/
Результат поиска


Шеховцова Л. Ф. Онтологическая проблема в христианской антропологии и психологии // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2006. Вып. 2. С. 107-121.
PDF
Многочисленные попытки философов и представителей различных религиозных учений решить онтогносеологическую проблему остаются безуспешными. Человек остается нераскрытой тайной. Однако представляется, что гносеологические усилия, направленные на раскрытие онтологии человека, могут оказаться хоть в какой-то мере эффективными, если предметом их будут не отдельные категории, а их система, отражающая человека в его целостности.
Шеховцова Лариса Филипповна
Филиппов Б. А. [Рецензия] // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2007. Вып. 2 (18). С. 183-186. — Рец. на кн.: Allen J. L. Opus Dei. N. Y.: Doubleday Religion, 2005. 416 p.
PDF
Филиппов Борис Алексеевич
Шеховцова Л. Ф. К вопросу об онтологии души // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2007. Вып. 4 (7). С. 105-117.
PDF
Вопрос об онтологии психических, душевных явлений не часто привлекает внимание современных ученых, психологов, философов или богословов. Между тем понимание «устройства» душевных или психических явлений всегда было важным для теории психологии и антропологии, а в настоящее время имеет огромное значение и для практической работы, связанной с обучением, лечением, оказанием помощи в решении психологических проблем, а также духовного преобразования человека. В статье предпринята попытка рассмотреть онтологическую проблему современного научного человекознания, привлекая богословские концепции о сущности и природе человека.
Шеховцова Лариса Филипповна
Филиппов Б. А. Госбезопасность против кардинала Кароля Войтылы // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4 (47). С. 111-126.
PDF
В статье на примере истории преследования польскими органами безопасности кардинала Кароля Войтылы рассматриваются формы и методы борьбы государственной власти против Католической Церкви в ПНР.
Кароль Войтыла, Католическая Церковь, Польская служба государственной безопасности
Филиппов Борис Алексеевич
Филиппов Б. А. О волнах и циклах духовного (религиозного) напряжения в истории // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 98-114. DOI: 10.15382/sturI201557.98-114
Понятия «религиозное пробуждение», «религиозное возрождение» отражают процессы, реально происходящие на протяжении истории в духовной жизни нашей европейской цивилизации. Об этом свидетельствует их активное использование в языке и в научной литературе. Споры среди социологов, религиоведов и политологов о природе и характере возникшего в последней трети XX - начале XXI в. и затронувшего все религии глобального явления, описываемого как «десекуляризация», «религиозное возрождение» или «духовное пробуждение», поставили вопрос о его месте в мировой истории. Автор предпринял попытку включить это явление в более широкий исторический контекст западноевропейской и отечественной истории последних 500 лет и рассмотреть его через призму циклично-волнообразной теории общественного развития. С этой целью он вводит понятие «духовное (религиозное) напряжение». Человеку и человечеству в целом не под силу находиться в состоянии постоянного духовного напряжения. Поэтому вслед за волной духовного напряжения (религиозного возрождения) идет (наступает) «возвратная волна» (период) духовного равнодушия (спокойствия). Вместе они составляют единый цикл. В качестве критерия для оценки наличия или отсутствия этого напряжения автор взял характеристики народного благочестия и духовной атмосферы кануна Реформации XVI в., чтобы наложить их как матрицу на подобные проявления в религиозной жизни других исторических эпох. Статья посвящена изложению теоретических аспектов проблемы и характеристике «возвратной волны 40-60-х гг. XX века», послужившей основой для создания теории секуляризации. Автор предполагает продолжить эту тему и дальше, посвятив свои следующие публикации характеристике духовного напряжения второй половины XX - начала XXI столетия.
волны, циклы, напряжение, возрождение, условия Спасения, тип благочестия, секты, секуляризация / десекуляризация, Реформация, антиклерикализм, Ясперс, Эйзенштадт, Шлезингер-мл., Бюне, С. Лебедев, Узланер, Филатов, Фурман, Каариайнен
1. Altermatt H. U. Katholizismus und Moderne. Zur Sozial- und Mentalitätsgeschichte der Schweizer Katholiken im 19. und 20. Jahrhundert, Zürich, 1989.
2. Aubert R. 1985 “O żywienie w duszpasterstwie“ (About Nutrition in Pastoral Care), in Aubert R. i in. Historia Kościoła, Warszawa, 1985, vol. 5. Od 1948 do czasów współczesnych, pp. 98–108.
3. Aubert R. 1985 “Początki katolicyzmu społecznego“ (Origins of Catholic Catholicism), in Idem. Historia Kościoła, Warszawa, 1985, vol. 5, pp. 109–124.
4. Bruls J. 1985 “Od misji do młodych Kościołów” (From Thought to Young Churches), in Aubert R. Historia Kościoła, Warszawa, 1985, vol. 5, pp. 199–325.
5. Fonnesberg-Schmidt I. Papieże i krucjaty baltyckie 1147–1254 (Popes and Balic Crusades 1147–1254), Warszawa, 2009.
6. Knowles M. D. 1988 “Klimat religijny XV wieku” (Religious Climate of XV Century), in Historia Kościoła…, Warszawa, 1988, vol. 2, pp. 357–358.
7. Micklethwait J., Wooldridge A. God Is Back. How the Global Revival of Faith Is Changing the World, London, 2009.
8. Pięciak W. Kryzys wiary czy kryzys systemu?: kościoły w Niemczech 1990–1999 (Crisis of Faith of Crisis of System?: Churches in Germany 1990–1999), Warszawa, 1999.
9. Secularization, in // http://www.newadvent. org/cathen/13677a.htm (Date: 14.11.2013).
10. 1986 “Sekty albo nowe ruchy religijne. Wyzwanie duszpasterskie. Wstęp. 1.5” (Sects or New Religions. Pastoral Study), in L’Osservatore Romano. Citta del Vatikano, 1986, vol. 5, pp. 3–6.
11. Stark R., Bainbridge W. The Future of Religion, Berkley, 1985.
12. Tuchle H. 1986 “Pobożność ludzi świeckich” (Piety of Secular People), in Historia Kościoła, Warszawa, 1986, vol. 3, pp. 29–30.
13. Wilson B. Religion in Secular Society: a Sociological Comment, London, 1966.
14. Алексеев А. И. К изучению ереси стригольников // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2004. № 4 (18). С. 22–34;
15. Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси последней трети XIV — начала XVI в.: стригольники и жидовствующие. М., 2012.
16. Барсов Н. И. Ересь, еретики // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (Е–Ж.). СПб., 1894. Т. XIА (22). С. 672.
17. Бюне В. Игра с огнем. М., 1991 (http://www.reformed.org.ua/2/373/3/Bühne (дата обращения: 03. 12. 2013)).
18. Великое возрождение (http://svobd.ru/2010-11-15-00-07-27/70--/1148-y.html) (дата обращения: 03. 11. 2013)).
19. Верещагин И. Ф. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX — начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2013.
20. Воронцова Е. Теологическая рецепция социологии религии Никласа Лумана // Материалы семинара 2010-7 Серия: Проблемы организации церковных общин. Международная практика. Декабрь 2010. М., 2010. С. 94–101.
21. Воронцова И. В. Религиозно-философская мысль начала ХХ века. М., 2008.
22. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 81–91.
23. Галкина Е. В. Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630–1760-е гг.). Дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2002.
24. Далецкая В. Ю. Политика государства и церкви в отношении сектантов в России XVIII–XIX веков. М., 2004.
25. Доган, М. Падение традиционных ценностей в Западной Европе: религия, государствонация, власть // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 12. С. 23–30.
26. Дэвис Н. История Европы. М., 2005. С. 561.
27. Жук С. И. Первое религиозное «Великое Пробуждение» в Британской Америке // Вопросы истории. 1997. № 6. С. 133–142.
28. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение ХХ в. Париж, 1991.
29. Йоас Х. Будущее христианства // Социологические исследования. 2009. № 11. C. 79.
30. Исаев Б. А. Социология. Краткий курс. М., 2010.
31. Исаев С. А. «Великое пробуждение» // Православная энциклопедия. Т. 7. С. 510–511.
32. История крестовых походов. М., 1998.
33. К обществу, свободному от религии. М., 1970.
34. Калхун К. Постсекулярность при демократии. О светскости (http://www.russ.ru/pole/Postsekulyarnost-pri-demokratii (дата обращения: 06. 01. 2015)).
35. Каннингем Дж. В. С надеждой на собор. Русское религиозное пробуждение начала века. Лондон, 1990.
36. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2012. № 2 (30). С.114–164.
37. Кирвель Ч. С. «Ахилесова пята» теории прогресса // Весник Гродзенскаго дзяржаунаго унивесiтэта iмя Янкi Купалы. Серыя 1. 2002. № 2 (10). С. 34.
38. Кондаков Ю. Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб., 2005.
39. Куда идет Россия?... Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год / Т. И. Заславская, ред. М., 1999.
40. Лебедев С. Д. «Религиозное возрождение» как социальная реальность: опыт теоретического анализа (http://socionavtika.narod.ru/Staty/diegesis/lebedew3.htm (дата обращения: 22. 03. 2013)).
42. Лурье Я. С., Казакова Н. А. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — начала XVI в. М.; Л., 1955.
43. Макграт Ал. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.
44. Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни // Вестник РХД. 1997 № 176 (http://messia.ru/bibliotk /s/skobcovam/tipy.htm (дата обращения: 31. 03. 2014)).
45. Нетужилов К. Е. Формирование системы церковной периодической печати в России XIX — начала XX века. Дис. … д-р филол. наук. СПб., 2010.
46. Осипов Г. В., Москвичев Л. Н., Кабыща А. В. и др. Социология. Основы общей теории. М., 2008.
47. Островская Л. В. Особенности понимания христианства крестьянами Сибири // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII — нач. XX в.). Новосибирск, 1983. С. 135–150.
48. Панченко А. М. Петр и веротерпимость // Он же. О русской истории и культуре. М., 2000. С. 386.
49. Парсамов В. С. Жозеф де Местр и Александр Стурдза: Из истории религиозных идей Александровской эпохи. Пособие по спецкурсу. Саратов, 2004.
50. Печников М. В. К вопросу о религиозной практике стригольников // Ad fontem. М., 2005. С. 224–236.
51. Романова Е. В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII–XIX веках. СПб., 2012.
52. Рыбаков Б. А. Стригольники (Русские гуманисты XIV столетия). М., 1993.
53. Сидорова Н. И. Мистицизм в русской религиозной культуре первой четверти XIX века. Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2010.
54. Синелина Ю. Ю. Циклический характер процесса секуляризации в России (социологический анализ: конец XVII — начало XXI века). Автореф. дис. ... д-р соц. наук. М., 2009.
55. Спиц Л. История Реформации. М., 2003. Т. 2 (http://www.reformed.org.ua/2/338/1/Spitz (дата обращения: 04. 06. 2013)).
56. Тревельян Дж. М. Англия времен Дефо. Религиозное возрождение // Он же. Социальная история Англии. М., 1959. С. 318–367.
57. Тревельян Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. М., 2001.
58. Узланер Д. В каком смысле современный мир может быть назван постсекулярным // Континент. 2008. № 136 (http://magazines.russ.ru/continent/2008/136/u20.html (дата обращения: 19. 05. 2013)).
59. Узланер Д. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии второй половины XX в. // Религиоведение. 2008. № 2. С. 135–148.
60. Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х — 1918 гг.). М., 2002.
61. Фурман Д. Е., Каариайнен К. Религиозность в России в 90-е годы ХХ — нач. ХХI века. М., 2006.
62. Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М., 2003.
63. Хегглунд Б. Движение духовного пробуждения в XIX веке // История теологии. СПб., 2001. С. 329–334.
64. Шахнович М. М. Антиклерикализм: Круглый стол (http://polit.ru/article/2012/06/17/anticlericalism_seminar/ (дата обращения: 17. 03. 2014)).
65. Шлезингер-мл. А. Циклы американской истории. М., 1992. С. 46–48.
66. Эйзенштадт Ш. Основы и структуры цивилизационного устроения общества. О цивилизациях «осевого времени». «Осевое время» и становление трансцендентной духовности // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов / Б. С. Ерасов, сост., ред., вступ. ст. М., 1999. С. 94–101.
67. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
Филиппов Борис Алексеевич
Филиппов Б. А. О волне духовного напряжения конца 60-х гг. XX в. — начала XXI в // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2015. Вып. 5 (61). С. 112-130. DOI: 10.15382/sturI201561.112-130
В предлагаемой статье автор продолжает размышления о волнообразном характере религиозной (духовной) жизни. В последней трети XX — начале XXI в. мир столкнулся с затронувшим все мировые религии глобальным явлением, описываемым социологами и религиоведами как «десекуляризация», «религиозное возрождение» или «духовное пробуждение». Автор предпринял попытку структурировать это явление, показать этапы его развития (подъем, высшая точка и спад), основные черты и особенности. Началом волны автор считает массовый уход хиппи в секты в конце 60-х — начале 70-х гг. и образование католических «базовых общин» в Латинской Америке. Первые сигналы об изменении отношения молодежи к религии советские социологи получили уже в 1969 г. На индивидуальном уровне новая религиозная волна в европейских странах (в том числе в СССР) началась с увлечения пришедшими с Востока разнообразными духовными практиками и поисками путей духовного самосовершенствования. Новое религиозное возрождение было во многом «межконфессиональным и неинституциональным». Об этом свидетельствует быстрый рост новых религиозных движений (НРД) и прежде всего харизматического движения. Новая религиозность совершенно не связана ни с религиозным образованием, ни с элементарной богословской грамотностью. Окончание подъема волны хронологически совпало со становлением во всем мире новой информационнокоммуникационной среды — Интернета, который стал «самым органичным для религиозных организаций медийным каналом». К началу второго десятилетия XXI в. религиозное напряжение исчерпало себя.
волны, циклы, напряжение, возрождение, тип благочестия, секуляризация / десекуляризация, харизматизм, катехизация, харизматизация христианства, фундаментализм, Интернет, В. Бюне, Э. Паин, Д. Белл, Иоанн Павел II, П. Бергер, Л. М. Воронцова, С. Б. Филатов
1. Berger P. L. 1999 “The Desecularization of the World: A Global Overview” // Berger P. L. (ed.) The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics, Washington (DC), 1999.
2. Dorsz W., ks. Chrystofobia Nietolerancja i dyskryminacja chrześcijan w Europie (Christophobia, Non Tolerance and Discrimination of Christians in Europe), in www.laskawa.pl/sites/default/.../Chrystofobia.pdf (Date: 12. 02. 2014).
3. Eberstadt M. Jak zachód utracił Boga (How West Lost God), Kraków, 2014.
4. Global index of religiosity and atheism — 2012. Press Release, in http://www.wingia.com/ web/fi les/news/14/fi le/14.pdf (Date: 12. 05. 2014)).
5. Górski J., ks. Spotkanie z religiami (Meeting with Religions), Katowice, 2007.
6. Gromadzki R. 2013 “Katolicy do getta!” (Catholics to Ghetto!), in Przewodnik katolicki, Poznań, 2013, vol. 7.
7. Hervieu-Léger D. La religion en mouvement: le pèlerin et leconverti, Paris, 1999.
8. Hervieu-Léger D., Champion F. Vers un nouveau christianisme. Introduction à la sociologie du christianisme occidental, Paris, 1986.
9. Karpov V. 2010 “Desecularization: A Conceptual Framework”, in Journal of Church and State, 2010, vol. 52, pp. 232– 270.
10. Łakomy H. Państwo a Kościół we Francji. Historia i współczesność (State and Church in France. History and Modernity), Kraków, 1999.
11. 2013 “Ludność świata coraz bardziej religijna” (World Population More Religious), in KAI, Warszawa, 2013, 13 czerw.
12. Mariański J., ks. 2012 “Europa: religie na wolnym rynku” (Europe: Religion at Free Market), in Znak, 2012, vol. 681, Luty.
13. Micklethwait J., Wooldridge A. Powrót Boga. Jak globalne ożywienie wiary zmienia świat (Return of God. How Global Religion Renaissance Changes World), Poznań, 2011.
14. Pawlina K., ks. 2006 “Religijność mlodego pokolenia” (Religiosity of Young Generation), in Niedziela, Częstochowa, 2006, vol. 46, p. 20.
15. Libiszowska-Żółtkowska M., Grotowska S. (eds.) Religijność i duchowość — dawne i nowe formy (Religiosity and Spirituality — Old and New Forms), Kraków 2010.
16. Religion Among the Millennials, in http://www.pewforum.org/Age/ReligionAmong-the-Millennials.aspx (Date: 13. 06. 13).
17. Shouler K. The Everything World’s Religions Book: Explore the Beliefs, Traditions and Cultures of Ancient and Modern Religions, Avon (MA), 2010.
18. Suchocka H. 1991 “Nauczanie religii w szkole w świetle konstytucji i ustawodawstwa wybranych państw europejskich” (Religion Study in School in Light of Constitution and Law of Selected European Countries), in Nauczanie religii w szkole w państwie demokratycznym, Lublin, 1991, pp. 85–99.
19. 2013 “Wprowadzienie” (Introduction), in Pomiędzy sekularyzacją i religij nym ożywieniem. Podobieństwa i różnicew przemianach religij nych w Polsce i w Niemczech, Kraków, 2013.
20. Zbytek D. Fundamentalizm religijny we współczesnym świecie (Religious Fundamentalism in Modern World), in http://www.racjonalista.pl/kk.php/s,5257 (Date: 16. 09. 2013).
21. Антиклерикализм. Круглый стол (Ресурс: http://polit.ru/article/2012/06/17/anticlericalism_seminar/ (дата обращения: 15. 07. 2014).
22. Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России. Введение. М., 1999.
23. Бергер П. Социальная реальность религии // Ресурс: https://sites.google.com/site/piter0berger/ home/socialnaa-realnost-religii (дата обращения: 27. 05. 13).
24. Бергер П. Фальсифицированная секуляризация // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2012. №2 (30). С. 8–20.
25. Бюне В. Игра с огнем. М., 1991.
26. Воронцова Л. М., Филатов С. Б., Фурман Д. Е. Религия в современном массовом сознании // Социологические исследования. 1995. № 11. C. 81–91.
27. Гостюшева Е. Доступ к образованию в странах третьего мира // Ресурс: http://tmun.utmn.ru/wp-content/uploads/Obrazovanie.pdf (дата обращения:11. 08. 2013).
28. Забаев И. Жив ли М. Вебер и живет ли он в Гватемале?: критический анализ работ Д. Мартина, посвященных современной экспансии пятидесятничества и его хозяйственной этике // Материалы семинара «Социология религии». 2010. № 6. С. 1–25.
29. Зенкин С. Трансформации сакрального. Конференция «Сакральное вне религий». Париж, 7 и 8 февраля 2005 // НЛО. 2005. №75 (Ресурс: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/75/ze38.html (дата обращения: 16. 07. 2013)).
30. Йоас Х. Будущее христианства // Социологические исследования. 2009. № 11. C. 78–88.
31. Каргина И. Г. Новые религиозности: социологические рефлексии // Вестник МГИМО – Университета. 2012. №2 (23). С. 186–194.
32. Карпов В. Концептуальные основы теории десекуляризации // Государство. Религия. Церковь. 2012. № 2 (30). С. 114–164.
33. Колкунова К. А. Религии Нового века как религиоведческая проблема // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, 14 декабря 2012 г. М., 2013. С. 103–112.
34. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самоосознания в конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах: материалы международной конференции. М., 1994. С. 35–70.
35. Кублицкая Е. А. Развитие процесса десекуляризации в мегаполисе (мониторинговые исследования) // Социология религии в обществе Позднего Модерна: Материалы IV Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / С. Д. Лебедев, ред. Белгород, 2014. С. 171–175.
36. Кырлежев А. И. Религиозный фундаментализм // Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 280–281.
37. Лункин Р. Н. Евангельские церкви в Европе // Социология религии в обществе Позднего Модерна : Материалы IV Международной научной конференции. НИУ «БелГУ», 12 сентября 2014 г. / С. Д. Лебедев, ред. Белгород, 2014. С. 175.
38. Лученко К. В. Интернет в информационно-коммуникационной деятельности религиозных организаций России (Автореферат дисс). М., 2009.
39. Мир становится менее религиозным, считают социологи (Ресурс: http://www.newsru.com/religy/31jul2012/ religiositaet.html (дата обращения: 23. 04. 2014)).
40. Многоликая глобализация: Культурное разнообразие в современном мире / П. Бергер, С. Хантингтон, ред. М., 2004
41. Неронов А. В. Новая нетрадиционная религиозность в культуре современной России (Автореферат дис.). СПб., 2013.
42. Олбрайт М. Религия и мировая политика. М., 2007.
43. Паин Э. А. О природе процесса этнического и религиозного возрождения // Ценности и смыслы. 2010. № 5 (8). С. 33–49.
44. Пузырев Д. А. Религиозный фактор в международных отношениях // Вестник МГУ. Серия 18: Социология и политология. 2007. № 2. С. 72–88.
45. Росман М. Сколько еврейского в еврейской истории? М., 2014.
46. Синелина Ю. Религия в современном мире // Эксперт. 2012. №1. 24 дек.
47. Синелина Ю. Ю. Динамика религиозности россиян (1989–2012) // Социология религии в обществе Позднего Модерна (памяти Ю. Ю. Синелиной): Материалы III Международной научной конференции. 13 сентября 2013 г. Белгород, 2013. С. 324–343.
48. Титаренко В. В. Харизматизм в христианстве как основной прогнозный тренд его модернизации // Новые религии в России: двадцать лет спустя. Мат. междн. научно-практ. конф. Москва. 14 декабря 2012 г. СПб., 2013. С. 135–145
49. Тишков В. А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С. 3–21.
50. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М., 2004.
51. Туроу Л. Будущее капитализма. Религиозный фундаментализм. Новосибирск, 1999.
52. Узланер Дм. Антиклерикализм информационных поводов // Нескучный сад (Ресурс: http://www.nsad.ru/articles/antiklerikalizm-informacionnyh-povodov (дата обращения: 03. 09. 2012))
53. Фаликов Б. З. От церковной реальности бегут в Интернет. Всемирная информатизация бросает вызов организованной религии // НГ-религии. 2014. 16 апр.
54. Филатов С. Б. Католическая церковь в общественно-политической жизни США (70–80-е г.) (Автореферат дис.). М., 1984.
55. Филиппов Б. А. Иоанн Павел II. Польша. Политика. М., 2013.
56. Филиппов Б. А. О волнах и циклах духовного (религиозного) напряжения в истории // Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия. 2015. Вып. 1 (57). С. 98–114.
57. Филиппов И. Б. In God We Trust // Ресурс: http://www.atheism.ru/library/Filippovi_2.phtml (дата обращения: 12. 07. 2013).
58. Чапнин С. Церковь в постсоветской России: возрождение, качество веры, диалог с обществом. Субъективные размышления о настоящем и будущем. М., 2013.
59. Шишкин Д., иерей. Что такое воцерковленность // Ресурс: http://www.pravmir.ru/chtotakoe-vocerkovlennost (дата обращения: 20. 08. 2013).
60. Шишков А. Некоторые аспекты десекуляризации в постсоветской России // Государство. Религия. Церковь. 2012. № 2 (30). С. 165–177.
61. Штёкль К. «Возвращение религии» в социальную науку и политическую философию. Лекция в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. свв. Кирилла и Мефодия 10 февраля 2010 г. // Ресурс: http://www.bogoslov. ru/text/1489841.html (дата обращения: 10. 03. 2013).
62. Эрвье-Леже Д., Шампион Ф. Ожидать ли нового христианства? (Реферат книги: Hervieu-Leger D., Champion F. Vers unnouveau christianisme. Introduction a la sociologie du christianisme occidental. P., 1986) М., 1987.
Филиппов Борис Алексеевич
Филиппов Б. А. Папа Франциск, II Ватиканский собор и новая модель Католической Церкви // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 1 (68). С. 102-119. DOI: 10.15382/sturII201668.102-119
Рост населения планеты и рост числа крещеных католиков не сопровождается соответствующим ростом численности католического духовенства. В мире происходит быстрое увеличение доли «верующих вне Церкви» и неверующих (no religion), а центр мирового христианства смещается на Юг. Кроме того, христианство превращается в религию мегаполисов. И, наконец, вызовом для исторических церквей становится быстрый рост харизматических общин. Ни на один из этих вызовов Католическая Церковь в нынешней ее форме ответить не в состоянии. Ее образ искажен непрерывными сексуальными скандалами. В этой ситуации на Папский престол избирается аргентинский кардинал Хорхе Бергольо, который принимает имя Франциск, символизирующее печальное состояние Церкви и готовность к ее возрождению. Свое служение папа начинает с напоминания верующим, что главной задачей Церкви является проповедь Евангелия в современном мире. Для успешного выполнения Католической Церковью своей миссии, считает папа, необходимо изменение ее имиджа. Она должна восприниматься верующими как «бедная» и «милосердная» и избавиться от клерикализма. Другой задачей Франциск считает реализацию решений II Ватиканского собора о формировании постконстантиновской модели Католической Церкви, предполагающей коллегиальность в управлении и увеличение роли мирян (в том числе женщин) в ее жизни. Итогом этой деятельности должна стать новая модель Католической Церкви. Этой теме посвящена статья.
папа Франциск, II Ватиканский собор, клерикализм, целибат, «союз алтаря и трона», духовенство, миряне, коллегиальность, женщины, епископы, примат, «Lumen gentium», Древняя Церковь, верующие вне Церкви, постконстантиновский период, Римская курия, епископс
1. Бинцаровский Д. Второй Ватиканский собор (1962–1965): Ключевые решения (URL: http://www.reformed.org.ua/2/699/Bintsarovskyi/ (дата обращения: 23.02.2015)).
2. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. М., 1994. Т. II.
3. Бывший ректор теологической школы сказал в интервью «CBN NEWS”, что папа Франциск открыт для диалога между религиозными конфессиями (URL: http://tbn-tv.ru/news/byvshij-rektor-teologicheskoj-shkoly-skazal-v-intervyu-cbn-news-chtopapa-francisk-otkryt-dlya-dialoga-mezhdu-religioznymi-konfessiyami/ (дата обращения: 20.04.2013)).
4. Второй Ватиканский собор: Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992.
5. Григулевич И. Р. Папство. Век XX. М., 2003.
6. Делюмо Ж. Грех и страх. Формирование чувства вины в цивилизации Запада. XIII–XVIII. Екатеринбург, 2003.
7. Кодекс Канонического права Католической Церкви. М., 2007.
8. Маттеи П. Римский примат в восприятии африканских христиан: предыстория, содержание и исторические следствия // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 4(47). С. 40–61.
9. Поттмайер Г. Й. Современные дискуссии о первенстве в связи с I Ватиканским собором // Петрово служение: Диалог католиков и православных. М., 1996. С. 236–256.
10. Распятие Сан-Дамиано (URL: http://s-francesco.narod.ru/san_damiano_crucifi x.html (дата обращения: 07.12.2015)).
11. Руджери Дж. Существует ли богословие папы Иоанна XXIII? // Иоанн XXIII и современный мир — христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество. М., 2002. С. 188–209.
12. Франциск, папа. Апостольское обращение “Evangelii gaudium” (Радость Евангелия). О возвещении Евангелия в современном мире. (2013). М., 2014.
13. Франциск, папа Римский. Интервью папы Франциска главному редактору журнала “La Civiltà Cattolica” отцу Антонио Спадаро. 19 авг. 2013 г. (URL: http://www.jesuit.ru/en/off ers?catid=0&id=255 (дата обращения: 08.01.2014)).
14. Франциск, папа Римский. Первое интервью папы Франциска (полная версия) (URL: http://glavcom.ua/articles/12979.html (дата обращения: 7.08.2014)).
15. Франциск, папа Римский. Соборность как путь Церкви третьего тысячелетия: Речь папы по случаю 50-летия учреждения Синода Епископов (URL: http://ru.radiovaticana.va/news/2015/10/17/речь_папы_по_случаю_50-летия_синода_епископов/1180065 (обращение 21.10.2015)).
16. Ястребицкая А. Л. Женщина и общество // Средневековая Европа глазами современников и историков. М., 1994. Вып. 3. С. 283–315.
17. Allen J. L., Jr. The Future Church: How Ten Trends Are Revolutionizing the Catholic Church, New York, 2009.
18. Benedikt XVI. Tekst wystąpienia Ojca świętego, podczas spotkania z rzymskim duchowieństwem 14 lutego 2013, in http://papiez.wiara.pl/doc/1459189.Benedykt-XVI-o-SoborzeWatykanskim-II/1-7 (Date: 23.02.2015)).
19. Benedykt XVI. 2006 ““Papież tęskni za swoją Ojczyzną”. Wywiad z Benedyktem XVI. Castel Gandolfo 5 sierp. 2006 r.”, in Gość Niedzielny, Katowice, 2006, 20 sierp., vol. 34.
20. Bielecki T. Papież Franciszek w wywiadzie dla «La Repubblica»: Czasem staję się antyklerykałem, in http://wyborcza.pl/1,76842,14705588,Papiez_Franciszek_w_wywiadzie_dla__La_Repubblica__.html (Date: 10.10.2013)).
21. Boniecki Adam, ks. Demokratyzacja Kościóła?, in https://www.tygodnikpowszechny.pl/demokratyzacja-kosciola-25170 (Date: 10.12.2014)).
22. Lecomte L. Tajemnice Watykanu, Kraków, 2010.
23. Pietrzak A. Opcja na rzecz ubogich znakiem wiarygodności Kościoła, Pieniężno, 2002.
24. Radzik Z. 2011 “Cichy eksodus”, in Tygodnik powszechny, Krakow, 2011, vol. 29, 17 lipca.
25. Ratzinger J. Rapporto Sulla Fede, Milano, 1985.
26. Schatz K. Prymat papieski od początków do współczesności, Kraków, 2004.
27. Svidercoschi G. F. Dokąd zmierza Kościół? Chrześcij anin w kryzysie — rozterki i nadzieje, Warszawa, 2012.
Филиппов Борис Алексеевич
Филиппов Б. А. Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин и проблема репутации СССР в годы Второй мировой войны // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4 (71). С. 84-102. DOI: 10.15382/sturII201671.84-102
Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз сделало нашу страну союзником Великобритании и США. Встал вопрос об организации военно-технической помощи СССР. Но на пути принятия закона о ленд-лизе (поставках США военного оборудования своим союзникам) возникли трудности. Против оказания помощи СССР запротестовали не только американские изоляционисты, но и верующие католики и протестанты. Они считали оказание помощи стране, в которой разрушаются церкви и преследуется религия, безнравственным. Для преодоления сопротивления в Конгрессе президент Ф. Д. Рузвельт и американские дипломаты предприняли попытку убедить Сталина отказаться от антирелигиозной политики. Одновременно Рузвельт обратился за помощью к Папе Римскому Пию XII. В это же время немецкий и итальянский послы пытались убедить папу поддержать их «крестовый поход против безбожной большевистской России». Вопрос об улучшении репутации СССР стоял на повестке дня все годы войны. Статья посвящена истории наиболее значительных попыток решить эту задачу, предпринятых западными союзниками и Сталиным. Прежде всего речь идет о таинственном «Письме Сталина папе Пию XII» (1942) и о не менее загадочном визите американского священника С. Орлеманьского в Москву для встречи со Сталиным (1944).
Ф. Рузвельт, Пий XII, И. Сталин, Ватикан, C. Орлеманьский, свобода совести и вероисповедания, преследование религии, «письмо Сталина Пию XII», закон о ленд-лизе, Конгресс США, американские католики, внешняя политика СССР.
1. Бережков В. М. Страницы дипломатической истории. М., 1987.
2. Бернс Дж. М. Франклин Рузвельт. Человек и политик. М., 2004.
3. Венгер А. Рим и Москва. 1900–1950. М., 2000.
4. Дойч Г. С. Заговор против Гитлера. Деятельность Сопротивления в Германии. 1939–1944. М., 2008.
5. Краснов П. П. Трансатлантическая дипломатия папы Пия XII и Ф. Рузвельта в период Второй мировой войны // Вестник ОГУ. 2010. № 5 (111). С. 4–11.
6. Кулачков В. В. Окно в Америку: дипломатия кардинала Пачелли // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 1. С. 160–164.
7. Маджистер С. Политика Ватикана и Италия 1943–1978. М., 1982.
8. Майнер С. М. Сталинская священная война. Религия, национализм и союзническая политика 1941–1945. М., 2010.
9. Максимова Н., Филиппов Б. Ватикан и Вторая мировая война // Наука и религия. 2000. № 5. С. 12–17.
10. Мурашко Г. П. Коммунистические партии и католическая церковь Восточной Европы в послевоенных политических реалиях (1944–1948 гг.) // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы 1939–1958: Дискуссионные аспекты. М., 2003. С. 126–143.
11. Мурен М. Ватикан и СССР. М., 1966.
12. Токарева Е. С. Ватикан в советской политике и пропаганде в годы Второй мировой войны // Иоанн XXIII и современный мир: христианское свидетельство, сосуществование и сотрудничество. М., 2002. С. 98–128.
13. Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца: В 2 т. М., 1958. Т. 1.
14. Якунин В. Н. Внешние связи Московской Патриархии и расширение ее юрисдикции в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Самара, 2002.
15. Blet P., SJ. Pius XII i druga wojna światowa w tajnych archiwach watykańskich (Pius XII and Second World War in Secret Vatican Archives), Katowice, 2000.
16. Cornwell Jo. Papież Hitlera. Sekretna historia Piusa XII (Hitler Pope. Secret History of Pius XII), Warszawa, 2006.
17. Deschner K. Polityka papieska w XX wieku (Pope Politics in XX Century), Warszawa, 1993, vol. 2.
18. Haynes J. E., Klehra H. Venona: Decoding Soviet Espionage in America, New Haven, London, 2000.
19. Romerstein H., Breindel E. The Venona secrets. Exposing Soviet Espionage and America’s Traitors, Washington, 2001.
20. Smutny udział… (Troubled Part…), in Szaniec, Warszawa, 1942, vol. 7/81, p. 2.
21. Stehle H. J. Tajna dyplomacja Watykanu. Papiestwo wobec komunizmu (1917–1991) (Secret Diplomacy of Vatican. Papacy to Communism (1917–1991)), Warszawa, 1993.
22. Taylor M. Wartime Correspondence between President Roosevelt and Pope Pius XII. Introduction and Explanatory Notes by Myron C. Taylor, New York, 1947.
Филиппов Борис Алексеевич