась главным образом для построения тринитарного учения и доказательства как единосущия и тождества, так и различия между ипостасями Св. Троицы, а также для учения о Боге как Первоначале и Первоисточнике бытия, жизни и мышления в тварных сущих, отражающих или причастных этим Божественным совершенствам. «Умопостигаемая триада» у христианских авторов нашла свое применение и в вопросах самопознания, для уяснения первичной самодостоверности сознания и связанной с этим структуры души, а также служила целям доказательств существования Бога и стратифицирования тварных сущих по принципу их подобия Богу в обладании тремя базовыми характеристиками: бытием, жизнью и мышлением.
позднеантичная философия, патристика, богословие, христианство
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 3 (41). С. 143-146. — Рец. на кн.: Ayres L. Augustine and the Trinity. N. Y.: Cambridge University Press, 2010. XIV, 360 p.
PDF
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. Элементы учения об обожении в латинской патристике // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 7-20.
PDF
В статье исследуются основные элементы классического восточно-христианского учения об обожении в латинской патристике, такие как тесная связь обожения человека с воплощением Бога, обожение человеческой природы Христа, усыновление людей Богу во Христе действием Св. Духа, вознесение человечества на небо, причастие людей Божественной природе и др. Показывается, как увлечение идеей обожения привело некоторых западных богословов к опасности пантеистического растворения человечества в Боге, а человеческой природы Христа — в Его Божестве. Анализируется, как вместо этого блж. Августином был предложен собственный вариант учения об обожении, характеризуемый юридическими понятиями нравственного оправдания и внешнего усыновления, по сути подменивший концепцию обожения концепцией «равноангельности», в результате чего классическое патристическое учение об обожении, свойственное многим ранним латинским отцам Церкви, на Западе было несправедливо предано забвению.
христианство, богословие, сотериология, патристика, блж. Августин, обожение, природа, воплощение, равноангельность, усыновление
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2013. Вып. 4 (48). С. 153-156. — Рец. на кн.: Gerber Ch. T. The Spirit of Augustine’s Early Theology. Contextualizing Augustine’s Pneumatology. Ashgate, 2012
PDF
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. Премудрость Божия как Ars Dei у блж. Августина: между неоплатонизмом и христианством // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 5 (72). С. 9-19. DOI: 10.15382/sturII201672.9-19
В статье исследуется понятие ars Dei («искусство Божие») в философско-богословской мысли Аврелия Августина. Выясняется, что ars Dei — это не только разумный замысел или знание, которое Бог вечно имел о Своем творении, но также и Божественная Премудрость и творческое Слово Божие, через Которое был сотворен мир и в Котором существуют вечные и неизменные формы и причины всех вещей и в соответствии с Которым Бог не только знает, но и творит все сущее. Отмечается, что понятие ars Dei у Августина имеет определенное сходство с мировым Умом (νοDς) неоплатоников и с мировым Логосом стоиков и Филона Александрийского, а также с «художническим логосом» (τεχνικOς λόγος) греческих Отцов Церкви; оно также является развитием библейских представлений о Премудрости и Слове Божием. При этом констатируется, что учение Августина столь уникально, что не имеет точных аналогов в современной ему философской и патристической литературе.
Аврелий Августин, неоплатонизм, раннее христианство, патристика, тринитарное богословие, космология.
1. Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 2014.
2. Dillon J. The Middle Platonists. L., 1977.
3. Hadot P. La metaphysique de Porphyre // Entretiens sur l’Antiquite classique. Geneve, 1965. 12. P. 139–140.
4. Hadot P. Porphyre et Victorinus. P., 1968. Vol. 1–2.
5. Majercik R. Porphyry and Gnosticism // Classical Quarterly. 2005. 55. P. 277–292.
6. Simmons M. B. Arnobius of Sicca: Religious Confl ict and Competition in the Age of Diocletian. Oxford; N. Y., 1995.
7. Waillis R. T. Neoplatonism. L., 1972.
Фокин Алексей Русланович
Фокин А. Р. От разумного творения к разумному Творцу: античные и патристические аналоги аргумента от «тонкой настройки» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2017. Вып. 73. С. 30-40. DOI: 10.15382/sturI201773.30-40
Статья посвящена анализу античных и патристических доказательств бытия Божия, основанных на факте наличия в мире разумных существ, которые могут рассматриваться в качестве отдаленного аналога современного аргумента "от тонкой настройки". Исследуется возникновение и развитие данного аргумента в классической греко-римской философии: у Сократа, Платона, Марка Туллия Цицерона, Секста Эмпирика и особенно стоиков, придавших ему форму логического умозаключения, основанного на соотношении "часть-целое": если мир как целое порождает и содержит в себе разумные существа как свои части, он также должен быть разумен или содержать в себе разумное начало, которое порождает все его части и управляет ими, подобно тому, как душа управляет телом. Обсуждается коррекция данного аргумента Секстом Эмпириком, предложившим использовать для объяснения порождения миром разумных существ понятие “сперматических логосов”, или рациональных принципов, так что если мир содержит сперматические логосы разумных живых существ, следовательно, мир как целое также разумен. Рассматривается рецепция аргумента наличия в мире разумных существ такими латинскими патристическими авторами, как Минуций Феликс, Тертуллиан и особенно Лактанций, у которого данный аргумент достиг кульминации своего развития. Вместе с тем показывается трансформация античного аргумента от постулирования разумности самого мира как целого или отождествления его с Богом к подлинному доказательству существования единого Бога - Творца мира и человека и всемогущего, Разума трансцендентного по отношению к тому и другому.
Бог, доказательства бытия Божия, теология, телеология, античная философия, платонизм, стоицизм, патристика, тонкая настройка, антропный принцип, разумность
  1. Столяров А. А. Стоя и стоицизм. М., 1995.
  2. Суинберн Р. Существование Бога. М., 2004.
  3. Фрагменты ранних стоиков / А. А. Столярова, изд. М., 1998–2010. Т. 1–3.
  4. Эванс К. С., Мэнис Р. З. Философия религии: размышление о вере. М., 2010.
  5. Evans C. S., Manis R. Z. Philosophy of Religion: Thinking about Faith. Downers Grove (Ill.), 2009.
  6. Stoicorum veterum fragmenta / J. von Arnim, ed. Leipzig, 1903–1905. Vol. 1–3.
  7. Swinburne R. The Existence of God. N. Y., 2004.
Фокин Алексей Русланович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; ведущий научный сотрудник;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5411-6437;
Электронный адрес: al-fokin@yandex.ru.
Статья написана в рамках исследовательского проекта РФФИ № 150300211 «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность»
Фокин А. Р. «Intellegentia simplicitatis»: доктрина Божественной простоты у Мария Викторина, ее философские источники и богословское значение // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2018. Вып. 78. С. 28-46. DOI: 10.15382/sturI201878.28-46
В статье рассматривается вклад Гая Мария Викторина в разработку доктрины Божественной простоты, которая находится в центре его философско-богословского учения. Показывается, что хотя данная доктрина развивается Викторином в контексте полемики с арианством и апологии учения Никейского Собора о единосущии, ее истоки восходят к метафизике неоплатонизма с ее противопоставлением «тамошнего» и «здешнего» миров, где действуют свои особые логические законы. В связи с этим кратко обозревается учение Плотина о простоте Единого, Ума и умопостигаемых сущностей. Выделяются такие базовые положения доктрины Божественной простоты у Викторина, как совпадение в Боге сущности и бытия, так что сама сущность Бога есть Его бытие; неприменимость к Богу оппозиции «субстанция – акциденции» в связи с тем, что Бог есть субстанция без акциденций и что в Нем «иметь» тождественно «быть»; совпадение с Божественной сущностью всех ее атрибутов, таких как действие, движение, воля, форма, истина и др., а также, как следствие, тождество всех атрибутов между собой. Особое внимание уделяется анализу атрибутов существования, жизни и мышления, на примере которых раскрываются принципы единства и различия Божественных имен и атрибутов у Викторина, включающие в себя «соименность», общее и особое действие, бытие потенциальное и актуальное, сокрытость и проявленность, а также учение о «импликации и превалировании» атрибутов как предвосхищение средневековой теории апроприации. В конце статьи делается вывод, что Марий Викторин впервые в истории христианской мысли интегрировал неоплатоническую доктрину Божественной простоты в христианское богословие, применив ее для объяснения таких важных положений христианского вероучения, как бытие, сущность и свойства Бога, единосущие Божественных ипостасей, ипостасные различия и др.; а также ставится вопрос о влиянии учения Викторина на формирование последующей западно-христианской богословской традиции и ее базовых отличий от восточно-христианской традиции.
античная философия, метафизика, субстанция, акциденция, потенция, акт, неоплатонизм, христианская теология, патристика, тринитарная доктрина, Марий Викторин, Августин
  1. Аналитический теист: антология Алвина Плантинги / Дж. Ф. Сеннет, сост., К. В. Карпов, пер., В. К. Шохин, ред. М., 2014.
  2. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994.
  3. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделение христианского мира. М., 2012.
  4. Морескини К. История патристической философии. М., 2011.
  5. Оксфордское руководство по философской теологии / Т. П. Флинт, М. К. Рей, сост., В. В. Васильев, М. О. Кедрова, ред. М., 2013.
  6. Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов. Тринитарный вопрос. Сергиев Посад, 1914.
  7. Фокин А. Р. Аристотелевские категории в латинской тринитарной теологии (Марий Викторин, Августин, Боэций) // Философский журнал. 2016. Т. 9. № 1. С. 106–108, 112–113.
  8. Фокин А. Р. Модусы сущего и не сущего у Мария Викторина // Платоновские исследования. 2016. Вып. 4. С. 148–152.
  9. Фокин А. Р. Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. 2011. Вып. 37. С. 7–22; 2011. Вып. 38. С. 7–29.
  10. Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М., 20172.
  11. Фокин А. Р. Христианский платонизм Мария Викторина. М., 2007.
  12. Ayres L. Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth Century Trinitarian Theology. N. Y., 2004.
  13. Courcelle P. Les letters grecques en Occident de Macrobe à Cassiodore. P., 1948.
  14. Damascius. De principiis / C. É. Ruelle, éd. P., 1899. Vol. 1.
  15. Hadot P. Commentaire // Marius Victorinus. Traités théologiques sur la Trinité . P., 1960 (SC; 69).
  16. Hadot P. Introduction // Marius Victorinus. Traités théologiques sur la Trinité. P., 1960 (SC; 68).
  17. Hadot P. Marius Victorinus. Recherches sur sa vie et ses oeuvres. P., 1971.
  18. Hadot P. Porphyre et Victorinus. P., 1968.
  19. Hanson R. P. C. Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318–381. Edinbourgh, 1988.
  20. Henry P. Plotin et l’Occident: Firmicus Maternus, Marius Victorinus, Saint Augustine and Macrobe. Louvain, 1934.
  21. Henry P. The «Adversus Arium» of Marius Victorinus: the fi rst systematic exposition of the doctrine of the Trinity // Journal of Theological Studies. New Series. 1950. Vol. 1. P. 49–50, 52–53.
  22. Proclus. Theologia Platonica // Proclus. Theologie platonicienne / D. Saff rey, L. G. Westerink, éds. P., 1968–1987.
  23. Simonetti M. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975.
  24. Simplicii in Aristotelis categorias commentarium / K. Kalbfl eisch, Hrsg. B., 1907.
Фокин Алексей Русланович
Ученая степень: доктор философских наук;
Место работы: Институт философии РАН; Российская Федерация, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1; ведущий научный сотрудник;
Должность: ведущий научный сотрудник;
ORCID: 0000-0001-5411-6437;
Электронный адрес: al-fokin@yandex.ru.
Фокин А. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2019. Вып. 83. С. 147-151. — Рец. на кн.: Grigore M., Kührer-Wielach F. Orthodoxa Confessio? Konfessionsbildung, Konfessionalisierung und ihre Folgen in der östlichen Christenheit Europas. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 2018. 359 s.
PDF
Фокин Александр Анатольевич
Статус обучающегося: Аспирант;
Место учёбы: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1;
ORCID: 0000-0002-5126-6883;
Электронный адрес: alexanderfokin@bk.ru.